О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому — святитель Василий Великий

О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому — святитель Василий Великий

(53 голоса4.6 из 5)

«“Книга о Святом Духе, ко святому Амфилохию, епископу Иконийскому” является вторым большим богословским произведением св. Василия Великого. Повод к его написанию имеет свою историю, позволяющую точно датировать этот труд и выяснить современную ему богословскую обстановку. Во время одного богослужебного собрания в Кесарии Каппадокийской в честь св. мученика Евпсихия, т. е. 7 сентября 374 г., св. Василий позволил себе произносить доксологическую формулу по-разному. То он говорил, как к этому народ и был приучен: “Слава Отцу, через Сына, во Святом Духе”, то “Слава Богу Отцу с Сыном и со Святым Духом”. Такое изменение привычной славословной формулы внесло немалое смущение среди верующих. В то время, исполненное напряженной борьбы за идею Святой Троицы и за словесные выражения ее, народ готов был во всяком новом выражении видеть покушение на догматическую вольность, на вероисповедную неточность, следовательно, на источник скрытого лжеучения. Присутствовавший при этом богослужении друг св. Василия, св. Амфилохий, обратился к нему с недоумением и просил соответствующих разъяснений. Св. Василий дал их в этом трактате, который и носит название “Книги о Святом Духе”». — Архимандрит Киприан (Керн).

Издательство: «Азбука веры»
Год издания: 2019

Святитель Василий Великий. «О Святом Духе»

–:– 08:33
  1. 1. Глава 1. Предисловие, в котором рассуждается, что исследования необходимы и в наименее важных частях богословия
    08:33
  2. 2. Глава 2. Какое начало тому, что еретики обращают строгое внимание на слоги?
    03:18
  3. 3. Глава 3. О том, что сие тонкое различение слогов заимствовано у внешней мудрости
    03:58
  4. 4. Глава 4. О том, что в писании употребление сих слогов не выдерживается строго
    03:31
  5. 5. Глава 5. О том, что и об Отце говорится: Им, и о Сыне: из Него, также и о Духе
    16:45
  6. 6. Глава 6. Ответ утверждающим, что Сын не со Отцем, но после Отца, где рассуждается и о равночестии славы
    12:43
  7. 7. Глава 7. Ответ утверждающим, что о Сыне прилично говорить не: с Ним, а: Им
    03:23
  8. 8. Глава 8. В каких случаях имеет место речение: «Им», и в каком понятии оно свойственнее речения: «с Ним», а вместе толкование на то, как Сын приемлет заповедь, и как Он посылается
    21:55
  9. 9. Глава 9. Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания
    06:30
  10. 10. Глава 10. Ответ утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду с Отцем и Сыном
    06:06
  11. 11. Глава 11. О том, что отрицающие Духа суть изменники
    03:12
  12. 12. Глава 12. Ответ утверждающим, что достаточно крещения только в Господа
    03:44
  13. 13. Глава 13. Изложение причины, по которой Павел с Отцем и Сыном ставит и Ангелов
    05:58
  14. 14. Глава 14. Возражение, что и в Моисея иные крестились, и веровали в него, и ответ на сие возражение, а вместе и о прообразованиях
    10:56
  15. 15. Глава 15. Ответ на новое возражение, что крестимся и в воду, а вместе и о крещении
    09:07
  16. 16. Глава 16. О том, что во всяком понятии Дух Святый не отлучен от Отца и Сына, и в созидании мира мысленного, и в домостроительстве касательно человеков, и на ожидаемом суде
    19:06
  17. 17. Глава 17. Ответ утверждающим, что Дух Святый не сочисляется со Отцем и Сыном, но только подчисляется Им, и вместе краткое изложение веры о благочестном сочислении
    09:41
  18. 18. Глава 18. О том, как в исповедании трех ипостасей соблюдаем благочестивый догмат единоначалия, и вместе обличение утверждающих, что Дух подчисляется
    12:18
  19. 19. Глава 19. Ответ утверждающим, что Духа прославлять не должно
    10:34
  20. 20. Глава 20. В ответ утверждающим, что Дух – ни в рабском, ни в господском чине, но в чине свободных
    04:39
  21. 21. Глава 21. Свидетельства из Писания об именовании Духа Господом
    06:20
  22. 22. Глава 22. Из того, что Дух подобно Отцу и Сыну недоступен для созерцания, заключение об естественном общении Духа с Отцем и Сыном
    03:33
  23. 23. Глава 23. О том, что перечисление принадлежащего Духу есть славословие Ему
    02:45
  24. 24. Глава 24. Обличение в несообразности тех, которые не славят Духа, заимствованное из сравнения Его с прославляемыми тварями
    07:37
  25. 25. Глава 25. О том, что Писание употребляет слог «в» вместо слога «с», а также, что слог «и» равносилен слогу «с»
    09:17
  26. 26. Глава 26. О том, что в каких только случаях ни говорится предлог «в», во всех тех случаях берется он и о Духе
    13:06
  27. 27. Глава 27. О том, откуда получил начало, и какую силу имеет слог «с», и вместе о не изложенных в Писании узаконениях Церкви
    13:32
  28. 28. Глава 28. О том, что противники не дозволяют употреблять о Духе и того, что Писание говорит о людях, именно, что они соцарствуют со Христом
    07:18
  29. 29. Глава 29. Перечисление знаменитых в Церкви мужей, которые в сочинениях своих употребляли речение: с
    18:01
  30. 30. Глава 30. Изображение настоящего состояния Церквей
    12:40

Комментировать

3 комментария

  • Олег Хлякин, 11.03.2019

    Для разумения текста надо иметь в виду: следующее. Сегодня грамматика, логика, философия — совершенно разные дисциплины. В средней школе никому не объясняли названия падежей “винительный, предложный, творительный” и пр. Св. Василий жил в те времена, когда все школьное образование сводилось не просто к изучению падежей, а еще и к истолкованию отношений между предметами и субъектами в предложении. Винительный падеж конкретного существительного следовало истолковывать в том смысле, что это существительное причина чего-либо, творительный — предмет (человек) является орудием и пр. И с такой светской и общепринятой грамматикой (логикой) люди приступали к греческому переводу св. Писания и сразу видели в тексте вещи, которых там не было. Святитель на примерах и на пальцах объясняет ложность такого подхода. И сегодня такое есть, только идеи в головах у людей другие. 

    Ответить »
  • Иван Хартов, 09.04.2019

    Один из замечательных трудов святителя Василия Великого, который рекомендован к изучению всем боголюбцам. Лучшего озвучивания и не подберёшь! Огромная благодарность за труды!

    Ответить »
  • Василий, 04.01.2020

    Спаси Господи!

    Ответить »