Нальчик

Материал из Азбука паломники
(перенаправлено с «Паломничество в Нальчик»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
43.485259; 43.607081
Россия, Кабардино-Балкарская Республика, Нальчик
Нальчик,Кабардино-Балкарская Республика
Россия


Собор равноапостольной Марии Магдалины (Нальчик)

На́льчик (кабард.-черк. Налшык, карач.-балк. Нальчик) — город на юге России, столица Кабардино-Балкарии. Входит в состав одноимённого городского округа.

Устоявшейся является точка зрения, что в основе названия города лежит слово нал — «подкова», присутствующее как в кабардино-черкесском, так и в карачаево-балкарском языках и заимствованное, по некоторым данным, из персидского языка. Подкова и является эмблемой города. Проблемы возникают с объяснением элемента -чик. Это может быть трансформация кабардинского щыч — «отрывающий» (подкову грунт), тюркский уменьшительный формант («маленькая подкова») или, возможно, термин со значением «вода» (что логично предположить для названия реки Нальчик, которое исторически первично по отношению к названию города).

История православия[править | править код]

Народы Кабардино-Балкарии одни из первых на Кавказе были просвещены Христовым Учением. В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ и Закавказье «посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти - св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти - св. Фаддей».

Согласно Священному Преданию и святоотеческим источникам, со стороны Черного моря на Кавказ приходили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, которые проповедовали христианское вероучение среди зикхов, касогов и алан - предков коренных народов Кабардино-Балкарии.

Апостольский период в истории Христианства Северного Кавказа, неоспоримо доказанный различными материальными и духовными источниками, является тем значимым звеном, которое помогает приоткрыть завесу зарождения самостоятельных епархий и митрополий в составе Константинопольской Церкви, а затем и Русской Православной Церкви, вписывается в общую закономерность возникновения и развития Восточных Церквей.

Условия для раннего распространения христианства в Зихи-Косогии, а несколько позже и в Алании, были идентичны с Грузией, Арменией и Кавказской Албанией. В частности, они были связаны с наличием здесь еврейской диаспоры, в пределах которой первоначально возникли небольшие христианские общины, в том числе и тайные.

Дальнейшее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией.

Общепризнанным является тот факт, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана «союзником адыхейского народа» и «адыхейским витязем», подчеркивая, что адыги так уважали Юстиниана, что даже клялись юстиниановым столом и юстиниановым троном.

Христианский автор того времени- монах Епифаний свидетельствует, что зихи (приморские адыги) - «народ жестокий и варварский и доныне наполовину неверующий», а касоги (закубанские адыги) –«это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди».

И уже на рубеже VII-VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия, которая упоминается в епископском списке, составленном в 807-815 гг.

Создание на территории Западного и Северного Кавказа самостоятельной епархии позволило ее представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Западного и Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве.

Читать далее...

Святыни[править | править код]

Собор равноапостольной Марии Магдалины (Нальчик):

  • Месточтимый список чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Божией Матери,
  • образ равноапостольной Марии Магдалины,
  • образ блаж. Матроны Московской с частицами мощей.

Собор преподобного Симеона Столпника (Нальчик):

  • Мощевики с образами Угодников Божиих: Великомученика и Целителя Пантелеимона; Преподобного Феодосия Кавказского; Святителя Луки Крымского; Преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца; Преподобного Священномученика Кукши Печерского.
  • Месточтимые списки чудотворной Казанской иконы Пресвятой Божией Матери и Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Храмы[править | править код]

Собор равноапостольной Марии Магдалины (Нальчик)[править | править код]

Нальчик, Мариинский собор 1

Собор - один из крупнейших и красивейших на Северном Кавказе. Службы в соборе могут одновременно посещать до тысячи человек, площадь застройки храма - ок. 800 кв. м. Пятикупольный двухъярусный храм с пристроенной четырехъярусной колокольней выполнен в византийском стиле. На нижнем ярусе размещаются крестильная, мастерские, технические и подсобные помещения. На втором ярусе - основной храм. Имеется балконная часть для хора, и с этого же уровня - вход в колокольню. Первый уровень колокольни является крытым крыльцом, папертью храма. Стены из кирпича и железобетона с фасадной штукатуркой светлых тонов. Купола шлемовидной формы, покрытые медными пластинами. Главный вход - с западной стороны с площадью перед ним. Храмовый участок в 7000 кв. м огорожен, на нём предусмотрены приходские здания.

Адрес: Россия, 360000, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 23

Подробнее...

Собор преподобного Симеона Столпника (Нальчик)[править | править код]

Нальчик, Нальчикский Симеоновский храм

Согласно описанию изначального храма:

"Состоящая при Нальчикской крепости церковь была созиждена в 1826 году попечением воинских чинов Кабардинского егерского полка... На каменном фундаменте, стены кирпичные в 2,5 кирпича. Купол деревянный, омалеванный снаружи и внутри сосновыми досками, выписанными из Кизляра. Купол и колокольня крыльца такого же соснового лесу, главы обиты жестью и выкрашены зеленою краскою, кресты иже медные с позолоченными звездочками и главным оба на железных цепях. Снаружи три крыльца с деревянными колоннами и крышею, длина ее 13 сажен, ширина 4 сажени и один аршин. Окошек в алтаре - 3, вышестоящем нижнем этаже - 2, верхнем - 10, в трапезе - 4... Церковь сия была украшена как внутри, так и в наружном виде и всегда поддерживаемая воинскими же чинами оного полка и другими людьми, при Нальчике живущими".

Адрес: Россия, 360000, г. Нальчик, ул. Пятигорская, 82

Телефон: 8(8662)77-03-04, факс: 44-02-82

Подробнее...

Где остановиться[править | править код]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Прочая информация[править | править код]

Пятигорская и Черкесская епархия Русской Православной Церкви

Епархиальное управление: Россия, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Пастухова, 1

Тел.: (8793) 33-25-33; факс: 33-04-88

Официальный сайт: Благословенный Кавказ

Каноническая территория: ГО Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Лермонтов, а также Минераловодский, Предгорный и Кировский р-ны Ставропольского края; Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская респп.

Кафедральные соборы: Спасский в г. Пятигорске (строится), Михаило-Архангельский в г. Пятигорске, Марие-Магдалининский в г. Нальчике, Никольский в г. Черкесске.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Благословенный Кавказ