Есть ли здесь духовная опасность?

Ирина А

Пользователь
Здравствуйте! Мой вопрос для психологов. Есть ли духовная опасность в следующей ситуации?
Идет тренинг навыков публичного выступления. Среди многих хороших техничных упражнений на втором дне занятий появляется одно, которое позже сильно смущает меня.
Происходит следующее. Ведущий семинара поясняет, что исследованиями психологов установлено, что страх выступления перед аудиторией (особенно впервые) сродни инстинктивному страху одинокого древнего охотника, который на лесной тропе встретил толпу иноплеменников. Т.е. это страх неожиданного противостояния в одиночку группе неизвестных людей с неизвестными намерениями. А поскольку клин клином вышибают, то на помощь призовем другой инстинкт, еще более глубокий, животный: инстинкт вожака стаи, которому уже ничего никому доказывать не надо, т.к. стая слушает его, затаив дыхание, ловит взгляд, звук, жест.
И участникам тренинга предлагается углубиться в себя, в свои воспоминания, ощущения и поискать, какое животное может дать конкретно мне это ощущение изнутри исходящей силы, мощи, власти, уверенности. Затем попытаться повторить походку, позы, взгляды, звуки, нюансы поведения этого животного, чтобы внутренне соединиться с ним и с его желанными качествами. Повторить так несколько раз, найти некое слово и движение, которое станет в дальнейшем «ключом», запускающим это состояние вожака стаи, и отныне в этом только состоянии выходить на аудиторию для публичного выступления. Действительно, это сработало, страх значительно уменьшился, во всяком случае, он уже не мешал говорить. Группа подтвердила, что сработало это у всех.
Но меня не покидает беспокойство. Святые отцы православия строго предупреждают о недопустимости игр с воображением. Это с одной стороны. А с другой: все дети растут на этом. И если мальчишка воображает себя князем на коне и это помогает ему не трусить или достойно пережить поражение в неравном бою, что в этом плохого? Это просто путь к преодолению страха. И актеры наши играют подобным образом.

Но… еще с другой стороны: как-то уж очень сильно это упражнение с тренинга напоминает поиски «духа помощника»», тотемного животного покровителя, который был у каждого члена древнего племени, как это описывается в литературе.

Мне важно понять, я перемудрила-перебоялась или это действительно неприемлемо для православного человека.
 
В принципе, это упражнение, как и многое в секулярной психологии связано с укреплением эго. Вожак стаи, действительно (я так поняла стая - это племя древних людей) человек с сильным эго, обладающий магической властью, способный влиять оказывать влияние на рядовых членов племени.
Упражнение, как вы пишите помогло. Но отнеситесь к нему как к игре. Не более того. Тогда оно не причинит вреда. Не следует серьезно себя отождествлять с возможностью влиять на людей, с силой, с властью.... Это может привести к взращиванию в себе гордыни, пренебрежительного отношения к другим людям, к высокомерному восприятию других людей.
Христианство нам предлагает другой путь. Путь смирения. В данном случае это будет означать примерно следующее: публичное выступление означает сильную тревогу по поводу того, как меня воспринимают другие. Это связано с тщеславием, с желанием одобрения, восхищения, человекоугодия.... Ведь задевается наше самолюбие. А удары по самолюбию для "ветхого человека" практически непереносимы. Они равносильны смерти.
И если отнестись к этому, как к тому, что сама возможность преодоления страха публичных выступление - это для меня опыт освобождения от этих страстей, то я принимаю все это смиренно. Я как бы внутренне соглашаюсь на то, что буду выглядеть неловко, неуспешно, может быть смешно. Но я знаю, что Ты, Господи мне это попустил. И я соглашаюсь вытерпеть этот, если так можно выразиться позор, связанный со своим неуспешным выступлением....
Соглашаюсь смиренно, радостно, потому что это задание от Тебя..... Вот тогда можно прийти к тому же результату. То есть внешне вы будете выглядеть спокойно, ровно, не будете волноваться по поводу неуспеха. И выступление пройдет хорошо.
Вот это христианский подход. Не знаю, доходчиво ли я объяснила?
Что-то подобное описал Виктор Франкл в методе "пародоксальной интенции". Вы можете найти об этом в интернете. Этот его способ преодоления невротических страхов гораздо ближе к православному подходу, чем тот, что вам был предложен на тренинге. Но и он (этот метод) полностью его (православный подход) не отражает. Поскольку имеет свои ограничения.
Не во всех случаях его можно использовать.
А "православный подход" ведь тоже так просто не применить. Результат, который вы ожидаете получить зависит не только от вашего желания, но и от сформировавшегося внутри вас такого уровня доверия Богу, что любой результат принимается. Тем самым снижается значимость происходящего, снижается степень тревожности.... И именно поэтому публичное выступление происходит без страха, а значит удается.
И еще: этот навык способен развиваться. В этом случае необходимо молиться, просить Бога о помощи. И результат будет непременно.
Важно и то, какую цель вы преследуете, что хотите донести людям в своем публичном выступлении. Если это благая цель, то это одно. Если это цель, связанная с какой-то личной выгодой и только, то тут Господь вряд ли поможет. А значит, единственный вариант - чувствовать себя вожаком стаи.
 

Ирина А

Пользователь
Марина, спасибо большое Вам за ответ. Я услышала важные для меня вещи.
И хочу еще спросить о том, что осталось непонятным.

Вожак стаи на тренинге – это не «человек с сильным эго, обладающий магической властью», а именно животное, зверь. Это и вызывает мое опасение и вопрос.

Ваш ответ больше о том, как быть дальше, что пересмотреть. А как быть с тем, что уже сделано? Это упражнение на тренинге уже и сделано, и не раз повторено.
Насколько я понимаю, это было некое трансовое состояние, под соответствующую музыку, освещение, с очень яркой, артистичной демонстрацией примеров,
нам предлагалось внутренне соединиться на глубинном уровне с животным.
Мы откуда-то изнутри (из себя? из коллективного бессознательного? откуда?) доставали этот животный инстинкт с соответствующими ему чувствами и ощущениями. Кто-то из участников не помнил отчетливо того животного, которое выбрал, его повадки. Однако, по мере вживания в образ, откуда-то приходило знание и повадок, и чувств.
Насколько я знаю, актеры ходят в зоопарк, чтобы увидеть особенности животного, т.е. они наблюдают снаружи, когда им надо сыграть зверя. А здесь ощущения приходили изнутри.
Мне вспомнились описания из жизни древних племен, каждый член которых имел «животного-покровителя», с которым как раз и соединялся на глубинном уровне, и ощущал его силу, помощь и прочее…

И в итоге я стою перед вопросом: вот это, уже сделанное упражнение, является грехом, который нужно исповедовать, или у меня «от страха глаза велики»?
Как относиться, когда подобные игры с воображением предлагаются детям?
 
Первое, что нужно сделать - это перестать паниковать.
Постарайтесь ответить себе на вопрос: как это упражнение вам повредило?
Вы правы: дети играют в игры, отождествляют себя с разными персонажами, животными. В этом нет ничего страшного, если в конце игры происходит разотождествление. Обычно ребенок это делает довольно легко. Трудности начинаются тогда, когда есть психические проблемы и полного разотождествления не происходит.
Вы сами испытываете трудности по этому поводу? Или просто занимаетесь тем, что себя "накручиваете"? Если это так, то перестаньте этим заниматься. И исповедовать надо не то, что выполняли упражнение и тем самым совершили грех, а что поддаетесь помыслам страхования.
Может быть, вам свойственна повышенная тревожность, склонность к навязчивым состояниям.
В таком случае, надо исповедовать маловерие, малодушие.... Что следует исповедовать, вам виднее.
Проблема не в факте выполнении упражнения, а в вашем отношении к происходящему.
Необходимо трезво отнестись к тому что произошло. Любое событие нашей жизни несет нам полезную информацию в виде опыта. Положительного или отрицательного. Проанализируйте этот опыт. В любом случае - слава Богу за все!
 
Сверху