Шестоднев

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (1 голос: 5,00 из 5)

Шестодне́в — 1) богословское понятие, обозначающее период создания и формирования мира, включавший шесть Дней Творения, начавшийся первым и завершившийся шестым (и последним) творческим Днём; 2) библейское повествование (Быт.1:1) — (Быт.2:3); раздел вероучения, касающийся Причины, истории и целесообразности шестидневного Творения мира.

Для чего понадобилось вводить в Православное богословие искусственное понятие «Шестоднев»?

Собственно говоря, термин «Шестоднев» не является плодом изобретательства отцов Церкви. В свое время его использовал ещё древний философ Филон Александрийский.

Удобство этого богословского понятия, воспринятого богословием, заключается в том, что оно кратко и ёмко фиксирует и воспроизводит идею о Творении как об особом едином Божественном действии, разворачивавшемся в соответствии с Его предвечными замыслами о мире и (в частности) человеке. Сам мир рассматривается в этой связи как единая цельная система, а человек — как венец видимого мира (Быт.1:28).

В чём состоит ошибочность некоторых точек зрения на Шестоднев?

Еврейское слово «иом», переведенное на русский как «день», допускает трактовку как в смысле суточного периода, так и периода вообще (см.: Дни творения). В этой связи некоторые святые отцы, например, преподобный Ефрем Сирин, полагали что время творения мира ограничивалось шестью сутками. Другие отцы, в их числе блаженный Августин, высказывались более осторожно: утверждали, что нам не дано знать, какого рода были те дни. Оба эти соображения рассматриваются в рамках Православной Догматики в качестве допустимых частных богословских мнений (см.: Теологумен).

Между тем, ряд современных исследователей стремятся истолковать Шестоднев в совершенно ином направлении. В русле этого направления изложенный в Священном Писании порядок Творения рассматривается как логическое, но не хронологическое действие: мир сотворен в одно мгновение, ибо для Бога это было не трудно; стало быть и творческие Дни не суть в собственном смысле дни или периоды, а некие отдельно обрисованные бытописателем задачи, совокупность которых Господь реализовал вне условий времени, разом и вдруг.

Что можно на это сказать? Пятикнижие Моисея — Писание, предназначенное для способствования единения человека и Бога, и следовательно, адресовано огромному количеству людей. Поэтому нет оснований считать, что будто бы Моисей зашифровал в слове «иом» (день) и нарочито скрыл от людей некий особенный, чуждый их восприятию смысл; что будто бы и повествование об обустройстве вселенной, явно представленное в Откровении как хронологический процесс, в действительности — вовсе не процесс. Для чего Моисею вводить людей в заблуждение?

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru