Учитель

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (2 голос: 5,00 из 5)

Учи́тель
1) Одно из имён Божиих, т.к. податель истинных знаний о Боге, Его отношении к миру, видимом и невидимом мире, человеке — Сам Бог;
2) Богочеловек Иисус Христос;
3) человек, преподающий Божественное учение веры;
4) человек, обладающий определенными знаниями, опытом и передающий эти знания и опыт другим.

Почему Христос заповедовал апостолам не называться учителями?

В строгом смысле полнотой ведения обладает только Всеведущий и Премудрый Господь. Это относится как к знаниям вообще, так и, в частности, к знаниям, связанным с Домостроительством Спасения.

Называя выдающихся проповедников слова Божия учителями, Церковь подчеркивает значимость и возвышенность их трудов в распространении и изъяснении веры. При этом подразумевается, что они учат не от себя, а опираясь на Откровение Божье, на учение, преподанное через апостолов Господом Иисусом Христом и раскрытое в Духе Святом.

В этом отношении наименование «учитель» не противоречит повелению Спасителя: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос» (Мф.23:8). Противоречат же Его повелению те учителя, которые, пользуясь малограмотностью или чрезмерной доверчивостью людей, а иногда беспринципностью и безответственностью граждан, злоупотребляют своим положением, учат не в соответствии с правдой, а по личному произволу.

Такие учителя мерилом истинности видят не Писание и Предание Церкви, а себя. И ведут они не к Богу, а к себе. Нередко в результате такого самочинного учительства человек оказывается на краю нравственной пропасти. Примерами могут служить еретики и раскольники, организаторы сект, идеологи атеизма и пр. (см.: Секта; Раскол церковный).

Стало быть, запрещая апостолам называться учителями, Господь утверждает их в мысли, что и они суть Его ученики, носители и проповедники учения, дарованного Богом; предостерегает их от опасности распространения плотского или бесовского мудрствования.

Что же касается практики именования проповедников учителями в надлежащем, пристойном значении, она имеет давнюю традицию и подтверждается множеством иллюстраций. Так, учителем называли Иоанна Крестителя (Лк.3:12), а апостолом Павлом слово «учитель» относится к членам христианской общины (Евр.5:12). Более того, он не запрещает носить имя учителя и в узком значении (Рим.12:7), и даже подчеркивает, что «иных Бог поставил в Церкви… учителями» (1Кор.12:28).

Перечисляя такие высочайшие Божьи дары как дар пророчеств, чудотворений, исцелений, умения говорить разными языками, апостол включает в этот же ряд дар учительствовать.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru