Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста» — игумен Андроник (Трубачев)

Святоотеческое толкование библейского понятия «печать антихриста» — игумен Андроник (Трубачев)

(4 голоса5.0 из 5)

Поскольку Апо­ка­лип­сис — не книга зага­док и раз­га­док, а книга сим­во­ли­че­ская, то и метод тол­ко­ва­ния числа 666 дол­жен исхо­дить из основ чис­ло­вой сим­во­лики, а вся­кий дру­гой метод будет некор­рек­тен. Таким обра­зом, в поня­тие «печати анти­хри­ста» вхо­дят: 1) начер­та­ние зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. При­ня­тие печати анти­хри­ста при­рав­ни­ва­ется в Апо­ка­лип­сисе к покло­не­нию самому анти­хри­сту или его образу (изоб­ра­же­нию).

Поня­тие «печать анти­хри­ста» сло­жи­лось на осно­ва­нии несколь­ких тек­стов Откро­ве­ния свя­того Иоанна Богослова:
1. И он (зверь из земли, т.е. лже­про­рок анти­хри­ста) сде­лает то, что всем, малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам, поло­жено будет начер­та­ние на пра­вую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его. Здесь муд­рость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число чело­ве­че­ское. Число его шесть­сот шесть­де­сят шесть (Откр.13:16–18).

2. И тре­тий Ангел после­до­вал за ними, говоря гром­ким голо­сом: кто покло­ня­ется зверю и образу его и при­ни­мает начер­та­ние на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино яро­сти Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью покло­ня­ю­щи­еся зверю и образу его и при­ни­ма­ю­щие начер­та­ние имени его (Откр.14:9–11). И схва­чен был зверь и с ним лже­про­рок, про­из­во­див­ший чудеса пред ним, кото­рыми он обо­льстил при­няв­ших начер­та­ние зверя и покло­ня­ю­щихся его изоб­ра­же­нию (Откр.19:20). И уви­дел я пре­столы и сидя­щих на них, кото­рым дано было судить и души обез­глав­лен­ных за сви­де­тель­ство Иисуса и за слово Божие, кото­рые не покло­ни­лись ни зверю, ни образу его, и не при­няли начер­та­ние на чело свое и на руку свою. Они ожили и цар­ство­вали со Хри­стом тысячу лет (Откр.20:4). Рас­смот­рим, по тол­ко­ва­нию свя­тых отцов во-пер­вых, что такое начер­та­ние, имя и число имени зверя, во-вто­рых, когда, каким обра­зом и кем печать Анти­хри­ста может быть принята.

Начертание зверя

Под начер­та­нием зверя боль­шин­ство отцов пони­мало печать, а в каче­стве сход­ных поня­тий исполь­зо­ва­лись сле­ду­ю­щие опре­де­ле­ния: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), зна­ме­ние (signaculum).

Доклад был про­чи­тан авто­ром на засе­да­нии Сино­даль­ной Бого­слов­ской комис­сии 19 фев­раля 2001 г. — Прим. ред.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

{mosimage} Начер­та­ние зверя может вклю­чить в себя число зверя (свя­ти­тель Вик­то­рин, Псевдо-Иппо­лит), имя зверя (Андрей Кеса­рий­ский). Поскольку начер­та­ние зверя при­ни­ма­ется вме­сто кре­ста Спа­си­теля (пре­по­доб­ный Ефрем Сирин), то можно пред­по­ло­жить, что само это начер­та­ние явля­ется хулою на крест, иска­жает начер­та­ние кре­ста (напри­мер, крест, пере­вер­ну­тый вниз). Осо­бен­но­стью начер­та­ния зверя явля­ется то, что оно будет поло­жено на пра­вую руку и на чело. Можно назвать три при­чины выбора этих чле­нов тела для запе­чат­ле­ния: 1) есте­ствен­ные («чтобы не затруд­ня­лись сим», то есть чтобы не бес­по­ко­и­лись, что будут повре­ждены жиз­ненно важ­ные органы, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин); 2) обще­ре­ли­ги­оз­ные (обы­чай рас­по­ла­гать знаки на руке и на лбу при­сущ мно­гим рели­гиям, напри­мер, евреи носили филак­те­рии с цита­тами из Торы на лбу и на руке — Втор.6:8; Мф.23:5); 3) анти­хри­сти­ан­ские (хри­сти­ане изоб­ра­жали крест на лбу и на руке).

Пре­по­доб­ный Ефрем счи­тал, что чело­век, у кото­рого запе­чат­лена печа­тью анти­хри­ста пра­вая рука, не смо­жет совер­шить крест­ное зна­ме­ние, а запе­чат­ле­ние чела печа­тью анти­хри­ста не дает воз­мож­но­сти изоб­ра­зить на нем крест и имя Гос­подне. Пре­по­доб­ный Ефрем не пояс­няет, почему чело­век, при­няв­ший печать (начер­та­ние) анти­хри­ста, не смо­жет сотво­рить крест­ное зна­ме­ние. В сочи­не­нии Псевдо-Иппо­лита «Слово о кон­чине мира…», наи­бо­лее повли­яв­шем на эсха­то­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния, гово­рится, что чело­век, при­няв­ший печать анти­хри­ста «не будет иметь воз­мож­но­сти запе­чат­леть какой-либо из своих чле­нов (крест­ным зна­ме­нием), но под­чи­нится льстецу и ему будет слу­жить, и рас­ка­я­ния не будет в нем: он погиб как по отно­ше­нию к Богу, так и по отно­ше­нию к людям»1.

Не при­няв­шие начер­та­ние зверя не смо­гут ни поку­пать, ни про­да­вать что-либо, и, таким обра­зом, обре­ка­ются на голод. Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин пишет, что и при­няв­шие печать будут голо­дать и про­сить есть у зверя, так как земля не будет давать жатвы и пло­дов. У Андрея Кеса­рий­ского гово­рится, что ору­же­но­сец (то есть пред­теча) анти­хри­ста «будет рас­про­стра­нять печать зверя везде: и в купле, и в про­даже, чтобы те, кто не при­нял ее, вынуж­дены были уме­реть от недо­статка необ­хо­ди­мого для жизни»2.

В этом можно видеть ука­за­ние, что начер­та­ние зверя будет ста­виться не только на руку и чело чело­века, но и на про­дук­тах его дея­тель­но­сти. В отли­чие от дру­гих свя­тых отцов, свя­ти­тель Иппо­лит под начер­та­нием на руке пони­мал вос­ку­ре­ние жерт­вен­ного фимиама идолу, а под начер­та­нием на челе — увен­ча­ние риту­аль­ным язы­че­ским венцом3.

Неко­то­рые свя­тые отцы, не опро­вер­гая тра­ди­ци­он­ного пони­ма­ния начер­та­ния зверя на пра­вую руку и чело, давали нрав­ствен­ное тол­ко­ва­ние: пра­вая рука — дея­тель­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, чело — позна­ние истины Божией. При­няв­ший на пра­вую руку и чело начер­та­ние зверя не может совер­шать куплю, то есть выкуп Цар­ствия Небес­ного за зем­ную жизнь.

Дан­ное тол­ко­ва­ние осно­вы­ва­ется на сло­вах из притчи Гос­пода: Куплю дейте, дон­деже при­иду (Лк.19:13). Подоб­ное тол­ко­ва­ние, как вто­рич­ное, содер­жится и у архи­епи­скопа Андрея Кеса­рий­ского4.

Имя зверя

При­нято счи­тать, что имя зверя, то есть анти­хри­ста, не ука­зы­ва­ется в Откро­ве­нии. Архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский отме­чал: «Если бы была необ­хо­ди­мость знать его имя, то, как гово­рят неко­то­рые учи­тели, тай­но­ви­дец открыл бы его, но бла­го­дать Божия не соиз­во­лила, чтобы это пагуб­ное имя было напи­сано в Боже­ствен­ной книге»5. Свя­той Ири­ней Лион­ский пола­гал, что неиз­вест­ность имени анти­хри­ста предо­сте­ре­гает нас от обмана, так как анти­христ, вопреки нашим ожи­да­ниям, может придти с дру­гим именем6. Однако оба эти рас­суж­де­ния отно­сятся к попыт­кам опре­де­лить имя зверя на осно­ва­нии его числа. Между тем, тот же архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский сви­де­тель­ство­вал, «что диа­вол, анти­христ и лже­про­рок общие друг с дру­гом как дей­стви­ями, так и име­нами, это видно из того, что каж­дый из них назы­ва­ется зверем»7.

Имя ангела без­дны, то есть диа­вола, при­во­дится в дру­гом месте Откро­ве­ния: имя ему по-еврей­ски Аввад­дон, а по-гре­че­ски — Апол­лион (Откр.9:11), то есть Губи­тель. Это имя архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский упо­ми­нает также в тол­ко­ва­нии на Откр.13:16 — 17е. Имя анти­хри­ста в точ­но­сти про­ти­во­по­ложно имени Хри­ста: Иисус (Бог спа­сает. Спа­си­тель) — Аввад­дон, Апол­лон (гибель, Губи­тель). Ука­за­ния на имя анти­хри­ста есть и в Вет­хом Завете где гово­рится об ангеле-истре­би­теле (1Цар.21:15), ангеле-губи­теле для истреб­ле­ния (Ис.54:16).

Число зверя

Свя­ти­тель Ири­ней при­во­дит два воз­мож­ных типа тол­ко­ва­ния числа зверя 666:

1. согласно чис­ло­вой сим­во­лике; 2. согласно гре­че­скому алфавиту.

Согласно чис­ло­вой сим­во­лике, число 666 связывается:

5. С коли­че­ством шести дней, сотво­ре­ния мира, так  как анти­христ дол­жен вос­ста­но­вить все отступ­ни­че­ство, кото­рое было за время суще­ство­ва­ния мира (с этим ранее свя­зы­ва­лась мысль о том, что мир про­су­ще­ствует 6000 лет);

6. С шестым днем, днем тво­ре­ния чело­века, чрез кото­рого грех вошел в мир;

7. С шести­со­тым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только все­мир­ный потоп мог уни­что­жить его;

8. С исту­ка­ном Наву­хо­до­но­сора, «кото­рый имел в высоту шесть­де­сят лок­тей, а в ширину шесть лок­тей; исту­кан был пред­зна­ме­но­ва­нием при­ше­ствия антихриста».

К сожа­ле­нию, дан­ный тип чис­ло­вой сим­во­лики, осно­ван­ный в Свя­щен­ном Писа­нии, не был про­дол­жен после­ду­ю­щей свя­то­оте­че­ской тра­ди­цией. Лишь архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский одна­жды исполь­зо­вал дан­ное тол­ко­ва­ние свя­того Ири­нея, но в дру­гом месте — Откр.14:20. Ряд тол­ко­ва­ний свя­того Ири­нея можно дополнить.

Мы не обсуж­даем вопро­сов о зако­нах чис­ло­вой сим­во­лики, кото­рые, в конеч­ном итоге, коре­нятся в сим­во­ли­че­ском миро­по­ни­ма­нии. Есте­ственно, что число ста­но­вится сим­во­лом лишь в опре­де­лен­ной сим­во­ли­че­ской системе. Именно тогда число ста­но­вится спо­соб­ным нести смысл, кото­рый опре­де­ля­ется контекстом.

В раз­лич­ных кон­текстах одно и то же число может нести раз­лич­ный смысл, вплоть до противоположного.

Так, напри­мер, число 6, веро­ятно, может сим­во­ли­зи­ро­вать тво­ре­ние, твор­че­ство, почему оно и исполь­зу­ется как стро­и­тель­ный модуль (3Цар.10:16—20; 3Цар.6:26); может нести смысл только коли­че­ствен­ный (ср., напр.: 666 сыно­вей Адо­ни­кама — 1Ездр.2:13). Неко­то­рые сим­волы, имев­шие в Вет­хом Завете один смысл, в Новом Завете при­об­рели смысл про­ти­во­по­лож­ный (звезда Давида, храм Соло­мо­нов). Но в кон­тек­сте хри­сти­ан­ской сим­во­лики, осно­ван­ной на Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии, число 666 все­гда было сим­во­лом Анти­хри­ста и вос­при­ни­ма­лось тако­вым на про­тя­же­нии всей исто­рии христианства.

Итак, писал свя­той Ири­ней, число 666 озна­чает того, «в ком вос­ста­нав­ли­ва­ется все… отступ­ни­че­ство, неправда, нече­стие, лже­про­ро­че­ство и обман, почему и най­дет (на землю) потоп огненный»1.

Рас­смот­рим вто­рой тип тол­ко­ва­ния числа зверя, кото­рый при­вел свя­той Ири­ней.

Он сво­дится к поиску имени анти­хри­ста. Буквы гре­че­ского алфа­вита, соот­вет­ству­ю­щие опре­де­лен­ным чис­лам, под­би­ра­ются так, чтобы сумма их состав­ляла число 666, а сами они чита­лись как имя. Таким обра­зом, свя­той Ири­ней вывел имена: Еван­тас, Лати­ня­нин, Титан2, свя­той Вик­то­рин — Анте­мос, а на латин­ском языке — Диклюкс3, архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский — Лам­пе­тис, Бене­дикт, злой вождь, древ­ний завист­ник, истинно вред­ный, непра­вед­ный агнец4. К сожа­ле­нию, именно этот тип тол­ко­ва­ния воз­об­ла­дал среди иссле­до­ва­те­лей Апокалипсиса.

К чему это при­вело, можно видеть на при­мере тол­ко­ва­ния еди­но­вер­че­ского свя­щен­ника Иоанна Малы­шева, кото­рый, исполь­зуя почему-то сла­вян­ский алфа­вит, при­во­дит в осо­бых таб­ли­цах более 200 имен антихриста5. Конец таким тол­ко­ва­ниям должно было поло­жить заме­ча­ние самого свя­того Ири­нея о том, что, «хотя известно число имени анти­хри­ста, но мы не можем ничего опро­мет­чиво утвер­ждать о самом имени, потому что число при­ло­жимо ко мно­гим име­нам… Посему вер­нее и без­опас­нее ожи­дать испол­не­ния про­ро­че­ства, нежели пред­по­ла­гать и пред­ре­кать какие-либо имена, ибо может най­тись много имен, заклю­ча­ю­щих в себе выше­озна­чен­ное число, и все-таки этот вопрос оста­нется нерешенным»6. Можно также доба­вить, что поскольку Апо­ка­лип­сис — не книга зага­док и раз­га­док, а книга сим­во­ли­че­ская, то и метод тол­ко­ва­ния числа 666 дол­жен исхо­дить из основ чис­ло­вой сим­во­лики, а вся­кий дру­гой метод будет некорректен.

Таким обра­зом, в поня­тие «печати анти­хри­ста» вхо­дят: 1) начер­та­ние зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. При­ня­тие печати анти­хри­ста при­рав­ни­ва­ется в Апо­ка­лип­сисе к покло­не­нию самому анти­хри­сту или его образу (изоб­ра­же­нию).

Ни в Апо­ка­лип­сисе, ни в свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ниях, ни в пра­во­слав­ных бого­слов­ских иссле­до­ва­ниях не содер­жится поня­тия «пред­пе­чати анти­хри­ста», рас­про­стра­ня­е­мое ныне в эсха­то­ло­ги­че­ских ожи­да­ниях. Можно пред­по­ла­гать, что поня­тие «пред­пе­чати анти­хри­ста» обра­зо­вано по подо­бию «пред­течи анти­хри­ста». Но пред­теча Анти­хри­ста, или его лже­про­рок, дей­ствует, согласно Апо­ка­лип­сису, одно­вре­менно с Антихристом.

Поня­тие «пред­пе­чати» весьма близко эсха­то­ло­ги­че­ским пред­став­ле­ниям в неко­то­рых тол­ках ста­ро­об­ряд­че­ского раскола.

Когда, каким образом и кем может быть  принята печать антихриста

Свя­тые отцы счи­тали, что нало­же­ние печати анти­хри­ста его лже­про­ро­ком будет про­ис­хо­дить в те три с поло­ви­ной года цар­ство­ва­ния анти­хри­ста, кото­рые будут непо­сред­ственно пред­ше­ство­вать Вто­рому Слав­ному При­ше­ствию Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста. К про­чим при­зна­кам послед­них вре­мен они отно­сили — постро­е­ние Соло­мо­нова храма, воца­ре­ние в нем анти­хри­ста, про­по­ведь про­ро­ков Еноха и Илии и уби­е­ние их в Иеру­са­лиме, про­по­ведь лже­про­рока и так далее.

Воз­можно ли несо­зна­тель­ное при­ня­тие печати анти­хри­ста без отре­че­ния от Хри­ста, путем каких-либо тех­ни­че­ских или медико-био­ло­ги­че­ских усо­вер­шен­ство­ва­ний? Неко­то­рые свя­тые отцы вообще не пояс­няют это,  дру­гие дают вполне опре­де­лен­ный отри­ца­тель­ный ответ.

«Знает сей зло­счаст­ный, что крест Гос­по­день, если будет на ком напе­чат­лен, раз­ру­шит всю его силу… Ибо всеми спо­со­бами будет ухищ­ряться, чтобы имя Гос­пода и Спа­си­теля — сие пре­свя­тое и пре­чи­стое имя — вовсе не назы­ва­лось во вре­мена змия». (Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин. Слово 91 на при­ше­ствие Господне)1. «Если душа наша ограж­дена таким ору­жием (Еди­но­сущ­ною Тро­и­цею), то змий попран… Но хорошо зна­ю­щие свя­той глас истин­ного Пас­тыря, тот­час узнают обман­щика, потому что голос зло­че­сти­вого нимало не похо­дит на глас истин­ного Пас­тыря». (Пре­по­доб­ный Ефрем Сирии. Слово 92 на при­ше­ствие Господне)2.

(Откр.14:9): «Если, гово­рит, кто покло­нится зве­ро­об­раз­ному анти­хри­сту и будет дер­жаться его нече­сти­вой жизни, сло­вом или делом про­воз­гла­сит его богом, на что ука­зы­вает при­ни­ма­е­мое на чело и руку начер­та­ние, тот вме­сте с ним будет пить чашу мучений».

(Откр.14:11): Сле­дует пони­мать «под ночью — муче­ния греш­ни­ков, кото­рые при­мут все те, кто диа­воль­скими делами и хулою на Хри­ста изоб­ра­зили в себе образ зверя и напе­чат­лели в своем сердце его бес­чест­ное имя как досто­чест­ное» (Архи­епи­скоп Андрей Кеса­рий­ский. Тол­ко­ва­ние на Откровение)3.

Псевдо-Иппо­лит в «Слове о кон­чине  мира…» так изоб­ра­жал созна­тель­ность отре­че­ния от Хри­ста: «Таково будет (начер­та­ние) и печать во время этого нена­вист­ника добра — та печать, кото­рая будет гла­сить: «Отре­ка­юсь от Творца неба и земли; отре­ка­юсь от кре­ще­ния; отре­ка­юсь от слу­же­ния моего (Богу) и при­со­еди­ня­юсь к тебе и в тебя верую»4.

Наи­бо­лее ярко этот вопрос рас­кры­вает свя­ти­тель Фео­фан, затвор­ник Вышенский1 в тол­ко­ва­нии 2Сол.2:9-13:

В поги­ба­ю­щих. Как ни велики и ни раз­но­об­разны будут уси­лия и при­емы анти­хри­ста к тому, чтобы пре­льщать и увле­кать в свою ложь, успех он будет иметь, однако же, только в кругу тех, кои одного с ним духа, то есть отпали от Бога и Гос­пода, серд­цем пре­зи­рают Его запо­веди, и, ведая, что путь их ведет в пагубу, не схо­дят с него, пре­дав­шись уча­сти своей в неча­я­нии. Как сам он — сын поги­бели, то и при­влечь к себе успеет только поги­ба­ю­щих. И поги­ба­ю­щие эти погиб­нут не по опре­де­ле­нию Божию, а потому, что воз­лю­били пагуб­ный образ жизни и нрав. Бог все упо­треб­ляет к обра­зум­ле­нию и обра­ще­нию греш­ни­ков, и когда уже ничем их взять нельзя, и не пред­ви­дится, чтоб можно было, тогда пре­дает их в руки про­из­во­ле­ния сво­его. И вся­кий в жизни своей встре­чает людей, кото­рым что ни говори, они все свое, как остол­бе­не­лые и ока­ме­не­лые. Во время про­по­веди своей свя­тые Апо­столы повсюду встре­чали таких, и засви­де­тель­ство­вали устами свя­того Павла, что слово крест­ное поги­ба­ю­щим юрод­ство есть, а спа­са­е­мым нам сила Божия есть (1Кор.1:18). и что сами они суть овем (поги­ба­ю­щим) вопя смерт­ная в смерть; овем же (спа­са­е­мым) воня живот­ная в живот (2Кор.2:15). Во время же анти­хри­ста его юрод­ство будет казаться поги­ба­ю­щим муд­ро­стию, и его пагуб­ное зло­во­ние — бла­го­уха­нием. Тут тоже будет, что при холер­ных повет­риях, кото­рые захва­ты­вают тех только, у кото­рых есть к ним предрасположение.

Зане­любве истины не при­яша во еже спа­стися им. Вот почему они суть поги­ба­ю­щие! Потому, что не при­няли спа­си­тель­ной истины. Бог видит, что люди гиб­нут, низ­падши в без­дну греха и в пагуб­ные узы раб­ства стра­стям и сея­телю их, диа­волу. Для того послал Сына Сво­его Еди­но­род­ного, чтоб про­ло­жить им путь исход­ный, и ука­зать его в вере в Него и в бла­го­дати, при­ем­ле­мой по вере. Весть о сем всюду раз­несли свя­тые Апо­столы. При­ни­мав­шие посту­пали в число спа­са­е­мых, не при­ни­мав­шие оста­ва­лись в пагубе. Таковы они во время Апо­сто­лов, таковы после их, доселе, такими ока­жутся и в послед­ние дни. Всю эту массу видит Апо­столь­ское бого­про­све­щен­ное око ума, и дает им над­пись: погибающие.

У Солу­нян пред лицом были эти поги­ба­ю­щие неве­рия  ради. Апо­стол гово­рит как бы: вот в этой обла­сти непри­няв­ших нашего спа­си­тель­ного слова он будет иметь успех, а не среди вас уве­ро­вав­ших, и подобно вам име­ю­щих уве­ро­вать. Достойно заме­ча­ния, что Апо­стол сло­вом своим обни­мает не только тех, кои не при­няли истины хри­сти­ан­ской, как бы слу­шать ее не хотели, но и тех, кои слы­шали ее, поняли, в чем дело, и не при­няли ее, и даже тех, кои при­няли умом, но не полю­били ее серд­цем; обни­мает не только неве­ров-нехри­стиан, но и хри­стиан по имени, а не в сердце, кои рав­но­душны к испо­ве­ду­е­мой ими вере и не рев­нуют о том, чтоб быть послуш­ными тре­бо­ва­ниям ее, стать тем, чем име­ну­ются, индиф­фе­рентны к ней. Ибо гово­рит: любве истины не при­яша, не полю­били истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце дер­жат на сто­роне, про­тив­ной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полю­бят ложь.

Суще­ствен­ная спа­си­тель­ная истина есть та, что Бог послал в мир Сына сво­его Спа­си­теля миру. Свя­тые отцы потому слова: любве истины не при­яша тол­куют так: не при­няли Хри­ста Гос­пода. Ибо Он есть и Любовь без­пре­дель­ная, и Истина все­со­вер­шен­ная. Свя­той Зла­то­уст пишет: «Любо­вию истины он назы­вает Хри­ста. Ибо Хри­стос был и то, и дру­гое и при­хо­дил ради того и дру­гого по любви к нам и чтоб открыть истин­ное зна­че­ние всего». То же Фео­до­рит и все дру­гие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только при­нять Еван­ге­лие, но и соче­таться с Гос­по­дом, ибо в этом соче­та­нии и состоит над­ле­жа­щее при­ня­тие Еван­гель­ской истины. Тот только и извле­ка­ется из массы поги­ба­ю­щих, кто при­леп­ля­ется к Гос­поду Иисусу Хри­сту, ста­но­вится един дух с Ним, при­ви­ва­ется к Нему, как к еди­ной истин­ной живой лозе.

Стих 11. И сего ради послет им Бог дей­ство льсти, во еже веро­вати им лжи.

Это страш­ное нрав­ствен­ное нака­за­ние Божие! Послет — не так, что нарочно пошлет не жела­е­мое ими, а про­пу­стит к ним ими жела­е­мое и иско­мое. Злой дух  льсти и лжи посто­янно поры­ва­ется всеми завла­деть, всех омра­чить и увлечь в ложь; но Бог не пус­кает его, когда среди не сле­ду­ю­щих истине есть еще такие, кото­рые подают надежду обра­ще­ния, еще не совсем пре­да­лись лож­ным путям, еще думают ино­гда отстать от лжи и стать на сто­роне истины, — не пус­кает, чтоб не потер­пели они от него наси­лия внутри, ибо он может коле­бать и твер­дых, а не только этих слабых.

Когда же, нако­нец, они совсем опу­стят руки и пре­да­дутся избран­ному ими пагуб­ному пути, сло­жатся с ним и соче­та­ются серд­цем, а о том, чтоб отстать от него, и думать пере­ста­нут, тогда Бог при­мет Свою, удер­жи­ва­ю­щую злого духа льсти, руку, и он, про­пу­щен­ный, устре­мится на них, прой­дет в сердце их и там нач­нет ока­зы­вать дей­ство льсти, влечь ко лжи, — и при­вле­чет. Они при­мут ложь всем серд­цем, и затем обна­ру­жат ее и во вне, при­ста­нут видимо к анти­хри­сту. Но этим сде­ла­ется только то, что вый­дет наружу скрыв­ше­еся внутри. Свя­той Зла­то­уст пишет: «Для чего, ска­жешь ты, Бог попу­стит быть всему этому? Не бойся, воз­люб­лен­ный, но послу­шай что гово­рит (Апо­стол): (анти­христ) воз­об­ла­дает только над поги­ба­ю­щими, кото­рые, хотя бы он и не при­шел, не уве­ро­вали бы».

Фео­до­рит при­бав­ляет: «Сие же: послет им Бог дей­ство льсти, ска­зано Апо­сто­лом вме­сто — попу­стит явиться льсти, чтоб пока­за­лись люби­тели лукав­ства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истре­бит ее сло­вом уст Своих».

Эку­ме­ний: «Послет — не так при­ни­май, чтоб Бог послал, но так выра­жать обычно Апо­столу попу­ще­ние от Бога».

Фео­фи­лакт: «Послет — вме­сто попу­стит ему прийти. Смотри, сна­чала они отвергли истину, и тогда оста­вил их Бог, и ложь овла­дела ими»:  Стих 12. Да суд при­и­мут ecu не веро­вав­ший истине, но бла­го­во­лив­ший в неправде.

Да суд при­и­мут, — пра­ведно под­верг­нутся осуж­де­нию. Попу­стит Бог, рас­кро­ется их злой нрав­ственно-рели­ги­оз­ный строй, и они созреют для суда. Ложь само­об­ли­чи­тельна, и сле­ду­ю­щие лжи сами себя обли­чают. Без­от­ветны они будут на суде, потому, что пове­рили оче­видно-пагуб­ной лжи и не пове­рили оче­видно спа­си­тель­ной истине. — Вси неве­ро­вав­шии истине, но бла­го­во­лив­ший в неправде. С гре­че­ского: все эти, неве­ро­вав­шие и про­чие, кои не при­няли в сердце с живою верою Еван­гель­ской истины и жизни своей, своих чувств и рас­по­ло­же­ний не уста­но­вили по ее тре­бо­ва­нию, а напро­тив, лгали серд­цем своим — бла­го­во­лили ко вся­кой неправде и к непра­вым муд­ро­ва­ниям, и к непра­вым нра­вам, нахо­дили удо­воль­ствие пре­бы­вать и погря­зать в сих неправостях.

Оче­вид­ней­шим же обли­че­нием их будет то, что они пове­рят анти­хри­сту. Свя­той Зла­то­уст пишет: «Заграж­дены будут уста тех, кото­рые осуж­дены на поги­бель. Каким обра­зом? Они не уве­ро­вали бы во Хри­ста, хотя бы анти­христ и не при­шел, но он при­дет с тою целью, чтобы изоб­ли­чить их. Для того, чтоб они тогда не ска­зали, что так как Хри­стос назвал себя Богом, то по этой именно при­чине мы и не уве­ро­вали в Него; потому что мы слы­шали, что Бог един, от Кото­рого все, и вслед­ствие того мы не пове­рили: этот их пред­лог (к оправ­да­нию) отни­мет у них анти­христ. Ибо когда он при­дет, и, несмотря на то, что он не запо­ве­дует ничего пра­вед­ного, а только одно без­за­ко­ние, они уве­руют в него, един­ственно ради лож­ных его  чудес, тогда загра­дятся уста их. Ибо если ты не веру­ешь Хри­сту, то тем более ты не дол­жен верить анти­хри­сту. Пер­вый гово­рил, что Он послан Отцем, а сей послед­ний (будет гово­рить) совсем дру­гое. Посему-то Хри­стос и гово­рит: Аз при­и­дох во имя Отца Моего, и не при­ем­лете Мене; аще ин при­и­дет во имя свое, того при­ем­лете (Ин.5:43). Но мы, ска­жут, видели было много вели­ких чудес, поэтому ско­рее сле­до­вало уве­ро­вать в Него. Кроме того, об анти­хри­сте много было пред­ска­зано: что он без­за­кон­ник, что он сын поги­бели, что при­ше­ствие его (с пом­пою будет) по дей­ству сата­нину; тогда как, напро­тив, о Хри­сте, — что Он есть Спа­си­тель и при­не­сет бес­чис­лен­ные блага». Та же речь у Фео­до­рита, Эку­ме­ния и Феофилакта»1.

Итак, при­ня­тие печати анти­хри­ста свя­зано с отвер­же­нием Хри­ста, с такой гре­хов­ной жиз­нью, кото­рая сама по себе, неза­ви­симо от при­ня­тия печати анти­хри­ста, ведет к гибели. Насиль­ствен­ное тех­ни­че­ское или медико-био­ло­ги­че­ское нало­же­ние печати анти­хри­ста на веру­ю­щего во Хри­ста и живу­щего по Его запо­ве­дям, тем более, если он не сознает этого, не может отлу­чить его от Христа.

Повиновение власти или церковный раскол?

На про­тя­же­нии всей исто­рии Цер­ковь жила в раз­лич­ных госу­дар­ствен­ных систе­мах (импер­ско-язы­че­ской, пра­во­слав­ной удель­ной кня­же­ской и само­дер­жав­ной, либе­рально-демо­кра­ти­че­ской, тота­ли­тарно-ком­му­ни­сти­че­ской, окку­па­ци­он­ной) под­чи­ня­лась граж­дан­ским уста­нов­ле­ниям, свя­зан­ным с несе­нием воин­ской обя­зан­но­сти, пере­пи­сью и сбо­ром нало­гов, даже если эти уста­нов­ле­ния обо­зна­ча­лись язы­че­скими рели­ги­оз­ными сим­во­лами и надписями.

Муче­ники отка­зы­ва­лись участ­во­вать в граж­дан­ско-рели­ги­оз­ных празд­не­ствах Рим­ской импе­рии лишь тогда, когда это было свя­зано с их лич­ным непо­сред­ствен­ным уча­стием в рели­ги­оз­ном культе, в жертвоприношении.

Меро­при­я­тия, про­во­ди­мые нало­го­выми орга­нами, не содер­жат в себе рели­ги­оз­ного культа.

Если в нало­го­вых доку­мен­тах содер­жится анти­хри­сти­ан­ская сим­во­лика, то Цер­ковь может сви­де­тель­ство­вать о том, о чем сви­де­тель­ство­вал еще свя­той Иоанн Бого­слов: дух Анти­хри­ста уже при­сут­ствует в мире и это есть дух заблуж­де­ния (1Ин.4:3), а также может про­сить госу­дар­ствен­ную власть изъ­ять или заме­нить эту сим­во­лику ради Духа Истины и мира в обществе.

Но и отри­ца­тель­ный ответ госу­дар­ствен­ной вла­сти на  просьбу Церкви не может быть пово­дом для само­сто­я­тель­ного, небла­го­сло­вен­ного выхода веру­ю­щих из граж­дан­ского пови­но­ве­ния, так как это неиз­бежно при­во­дит к внут­ри­цер­ков­ному расколу.

1 Бар­сов М. Сбор­ник ста­тей по истол­ко­ва­тель­ному и нази­да­тель­ному чте­нию Апо­ка­лип­сиса свя­того Иоанна Бого­слова, с свя­то­оте­че­скими тол­ко­ва­ни­ями об Анти­хри­сте и биб­лио­граф ука­за­те­лем. Изд. 2. М., 1901. С. 330–335.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки