Казанский Нижнеломовский мужской монастырь

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Казанский Нижнеломовский мужской монастырь

Нижне-Ломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь находится в Пензенской области, в 2-х км. от г. Нижнего-Ломова, а от областного центра г. Пензы в 104 км.

История[править | править код]

Изначально монастырь был построен при подошве высокой горы и частью на горе. Со всех сторон монастырь был обнесен каменною стеною с четырьмя башнями по углам. Стена с северной стороны была оригинальной деревянной постройки, на подобие стен царских теремов; с восточной стороны по скату горы монастырь был окаймлен фруктовым садом с каменною лестницею, шедшей от самой подошвы вверх через всю гору к церкви Преподобного Сергия Радонежского. С Северной стороны от стен монастыря располагались казенная и монастырские лавки для ярмарки, которая всегда проводилась 21 июля (8 июля по старому стилю) в день празднования явления иконы Казанской Божия Матери. С западной стороны недалеко от стен монастыря находились гостиные монастырские дома. С южной стороны стелется долина с бывшими монастырскими и деревенскими лугами. Вид монастыря с южной стороны представлял собою величественную панораму.

Поводом к основанию монастыря на настоящем месте послужило явление иконы Казанской Божией Матери нижне-ломовскому казаку Андрею Михайловичу Набокову; произошло это событие в 1643 году. Казак увидел икону в лесном болотистом месте вблизи источника, истекающего из горы, она (икона) стояла на пне дерева. Он донес о том городскому воеводе Ивану Косагову, который сначала не хотел верить истине явления; но в скором времени у Него тяжко заболел сын Григорий. Признав это наказанием Божиим за свое неверие, воевода по совету горожан со всеми священно-служителями города поднял иконы и хоругви из всех городских церквей и отправился на место явления, здесь было совершено молебствие перед явленною иконою Царицы Небесной, и заступлением Богородицы, сын воеводы чудесно исцелен от болезни (летопись монастыря 1813г.). В благодарность за такое чудо Косагов при содействии жителей города Нижнего-Ломова построил на источнике деревянною часовню. Куда была внесена явленная святая икона. После этого совершилось еще несколько исцелений от явленной иконы над разными больными. В следствии чего жители города обратились с просьбой к тому же воеводе Косагову и ходатайствовали пред ним, донести формально о явлении иконы Казанския Божия Матери и чудесах от нея Царю Михаилу Федоровичу Романову, что и было сделано. Потому в 1648 году Его Царское Величество повелел указом: «…над источником, где явилась икона Божией Матери, соорудить церковь и образовать мужской монастырь, снабдив его из царской казны книгами, утварью и всеми церковными потребностями, а впредь на его нужды (как-то: на ладан, свечи и прочее) повелел отпускать каждый год по справочным ценам, деньги из Нижне-Ломовской воеводской канцелярии», что и проводилось до 1764 года.

Слава чудес от новоявленного святого образа Божия матери пронеслась быстро всюду между жителями Пензенской губернии и ближайших к ней мест, скоро начала привлекать поклонников, а с приливом богомольцев начали расти и приношения, как дань благочестивого усердия к Заступнице. Отсюда открылась возможность выполнить волю царскую и жителей города - устроить над источником приличный святыне храм. Первым соорудителем оного, как летопись сказывает, был иеромонах (черный поп) Корнилий; деревянный храм в честь иконы Казанской Богоматери им сооружен был в 1648 году. В летописи упоминается, что в 1649 году Корнилию с братией указом Царя Алексея Михайловича отведена была часть земли и лугов в пользу новой обители. Корнилию приемствовал строитель Трофим, а после него игумен Исаия. При сем последнем игумене, по свидетельству летописи, построено было 11 деревянных братских келий, для настоятеля существовали особенные деревянные кельи; вся обитель ограждалась деревянным забором. Святые врата были точеные и на них с лицевой стороны написано было семь больших икон. Вне ограды монастырской, напротив святых ворот, существовали уже черный и гостиный дворы. В таком состоянии обитель находилась до 1709 года. 2 сентября 1709 года весь монастырь, только что устроенный, сгорел до основания, но при сем явленный образ Божия Матери был вынесен. По милости Царицы Небесной монастырь вскоре обновился, украсился новыми зданиями церковными в которых совершалась служба, Вот как об этом повествует «Описание» составленное бывшим настоятелем монастыря архимандритом Евпсихием в 1911году: «… из коих храмы существуют и доныне и составляют украшение обители; таковая каменная Казанская церковь, отличающаяся сколько легкостью своей архитектуры, столько же и древностью своего сооружения – ей 179 лет. По своему величественному пятиярусному позлащенному иконостасу и по чудотворному образу Божия Матери, в ней находящемуся, церковь сия служит ныне драгоценным памятником древности. Прочия церкви – Сергиевская и Предтечева – ныне обращают внимание благочестивых поклонников своим внутренним и внешним благолепием, так что Нижне-Ломовский монастырь в настоящее время, по внешнему своему устройству, может стоять на ряду с лучшими монастырями, не только Пензенской, но и других епархий. Все здания монастыря отличаются благолепием, вполне достойным святыни, в обители находящейся».

Смертоносный ураган безбожия пронесся над Нижнеломовским Казанско-Богородицким мужским монастырем в 1920 году. «Постановлением» Нижнеломовского Уисполкома от 16 августа 1920 года монастырь был «упразднен». Монахи были изгнаны, иные из них арестованы и сосланы в лагеря. Сведений о бывших насельниках обители сохранилось немного. Известно, что последнего Настоятеля архимандрита Леонтия принудили покинуть обитель в 1932 году, из чего можно заключить, что молитвенная лампада до этого времени в обители еще теплилась. По всей вероятности, с ним в обители оставались до 30-х годов иеро-монахи Стефан и Владимир. Многие бывшие насельники монастыря прославили Бога мученическим и исповедническим подвигом. Имена их чрез время откроет Господь. Известны многие исповедники, но окончание их жизненного пути сокрыто. Очень вероятно, что такие исповедники окончили свой жизненный путь мученически. В монастыре начинал свой монашеский путь иеромонах Серафим. Родился он в 1903 году. В юности поступил в Нижнеломовский Казанский монастырь. После закрытия монастыря он воспринял монашеский постриг в городе Саранске при епископе Филиппе (Перове). В 1927 году о. Серафим рукоположен был во иеромонаха. В 1937 году он был арестован и сослан в лагеря Коми АССР. Дальнейший жизненный путь его неизвестен. Упоминается людьми, что его отец, будучи вдовцом, поступил в Казанский монастырь и был пострижен в монашество с именем Нифонт. Сестра о. Серафима инокиня Марфа была насельницей Нижнеломовского Свято-Успенского женского монастыря.

Одним из исповедников Христовых был иеромонах Мартирий (Гарин Михаил Петрович). Он родился 6 ноября 1875 года в деревне Михалевке Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Получив начальное образование, он поступил в Нижнеломовский Казанско-Богородицкий монастырь, в котором был пострижен в монашество с именем Мартирий и рукоположен в сан иеродиакона. В 1922 году о. Мартирий был рукоположен в сан иеромонаха и служил в с. Подхватиловка Нижнеломовского района. 16 декабря 1936 года иеромонах Мартирий был арестован Нижнеломовским РО УНКВД и содержался под стражей в тюрьме города Пензы. 27 марта 1937 года постановлением Особого Совещания при наркоме внутренних дел СССР он был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на пять лет ссылки в Казахстан. 18 мая 1989 иеромонах Мартирий заключением прокуратуры Пензенской области был реабилитирован.

Летом 2002 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, 8/21 июля, вблизи святого источника, где образовалось озерцо, были построены новая деревянная часовня и купель.

В 2003 году группа людей шла по дороге из Пачелмы к г. Нижнему Ломову. И все они видели в воздухе церковь над местностью, где был монастырь. Через год, в 2004 году, здесь, на месте разрушенного Казанского собора, попечением Александра Петровича Мамыкина, директора Нижнеломовских электрических сетей, уроженца села Монастырского, трудами местных жителей была построена деревянная Казанская церковь и стала действовать как приходской храм. 19 мая 2004 года по Указу Высокопреосвященнейшего Филарета, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, храм был обращен в Подворье Тихвинского Керенского мужского монастыря. На территории были выстроены церковная лавка, трапезная, братский корпус, гостиница для трудников, находящихся на испытании. В 2005 году храм был снаружи обложен кирпичом. Когда разоряли монастырь, то вода в источнике сильно умалилась. Когда же с октября 2005 года в Казанской церкви ежедневно стала совершаться Божественная Литургия, приток воды в источнике вновь увеличился. Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери, Иверская икона и икона святого Иоанна Предтечи после закрытия монастыря считались безвозвратно утраченными. Сохранялась лишь дореволюционная литография чудотворного образа Божией Матери. Иконы были сокрыты братией монастыря в страшные 1921-1922 годы, когда в Поволжье свирепствовал небывалый голод, и богоборческая власть, воспользовавшись этим, стала жестоко грабить монастыри и церкви. Со всех икон обители были сняты драгоценные ризы. 25 апреля 1922 года Нижнеломовская уездная газета сообщала, что по городу и уезду было «изъято» почти 50 пудов серебра (819 килограммов) и 80 пудов золота (1310 килограммов) в виде церковных ценностей: утвари, окладов икон и монет. В Казанском монастыре утвари из золота и серебра было «изъято» весом в 12 пудов. В настоящее время стало известно, что до 1937 года чудотворная Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери и чудотворная икона святого Предтечи Иоанна поочередно находились у архимандрита Макария и иеромонаха Гедеона. Когда в 1937 году над иеромонахом Гедеоном нависла угроза обыска и ареста, он пере-дал иконы глубоко верующему семейству Климовых, жителям села Монастырское. Амплий Иванович Климов был иконописцем. В 30-х годах ХХ-го столетия его арестовали и расстреляли в Наровчатской тюрьме. Дочери Амплия Ивановича Антонина Амплиевна и Мария Амплиевна и были в последующие десятилетия хранительницами чудотворных икон. Пред святыми образами не угасали лампады и свечи, совершались молитвы, читались акафисты и каноны. Тайна хранения чудотворных икон скрывалась даже от близких родственников. В дом, где хранились святые иконы, не пускали посторонних. И только спустя год после того, как на месте разрушенного монастыря над святым источником была построена часовня, Антонина Амплиевна открыла тайну хранения святых икон своему двоюродному племяннику Александру Петровичу Мамыкину. Святые иконы Антонина Амплиевна завещала ему после своей смерти. Скончалась она 8 марта 2008 года на 87-м году жизни. Александр Петрович вернул святые иконы во вновь построенную Казанскую церковь в Страстную Субботу 13/26 апреля 2008 года, в самый канун Пасхи Христовой. Вскоре были вызваны иконописцы из Москвы для освидетельствования икон. Древность и соответствие икон описанию,приведенному в Летописи монастыря, были подтверждены.

Смотрите также: Историко-статистическое описаніе Нижне-Ломовскаго Казанскаго второклассного монастыря (1891 год, 52 страницы)

Современное состояние[править | править код]

Указом Высокопреосвященнейшего Филарета, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого от 22 июля 2008 года, постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года определено было Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь возродить.
27 октября 2008 года Высокопреосвященнейшим Филаретом, Архиепископом Пензенским и Кузнецким, состоялось освящение храма Казанской иконы Божией Матери.

Святыни[править | править код]

1) святитель Дмитрий Растовский,

2) святитель Феодосий Черниговский,

3) святитель Феофан Затворник,

4) преподобный Максим Грек,

5) преподобный Засима Соловецкий,

6) преподобный Савватий Соловецкий,

7) преподобный Герман Соловецкий,

8) преподобный Гавриил Седмиезерский,

9) преподобный Гавриил Мелекесский исп.,

10) преподобный Антоний Радонежский,

11) Преподобных старцев Оптинских,

12) преподобных матерей Девеевских,

13) преподобномученницы Елисаветы,

14) преподобной Софии Суздальской,

15) священномученика Климента папы Римского,

16) блаженнаго Василия Московского,

17) преподобных старцев Глинских,

18) преподобных отцов Гортинских.

  • в Казанском храме Святой обители находятся следующие иконы святых угодников с частичками их мощей:

1) Преподобный Сергий Радонежский;

2) Преподобный Серафим Саровский;

3) Пензенские Святые: свящ. исповедник Иоанн Оленевский, святитель Иннокентий Пензенский;

4) Дивеевские блаженные: Пелагея, Параскева, Мария;

5) Санаксарсские святые: прп. Александр, прп. Фёдор Санаксарский, св. праведный воин Фёдор (Ушаков);

6) Икона св. блаженной старицы Матроны Московской с частичкой гроба.

Престольные праздники[править | править код]

Икона Пресвятой Богородицы "Казанская" - 21 июля, 4 ноября

Икона Пресвятой Богородицы "Иверская" - 26 октября, 25 февраля, 6 мая

Как добраться[править | править код]

Как добраться: Добраться до нашей обители можно автотранспортом по Федеральной дороге М5 со стороны Москвы двигаться по направлению на Пензу 530 км у поворота на Пачелму свернуть вправо и ехать 2 км до указателя.

Со стороны Пензы ехать 100 км по направлению на Москву по Федеральной дороге М5 за Нижним Ломовом у поворота на Пачелму повернуть влево и ехать 2 км до указателя.

Железнодорожным транспортом до станции Пачелма, от туда 33 км на автобусе либо на такси до с. Норовка.

Адрес: 442151, Нижнеломовский р-н Пензенской области, с. Норовка ул. Тархова, 33.

Тел.: 8(8415)-44-95-36 и 8(8415)-44-92-00.

E-mail: monastir58@yandex.ru.

Официальный сайт.

Информация для паломников[править | править код]

В монастыре пока нет гостиницы, обитель не имеет возможности разместить паломнические экскурсионные группы на ночлег.

Паломникам (мужчинам), желающим поучаствовать в богослужениях, церковных таинствах, потрудиться во славу Божию, предоставляется жилье в паломнической келье. При регистрации необходимо иметь при себе паспорт. Срок пребывания в обители ограничивается 3 днями, вопрос о продлении срока пребывания в монастыре решается непосредственно начальством обители: наместником и благочинным. Благословения духовников, старцев, направивших паломника в монастырь, в данном вопросе не имеют решающего значения.

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]