Человек




    1. Человек — венец творения видимого мира, был создан в шестой творческий День, после прочих представителей видимого мира. 
    2. Несмотря на своё совершенство в сравнении с прочими представителями видимого мира, несмотря на некоторое соответствие той среды обитания, в которой живет человек, его естественным потребностям, только в Боге он может обрести подлинную гармонию и бесконечную радость бытия.
    3. Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт.1:26–27). Это значит, что по своему естеству он отображает в себе совершенства Божества: обладает разумом, свободной волей, способностью к творчеству, способностью любить, нравственным чувством и пр. Между тем, в другом смысловом контексте понятия «образ» и «подобие» имеют различные значения.  Образ — эта та данность, те вышеназванные особенности, которые присущи человеку по природе, а подобие — это то состояние  богоподия, к которому он призван стремиться, состояние нравственного совершенства, добродетельность, чистота. Поскольку Божественные совершенства безграничны, постольку и уподобление Богу может совершаться без конца.  
    4. Богом дано человеку особое назначение: познавать Бога, уподобляться Богу, то есть становиться лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную, но идти или не идти по этому пути – зависит от произволения человека (Мф.16:24).
    5. Бог наделил человека бессмертной душой. После того как происходит телесная смерть, душа продолжает существовать, мыслить, желать, осознавать себя и пр.
    6. Человек способен грешить или не грешить. Свободно выбирая между добром и злом добро, он, при помощи Божьей, может стать добродетельным, святым.
    7. После грехопадения образ Божий в человеке хотя и остался, но был затемнен, помутнен.
    8. Несмотря на то, что грехопадение было и в Ангельском мире, Сын Божий воспринял не ангельскую, а человеческую природу, после чего совершил Искупление людей.
    9. Подлинный смысл жизни человека заключается в богопознании, богоуподоблении (обожении), богообщении: чтобы человек стал богом, Бог стал Человеком. Смысл земной жизни – достичь вечной блаженной жизни в единстве с Богом и (остальными) членами Его Царства – Царства Славы.
    10. Человек не имел и не имеет никаких предыдущих жизней, не был рыбой, птицей, животным, растением, камнем, другим человеком: человек живет только один раз, а после  смерти предстает на суд Божий (Евр.9:27).
    11. Чарльз Дарвин осторожно подходил к теме происхождения человека. Учение о происхождении человека от обезьяны развили сторонники его идей.  
    12. Если в результате эволюции человек произошел от обезьяны, то почему эволюция обошла стороной тех обезьян, которые сегодня обитают в дикой природе, и они не стали людьми?
    13. Если человек есть результат эволюции, то почему он не продолжает эволюционировать дальше и остановился в своем эволюционном развитии (то есть «не перескакивает» из одного вида в другой)?

    ***

    Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт.1:26). Образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение “по образу” означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение “по подобию” означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (прп. Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.

    В христианском учении о человеке, с одной стороны, утверждается греховность человека, падшесть его природы в результате сознательно выбранного прародителем зла, а с другой стороны, утверждается достоинство человека, созданного по Образу Божьему и призванного стать Его Подобием. Постоянное наблюдение за своими личными грехами (трезвение), памятование того, что человек – «раб земным страстям», предохраняет религиозного человека от тщеславия и гордости, т.е. духовной слепоты. Не пасть же низко в своем достоинстве ему помогает другой полюс представлений о человеке: человека Творец поставил господином во Вселенной и подчинил ему всё творение. Ради человека и его спасения Бог, Творец мира видимого и невидимого, воплотился в земное, материальное тело, принял смерть и воскрес, сделав и человека способным к обожению.

    См. также: ДУША, ДУХ, ТЕЛО, АНТРОПОЛОГИЯ, АСКЕТИКА

    «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1Ин.4:12).

    Каналы АВ
    TG: t.me/azbyka
    Viber: vb.me/azbyka
    Размер шрифта: A- 15 A+
    Тёмная тема:
    Цвета
    Цвет фона:
    Цвет текста:
    Цвет ссылок:
    Цвет акцентов
    Цвет полей
    Фон подложек
    Заголовки:
    Текст:
    Выравнивание:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки