Регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев).
До конца XVII века православная церковная культура пронизывала все сферы жизни русского общества. Церковь была организующим началом не только духовной жизни, но и общественных отношений, быта русского человека.
Одним из бытовых песенных жанров были “стихи покаянные”, “умилительные” или “слезные”. Мотивы бренности земного существования, подготовки к переходу в мир иной, сердечного раскаяния и умиления звучат в большинстве этих песнопений. В своих истоках покаянные стихи связаны с богослужебными песнопениями Великопостного периода, но отличаются от них более ярким и непосредственным выражением личного, индивидуального начала.
Отдельные образцы таких песен встречаются уже в XVI веке, но широкое развитие этот жанр получает в XVII столетии, когда он становится одним из любимых видов домашнего пения. Покаянные стихи начинают записываться в отдельных сборниках, которые получают широкое распространение. Стилистической основой покаянных стихов остается знаменный роспев, вместе с тем мелодика их испытывает частичное воздействие народной песни и жанров светской бытовой музыки, прививающихся в это время на русской почве. В некоторых образцах духовного стиха формируется варьированная повторность куплетного типа.
-
1. Благовест и ирмос, глас 601:10
-
2. Кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, глас 602:44
-
3. “Приидите все рустии собори…”, глас 103:43
-
4. “Наг изыдох на плач сей…”, глас 503:38
-
5. “Блудно расточих…”, глас 405:23
-
6. “Симеон глаголаше…”, глас 204:14
-
7. “Егда родихся…”, глас 806:37
-
8. “На путь бо иду…”, глас 602:11
-
9. “Аще бы ведала, душе…”, глас 704:23
-
10. “Приидите вси человецы…”, глас 304:30
-
11. “Братия моя возлюбленная…”, глас 605:48
-
12. “Очистим себе, братие…”, глас 102:23
-
13. “Кто тя, брате…”, глас 602:31
-
14. “Уже пророчество совершится…”, глас 704:10
-
15. “Восплачи, яко Петр…”, глас 502:18
-
16. “Приими мя, пустыня…”, глас 804:38
Комментировать