О борьбе с блудной страстью

О борьбе с блудной страстью

(111 голосов4.8 из 5)

Когда совершается блудный грех — сердце превращается в камень, в льдину. От человека на многие годы отходит благодать Божия. При этом человеку, осознавшему глубину своего падения, необходимо понимать: страсть врачуется не столько старанием плоти, сколько Божией милостью. Самым главным настроением кающегося должно стать смирение и старание привлечь к себе эту благодать. Для этого необходимо подключать сердце к каждой христианской добродетели: к молитве, к покаянию, к послушанию духовнику, к милостыне.

Автор: По Древнему Патерику
Исполнитель: Протоиерей Андрей Овчинников
Издательство: Даниловский благовестник
Год выпуска: 2010

–:– 81:06
  1. 1. Беседа 1. Как побеждать нечистые помыслы (Древний Патерик, Глава V, 1–10)
    81:06
  2. 2. Беседа 2. О помощи духовника в борьбе с блудной страстью и о необходимости откровения помыслов (Древний Патерик, Глава V, 11–24)
    84:16
  3. 3. Беседа 3. О коварстве демонов и о подвигах христианской любви (Древний Патерик, Глава V, 25–31)
    89:59
  4. 4. Беседа 4. О свободной воле, внимательной жизни, силе покаяния и пагубном непослушании (Древний Патерик, Глава V, 32–40)
    96:30
  5. 5. Беседа 5. О немощи человеческой и о милосердие Божием (Древний Патерик, Глава V, 41–45)
    91:35

Изучение пятой главы Древнего Патерика «Разные повести к управлению против восстающих на нас блудных браней» слушатели воскресной школы для взрослых храма Христа Спасителя начали в преддверии Великого поста и продолжали на всём его протяжении. Великие слова молитвы Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему» дают точный ориентир на те добродетели, которые помогают в борьбе с блудной страстью. Отцу Андрею оставалось только акцентировать наше внимание на практическом применении советов древних египетских старцев в жизни современного христианина.

Авва Антоний Великий выделяет три главные причины, по которым человека одолевает блудная страсть: естественное движение человеческих чувств или инстинкт продолжения рода, который под воздействием невоздержания и излишеств превращающееся в похоть; чрезмерное употребление еды и пития, разжигающие плоть, и действие на человека падших духов, от которого не свободны даже святые.

Когда совершается блудный грех — сердце превращается в камень, в льдину. От человека на многие годы отходит благодать Божия. При этом человеку, осознавшему глубину своего падения, необходимо понимать: страсть врачуется не столько старанием плоти, сколько Божией милостью, Его врачующей благодатью. Самым главным настроением кающегося должно стать смирение и старание привлечь к себе эту благодать. Для этого необходимо подключать сердце к каждой христианской добродетели: к молитве, к покаянию, к послушанию духовнику, к милостыне, к мытью посуды или полов…

Очень важный совет — любую страсть необходимо открывать духовно мудрому наставнику, это очень действенный способ её врачевания. В древнем монашестве была практика открывания помыслов не только духовнику, но и всему народу на общей исповеди и чем раньше — тем лучше. «Ибо ничто так не огорчает демона блуда, как открытие дел его, — и ничто так не радует его, как утаение помыслов», — свидетельствуют наставления Патерика. Нашему времени, говорит отец Андрей, дано немного другое правило: регулярная исповедь у одного духовника. При этом ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну открыть постыдный грех какому-нибудь иному священнику, чтобы не портить о себе мнение духовного наставника.

Любое падение попускается Богом премудрым образом, чтобы уврачевать те постыдные страсти, которые мы не видим, которые таятся в глубинах нашего сердца: утончённое тщеславие, самодовольство, тонкое осуждение ближнего… Авва Дорофей, чьи творения также изучались слушателями под руководством отца Андрея, советует помнить: «Брат согрешил сегодня, а я — завтра. Только он покается, а я — нет!»

Даже если грех или помысел о нём не удаётся победить продолжительное время — не надо отчаиваться. Состояние борьбы само по себе очень полезно, в искушениях необходимо молиться о даровании терпения их переносить. Патерик свидетельствует о матери Сарре, которая находилась в борьбе с демоном блуда 13 лет и никогда не просила избавить её от борьбы, но только молила Бога о помощи.

«Спасение невозможно лежа на постели! Необходимо трудиться, бодрствовать, молиться, каяться, искать, толкать — и отверзется тебе!» — призывает нас отец Андрей. Благодать Божия даётся труждающемуся!

«Святые отцы о целомудрии»

Комментировать

Добавить комментарий для Марина Отменить ответ

23 комментария

  • Марина, 19.11.2013

    Спаси Господи за Ваши безценные труды, донести нам мирянам такую ценную информацию в таком интересном и доступном виде! Мне эти беседы помогли разобраться в некоторых, волнующих меня, ситуациях, да и пересмотреть свою жизнь.

    Ответить »
  • Мария, 13.12.2013

    Спасибо Вам Уважаемый Протоиерей Андрей Овчинников! Дай Бог Вам и нам мирянам терпенья жить по заповедям Его!
    Слушая Вашу 1 аудиокнигу, мне открылся вопрос, который уже давно назревал. Мой муж, человек хороший, но к сожалению далекий от церкви. Находиться на самом начале духовного пути. Он не может представить себе ни одного потребления пищи без просмотра телевизора (передачи разного характера, особенно новости). Меня это очень сильно отвлекает не только от приема пищи, но и праведной жизни, роботы.
    Не знаю как с этим бороться. Как обьяснить мужу весь вред телевизора который он наносит не только себе но и заодно мне.
    Пожалуйста, помогите советом. Я очень от этого страдаю.
    Заранее Спасибо!

    Ответить »
    • Кузьмич, 08.03.2015

      Простите меня.Спаси Вас Господи Мария Вас и Вашу семью.Моя жена со мной не боролась.а постоянно не навязчиво предлагала отказаться от телевизора и меньше чем через год.моя семья дружно отказалась от него .лет семь назад.Сначала было скучно но не долго.Привыкли.Фильмы смотрели на дисках.Православный канал по интернету. а потом осознав насколько много телевизор забирал жизни то радовались постоянно что избавились от ещё одного проявления сатаны в доме..но я мужчина а мужчина глава семьи .отвечает также и за Безопасность своей семьи. Поэтому я должен быть в курсе происходящего в мире вокруг моей семьи.поэтому смотрю новости выборочно в интернете.занимает времени 5–10 минут.Простите с ув.Виктор

      Ответить »
    • Кирилл, 13.12.2013
  • дима, 20.11.2014

    От блуда лучше всего помогает Причастие, с исповедью накануне.

    Ответить »
    • алла, 24.03.2015

      думаю, что не само причастие помогает, а правильное духовное устроение и стремление к нему (ведь иуда тоже причастился!).у меня есть пеример, когда человек устроил свою духовную жизнь так :утром и вечером читал молитвы, причащался каждые 2‑недели, при этом он почти с гордостью говорил об этом (я еще тогда поняла что человека вроде бы отважного и решительного ждет падение…)в результате во время поста согрешил блудом и запутался…

      Ответить »
      • Ольга А., 24.03.2015

        Да, печальная история. Сколько нас теперь таких страдальцев, вере не наученных, относящихся к Святому Причастию, как к таблетке. Беда! Горят души грешников, попаляемые огнём Небесным, потому что дерзаем причащаться со смертными грехами и с любимыми страстями. Горе в том, что о смертных грехах блудной страсти теперь говорить вообще не принято. Говорят, что нельзя влезать в личную жизнь человека, что это интим, что это связано с естественной стыдливостью. Однако, если заболят эти (интимные) части тела, то к врачам-то лечиться ходим, и врачи не отказываются. Ни врач, ни больной не стыдятся, потому что один — профессионал, а другому жить хочется. Почему же в духовной жизни по другому? Или профессионалов не стало? Или больные стали считать себя здоровыми? Но кто же скажет об этом? Молчание в этой теме предаёт людей в лапы сатане, потому что со смертными грехами в рай не входят.

        “Да искушает человек себя, да рассматривает себя, прежде нежели приступить к Святым Таинам, – и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: надруганием над Святыми Таинами Христовыми, надруганием над Христом” (святитель Игнатий, т.4, стр. 125).

        Ответить »
    • Ольга А., 08.03.2015

      Дмитрий, прочтите у святителя Игнатия (Брянчанинова) о Причастии статью «Слово в Великий Четверток на Литургии. О Святых Христовых Таинах”.

      Ответить »
  • Евгений, 14.04.2015

    Очень интересно! На все Воля Божья. Аминь.

    Ответить »
    • Ольга А., 15.04.2015

      Евгений, разве может быть воля Божия на грех?

      Ответить »
  • Сергей Щ., 16.04.2015

    Ольга А., разместив древо познания “среди рая”, Он, как минимум, допускал ТАКОЕ развитие событий. Не мог не допускать — Он ведь Всевидящий и Всезнающий. Более того, возможно Он специально “посадил” это древо среди рая. Зачем? Не познав зла, не поймешь что такое добро. Не познав скорбь, не поймешь что такое счастье. Может быть, не познав грех, не поймешь всю силу Божьей благодати…? Может быть, именно поэтому Бог больше любит не праведников (как я слышал. Не знаю так ли это), а раскаявшихся грешников…?

    Ответить »
    • Ольга А., 17.04.2015

      Сергей, Вы допустили хулу на Бога, высказав мысль, что Бог специально посадил древо познания добра и зла для того, чтобы первые люди соблазнились и пали в смерть вечную. 

      Насадив древо познания добра и зла в раю, Бог, таким образом, закрепил за первым человеком свободу. Дар свободы был дан человеку, чтобы он, используя ум и свободную волю, мог сам выбрать: быть ли ему вечно со своим Творцом или уклониться от Него. В этом проявилась любовь Бога к человеку. Бог не хочет насильно привязывать Своё творение к Себе. Создав Адама, Господь вложил в него только начатки добродетелей, которые Адаму нужно было совершенствовать, максимально приближаясь к Богу, становясь богом по благодати. Если бы Господь первого человека полностью заполнил благодатью, как сосуд, то уже ничего не могло измениться в нём. Бог предупредил человека, что с данного древа плоды вкушать нельзя, если вкусит, то в тот же день и умрет. Но далее Адам поступает по своей свободе. И зло входит в человека и смешивается с добром.

      Ваша теория, Сергей, что, не познав зла, не поймешь, что такое добро, ложная. Она от лукавого. Вот сейчас во всех человеках добро и зло перемешано. Очень часто люди добро принимают за зло, а зло за добро. Чтобы начать различать добро и зло, нужно очищать ум и сердце. А многие ли это делают и многие ли хотят это делать? Многие предпочитают быть в том состоянии, какое имеют и ничего в своей жизни менять не желают. 

      И эти Ваши слова, — Не познав скорбь, не поймешь что такое счастье, — Сергей, я бы поправила.

      Сейчас люди знают скорби, но принимают ли их? Несут ли их как возмездие за свои грехи? Не обижаются ли на ближних и не проклинают ли их, считая их виновными в своих бедах? И трудятся ли, чтобы обрести Царствие Небесное, которое силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11,12).

      Сергей, Вы написали: Может быть, не познав грех, не поймешь всю силу Божьей благодати…? 

      Святые Отцы уходили в пустыню, пребывали в различных лишениях, стесненных обстоятельствах, день и ночь плакали о грехах своих, и умирая, не знали, принесли ли они должное покаяние.

      А современные немощные христиане до того расслаблены, так любят свои грехи и так не желают с ними бороться даже тогда, когда уже что-то знают о грехах. Какую Божию благодать они могут при этом испытывать?

      Огромная бездна разделяет современных людей и первозданных.

      Сергей, Вы написали: Может быть, именно поэтому Бог больше любит не праведников (как я слышал. Не знаю так ли это), а раскаявшихся грешников…?

      Сергей, любовь Божия не лицеприятна. Но есть избранные сосуды Божией благодати, наиболее приблизившиеся к Богу. Бог пришёл призвать не мнимых праведников, а осознавших себя падшими грешниками.

      Ответить »
      • Азарий, 11.06.2017

        Ольга,

        Стиль Вашей мысли мне показался избыточно категоричен и в в этой категоричности иногда противоречив. Например, создавая “не закаленного” человека, Всевышний наверняка отдавал Себе отчет в том, что этот человек решит вкусить всю суть понятия свободы и при этом насадил это дерево. Таким образом было создано непреодолимое для “не закаленного” человека искушение, что Сергей Щ. и именовал “проектированием” со стороны Наимудрейшего Бога. Никакой хулы тут нет. Вкусив суть свободы Адам повредился, его потомство также унаследовало данный недуг, что гарантировано вносит все это потомство в обитель страстей, с которыми и предстоит контактировать,  осознать как можно, а как нельзя делать, где допустимые границы применимости свободы и т.п.…Таким образом, складывая описанное в гармошку, получаем, что дерево познания добра и зла было создано, как стартовая пилюля, призванная закалить человека, обозначить границу применимости свободы, познать одну истину — без Бога нет ничего, небытие. Это дерево это начала преображения Адама, который может ослушаться Бога в Адама, которые ничего не слышит и не видит, кроме Святой Воли Бога.

        Ответить »
  • Евгений, 17.04.2015

    Я склонен считать что именно это и была ошибка Адама что он не раскаялся а переложил ответственность на Еву. Если бы он раскаялся то Бог его простил.

    Ответить »
    • Ольга А., 18.04.2015

      Евгений, Ева первая нарушила заповедь и она виновница погибели мужа. Адам проявил беспечность, послушав жену, и тоже преступил заповедь. То, что Адам не раскаялся, — это уже последующая ошибка, но никак не единственная. Попытка Адама свалить вину на жену — это уже доказательство помрачения ума вследствие грехопадения. Вот как пишет об этом святитель Иоанн Златоуст:

      Жене надлежало бы из самого этого начала догадаться о крайней дерзости диавола, — что он умышленно говорит о том, чего нет, и еще как будто заботясь об них, (говорит) для того, чтобы узнать, что заповедал им Бог, и таким образом увлечь их к преступлению. Итак, жена могла тотчас узнать хитрость диавола, уклониться от беседы с ним, как говорящим пустое, и не довести себя до такого унижения; но она не захотела (этого). Ей следовало бы даже и не вступать в беседу с ним, а беседовать только с тем, для кого она сотворена, кому равна была по достоинству и создана помощницею. Когда же она, не знаю как увлекшись, вступила уже в разговор со змием и чрез него, как через орудие, приняла гибельные слова диавола, и тогда, поняв несообразность слов его, и видя, что иное заповедал Создатель, а другое, противное словам Творца, говорил диавол, тотчас должна была отвратить слух, бежать от беседы с ним, и презреть дерзнувшего изощрять свой язык против данной им заповеди. Но по крайней невнимательности она не только не уклонилась, но и вполне открыла ему заповедь Божию, повергла бисер перед свиньей, и исполнилось слово Христово: «не пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими, и вращшеся расторгнут вы» (Мф.7:6). Это и было теперь: (жена) повергла божественные бисеры пред свиньей, пред этим злым зверем, или демоном, действовавшим чрез него, и он не только попрал их и воспротивился сказанному (от Бога), но обратившись, увлек в бездну преслушания не только жену, но вместе с нею и первозданного…

      Велика беспечность и мужа. Хотя (предлагавшая плод) была и одной с ним природы, и жена его, но ему, как живо помнившему заповедь Божию, нужно было предпочесть ее неуместному желанию жены, не принимать участия в преступлении, для кратковременного удовольствия не лишать себя стольких блага и не оскорблять такого Благодетеля, Который явил ему столько любви и даровал такую безболезненную и безбедную жизнь. Разве не позволено было тебе в избытке наслаждаться всеми другими плодами райскими? Зачем же и ты не захотел соблюсти такую легкую заповедь? Но ты, конечно, услышал от жены об обещании лукавого советника тотчас, сам увлекшись надеждою, принял участие в снеди. Поэтому и наказание простирается на обоих вас, и самый опыт научит вас — не верить внушению злого демона более, нежели Богу.

      (Беседа 16 на Книгу Бытия)

      Ответить »
  • Марина, 22.04.2015

    Спасибо! Очень интересно.
    Оказывается, мужчины сильно чувствительны к внешности женщин. Поэтому женщинам надо стараться выглядеть хорошо, но пристойно православной христианке.
    Нам, конечно, легче — мужская внешность не является для нас таким соблазном.

    Милые дамы! Не соблазняйте мужчин своим не скромным видом и поведением.

    Ответить »
    • Лука, 02.02.2021

      Как хочется иногда крикнуть эту фразу в слух!

      Ответить »
  • Вячеслав, 21.10.2015

    Мир вам !Борьба со своими грехами очень тяжелая ноша.Этот рассказ очень полезен.Спаси нас Господи.Всем здоровья,счастья.

    Ответить »
  • Евгений, 17.11.2015

    Очень интересные и полезные рассказы,грамотная речь.

    Ответить »
  • Сергей, 26.11.2015

    Нужные, полезные и духоносные беседы.

    Ответить »