2-я книга Маккавейская, 12:19-35 *

 
  •  
  • 12:1
  • 12:2
  • 12:3
  • 12:4
  • 12:5
  • 12:6
  • 12:7
  • 12:8
  • 12:9
  • 12:10
  • 12:11
  • 12:12
  • 12:13
  • 12:14
  • см. тж. Нав.6:19 || 12:15
  • 12:16
  • 12:17
  • 12:18

  • 12:19
  • 12:20
  • 12:21
  • 12:22
  • 12:23
  • 12:24
  • 12:25
  • 12:26
  • см. тж. 1Мак.5:46 || 12:27
  • 12:28
  • 12:29
  • 12:30
  • 12:31
  • 12:32
  • 12:33
  • 12:34
  • 12:35
  • 12:36
  • 12:37
  • 12:38
  • 12:39
  • см. тж. Втор.7:26 || 12:40
  • 12:41
  • 12:42
  • 12:43
  • 12:44
  • 12:45
  •  
  • Содѣ́ян­нымъ же бы́в­шымъ завѣ́томъ си́мъ, лисíа ýбо отъи́де ко царю́, Иудéе же въ земледѣ́лiи упражня́хуся.
  • От сýщихъ же по мѣстóмъ во­евóдъ, тимоѳéй и аполлóнiй сы́нъ генéовъ, ещé же иерони́мъ и димофóнъ, къ си́мъ же и никанóръ кипрiáрхъ, не оставля́ху и́хъ благостоя́ти и въ покóи бы́ти.
  • Иоппíане же толи́ко сотвори́ша нечéстiе, умоли́в­ше иудéй съ ни́ми живýщихъ вни́ти во предстáвленыя от­ ни́хъ ладiи́ съ женáми и чáды, áкибы ни еди́нѣй враждѣ́ междý и́ми настоя́щей:
  • на óбщее же уставлéнiе грáдское и си́мъ со­извóлив­шымъ, я́ко ми́ръ имѣ́ти хотя́щымъ и ничтóже подозрѣ́нiя имýщымъ, от­вéзше и́хъ погрузи́ша, сýщихъ не мнѣ́е двý сóтъ.
  • Познáвъ же Иýда бы́в­шую на срóдники своя́ жéстокость, воз­вѣсти́въ мужéмъ и́же съ ни́мъ и при­­звáвъ прáведнаго судiю́ Бóга,
  • прiи́де на скверно­убíйцъ брáтiй егó, и при­­стáнища нóщiю сожжé, и ладiи́ попали́, избѣ́гшихъ же от­ огня́ заклá.
  • Странѣ́ же заключéнѣ бы́в­шей отъи́де, я́ко пáки прiити́ имýщь и всé Иоппíанъ искорени́ти граждáн­ство.
  • Уразумѣ́въ же, я́ко и во Амнíи живýщiй хотя́тъ обитáющымъ Иудéомъ тѣ́мже о́бразомъ сотвори́ти,
  • и на Иамни́тянъ нóщiю напáдъ, зажжé при­­стáнище съ корабля́ми я́ко яви́тися заря́мъ огня́ во Иерусали́мѣ, стáдiямъ сýщымъ двýмъ стáмъ четы́редесяти.
  • Оттýду же от­шéдшымъ дéвять стáдiй, творя́щымъ пýть на тимоѳéа, срази́шася съ ни́мъ Арáвлянъ мнóжае пяти́ ты́сящъ мужéй и кóн­никъ пя́ть сóтъ.
  • Бы́в­шей же крѣ́пцѣй брáни, и сýщымъ при­­ Иýдѣ пóмощiю Бóжiею пре­успѣвáющымъ, напóльнiи Арáвляне одолѣ́ни, прошáху от­ Иýды десни́цы себѣ́, обѣщáюще и пáжить дáти и во прóчiихъ пóльзовати и́хъ.
  • Иýда же уразумѣ́въ, я́ко и́стин­но во мнóгихъ они́ потрéбни, обѣщá ми́ръ содержáти съ ни́ми: взя́в­ше же десни́цу, от­идóша въ кýщы своя́.
  • Нападé же и на нѣ́кiй грáдъ мостáми твéрдъ и стѣнáми ограждéнъ, и́же от­ вся́кихъ смѣ́шеныхъ язы́ковъ обитáемый, емýже и́мя кáспинъ.
  • Сýщiи же внутри́ надѣ́ющеся на крѣ́пость стѣ́нъ и на уготовлéнiе брá­шенъ, неради́во пребывáху, проклинáюще сýщихъ при­­ Иýдѣ, и ктомý хуля́ще, и глагóлюще, я́же не подобáетъ.
  • Сýщiи же со Иýдою при­­звáв­ше вели́каго обладáтеля мíра, и́же безъ овнóвъ и мехáническихъ орýдiй во временá иисýса разруши́ иерихóнъ, нападóша звѣрообрáзно на стѣ́ну.
  • И взéмше грáдъ Бóжiею вóлею, безчи́слен­на заклáнiя сотвори́ша, я́ко при­­лежáщему éзеру, въ широтý имýщему стáдiи двѣ́, текýщею [убiéн­ныхъ] крóвiю испóлнену яви́тися.
  • Оттýду же от­шéдше стáдiй сéдмь сóтъ пятьдеся́тъ, прiидóша въ Харáкъ, ко глагóлемымъ тувíиномъ Иудéомъ.
  • И тимоѳéа ýбо на мѣ́стѣхъ не достигóша, ни еди́но дѣ́ло соверши́в­ша от­ мѣ́стъ от­шéдша, остáвльша же стрáжу въ нѣ́ко­емъ мѣ́стѣ зѣлó твéрду:
  • Досиѳéй же и сосипáтръ сýщiи от­ во­евóдъ, и́же со маккавéомъ, изшéдше погуби́ша от­ тимоѳéа остáв­шихъ въ тверды́ни бóлѣе десяти́ ты́сящъ мужéй.
  • Маккавéй же устрóивъ вóя своя́ по полкóмъ, постáви и́хъ надъ полкáми, и на тимоѳéа пóйде имýщаго съ собóю стó двáдесять ты́сящъ пѣшéцъ, кóн­никъ же двѣ́ ты́сящы и пя́ть сóтъ.
  • Познáвъ же тимоѳéй при­­шé­ст­вiе Иýдино, послá жены́ и дѣ́ти и прóчая уготóванiя въ тверды́ню нарицáемую карнíю: бѣ́ бо непребори́ма и ко всхóду неудóбна рáди тѣсноты́ всѣ́хъ мѣ́стъ.
  • Егдá же пóлкъ Иýдинъ пéрвый яви́ся, и бы́сть ýжасъ на супостáты и стрáхъ от­ явлéнiя всеви́дящаго бы́в­шаго на ни́хъ, въ бѣ́г­ст­во устреми́шася еди́нъ от­ другáго бѣжáщь, я́ко мнóжицею от­ сво­и́хъ повреди́шася и орýжiи сво­и́ми прободáхуся.
  • Творя́ше же Иýда гонéнiе при­­лѣ́жно, убивáя иноплемéн­никовъ, и изби́ от­ ни́хъ три́десять ты́сящъ мужéй.
  • Сáмъ же тимоѳéй впáдъ междý сýщихъ со Досиѳéемъ и сосипáтромъ, со мнóгимъ ухищрéнiемъ моля́ше, да жи́въ от­пýстит­ся: занé мнóгихъ ýбо [от­ иудéй] роди́телей и нѣ́кiихъ брáтiю имѣ́яше [у себé], и си́мъ злó случи́т­ся, áще ýмретъ.
  • Егдá же мнóгими словесы́ вѣроя́тенъ сотвори́ обѣ́тъ, éже воз­врати́ти óныхъ неврéдныхъ, пусти́ша егó рáди спасéнiя брáтiи.
  • Изшéдъ же [маккавéй] на карнíю и на атаргáтiю, уби́ двáдесять пя́ть ты́сящъ.
  • По побѣ́дѣ же си́хъ и погублéнiи обрати́ Иýда вóин­ство и на Ефрóнъ, грáдъ твéрдый, въ нéмже живя́ше лисíа и мнóже­с­т­во рáзныхъ язы́къ: ю́ноши же си́льнiи стоя́ще предъ стѣнáми крѣ́пко противурáтоваху, въ нéмже бѣ́ху орýдiя и стрѣ́лъ мнóгое уготовлéнiе.
  • Призвáв­ше же всеси́льнаго съ держáвою сокрушáющаго рáтныхъ си́лы, взя́ша грáдъ подъ рýку и уби́ша сýщихъ внýтрь двáдесять пя́ть ты́сящъ:
  • и от­шéдше от­тýду устреми́шася на ски́ѳскiй грáдъ, от­стоя́щь от­ Иерусали́ма стáдiй шéсть сóтъ.
  • Освидѣ́тель­ствовав­шымъ же живýщымъ тáмо Иудéомъ о ски́ѳскихъ грáжданѣхъ, я́ко имѣ́ютъ къ ни́мъ благопрiя́т­ст­во и во временá злополýчная крóтцы пребывáху,
  • благодари́в­ше и́мъ и умоли́в­ше, дабы́ и въ прóчее къ рóду и́хъ благопрiя́тни бы́ли, прiидóша во Иерусали́мъ, дню́ вели́каго прáздника седми́цъ настоя́щу.
  • По глагóлемей же пентикóстiи, идóша проти́ву горгíа страти́га Идумéйска.
  • Изы́де же съ пѣшцы́ треми́ ты́сящьми, и кóн­никъ четы́ре стá,
  • и сотвóршымъ брáнь, случи́ся пáсти мáлымъ от­ иудéй.
  • Досиѳéй же нѣ́кто от­ вакинóра, кóн­ный мýжъ и крѣ́покъ, я́тъ горгíю, и взéмъ егó за хлами́ду, ведя́ше егó крѣ́пко, и хотя́щь прокля́таго взя́ти жи́ва, нѣ́кто от­ Ѳракíйскихъ кóн­никъ нападé нáнь и рáмо от­сѣчé, горгíа же избѣжé во Марисý.
  • Вóиномъ же горги́евымъ на мнóзѣ борю́щымся и утруждéн­нымъ бы́в­шымъ, при­­звáвъ Иýда Гóспода спомóщника, да бýдетъ и во­евóда брáни,
  • начáтъ глáсомъ отéческимъ съ пѣ́сньми вóпль, возопи́въ и нечáян­нѣ на вóя горги́евы напáдъ, въ бѣ́г­ст­во и́хъ обрати́.
  • Иýда же собрáвъ вóя прiи́де во грáдъ Одоллáмъ: и егдá седмы́й дéнь прiи́де, по обы́чаю очи́стив­шеся въ тóмъ мѣ́стѣ суббóту прáздноваша.
  • На ýтрiе же прiи́де со сво­и́ми Иýда, да, я́коже подобá­ше, тѣлесá пáдшихъ вóзметъ и со срóдниками положи́тъ во гробѣ́хъ отéческихъ.
  • Обрѣтóша же у ко­егóждо от­ умéршихъ подъ ри́зами убiéн­ныхъ от­ дарóвъ и́доль­скихъ, я́же во Иамнíи, о ни́хже закóнъ запрещá­ше Иудéомъ, всѣ́мъ же я́вѣ бы́сть, я́ко сея́ рáди вины́ тíи падóша.
  • Вси́ ýбо благослови́в­ше прáвый сýдъ Госпóдень, я́ко тáйная сотвори́ явлéна,
  • къ молéнiю обрати́шася моли́в­ше, да сотворéный грѣ́хъ весьмá изглáдит­ся: дóбль­ствен­ный же Иýда моля́ше людíй, да сохраня́тъ себé от­ грѣхá, очи́ма ви́дяще бы́в­шая пáдшихъ за грѣ́хъ.
  • И сотвори́въ от­ мужéй собрáнiе ýтварей, я́ко двѣ́ ты́сящы дрáхмъ сребрá, послá во Иерусали́мъ при­­нести́ за грѣ́хъ [мéртвыхъ] жéртву, предóбрѣ и благо­чéстно творя́, о воскресéнiи помышля́я.
  • А́ще бо пáдшымъ востáти не чáялъ бы, изли́шно бы́ло бы и всýе о мéртвыхъ моли́тися.
  • Ктомý взирáющь, я́ко во благо­чéстiи усóпшымъ изря́днѣйшая уготóвася благодáть: 46преподóбное и благо­чести́вое помышлéнiе: от­онýду же за умéршихъ молéнiе сотвори́, я́ко да от­ грѣхá очи́стят­ся.
  • По окончании этих договоров Лисий отправился к царю, а Иудеи занялись земледелием.
  • Но из местных военачальников Тимофей и Аполлоний, сын Генея, равно как Иероним и Димофон, и сверх того Никанор, начальник Кипра, не давали им жить в покое и безопасности.
  • Иоппийцы же совершили такое безбожное дело: они пригласили живущих с ними Иудеев с их женами и детьми взойти на приготовленные ими лодки, как бы не имея против них никакого зла.
  • Когда же они согласились, ибо желали сохранить мир и не имели никакого подозрения, тогда, по общему приговору города, Иоппийцы, отплыв, потопили их, не менее двухсот человек.
  • Когда Иуда узнал о такой жестокости, совершенной над одноплеменниками, объявил о том бывшим с ним
  • и, призвав праведного Судию Бога, пошел против скверных убийц братьев его, зажег ночью пристань и сжег лодки, а сбежавшихся туда умертвил.
  • А так как это место было заперто, то он отошел, в намерении опять прийти и истребить все общество Иоппийцев.
  • Узнав же, что и жители Иамнии хотят таким же образом поступить с обитающими там Иудеями,
  • он напал ночью и на Иамнитян и зажег пристань с кораблями, так что пламя видно было в Иерусалиме за двести сорок стадий.
  • Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников.
  • Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им.
  • Иуда же, понимая, что они действительно во многом могут быть полезны, согласился заключить с ними мир; заключив же мир, они удалились в свои палатки.
  • Еще напал он на один город с крепким мостом, окруженный стенами и населенный разными народами, по имени Каспин.
  • Жители, надеясь на крепость стен и запас продовольствия, поступили очень дерзко, злословя бывших с Иудою, богохульствуя и произнося неподобающие речи.
  • Но бывшие с Иудою, призвав на помощь великого Владыку мира, Который без стенобитных машин и орудий разрушил Иерихон во времена Иисуса, зверски бросились на стену.
  • При помощи Божией они взяли город и произвели бесчисленные убийства, так что близлежащее озеро, имевшее две стадии в ширину, казалось наполненным кровью.
  • Отойдя оттуда на семьсот пятьдесят стадий, они пришли в Харак к Иудеям, называемым Тувиинами;
  • но не застали там Тимофея, который, ничего не сделав, удалился из этой страны, оставив, впрочем, в одном месте очень крепкую стражу.
  • Посему Досифей и Сосипатр, из бывших с Маккавеем вождей, отправились и побили оставленных Тимофеем в крепости людей, более десяти тысяч.
  • Тогда Маккавей, разделив свое войско на отряды, поставил их над этими отрядами и устремился на Тимофея, который имел при себе сто двадцать тысяч пеших и тысячу пятьсот конных.
  • Когда узнал Тимофей о приближении Иуды, то отослал жен и детей и прочий обоз в так называемый Карнион, ибо эта крепость была неудобна для осады и недоступна по тесноте всей местности.
  • Когда же показался первый отряд Иуды, страх напал на врагов, и ужас объял их от явления Всевидящего: они обратились в бегство, стремясь один туда, другой сюда, так что большею частью поражаемы были своими, пронзаемы острием своих мечей.
  • Иуда настойчиво продолжал преследовать, убивал беззаконных и истребил до тридцати тысяч человек.
  • Сам Тимофей попался в руки бывших с Досифеем и Сосипатром и с большим ухищрением умолял отпустить его живым, ибо у него находились многих [Иудеев] родители, а некоторых братья и они не будут пощажены, если он умрет.
  • Когда он многими словами уверил в своем обещании, что возвратит их невредимыми, они отпустили его, ради спасения братьев.
  • Потом Иуда пошел против Карниона и Атаргатиона и избил двадцать пять тысяч человек.
  • После победы над ними и поражения Иуда отправился против укрепленного города Ефрона, в котором имел пребывание Лисий и множество разноплеменных: сильные юноши, стоявшие пред стенами, сражались упорно; там же находились большие запасы орудий и стрел.
  • Но они, призвав на помощь Всесильного, сокрушающего Своим могуществом силы врагов, овладели этим городом и избили бывших в нем до двадцати пяти тысяч.
  • Поднявшись оттуда, они устремились на город Скифов, отстоящий от Иерусалима на шестьсот стадий.
  • Но как обитавшие там Иудеи свидетельствовали о благорасположении, какое имеют к ним Скифские жители, и о кротком обхождении с ними во времена бедствий,
  • то, поблагодарив их и попросив и на будущее время быть благосклонными к роду их, они отправились в Иерусалим, потому что приближался праздник седмиц.
  • После праздника, называемого Пятидесятницею, пошли они против Горгия, военачальника Идумеи.
  • Выступил же Иуда с тремя тысячами пеших и четырьмя стами конных.
  • Когда они вступили в сражение, случилось пасть немногим из Иудеев.
  • Досифей же, один из бывших под начальством Вакинора, всадник, муж сильный, поймал Горгия и, схватив его за плащ, влек его сильно, чтобы взять проклятого в плен живым; но один из всадников Фракийских наскакал на него и отсек ему плечо, и Горгий убежал в Марису.
  • Когда же бывшие с Ездрином, долго сражаясь, изнемогли, Иуда призвал на помощь Господа, да будет Он началовождем в сражении.
  • Начав на отечественном языке песнопение громким голосом, он воскликнул и, неожиданно устремившись на бывших с Горгием, обратил их в бегство.
  • Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмой день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу.
  • На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.
  • И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям; и сделалось всем явно, по какой причине они пали.
  • Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное,
  • и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.
  • Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении;
  • ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.
  • Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха.
Рейтинг@Mail.ru Мобильная версия сайта