Волосы

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (3 голос: 5,00 из 5)

 

Во́лосы. «Не сама ли природа учит нас, что, если муж отпускает волосы, – то для него это бесчестье; а жена, если отпускает волосы, – то для нее это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала?» (Ап. Павел, – 1 Коринф. 11:14).

В 379 году в доверие к св. Григорию Богослову, архиепископу Константинопольскому, втёрся Максим (Ирон), философ киник. Оказалось, что ариане хотели ночью тайно рукоположить его во епископа и изгнать Григория, борца за Православие. «Православные вторглись в церковь, рукополагающие и рукополагаемый со стыдом убежали, хотя хиротония не была еще окончена; оканчивали ее в частном доме какого-то флейтиста. Григорий Богослов теперь отозвался очень резко об Ироне, сказав, что Максим не сделался ничем: ни епископом, ни философом, ни стриженной собакой [ки́ник, от греч. кю́он, кион – «собака»]. Максим никогда не стригся; но так как, на основании слов ап. Павла [если муж растит волосы, то это бесчестье для него (1 Кор 11:14)], христиане стыдились больших волос, то при посвящении (даже в малую фелонь) волоса обстригались. Духовные лица носили короткие волосы, как ныне армянское духовенство; длинные волосы считались предосудительными для простых христиан и тем более для духовных лиц. Потерпев в Константинополе неудачу, Максим отправился в Египет <...>, потом в Рим. [Папа] Дама́с не хотел его слушать и даже заподозрил даже не его епископство, а прямо христианство: «Да христианин ли он?», – называя его comatus («носящий волосы»)» (Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. IV. Пг., 1918. С. 107). «По смыслу 21 правила Трулльского собора можно сделать заключение, что ранее миряне носили волосы, а духовенство стригло их, – совсем противоположно тому, что́ ныне наблюдается!»

21-е правило Трулльского собора предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Прическа клириков предпо¬лагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». Св. Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце). Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно», которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. Латинское tonsura — стрижка, обстригание. Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей.

Что касается моды на длинные волосы, то пришла она, вероятно, из Греции и произошло это «не без влияния монашества». Распространение новых веяний происходило постепенно и стихийно, без специальных на то распоряжений. И прежде чем полностью вытеснить прежний обычай, власоращение пережило долгий период сосуществования с устоявшейся практикой выстригать маковку (вплоть до XVIII века, к середине XIX-го о гуменце у нас знали немногие).

к.ф.н. Ю.И. Рубан

См. БОРОДА

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru