Распечатать Система Orphus

Тропарь

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (11 голос: 4,45 из 5)

 

Тропарь (от греч. τροπάριον – тон, лад, мелодия) – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).

Тропарь – одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:
Тропарь. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Кондак. Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Кондаками также называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.

***

«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения – тропарем, самое название которого (τροπάριον, от τρόπος = ήχος, глас, напев) указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

***

«Происхождение этого слова и, следовательно, его истин­ное значение объясняется по разному. Слово τροπάριον произошло от τροπαία, то есть «победный знак», трофей; в таком случае его смысл – прославить победу мученика над язычеством, преподобного – над страстями и мифом, или Самого Спасителя – над смертью. Другое толкование этого слова ставит его в связь с «ирмосами» канона; если ирмос есть связь песни с песнью и как бы образец для пения и мелодии тропарной песни, то тропари обращаются к ирмосу τέτραπται πρός τό. Но, как правильно замечает Миркович, это было бы точно, если бы тропари возникали вместе с канонами, тогда как древнейшие упоминания о тропарях стоят совершенно вне зависимости от ирмосов и вообще гораздо раньше, чем возникло самое творчество канонов. В IV и V веках уже существовали тропари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появились только в VIII в. Наконец, третье объяснение этого термина ставит его в зависимость от τρόπος, то есть образец. Уже у древних эллинов способ пения, «лад», в котором пелось, назывался тропот. Древние лады: лидикийский, миксолидикийский, иполидийский, фригийский и т.д. назывались «тропами».

Древнейшее христианское упоминание тропаря находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это – единственное песнопение древневизантийского богослужения. Тропарь – песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно – не псалом, ни библейская песнь.

В современном уставе слово «тропарь» употребляется часто и в разных значениях или, лучше, с разными прилагательными.

1. Отпустительные тропари
Надо прежде всего отличать так наз. «отпустительные» тропари, т. е. краткое заключительное песнопение, прославляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.

2. Тропари канона
Кроме того, говорится о тропарях канона, то есть о строфах христианского церковного песнотворчества, составляющих песни канона, поемых по образцу ирмоса и восполняющих известное число в данной песни.

3. Тропари на «Господи воззвах»
Иногда слово «тропарь» обозначает в Типиконе стихиры на «Господи воззвах»; тогда говорится о «тропарях на Господи воззвах».

Тропари имеют свой нарочитый напев в каждом гласе. По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т. д.»

Тропари – «наиболее краткие песнопения, прославляющие главную суть события. Хотя по напеву от них отличались, но по поэтической форме и содержанию остаются им очень близки: седальны, светильны, ипакои и даже стихиры. Эти последние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах называются «тропарями на Господи воззвах».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

***

Богородичны – песнопения (стихира или тропарь или седален) в честь Божьей Матери.
Воскресны 
– песнопения, прославляющее славное воскресение Христово.
Крестобогородичны
– песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородичных.
Крестовоскресны – песнопения, в которых прославляются крестные страдания и вместе воскресение Господа. В Октоихе на каждый воскресный день после воскресного канона находится крестовоскресный канон.
Мертвенны и покойны – содержащие молитвы об упокоении усопших. Они положены в службе субботней (Октоихе) и в чине погребения (мертвенные тропари по непорочны).
Мученичны – песни в честь мучеников, содержащиеся в Октоихе на все дни недели, кроме воскресения: на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне; на вечерни – в стихирах на стиховне (в субботу на «Господи воззвах»); на Литургии – в тропарях на «блаженны». Мученичны находятся в Октоихе и в Триодях. В указанных книгах перед этими песнопеняими имеется надпись «мученичен». Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются этим обозначением.
Покаянны (умилительны) – общая тема  этих песнопений – исповедание грехов перед Богом, сокрушение о них и моление о прощении. Они положены на службах понедельника и вторника в изменяемых песнях Октоиха. Три умилительных (или покаянных) тропаря, исполняются только Великим Постом (до недели 5-й) и в предшествующие четыре седмицы:  «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…».
Тропари по Непорочных – повествуют о пришествии жен-мироносиц ко гробу Спасителя, где они от Ангелов узнали о чуде Его воскресения. Исполняются на полиелейной Утрени. Непорочнами называется 17 кафизма Псалтири, состоящая из одного 118 псалма; название она получила по первым его словам: «Блаженны непорочные…». 
Тропари по непорочных состоят из шести частей припевами и славой. Начинаются с припева «благословен еси Господи», отделяющего одну от другой три последующих части тропаря. После четвертой части читается «Слава», после пятой – «И ныне». Оканчиваются троекратным пением аллилуйа. В праздники, вместо тропарей «по Непорочных», перед иконой праздника поется величание. 
Тропари по непорочных поются также при отпевании архиереев и заслуженных священников.

***

При освящении куличей, пасох, яиц, окропляя их святой водой, священник поёт тропарь воскресный 2-го гласа.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru