Привычка

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (2 голос: 5,00 из 5)

Привы́чка — 1) врожденная или приобретенная склонность, ставшая постоянной; 2) поведенческий навык; 3) регулярно осуществляемое автоматическое действие, обусловленное устойчивой психологической потребностью.

Является ли привычка второй натурой?

Действие, совершаемое автоматически, по привычке, отличается от осмысленного тем, что последнее мотивируется волей и разумом, тогда как мотивом первого выступает связанная с привычкой потребность.

При сильной привязанности человека к определённому типу поступка, случается, что подобный поступок совершается им даже тогда, когда его совершение не только не планировалось, но и не отвечает критериям уместности. В такие поступки нередко выливается привычка грубить, перебивать собеседника, нецензурно браниться.

Принимая в соображение, что стремление человека к действию по привычке может не уступать, а в некоторых случаях и превосходить его естественные стремления, привычку именуют второй натурой (как бы вторым человеческим естеством).

Между тем, в строгом антропологическом смысле такое сравнение недопустимо. И вот почему.

Естество (сущность, природа) у всех людей одно, привычки же — индивидуальны, у каждого свои. Естественные свойства и обусловленные ими естественные стремления можно минимизировать или развить, можно направить на добро или зло, однако избавиться от них невозможно: изменение или обнуление хотя бы одного естественного свойства ознаменовало бы изменение самого естества (то есть человек в этом случае перестал бы быть человеком).

Приобретенная же привычка, какой бы сильной она ни была, может быть полностью искоренена. Собственно, в этом и состоит одна из задач христианского делания: исцелиться от тех расположений и наклонностей, которые отвращают от Бога, влекут ко греху.

Иногда на преодоление въевшихся греховных привычек уходят месяцы, годы. Но даже и самые сильные из них побеждаются волевой устремленностью, покаянием и (главное) Божьей благодатью (Лк.18:27).

Евагрий. (Из «Послания к Мелании»): «Как я думаю, тебе известно, мой господин, что есть люди, говорящие, что «привычка — это вторая природа». Но как мне кажется, в этом выражении не только нет мудрости, но оно также являет недостаток обучения и способности к анализу у тех, кто им пользуется… И вот что я хочу сказать. У меня есть привычка принимать пищу один раз в день. И если я хочу поступить выше привычки, то я могу принимать [пищу] один раз в два дня. Если же против привычки — то два раза в день. И как я говорил, эта привычка может изгнать ту привычку, ибо природа может склониться и туда, и туда. Потому что согласно с природой — принимать пищу всегда в определенное время, выше природы — вообще не питаться, и против природы — все время быть прожорливым».

Нужны ли христианам привычки?

Несмотря на то, что привычка отнюдь не вторая натура (природа, естество), способность к приобретению навыков или привычек принадлежит именно естеству. Благодаря этой природной способности человек может приспосабливаться к изменчивым условиям и обстоятельствам.

Реализуя данную способность в соответствии с замыслом Божьим, христианин, при благодатном содействии, может приобретать, развивать и усиливать богоугодные навыки, например: навык к регулярной молитве, к повседневному чтению душеспасительной литературы, к бдению и уставным постам, вообще к совершению дел любви и добра.

Вместе с приумножением богоугодных навыков в человеке возрастает расположение к добру. Со временем делание добра становится для него не только «обычным» и обязательным, но и желанным, любимым.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru