Трудные вопросы
протоиерей Димитрий Смирнов

Трудные вопросы

(41 голос3.6 из 5)

Встречаясь с различными людьми и затрагивая проблему абортов, приходится сталкиваться с типичной ситуацией: собеседник выслушал ваши доводы и согласился с тем, что аборт действительно убийство. Но тут же ему на память приходят обстоятельства, при которых это убийство кажется допустимым или даже единственно возможным решением ситуации. Набор вопросов, которые задаются в таких случаях, как правило, неизменен.

Все эти вопросы для человека со здоровой психикой и умеющего логично размышлять, собственно говоря, абсурдны, и ответить на большинство из них можно, выявив этот закамуфлированный абсурд. Как в математике, для того чтобы доказать неверность некоего утверждения, иногда используется метод приведения к абсурду. Кажется, что это самый радикальный способ ответа на подобные вопросы.

Начнем с самого распространенного: зачем плодить нищету? То есть зачем рожать детей, когда мы не сможем дать им достойное, как мы считаем, воспитание в силу того, что у нас нет достаточных средств?

Представим себе такую ситуацию: человек, плотно пообедав, встал из-за стола, а ему говорят: «Давай пообедаем». Если он каким-то механическим способом удалит все из желудка и поест опять, мы скажем, что это абсурд. Потому что хотя и все люди переедают или едят лишнее, но таким образом услаждаться пищей нелепо. Так же и с этим вопросом. Тело человека, мужчины и женщины, все органы специально устроены для того, чтобы осуществлялся процесс деторождения. Если люди соединяются в браке, то предполагается, что естественным, абсолютно нормальным следствием этого будет рождение детей. Значит, если человек не хочет плодить нищету, он не должен вступать в брак. Тогда никакой нищеты не будет. А человек желает во что бы то ни стало осуществлять все чисто физиологические отправления брака и получать от этого естественную радость. Как, например, он получает удовольствие от пищи или от теплой воды, стоя под душем. Но не хочет нести подвиг родительский, который является следствием брачной жизни. Если человек не хочет плодить нищету – не надо. Он должен прекратить родовую жизнь. Тогда поступок будет логичным.

Как прокормить детей в наше время? Как быть бедным супругам, имеющим много детей?

Ответ напрашивается сам собой: супругу надо работать на трех работах, или жене начать шить, потому что тогда будет дешевле одеть детей, и так далее. При этом необходимо во многом себя ограничивать (ибо если люди не могут ограничивать себя в родовой жизни, то им придется терпеть недостаток в другом: в досуге, средствах), а не пытаться устроить все иным, противоестественным путем, убивая собственных детей, поскольку от этого они сами будут несчастны, будут болеть или страдать из-за своих оставленных живыми детей, ибо какие у убийц могут родиться дети. Как они могут их воспитать? Ведь, убивая собственное дитя, родители преступают определенный порог нравственности. Как любить одного ребенка, когда другого ты убил? Даже если человек не понимает этого, в его подсознании это все равно присутствует. Если человек не согласен на добровольные ограничения, он будет терпеть лишения против своей воли. Он хочет быть материально более обеспеченным за счет убийства собственного дитя? Но ведь сумма его счастья от этого не увеличится. Нельзя достичь счастья, убивая своих детей!

Что делать, если беременность наступила в результате изнасилования?

При изнасиловании беременность обычно не наступает. Это случаи единичные, уникальные. Но допустим, что мы рассматриваем такую ситуацию. Во-первых, дитя все равно не виновато в том, что оно никем не предполагалось. Во-вторых, часто в изнасиловании бывает виновата сама потерпевшая из-за нескромной одежды, поведения, неосторожности, непослушания старшим и так далее. Много всяких предпосылок сливаются в одну, трагическую ситуацию, и получается такой результат. Так почему же за проступок взрослого должен страдать невинный ребенок?

Если ребенок нежеланен, можно родить и сдать его в детский дом. Государство воспитает, найдутся люди, которые захотят этого младенчика усыновить. Таких желающих масса, огромные очереди. Следовательно, нет никакой причины ребенка убивать.

Девушка не замужем, а родители против ребенка. Или муж говорит, что уйдет, если ребенка оставят. Что делать?

Что ж, рассмотрим… Например: я женщина, у меня двое детей, и один из этих детей так довел мою маму, свою бабушку, что она говорит: «Ты должна выбрать, либо я, либо он. Либо ты сейчас же сбрасываешь его с балкона, либо ты мне уже не дочь». Почему сбрасывать с балкона родившегося непослушного ребенка нельзя, хотя в гневе кажется, что он вполне этого заслужил, а ни в чем не повинного, может быть, очень хорошего, умного, будущего Ломоносова – убить можно, в силу того, что он временно находится в утробе матери. Может быть, лучше подождать, родить и посмотреть, каков будет? Если будет плохой и непослушный, то убить. Все сразу в ужасе восклицают: «Ах, как же можно!» Но если можно ТОГО, почему нельзя ЭТОГО? Мы опять приводим утверждение к абсурду. И что значит родители против? А если кто-то будет против нас самих? Что ж нам теперь, умирать? Мало ли кто против чего возражает. Это не является аргументом. Человек, заявляющий, что он против жизни другого человека, – убийца.

Как быть, если беременна двенадцатилетняя девочка?

Если девочка так распущенна и так себя ведет, она, естественно, должна нести свой крест, как последствие своего поведения. Допустим, мы узнаем, что двенадцатилетний мальчик совершил какое-то жуткое преступление. Совсем недавно (недалеко от нашего храма) произошел такой случай правда, не двенадцатилетние, а тринадцатилетние мальчики во дворе забили палкой насмерть девятилетнего мальчика. Ведь наше чувство справедливости говорит нам, что к ним надо применить какие-то меры, надо как-то пресечь это зло. То же и здесь. Девочка нашалила, поступила неосторожно, глупо, поступила как девочка уличная. Почему за это должен быть убит ни в чем не повинный ребенок?

Если замужняя женщина больна, и ей нельзя рожать?

Если ей нельзя рожать, значит, когда она соединяется со своим супругом, она совершает преступление. Существует понятие недееспособный человек. Такому человеку запрещено регистрировать брак. Если по каким-то причинам, не умственным, а чисто физиологическим, женщине нельзя рожать – значит, ей нельзя выходить замуж, потому что в браке естественно предполагается рождение детей. Если нельзя рожать, надо нести это как крест. Хочется ребеночка – пожалуйста, есть детские дома, многодетные семьи. Можно взять на воспитание, помочь. Так бывало всегда: например, в семье три дочери выходили замуж, а одна нет – и она являлась нянькой для других. Не всем же нести крест замужества и рожать детей. Кто-то и иным путем идет.

А если мать может умереть родами?

Из тех случаев, о которых мне известно – а в храм часто приходят женщины от врачей и говорят: «Мне рожать нельзя, потому что я умру», я не знаю ни одного действительно окончившегося смертью. Врачи обычно просто предполагают, но жизнью и смертью распоряжается не врач, а Бог. И Господь всегда может дать силы просящему. Но допустим, что женщине действительно грозит смерть. Хорошо и благородно, когда взрослый человек, защищая жизнь другого, отдает свою. Мы обычно прославляем таких людей как героев, во время войны таковым дают ордена. Это, собственно, и есть человеческий поступок. Ведь продлить себе жизнь ценой убийства собственного ребенка равносильно тому, чтобы матери съесть своего младенца – такие случаи были, например, в осажденном Ленинграде. Когда мать хочет сохранить свою жизнь за счет дитя – это каннибализм. Лучше ей положиться на Бога и надеяться остаться в живых. Кроме того, возникает такой вопрос: если женщине угрожает смертельная опасность при родах, значит, родовая жизнь ей противопоказана? Нельзя ведь убивать собственных детей и такой ценой доставлять себе радость полового общения? Это преступно так же, как ради того, чтобы доставить себе радость обладания имуществом, начать грабить.

Если известно, что родится больной ребенок?

Логичнее в этом случае родить и посмотреть. Если родится больной – тогда его убить, собственноручно, не прибегая к каким-то препаратам, не занимая больничную койку. Чем это хуже убийства нерожденного ребенка? И что это вообще за проблема: родится больной? Больные люди нужны обществу. Они вызывают у нас милосердие, сострадание, учат любви. Если не будет больных, стариков, ущербных, мы станем гораздо более жестоки. Присутствие таких людей необходимо. И Господь избирает, кому дать этот крест – больное дитя. А ведь может быть и так: родился здоровый ребенок и потом заболел. Что же, и его убить? Нет, мы его спасаем, выхаживаем, поднимаем на ноги врачей, платим деньги, ищем лекарства. Какая же тут принципиальная разница ? Почему мы должны убивать больное дитя, находящееся во чреве матери?

Родители алкоголики – зачем рожать больных, никому не нужных детей?

Здесь подменяется одно понятие другим. Почему бы не убить этих родителей? Родители алкоголики, социально опасные люди. Они приносят обществу вред. Почему за них должны страдать дети? Можно издать закон, налагать штрафы, можно этих людей каким-то образом изолировать. Хотя, конечно, лучше бы было алкоголикам бросить пить и жить нормальной жизнью. Это было бы вообще прекрасно. На деле же почему-то выбирается зло наибольшее. Государство должно найти какой-то иной способ, чем просто убийство ребенка.

Теперь поговорим о ненужных детях. Это у нас они никому не нужны. Но в богатых странах есть тысячи и тысячи людей, которые готовы усыновить даже больного ребенка. И если этим реально заняться, то вполне можно все организовать на государственном уровне.

Как же рожать всех детей, если ученые подсчитали, что скоро Земля не сможет прокормить свое население?

Да, совершенно верно, Земля не сможет прокормить население. Но тогда давайте убивать тех, кто много ест. Убив одного такого, мы дадим возможность жить другим. Или давайте убивать толстых. Опять, как видите, вопрос совершенно абсурден.

Итак, рассмотрев все доводы в пользу аборта, мы убедились, что не существует ни одной причины, позволяющей убить ребенка во чреве матери.

Разберем, наконец, последний вопрос: почему Церковь не благословляет пользоваться противозачаточными средствами?

Дело в том, что – если вернуться к началу нашего разговора – применение противозачаточного средства есть то же самое, что механическое освобождение желудка для принятия еще раз ненужной пищи. Это некий самообман, превращение родовой жизни в бессмысленную физиологическую эксплуатацию организма человека без реализации родовой деятельности. Человек уподобляется обезьяне, которая сидит в клетке и безобразничает. У людей все должно происходить по законному естеству. Если Бог благословляет детей, значит, надо их рожать.

Применение противозачаточных средств стимулирует безответственность к великому таинству брака – этому божественному, таинственному установлению, великому по своему значению. В браке два человека соединяются в любви и из двух клеток, объединяющихся в одну, появляется новый человек, которого никогда на Земле не было, со своими способностями, особенностями, несущий в себе весь генетический ряд своих предков. Это уникальное дело, и подходить к нему надо с величайшим благоговением и ответственностью, а не превращать все в какой-то обезьянник. ПРОТИВОзачаточные средства – это средства ПРОТИВОестественные, их использование равносильно тому, чтобы перегородить себе пищевод. Они нарушают общий строй человеческой жизни. А всякое нарушение, например поворот рек в другую сторону, безнравственно, поскольку обязательно принесет горе. Любое зло, даже незначительное, всегда действует разрушительно для того, кто его совершает. Поэтому с точки зрения нравственности такие средства применять нельзя. Церковь не может это благословить, как извращение человеческой природы, созданной Богом. Церковь учит тому, что человек должен обуздывать свои страсти, причем не только связанные с родовой жизнью. Надо обуздывать и желудок – не обжираться, надо бороться с осуждением, гневом, сребролюбием. Блудная страсть – одна из страстей. У людей, обладаемых ею, она гипертрофирована и не приносит им никакой радости, в некотором смысле это болезнь, как алкоголизм. В самом вине ведь нет ничего плохого, но, когда человек пьянствует, понятно, что оно уже действует разрушительно. Или страсть сребролюбия. Человек имеет достаточно средств, чтобы есть, одеваться, а ему хочется все больше и больше; он тратит свою жизнь, отказывает себе во многом. И все только деньги, деньги, деньги – это же безумие. Так же и половая страсть. Можно ее постоянно пытаться реализовывать, не зная ни сроков, ни времени, непрерывно, постоянно себя возбуждать. Но это же совершенно неправильно, это болезнь, которая разрушает, опустошает душу, изнашивает организм. Бывает, у человека даже и естественная потребность пропадает но он начинает лечиться, чтоб как-то укрепить свое здоровье и иметь возможность еще больше себя таким образом эксплуатировать. Казалось бы, не можешь – и слава Богу, пора успокоиться. Так нет, все получается наоборот.

Страсти настолько сильны, что люди, обладаемые ими, будут приводить тысячу аргументов в свое оправдание, ибо ими руководят не здравый смысл и не соображения нравственности, а страсть. Когда ребенок хочет гулять, а мама его не пускает, он будет орать, изворачиваться, говорить неправду – на все пойдет лишь бы ему вырваться. Спор с тем, кто одержим блудной страстью бессмыслен. Он говорит:“Я не могу без этого жить». И ради этого он готов и детей убивать, и изнашивать свой организм. Все поставит на карту. Причем ведь известно, насколько вредны противозачаточные средства. Интересно, когда речь идет о том, убить ребенка или нет, люди думают о своем здоровье – им вредно рожать. А когда речь идет о противозачаточных средствах, они сознательно вредят своему телу. Значит, дело не в здоровье, а в страсти. Поэтому человек должен признать: я блудник и не могу себя управить. Следовательно, надо лечиться от блуда, а не от детей.

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать

Добавить комментарий для Валерия Отменить ответ

10 комментариев

  • Валерия, 26.01.2016

    Добрый день.
    У меня есть вопрос,который мучает меня уж очень давно.
    Года 3 назад я сделала аборт. Все время после этого случая я переживала, было стыдно, не приятно на душе. Недавно я вышла замуж и естественно хочу ребёночка и не одного,но как бы мы не старались,не получается. И вот я теперь прочитав на вашем сайте информацию про аборт,узнала,что если делала,то в наказание может быть и так,что можно остаться без детей. А я очень сильно хочу детей и что делать не знаю?может вы подскажите. Как можно искупить этот грех или хотя бы попытаться? И самое главное как забеременеть,если все же тот случай повлиял на мою жизнь.
    Заранее спасибо.

    Ответить »
  • Вероника, 12.12.2016

    Здравствуйте.

    Год назад я забеременела четвертым ребенком. Это был желанный ребенок. Но на осмотре УЗИ мне сказали, что он умер недели две назад и нужно удалить умершие останки. Если я не пойду на операцию рано или поздно произойдет самопроизвольное отторжение, но в таком случае я могу умереть тоже. УЗИ в другой клинике подтвердило предыдущий факт и я пошла в больницу. До сих пор я мучаюсь угрызениями совести, вдруг  врач УЗИ все таки ошиблась, а я поверила. Может быть мне нужно было ждать до конца и Господь совершил бы чудо и ребенок оказался живым, а если нет значит мне нужно было умереть. Я много думала над тем из-за чего все это могло произойти и вспомнила, что недели за три раньше УЗИ я травила вшей у старших детей и у себя пренебрегая инструкцию (беременным не рекомендовалось пользоваться этим ядом), но ведь три предыдущие беременности прошли благополучно подумала я. Возможно из за этого яда погиб ребеночек. Значит я его убила?

    Ответить »
    • Кирилл, 13.12.2016

      Вероника, две клиники подтвердили гибель нерождённого младенца, не мучайте себя пустым самоедством. Вероятность убить младенца средством против вшей, если не пить его, практически равна нулю.

      Ответить »
  • Мария, 30.01.2017

    Как хорошо у вас батюшка все описано, складной так. Тяжело менять своё греховное поведение и уклад мыслей. И пробираешься по узкой тропе ко Господу сквозь терния своих греховных страстей, оставляя на них, то пучки волос, то клоки одежды 🙂
    Я недавно кое как брюки на юбку сменила…сподобил Господь, слава Ему! А здесь такое… У меня уже четверо деток, если б не предохранялись может уже за это время ещё двое могли родится… Грешница я себялюбивая…трудно мне младенческой возраст у деток перетерпеть, но обожаю их всех беззаветно… Господи дай мне сил принять все прочитанное и изменить свою жизнь по законам твоим. Батюшка, помолитесь обо мне грешной.

    Ответить »
  • Наталья, 12.10.2017

    Я все таки про аборт по медицинским показаниям.

    Пример 1. Женщина беременна, срок 5 недель, женщина в возрасте, вдова, мать двоих детей. Началось кровотечение. Шансов спасти плод крайне мало. Если не делать медикаментозный аборт (гормональный выкидыш на ранних сроках), в последствии большой шанс делать выскабливание с угрозой для матери (анастезия и т.п.), нет гарантий, что потом мать сможет иметь детей. А при медикаментозном аборте на ранних сроках организм сам очищается от плода и т.п. (выскабливание не нужно). Что в данном случае? Аборт все таки. Нов тоже время на кону жизнь матери, а шансы спасти эмбрион крайне малы даже при стационарном лечении.

    Пример 2. Авария. Женщина беременна. Также мать детей. Шансы спасти плод (срок до 22 недель — маложизнеспособен), оставив в матери крайне малы. Женщине нужно проводить реанимацию ради спасения ее жизни. Конечно, врачи постараются спасти плод, но им придется его извлечь, т.е. сделать аборт. Или оставить плод в женщине, рискуя ее жизнью, и понятно, что жизнью и плода. Это аборт, но убийство двоих. По закону врачам отвечать за неоказание помощи матери. В любом случае виноваты.

    Пример 3. Женщина не знала, что ей нельзя иметь детей, забеременела. В ходе обследования выяснилось, что вынашивать беременность ей нельзя, даже кесарево не поможет, даже на ранних сроках. В данном случае был обнаружен у женщины рак головного мозга. Срок 20 недель. Предстояла химиотерапия. У женщины был живой ребенок (если не ошибаюсь также вдова).

    Все три случая из реальной жизни. Во всех случаях врачи сделали аборт. Во всех случаях женщины остались живы.

    Ответить »
    • Максим, 13.10.2017

      Выскажу свою точку зрения, как участник движения за запрет абортов. Мне сложно здесь судить, я не врач, но я думаю, что в случае реальной, а не надуманной угрозы жизни матери, возможность совершить аборт ради спасения ее жизни должна быть ей предоставлена. У женщины должен быть выбор: пожертвовать собой ради ребенка или спасать свою жизнь ценой его уничтожения. Если она выбирает спасение своей жизни — это ее неотъемлемое право.
      Мы обязаны призвать и даже заставить не убивать. Но мы не имеем никакого права приказать кому-то стать мучеником против его желания и умереть. В такой ситуации должен срабатывать закон о действиях в условиях крайней необходимости, то есть выживает тот, кто может себе это позволить. Такая операция должна рассматриваться не как аборт, а как мероприятие по спасению жизни матери.
      А вот, что гласят по этому вопросу ОСК Русской Православной Церкви:
      В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь.
      Вы пишете:
      “Женщина беременна, срок 5 недель, женщина в возрасте, вдова, мать двоих детей. Началось кровотечение. Шансов спасти плод крайне мало. Если не делать медикаментозный аборт (гормональный выкидыш на ранних сроках), в последствии большой шанс делать выскабливание с угрозой для матери (анастезия и т.п.), нет гарантий, что потом мать сможет иметь детей.”
      Если речь идет о выборе между гипотетической угрозой бесплодия и убийством уже имеющегося маленького человеческого существа, то надо, безусловно, выбрать спасение уже зародившейся жизни. Единственной причиной отнять чью-то жизнь может быть спасение другой жизни, а не что-то еще. Но если под угрозой жизнь самой женщины, то тогда она может выбирать, ИМХО. При этом мы всегда почитаем подвиг тех женщин, которые выбрали жизнь ребенка, а не свою, совершив подвиг, сходный с мученичеством. Но это, повторюсь, могут решать только они сами, без нашего нажима. Допустим, все мы преклоняемся перед жертвенными подвигами на войне, как у Александра Матросова. Но одно дело преклоняться, а другое — сознательно толкать на самопожертвование ребят с передовой, сидя самому в теплом и безопасном штабе. Такого не должно быть, я считаю.

      Ответить »
  • Наталья, 12.10.2017

    Про противозачаточные. Без лечения противозачаточными гормональными препаратами, я бы не смогла ни одного ребенка родить. Диагнозы были серьезные (нерегулярный цикл, поликистоз яичников, оперированная фоликулярная киста — причем до начала половой жизни, и т.п., мы с мужем уже собирались вставать на очередь на усыновления). Также лечение противозачаточными гормональными препаратами (даже без половой жизни, а именно назначенными для лечения), помогло мне восстановить здоровье и самочувствие (лечение эндометриоза, миомы матки) уже и после рождения детей, когда здоровье вновь стало ухудшаться.

    Так как же Вы пишете о вреде здоровью противозачаточными препаратами, если они назначаются также и для лечения.

    Кроме того, при приеме противозачаточных даже шанса нет забеременеть (нет овуляции). Так какой же это аборт?, если и зачатие то не возможно?

    Ответить »
    • Кирилл, 11.02.2019

      —Без лечения противозачаточными гормональными препаратами, я бы не смогла ни одного ребенка родить. —
      Наталья, очевидно, что противозачатные гормональные препараты без половой жизни не могут убить нерождённого младенца.
      Если же их принимать с половой жизнью, то получается самообман — убийство детей в утробе с целью иметь возможность родить их брата или сестру. Слишком дорогая цена за рождение ребёнка… 

      Гормональные пзс одним из механизмов не дают укорениться в матке оплодотворённой яйцеклетке, т.е. имеют и абортивное действие.

      Ответить »
  • чтец Сергий Федоров, 05.05.2023

    “Если ей нельзя рожать, значит, когда она соединяется со своим супругом, она совершает преступление. Существует понятие недееспособный человек. Такому человеку запрещено регистрировать брак”. Среди канонических препятствий к браку нет такого, как опасность для рождения ребенка, поэтому автор неправ, когда обвиняет женщину в преступлении.

    Ответить »