священник Андрей Лоргус

Православная антропология

Содержание

Предисловие

Часть I. Введение в православную антропологию Глава 1. Место православной антропологии в системе богословских наук и ее состав 1.1. Понятие антропологии 1.2. Место антропологии в системе богословских дисциплин 1.2.1. Проблема дисциплины 1.2.2. Догматическое богословие 1.2.3. Нравственное богословие 1.2.4. Патрология 1.2.5. Аскетика 1.3. Православная антропология и другие науки 1.4. Православная антропология и философия 1.5. Состав православной антропологии 1.5.1. Догматическая часть 1.5.2. Психологическая часть 1.5.3. Прикладная часть Глава 2. Методология православной антропологии 2.1. Священное Писание 2.1.1. Ветхозаветная антропология 2.1.2. Новозаветная антропология 2.1.3. Экзегетика 2.2. Святоотеческое богословие 2.2.1. Методы святоотеческого богословия 2.2.2. Проблема понятий, терминов и символов 2.2.3. Проблема переводов 2.3. Методологические принципы 2.3.1. Христологический принцип 2.3.2. Пневматологический принцип 2.3.3. Личностный принцип Часть II. Природа человека Глава 3. Общие понятия о человеке 3.1. Человек или животное 3.2. Достоинство человека 3.2.1. Смысл творения 3.2.2. Образ Божий 3.2.3. Спасение человека 3.3. Состав природы человека 3.3.1. Иерархичность бытия человека 3.3.2. Сущностный состав природы человека 3.4. Психолого-антропологический взгляд на человека Глава 4. Тело и плоть человека 4.1. Понятия «тело» и «плоть» в Священном Писании 4.1.1. Понятие «тело» в Ветхом Завете 4.1.2. Понятие «тело» у апостола Павла 4.1.3. Понятие «плоть» в Ветхом Завете 4.1.4. Понятие «плоть» у апостола Павла 4.1.5. Евхаристическое значение понятий «тело» и «плоть» 4.2. Понятия «тело» и «плоть» в святоотеческом богословии 4.2.1. Творение «плоти» 4.2.2. Бессмертие и смертность плоти 4.2.3. Греховность плоти 4.2.4. Свойства телесности 4.3. Тело и плоть Христа 4.3.1. Общие свойства 4.3.2. Реальность плоти Христовой 4.3.3. Воскресение Христово 4.3.4. Евхаристическая Плоть 4.4. Посмертная участь тела и плоти человека 4.4.1. Воскресение тел 4.4.2. Воскресивший нас есть Христос 4.4.3. Обожение телесное 4.5. Понятия «тело» и «плоть» в аскетике 4.5.1. Противоположность плоти и духа 4.5.2. Тело – орудие духа 4.6. Психологический анализ телесности 4.6.1. Тело в сознании человека 4.6.2. Плоть в сознании человека Глава 5. Душа 5.1. Понятие «душа» в Священном Писании 5.1.1. Душа – жизнь человека, антоним смерти 5.1.2. Душа – человек, синоним «человека» 5.1.3. «Душа» в собственном смысле 5.1.4. Душа – животная жизнь 5.1.5. Душа – «дыхание» 5.1.6. Душа и кровь 5.1.7. «Душа народа» 5.1.8. Душа Господня 5.1.9. Душа Христова 5.2. Определения понятия «душа» 5.2.1. Сущность души 5.2.2. Дыхание 5.2.3. Свойства сущности души 5.3. Телесность души 5.3.1. Бестелесность 5.3.2. Образ души 5.3.3. Тонкое тело 5.4. Происхождение души 5.4.1. Происхождение души Адама 5.4.2. Происхождение душ людей 5.4.3. Гипотеза предсуществования душ 5.4.4. Гипотеза традуционизма 5.4.5. Гипотеза креацианизма 5.5. Бессмертие души 5.5.1. Бессмертие души 5.5.2. Душа после смерти 5.6. Греховность души 5.7. Сложность души Глава 6. Душа и тело 6.1. Связь души с телом 6.1.1. Происхождение души и тела 6.1.2. Соединение души и тела 6.1.3. Пространство соединения 6.2. Взаимодействие и соответствие 6.2.1. Соответствие 6.2.2. Душа – управитель и воспитатель тела 6.2.3. Душа – пленница тела 6.2.4. Душа ограничена телом 6.3. Христологический принцип соединения 6.4. Возрастание и научение 6.4.1. Влияние тела на душу 6.4.2. Влияние души на тело Глава 7. Дух человека 7.1. Понятие «дух» в Священном Писании 7.1.1. «Дух жизни» 7.1.2. «Дух человека» 7.1.3. «Дух» – действие и состояние 7.1.4. Духи-бесы 7.2. «Дух» и «душа» в святоотеческом богословии 7.2.1. Вечные споры 7.2.2. Диадологические схемы 7.2.3. Триадологические схемы 7.2.4. Сходство «души» и «духа» 7.2.5. Различия понятий «души» и «духа» 7.2.6. Свобода духа 7.3. Дух Божий и дух человека 7.3.1. Преображение 7.3.2. Богооставленность 7.3.3. Благодать 7.3.4. Сознание 7.4. Благодать и аскетизм 7.4.1. Деятельность 7.4.2. Духовность 7.4.3. Познание 7.5. Аскетика 7.5.1. Противоположность духа и плоти 7.5.2. Совесть как плод Духа Глава 8. Образ Божий 8.1. Традиция Священного Писания 8.1.1. Понятие образа Божия в Ветхом Завете 8.1.2. Понятие образа Божия у апостола Павла 8.2. Проблема «образа» 8.2.1. Невыразимость образа 8.2.2. Предмет образа 8.2.3. Телесность образа Божьего 8.2.4. Человек и ангелы 8.3. Черты образа Божия 8.3.1. Целостность образа в человеке 8.3.2. Духовность 8.3.3. Свобода 8.3.4. Ведение 8.3.5. Личность 8.3.6. Обожение 8.3.7. Самовластие 8.3.8. Муж и жена в образе Божием 8.4. Образ и подобие Глава 9. Первозданный человек 9.1. Место человека в сотворенном мире 9.1.1. Человек и мир 9.1.2. Совершенное бытие человека 9.1.3. Человек и Бог 9.2. Назначение человека 9.2.1. Познание Бога и мира 9.2.2. Деятельность и воля 9.2.3. Творчество 9.2.4. Речь и слово 9.3. Мужчина и женщина 9.3.1. Сотворение Евы 9.3.2. Единство Адама и Евы 9.3.3. Любовь Адама и Евы 9.4. Жизнь в Эдеме 9.4.1. Брак и Церковь 9.4.2. Деторождение: способы объяснения  

 
Предисловие

Падшим – надежду на восстание;

Унывающим – свет радости;

Гордым – горечь страданий;

Низким – величие достоинства;

Подлым – сладость благородства;

И всем – во Христе спасение!

Православная антропология как богословская дисциплина уже несколько лет преподается в Российском Православном Университете святого апостола Иоанна Богослова. Она является, на взгляд автора, необходимейшей дисциплиной в подготовке священников, преподавателей, богословов.

Сложная духовно-социальная обстановка в русском обществе и Русской Церкви, а также острая дискуссия между православием и другими конфессиями, между Церковью и сектами, шаманством и «целителями» заставляют нас безотлагательно вводить православно-антропологический опыт в духовные школы, в практику Церкви и социальное служение Ее чад.

Православная антропология опирается на догматику Церкви, святоотеческий опыт, богословские и научные труды православных авторов. Также немаловажное значение имеет опыт психологии, философии, психиатрии и других наук.

Настоящая рукопись является расширенным конспектом лекций, которые читается автором с 1996 года в Православном университете студентам III-V курсов философско-богословского и библейско-патрологического факультетов, а также факультета психологии. Автор сознает, что несовершенство материала затрудняет понимание основной проблематики курса, и просит снисхождения у читателя. Однако острая церковная и социальная необходимость такого курса толкает автора к изданию первого выпуска этого курса.

Включенные в текст фрагменты творений святых отцов, учителей Церкви и церковных писателей святоотеческой эпохи даются в переводах с греческого (изредка с латыни), как уже существующих, так и выполненных специально для данного курса1. В последнем случае основным источником материала послужил широко известный и весьма авторитетный труд Лямпе – A Patristic Greek Lexicon. Ed. by G.W.H. Lampe. Oxford, Clarendon Press [1991], 10-th ed., откуда заимствованы и библиографические указания (их подробная расшифровка будет дана в специальном приложении). Усеченность и неясность отдельных цитат вне контекста сплошь и рядом требовали их расширения и, следовательно, обращения к соответствующим изданиям полного текста, что по состоянию фондов московских библиотек возможно далеко не всегда. Наиболее последовательно эта работа проведена по «Патрологии» аббата Миня; во многих других случаях она была затруднена.

Особо следует сказать о цитировании текстов, чья подлинность к настоящему времени оспорена или подвергается сомнению. Данные об их аутентичности почерпнуты из все того же словаря Лямпе (Appendix Authors and Works; p. IX-XLIII), суммирующего, как можно надеяться, последние достижения патрологической науки. С одной стороны, многие из них еще сравнительно недавно признавались подлинными святоотеческими творениями и во всяком случае включались в фундаментальные их собрания (хотя бы и в качестве сомнительных, чему яркий пример – Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста с особым разделом «Spuria«). С другой стороны, они прочно вошли в патрологический обиход. Подтверждение тому – крайне важная для нашей темы и широко нами цитируемая'Антропология святителя Григория Паламы» архимандрита Киприана (Керна). Понимая, какой серьезной проблемой является аутентичность некоторых сочинений преподобного Анастасия Синаита, архимандрит Киприан тем не менее постоянно привлекал их для реконструкции святоотеческой антропологии. Учитывая все это, мы сочли возможным использовать в качестве примеров цитаты из авторов, условно именуемых Псевдо-Афанасием, Псевдо-Василием и др. – в тех, однако, случаях, когда характер каждого текста не оставлял сомнений в согласии его с подлинными воззрениями Афанасия Александрийского, Василия Великого и других отцов. Тексты авторов, либо однажды осужденных церковью (например, Апполинария Лаодикийского, Евномия Кизического, Феодора Мопсуесткого), либо находившихся под подозрением в неправомыслии по отдельным вопросам (Ориген), интересовали нас как образцы или еретических суждений или, напротив, совпадения в кардинальных пунктах с церковным учением.

Для усиления мысли, свойственной православию, и для сравнения мы пользовались трудами русских философов, которые, однако, не всегда близки к православной мысли, и трудами западных мыслителей, как католических, так и светских. Это не означает, что данный труд входит в критику неправославной антропологии – для этого потребуется отдельная работа.

Автор благодарит всех, кто помогал работе над курсом лекций. Особенно рецензентов: профессора Алексея Ивановича Сидорова, иерея Владимира Шмалия, а также доктора истории Александра Ивановича Яковлева, кандидата богословия Валентина Печатнова, профессора Алексея Серафимовича Щенкова, Николая Всеволодовича Котрелева за указанные недостатки в работе.

* * *

1

Перевод осуществлен Ю.С. Терентьевым и Э.Н. Добрыниной.

Комментарии для сайта Cackle