Раб

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (3 голос: 5,00 из 5)

 

Раб — богословский термин, указывающий на привязанность человека к той или иной системе духовно-нравственных ценностей, на подчинённость его либо Богу, как Высочайшему Добру, либо злым силам и собственным греховным наклонностям.

1) В отличие от существовавшего в рабовладельческих обществах деления людей на рабов и свободных по признаку социального положения, Священное Писание проводит грань между истинной свободой и рабством в духовно-нравственной плоскости.

В соответствии с общей мыслью Нового Завета, все без исключения люди так или иначе несут на себе печать рабства. Только одни из них суть рабы Божьи, свободные от подчинённости греха, а другие, дерзнувшие освободить себя от обязанности послушания Богу, суть рабы греха.

Именно это имел в виду апостол Павел, когда говорил: «кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим. 6:16).

2) В соответствии с Евангельской проповедью, каждый христианин должен считать себя рабом Господа. Именно в такое отношение к Богу поставляли себя ветхозаветные праведники, а тем более — последователи Господа Иисуса Христа (Деян. 4:29).

Предостерегая от соблазна ложного уравнивания рабства как средства подавления одного человека другим с рабством как служением Богу во Христе, Писание свидетельствует: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного» (Гал. 3:28). Дух раболепия и человекоугодничества не имеет ничего общего с христианским послушанием Творцу: «Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7:23).

По внутреннему содержанию рабство Богу настолько же отлично от рабства человеку, насколько Царство Божие от земного.

Во-первых, христианское послушание Господу осуществляется не через насильственное принуждение, как это бывает в случае порабощения человека человеком, а целенаправленно, осознанно и свободно (Лк. 9:23).

Во-вторых, если отношения между рабом и хозяином подразумевают строгую разграничительную межу, то главной целью послушания человека Богу является единение человека с Творцом, обожение (святость).

Раб может люто ненавидеть своего владельца, равно как и владелец — раба. А послушание Богу строится на основе любви (Мф. 22:37). Несмотря на то, что христианин — раб Божий, это не исключает дружественности со стороны Господа: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15:15). Более того, рабство Богу сочетается с благодатным усыновлением Небесному Отцу, и с наследованием благ (Гал. 4:7). Само иго Господа — благо, и бремя — легко (Мф. 11:30).

3) Когда человек не желает сополагать свою волю с Божественной, он становится рабом греха: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Собственно, нравственная свобода и состоит в нравственном выборе: подчиниться Добру или злу? Третьего не дано.

Грех может порабощать человека через дурные привычки, пристрастия, страсти, пороки. Кроме того, обособляясь через беззаконие от Бога, человек становится удобопреклонным к влиянию демонических сил. В этом случае несвобода грешника усугубляется властью злых духов.

Освобождение от рабства греху осуществимо в лоне Церкви, через жизнь во Христе.

См. также: РАБСТВО БОГУ

***

Однажды монахи говорили о смирении и о том, что чем больше приближается человек к Богу, тем яснее осознает свою греховность.
Услышал случайно их разговор один паломник — богатый горожанин — и удивился:
— Как такое может быть?
Тогда один из монахов сказал ему:
— Господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
В своем городе я самый богатый, знатный и именитый.
— Если же ты пойдешь в соседний богатый торговый город, то кем будешь считать себя там?
— В соседнем городе я был бы последним из богачей.
— А если пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?
— Рядом с царем я бы казался себе почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем яснее видят свою греховность.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru