Приношение современному монашеству

Правила наружного поведения для новоначальных иноков Ввeдение Правила Заключение Советы относительно душевного иноческого делания Введение Глава 1. О изучении евангельских заповедей и о жительстве по евангельским заповедям Глава 2. Человеки будут судимы на Суде Божием по евангельским заповедям Глава 3 Монашеское жительство есть жительство по евангельским заповедям Глава 4. О непрочности монашеского жительства, когда оно не основано на евангельских заповедях Глава 5. О хранении себя от соблазнов Глава 6. Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом Глава 7. О хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому Глава 8. О вражде и борьбе между падшим естеством и евангельскими заповедями Глава 9. О чтении Евангелия и отеческих писаний Глава 10. О осторожности при чтении отеческих книг о монашеской жизни Глава 11. Об отшельнической жизни Глава 12. О жительстве в послушании у старца Глава 13. О жительстве по совету Глава 14. Цель монашеского жительства заключается в изучении воли Божией, в усвоении ее себе, в покорности ей Глава 15. Любовь к ближнему служит средством достижения любви к Богу Глава 16. Смирение пред ближним служит средством достижения любви к ближнему Глава 17. О молитве Глава 18. О приготовлении к молитве Глава 19. О внимании при молитве Глава 20. О келейном правиле Глава 21. О поклонах Глава 22. О применении келейного правила к монастырскому правилу Глава 23. О молитве Иисусовой Глава 24. О упражнении молитвою Иисусовою Глава 25. О непрестанной молитве Глава 26. О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной Глава 27. О Богомыслии Глава 28. О памятовании смерти Глава 29. Тесный путь установлен Самим Богом для истинных служителей Его Глава 30. Скорби суть по преимуществу удел иноков последнего времени Глава 31. Источники иноческих скорбей Глава 32. О необходимости мужества при искушениях Глава 33. Учение святых отцов о тесном пути Выписка из творений преподобного Макария Великого: Выписка из творений преподобного Марка Подвижника1 Выписка из жития святого Андрея, Христа ради юродивого Выписка из Лествицы святого Иоанна Лествичника Выписка из творений преподобного аввы Дорофея Выписка из творений преподобного Исаии Отшельника Глава 34. О трезвении Глава 35. О пользе и вреде от телесных подвигов Глава 36. О ревности душевной и духовной Глава 37. О милостыни Глава 38. О нестяжании Глава 39. О человеческой славе Глава 40. О памятозлобии Глава 41. Значение слова «мир» Глава 42. О хранении от знакомства с женским полом Глава 43. О падших ангелах Глава 44. Первый образ борьбы с падшими ангелами Глава 45. Второй образ борьбы с падшими ангелами Глава 46. О сновидениях Глава 47. О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков Глава 48. О особенном противодействии падших духов молитве Глава 49. О хранении душевного ока от всего вредного для него Глава 50. О покаянии и плаче Заключение. О удобоприменимости изложенных правил к положению современного монашества Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное. Сочинено другом для друга и для брата братом, к взаимной пользе и сочинителя и читателя.

Предисловие

Приближаясь к концу земного странствования, я счел долгом моим составить духовное завещание на духовные блага, которыми ущедрила меня десница Бога моего. Завещанием называю душеспасительное слово: исполнители этого слова вступают во владение духовными благами. Завещание приношу в дар возлюбленным отцам и братиям, современным инокам. Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, называю монашество, к которому я призван с детства чудным призванием и неизреченною милостью. Не предоставлено мне было принести жизнь мою в жертву суете и тлению! Взят я, восхищен с широкого пути, ведущего к вечной смерти, и поставлен на путь тесный и прискорбный, ведущий в живот. Путь тесный имеет самое глубокое значение: подъемлет с земли, выводит из омрачения суетою, возводит на небо, возводит в рай, возводит к Богу, поставляет пред лице Его в незаходимый свет для вечного блаженства. Чтоб доставить возможную удовлетворительность завещанию, потребовалось изложить его в книге. Книга содержит в себе правила для наружного поведения иноков и советы им о душевном подвиге или делании.

Со всею справедливостью могу назвать сочинение это моею таинственною исповедию. Прошу принять исповедь с вниманием и христианским снисхождением! Она достойна того и другого. Предлагаемое мною учение вполне заимствовано из святого учения святых отцов Православной Церкви, и теоретически и опытно ознакомившихся с учением Евангелия, усвоивших себе это учение. Упущения и увлечения мои, недостаточно твердое и неуклонное последование наставлениям отцов, неимение руководителя благодатного, частая, почти постоянная встреча с руководителями, болезновавшими слепотою и самообольщением, вольная и невольная зависимость от них, обстановка отовсюду предметами соблазна, а не назидания, внимание к учению, которому мир, враждебный Богу, придавал блеск и важность высшей мудрости и святости, которое, будучи тьма и скверна, заслуживало лишь презрение и отвержение, были причиною для меня многих потрясений. Потрясения, которыми я испытан, были потрясениями и горькими, и тяжкими, и жестокими, и упорно, томительно продолжительными. Потрясения по наружному положению, на суд совести моей, ничего не значат в сравнении с потрясениями, которым подвергалась душа. Свирепы волны житейского моря; на нем господствуют мрак и мгла; непрестанно воздвизаются на нем бури лютыми ветрами – духами отверженными; корабли лишены кормчих; благонадежные гавани превратились в водовороты, в гибельные пучины; «всяка гора и остров от духовных мест своих двигнушася» (Апок. 6:14); потопление представляется неизбежным. Оно и было бы неизбежным, если б непостижимый Промысл Бога и столько же непостижимое милосердие не спасали избранных его. «Много пришелствова душа моя» (Пс. 119:6), не находя пристанища верного ни вне, ни внутри себя. «Углебох в тимении глубины, и несть постояния» – правильного и твердого настроения души, непоколебимого в добродетели – «приидох в глубины морская, и буря потопи мя. Утрудихся зовый, измолче гортань мой, исчезаете очи мои от еже уповати ми на Бога моего» (Пс. 68:3–4): «яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных» (Пс. 142:3). «Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, изше яко скудель крепость моя» (Пс. 21:15–16), «одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя; болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя» (Пс. 17:5–6), «уны во мне дух мой, смятеся сердце мое» (Пс. 142:4). Из этого состояния подаю голос отцам и братиям, голос заботливого предостережения. Так поступает путешественник, претерпевший страшные бедствия в многотрудном и продолжительном путешествии! Свои заметки, драгоценное сокровище, он передает тем, которые намерены предпринять подобное путешествие или уже и вступили в путь, не зная его или ознакомясь с ним лишь поверхностно по описаниям устаревшим. Здесь указаны изменения, изменения не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное влияние; здесь указано, каким образом должно пользоваться писаниями древних и применять их к современности, избегая того ложного положения с его последствиями, в которое поставляется всякий непонявший и неприметивший необходимости применения. Святой Иоанн Лествичник говорит, что некоторые, проходя по болотистым местам, увязли в грязи и, покрытые ею, поведали о том, как это случилось с ними, другим, которые тут проходили, для спасения их. За спасение ближних Всемогущий избавил из болота и тех, которые, попавши в него, предостерегли ближних от впадения в него. «Права течения твори ногама твоима, и пути твоя исправляй: не уклонися ни на десно, ни на шуе: отврати же ногу твою от пути зла. Пути бо десные весть Господь, развращены же суть, иже ошуюю: Той же права творит течения твоя, и хождения твоя в мире поспешит» (Притч. 4:26–29). Аминь.

* * *

1

Церковный Устав, гл. 35.

Комментарии для сайта Cackle