Скрыть
13:4
13:6
13:7
13:9
13:11
13:12
13:14
13:15
13:16
13:29
13:40
13:42
13:44
13:45
13:48
13:49
13:52
Глава 18 
18:1
18:4
18:7
18:11
18:12
18:13
18:14
18:16
18:19
18:20
18:22
18:23
18:26
18:27
18:28
Синодальный
1 Варнава и Савл отделены Церковью в Антиохии на служение. 4 Их проповедь на Кипре. Сергий Павел. Елима волхв, его слепота. 13 Они следуют чрез Пергию в Антиохию Писидийскую. 16 Слово Павла в синагоге в Антиохии. 42 Толпы народа в следующую субботу. 46 Сопротивление иудеев Савлу, который «обращается к язычникам». Иудеи изгнали его.
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
А Елима волхв (ибо то́ значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор,
сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
[Зач. 32.] Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
и около сорока лет времени питал их в пустыне.
И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
[Зач. 33.] При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
Но Бог воскресил Его из мертвых.
Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.
А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно.
Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.
Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;
а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.
Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.
Берегитесь же, чтобы не пришло на вас сказанное у пророков:
смотрите, презрители, подивитесь и исчезните; ибо Я делаю дело во дни ваши, дело, которому не поверили бы вы, если бы кто рассказывал вам.
При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.
Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли.
Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.
И слово Господне распространялось по всей стране.
Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.
Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию.
А ученики исполнялись радости и Духа Святого.
1 Служение Павла в Коринфе полтора года; Крисп. 12 Проконсул Галлион прогнал иудеев с жалобой на Павла. 18 Возвращение Павла в Сирию; оттуда в Галатию и Фригию. 24 Аполлос в Ефесе.
[Зач. 40В.] После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;
и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним;
и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.
Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.
Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.
И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги.
Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились.
Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай,
ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.
И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию.
Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище,
говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.
Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас,
но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом.
И прогнал их от судилища.
А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том.
Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету.
Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями.
Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился,
а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе.)
[Зач. 41.] Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Церковнославянский (рус)
Бя́ху же нѣ́цыи во це́ркви су́щей во Антiохі́и проро́цы и учи́телiе: Варна́ва же и Симео́нъ нарица́емый Ни́геръ, и Лукі́й Кирине́анинъ, и Манаи́лъ со И́родомъ четвертовла́ст­никомъ воспита́н­ный, и Са́влъ.
Служа́щымъ же и́мъ Го́сподеви и постя́щымся, рече́ Ду́хъ Святы́й: от­дѣли́те Ми́ Варна́ву и Са́вла на дѣ́ло, на не́же при­­зва́хъ и́хъ.
Тогда́ пости́в­шеся и помоли́в­шеся и воз­ло́жше ру́ки на ня́, от­пусти́ша и́хъ.
Сiя́ у́бо, по́слана бы́в­ша от­ Ду́ха Свя́та, снидо́ста въ Селевкі́ю, от­ту́ду же от­плы́ста въ Ки́пръ,
и бы́в­ша въ Салами́нѣ, воз­вѣща́ста сло́во Бо́жiе въ со́нмищихъ Иуде́йскихъ: имѣ́яста же и Иоа́н­на слугу́.
Проше́дша же о́стровъ да́же до Па́фа, обрѣто́ста нѣ́ко­его му́жа волхва́ лжепроро́ка Иуде́анина, ему́же и́мя Варiису́съ,
и́же бѣ́ со анѳипа́томъ Се́ргiемъ Па́вломъ, му́жемъ разу́мнымъ. Се́й при­­зва́въ Варна́ву и Са́вла, взыска́ услы́шати сло́во Бо́жiе:
сопротивля́шеся же и́ма Ели́ма во́лхвъ, та́ко бо сказу́ет­ся и́мя его́, искі́й разврати́ти анѳипа́та от­ вѣ́ры.
Са́влъ же, и́же и Па́велъ, испо́лнися Ду́ха Свя́та, и воз­зрѣ́въ на́нь,
рече́: о, испо́лнен­не вся́кiя льсти́ и вся́кiя зло́бы, сы́не дiа́воль, вра́же вся́кiя пра́вды, не преста́неши ли развраща́я пути́ Госпо́дни пра́выя?
И ны́нѣ, се́, рука́ Госпо́дня на тя́, и бу́деши слѣ́пъ, не ви́дя со́лнца до вре́мене. Внеза́пу же нападе́ на́нь мра́къ и тма́, и осяза́я иска́­ше вожда́.
Тогда́ ви́дѣвъ анѳипа́тъ бы́в­шее, вѣ́рова, дивя́ся о уче́нiи Госпо́дни.
[Зач. 32.] Отве́зшеся же от­ Па́фа Па́велъ и су́щiи съ ни́мъ, прiидо́ша въ Пергі́ю Памфилі́йскую: Иоа́н­нъ же, от­лучи́вся от­ ни́хъ, воз­врати́ся во Иерусали́мъ.
Они́ же, проше́дше от­ Пергі́и, прiидо́ша во Антiохі́ю Писиді́йскую, и в­ше́дше въ со́нмище въ де́нь суббо́тный, сѣдо́ша.
По чте́нiи же зако́на и проро́къ, посла́ша нача́лницы со́нмища къ ни́мъ, глаго́люще: му́жiе бра́тiе, а́ще е́сть сло́во въ ва́съ утѣше́нiя къ лю́демъ, глаго́лите.
Воста́въ же Па́велъ и помаа́въ руко́ю, рече́: му́жiе Изра́илтяне и боя́щiися Бо́га, услы́шите:
Бо́гъ люді́й си́хъ избра́ отцы́ на́шя и лю́ди воз­несе́ въ при­­ше́л­ст­вiи въ земли́ Еги́петстѣй, и мы́шцею высо́кою изведе́ и́хъ изъ нея́
и до четы́редесяти лѣ́тъ препита́ и́хъ въ пусты́ни:
и низложи́въ язы́къ се́дмь въ земли́ Ханаа́нстѣй, даде́ и́мъ въ наслѣ́дiе зе́млю и́хъ,
и по си́хъ, я́ко лѣ́тъ четы́реста и пятьдеся́тъ, даде́ и́мъ судiи́ до Самуи́ла проро́ка:
и от­ту́ду проси́ша царя́, и даде́ и́мъ Бо́гъ Сау́ла сы́на Ки́сова, му́жа от­ колѣ́на Венiами́нова, лѣ́тъ четы́редесять:
и преста́вль его́, воз­дви́же и́мъ Дави́да въ царя́, ему́же и рече́ свидѣ́тел­ст­вовавъ: обрѣто́хъ Дави́да сы́на Иессе́ова, му́жа по се́рдцу Мо­ему́, и́же сотвори́тъ вся́ хотѣ́нiя Моя́.
От сего́ сѣ́мене Бо́гъ по обѣтова́нiю воз­дви́же Изра́илю Спасе́нiе Иису́са,
проповѣ́дав­шу Иоа́н­ну предъ лице́мъ вни́тiя Его́ креще́нiе покая́нiя всѣ́мъ лю́демъ Изра́илевымъ.
[Зач. 33.] И я́коже скончава́­ше Иоа́н­нъ тече́нiе, глаго́лаше: кого́ мя́ непщу́ете бы́ти? Нѣ́смь а́зъ, но се́, гряде́тъ по мнѣ́, Ему́же нѣ́смь досто́инъ разрѣши́ти реме́нь сапогу́ Его́.
Му́жiе бра́тiе, сы́нове ро́да Авраа́мля, и и́же въ ва́съ боя́щiися Бо́га, ва́мъ сло́во спасе́нiя сего́ посла́ся.
Живу́щiи бо во Иерусали́мѣ и кня́зи и́хъ, сего́ не разумѣ́в­ше, и гла́сы проро́ческiя по вся́ суббо́ты что́мыя, осуди́в­ше [Его́], испо́лниша,
и ни еди́ныя вины́ сме́ртныя обрѣ́тше, проси́ша у Пила́та уби́ти Его́:
я́коже сконча́ша вся́, я́же о Не́мъ пи́сана, сне́мше съ дре́ва, положи́ша во гро́бѣ.
Бо́гъ же воскреси́ Его́ от­ ме́ртвыхъ:
и́же явля́шеся во дни́ мно́ги совоз­ше́дшымъ съ Ни́мъ от­ Галиле́и во Иерусали́мъ, и́же ны́нѣ су́ть свидѣ́телiе Его́ къ лю́демъ.
И мы́ ва́мъ благовѣ­ст­ву́емъ обѣтова́нiе бы́в­шее ко отце́мъ, я́ко сiе́ Бо́гъ испо́лнилъ е́сть на́мъ ча́домъ и́хъ, воз­дви́гъ Иису́са,
я́коже и во псалмѣ́ вторѣ́мъ пи́сано е́сть: Сы́нъ Мо́й еси́ Ты́, А́зъ дне́сь роди́хъ Тя́.
А я́коже воскреси́ Его́ от­ ме́ртвыхъ, не ктому́ хотя́ща воз­врати́тися во истлѣ́нiе, си́це рече́: я́ко да́мъ ва́мъ преподо́бная Дави́дова вѣ́рная.
Тѣ́мже и въ друго́мъ глаго́летъ: не да́си Преподобному Тво­ему́ ви́дѣти истлѣ́нiя.
Дави́дъ бо, сво­ему́ ро́ду послужи́въ Бо́жiимъ совѣ́томъ, у́спе, и при­­ложи́ся ко отце́мъ сво­и́мъ, и ви́дѣ истлѣ́нiе:
а Его́же Бо́гъ воз­дви́же, не ви́дѣ истлѣ́нiя.
Вѣ́домо у́бо да бу́детъ ва́мъ, му́жiе бра́тiе, я́ко Его́ ра́ди ва́мъ оставле́нiе грѣхо́въ проповѣ́дает­ся:
и от­ всѣ́хъ, от­ ни́хже не воз­мого́сте въ зако́нѣ Моисе́овѣ оправди́тися, о Се́мъ вся́къ вѣ́руяй оправда́ет­ся.
Блюди́те у́бо, да не прiи́детъ на ва́съ рѣче́н­ное во проро́цѣхъ:
ви́дите, неради́вiи, и чуди́теся, и у́зрите и исче́знете: я́ко дѣ́ло А́зъ содѣ́лаю во дни́ ва́шя, ему́же не и́мате вѣ́ровати, а́ще кто́ повѣ́сть ва́мъ.
Исходя́щымъ же и́мъ от­ со́нмища Иуде́йска, моля́ху язы́цы въ другу́ю суббо́ту глаго́латися и́мъ глаго́ломъ си́мъ:
разше́дшуся же собо́ру, послѣ́доваша мно́зи от­ Иуде́й и чести́выхъ при­­шле́цъ Па́влу и Варна́вѣ, и́же, глаго́люща и́мъ, увѣща́ста и́хъ пребыва́ти въ благода́ти Бо́жiей.
Во гряду́щую же суббо́ту ма́ло не ве́сь гра́дъ собра́ся послу́шати сло́ва Бо́жiя:
ви́дѣв­ше же Иуде́е наро́ды, испо́лнишася за́висти и вопреки́ глаго́лаху глаго́лемымъ от­ Па́вла, сопроти́въ глаго́люще и хуля́ще.
Дерзну́в­ша же Па́велъ и Варна́ва реко́ста: ва́мъ бѣ́ лѣ́по пе́рвѣе глаго́лати сло́во Бо́жiе: а поне́же от­верго́сте е́ и недосто́йны творите́ са́ми себе́ вѣ́чному животу́, се́, обраща́емся во язы́ки:
та́ко бо заповѣ́да на́мъ Госпо́дь: положи́хъ Тя́ во свѣ́тъ язы́комъ, е́же бы́ти Тебѣ́ во спасе́нiе да́же до послѣ́днихъ земли́.
Слы́шаще же язы́цы ра́довахуся и сла́вляху сло́во Госпо́дне, и вѣ́роваша, ели́цы учине́ни бя́ху въ жи́знь вѣ́чную:
проноша́­шеся же сло́во Госпо́дне по все́й странѣ́.
Иуде́е же наусти́ша чести́выя жены́ и благообра́зныя и старѣ́йшины гра́да, и воз­двиго́ша гоне́нiе на Па́вла и Варна́ву, и изгна́ша я́ от­ предѣ́лъ сво­и́хъ.
О́на же, от­ря́сша пра́хъ от­ но́гъ сво­и́хъ на ни́хъ, прiидо́ста во Иконі́ю.
Ученицы́ же исполня́хуся ра́дости и Ду́ха Свя́та.
[Зач. 40В.] По си́хъ же от­лучи́вся Па́велъ от­ Аѳи́нъ, прiи́де въ Кори́нѳъ:
и обрѣ́тъ нѣ́ко­его Иуде́анина и́менемъ Аки́лу, По́нтянина ро́домъ, но́во при­­ше́дша от­ Италі́и, и Приски́ллу жену́ его́: зане́ повелѣ́лъ бя́ше Клавді́й от­лучи́тися всѣ́мъ Иуде́емъ от­ Ри́ма: прiи́де къ ни́мъ,
и зане́ единохудо́жникомъ бы́ти и́мъ, пребы́сть у ни́хъ и дѣ́лаше: бя́ху бо скинотво́рцы хи́тростiю.
Стяза́­шеся же на со́нмищахъ по вся́ суббо́ты и препира́­ше Иуде́и и Е́ллины.
И егда́ снидо́ста от­ Македо́нiи Си́ла же и Тимоѳе́й, тужа́­ше ду́хомъ Па́велъ, свидѣ́тел­ст­вуя Иуде́омъ Иису́са бы́ти Христа́.
Проти́вящымся же и́мъ и ху́лящымъ, отря́съ ри́зы своя́, рече́ къ ни́мъ: кро́вь ва́ша на глава́хъ ва́шихъ: чи́стъ а́зъ, от­ны́нѣ во язы́ки иду́.
И преше́дъ от­ту́ду, прiи́де въ до́мъ нѣ́ко­его и́менемъ Иу́ста, чту́ща Бо́га, ему́же хра́мина бѣ́ вскра́й со́нмища.
Кри́спъ же нача́лникъ собо́ра вѣ́рова Го́сподеви со всѣ́мъ до́момъ сво­и́мъ, и мно́зи от­ Кори́нѳянъ слы́шав­ше вѣ́роваху и креща́хуся.
Рече́ же Госпо́дь въ видѣ́нiи нощнѣ́мъ Па́влу: не бо́йся, но глаго́ли и да не умо́лкнеши,
зане́ А́зъ е́смь съ тобо́ю, и никто́же при­­ложи́тъ озло́бити тя́: зане́ лю́дiе су́ть Ми́ мно́зи во гра́дѣ се́мъ.
Пребы́сть же та́мо лѣ́то и ме́сяцъ ше́сть, учя́ въ ни́хъ сло́ву Бо́жiю.
Галлiо́ну же анѳипа́ту су́щу во Аха́iи, нападо́ша единоду́шно Иуде́е на Па́вла и при­­ведо́ша его́ на суди́лище,
глаго́люще, я́ко проти́ву зако́ну се́й увѣщава́етъ человѣ́ки чти́ти Бо́га.
Хотя́щу же Па́влу от­ве́рсти уста́, рече́ Галлiо́нъ ко Иуде́емъ: а́ще у́бо непра́вда была́ бы ка́я или́ дѣ́ло зло́е, о, Иуде́е, по сло́ву послу́шалъ бы́хъ ва́съ:
а́ще ли же стяза́нiя су́ть о словеси́ и о и́менѣхъ и о зако́нѣ ва́­шемъ, вѣ́дите са́ми: судiя́ бо а́зъ си́мъ не хощу́ бы́ти.
И изгна́ и́хъ от­ суди́лища.
Е́мше же вси́ Е́ллини Сосѳе́на нача́лника собо́ра, бiя́ху предъ суди́лищемъ: и ни еди́но о си́хъ Галлiо́ну радѣ́нiе бы́сть.
Па́велъ же, еще́ пребы́въ дни́ дово́лны и цѣлова́въ бра́тiю, от­плы́ въ Сирі́ю, и съ ни́мъ Аки́ла и Приски́лла, остри́гъ главу́ въ Кегхре́ихъ: обре́кся бо бѣ́.
Приста́ же во Ефе́сѣ и тѣ́хъ оста́ви та́мо, са́мъ же в­ше́дъ въ со́нмище, стяза́­шеся со Иуде́и.
Моля́щымъ же и́мъ его́ на мно́го вре́мя пребы́ти у ни́хъ, не изво́ли,
но от­рече́ся и́мъ, глаго́ля, я́ко подоба́етъ ми́ вся́ко пра́здникъ гряду́щiй сотвори́ти во Иерусали́мѣ: па́ки же воз­вращу́ся къ ва́мъ, Бо́гу хотя́щу. И от­везе́ся от­ Ефе́са: Аки́ла же и Приски́лла оста́ста во Ефе́сѣ.
[Зач. 41.] И соше́дъ въ Кесарі́ю, воз­ше́дъ и цѣлова́въ це́рковь, сни́де во Антiохі́ю,
и сотво́рь вре́мя нѣ́кое, изы́де, проходя́ поря́ду Галаті́йскую страну́ и Фригі́ю, утвержда́я вся́ ученики́.
Иуде́анинъ же нѣ́кто, Аполло́съ и́менемъ, Алекса́ндрянинъ ро́домъ, му́жъ слове́сенъ, прiи́де во Ефе́съ, си́ленъ сы́й въ кни́гахъ.
Се́й бѣ́ оглаше́нъ пути́ Госпо́дню, и горя́ ду́хомъ, глаго́лаше и уча́­ше извѣ́стно я́же о Го́сподѣ, вѣ́дый то́кмо креще́нiе Иоа́н­ново.
Се́й же нача́тъ дерза́ти на со́нмищихъ. Слы́шав­ша же его́ Аки́ла и Приски́лла, прiя́ста его́ и извѣ́стнѣе тому́ сказа́ста пу́ть Госпо́день.
Хотя́щу же ему́ преити́ во Аха́iю, предпосла́в­ше бра́тiя написа́ша ученико́мъ прiя́ти его́: и́же при­­ше́дъ та́мо посо́б­ст­вова мно́го вѣ́ровав­шымъ благода́тiю:
тве́рдо бо Иуде́и не престая́ облича́­ше предъ людьми́, сказу́я Писа́ньми, Иису́са бы́ти Христа́.
Ышаныучыларнын Антіохія-дагы жыйынында кайсылары пагамбярляр, ойрятеучеляр булганнар: Варнава, Нигеръ диб аталган Симеонъ, Киринеянын Луцій, дюртенче олбшно биляб тороучы Иродъ белян бергя ускян Манаилъ, аннары Савлъ.
Алар Ходайга кызмят иткяндя, ураза тотканда, Святый Тын äйткян: Миnа Варнава белян Савлны Мин аларны чакырган эшкя айырыгыз, дигян.
Шул чакта ураза тотоб, теляк итеб, Варнава белян Савлга кул салыб, аларны жибяргянняр.
Святый Тын жибяргяч, былар Селевкіяга килгянняр, аннан сыу белян Кипрга киткянняр.
Саламинга килгяч, Іудейлярнен синагогаларында Алла сюзен сойлягянняр; ÿзляреня булышырга Іоанны тотканнар.
Пафъ дигян калага тикле ботон атауны утеб, алар бер кешене, Варіисусъ атлы Іудейне очоратканнар.
Ул бу атаунын башлыгы Сергій Павелъ атлы, акыллы кеше белян бергя торган. Бу башлык Варнава белян Савлны чакырган да, Алла сюзен тыnннарга тырышкан.
Сихырче Елима (Елима дигяне сихырче дейеу) башлыкны ышандырмаска тырышыб, аларга карышылык иткян.
Павелъ диб тя аталган Савлъ Святый Тынга тулыланыб, апар тегяляб караб, äйткян эй торло хайлягя, усалыкка тулыланган шайтан баласы, ар—бер дорöслöкнен дошманы!
Ходайнын туры жулларыннан ауыштырыуыnнан туктарсыn мы син?
Але дя мына Ходайнын кулы синеҥ öстöндя: син сукыр булырсын да, кояшны да бер аз багытка чаклы кюрмяссеn, дигян. Кинят апар дом карангы тошкян дя, ул айлянгяляб жöроб, житякляб жöртоуче эзлягян.
Шул чакта башлык, булган эшне кюреб, Ходайдан булган ойрятеугя исе китеб, ышанган.
Павелъ да, анын жанындагылар да Пафадан сыу белян китеб, Памфиліядагы Пергія атлы калага килгянняр. Іоаннъ алардан айырылыб, Іерусалимгя кайткан.
Алар Пергіядан утеб, Писидія Антіохіясына килгянняр дя, суббота коннö синагогага кереб утырганнар.
Законны, пагамбярляр жазганны укыганнан суҥ, синагога башлыклары аларга äйтергя жибяргянняр: эй кадерле туганнар! агяр сезнен калыкка угет сюзегез булса, сöйлягез, диб.
Павелъ тороб, кулы белян билге биреб, äйткян: эй Израиль кешеляре, Алладан куркыучылар, тыnнагыз:
Бу калыкнын Алласы безнен аталарыбызны сайлаб алган да, бу калык Египетъ жирендя торган чагында, аны кютярелдергян, аннары кодрятле кулы белян аларны аннан чыгарган.
Кырык жылга жакын буш кырда аларны туйдырган.
Ханаанъ жирендя жиде калыкны бетереб, аларнын жирен, аларга олошкя айырыб биргян.
Мыннан суn да дюрт жоз илле жылга жакын Самуилъ пагамбяргя тикле аларга тюряляр биреб торган.
Аннары алар падша сораганнар, аларга Веніаминъ няселенен Кисъ улы Саулъ атлы кешене биргян. (Шулай) кырык жыл (уткян).
Аны чикереб, аларга Давидны падшага кютяргян, анын турында таныклыб äйткян: Мин Ӱз кюnелемя ошаган кешене, Іессей улы Давидны табтым; ул Минем бар телягянняремне булдырыр, дигян.
Мынын няселеннян Алла Yз багадясе буйынча Израилгя Коткарыучы Іисусны торгозган;
Ул кюренер алдыннан гна Іоаннъ бар Израиль калыгына тяубя итеу чумылдырыуын сöйлягян.
Іоаннъ ÿз кызмятен тутырган чакта äйткян: сез мине кем диб белясез ? мин Ул тогбл, äммя мына минем арттан киля, мин анын башмагынын кайышын чишяргя дя тормоймын, дигян.
Эй кадерле туганнар, Авраамъ няселенен оланнары, эй Алладан куркыучылар! бу котолоу сюзе сезгя жибярелгян.
Іерусалимдя тороучылар да, аларнын башлыклары да, Аны танымыйчы, айыблаб, пагамбярлярнен суббота сайын укыла торган сюзлярен жиреня китергянняр ич.
Анын улемгя тейешле бер айыбын да табмагач, Пилаттан Аны утертергя сораганнар.
Анын турында жазылганны барын да кылыб бетергяч, качтан алыб Аны кабергя куйганнар.
Аммя Алла Аны улгяненнян терелтеб торгозган.
Ул Ӱзе белян Галилеядан Іерусалимгя менгянняргя, казер дя Аnар калык алдында таныкчы булыб тороучыларга кюб конняр эчендя кюренгялягян.
Алла аталарыбызга биргян багадясен безгя, аларнын оланнарына, Іисусны терелтеб торгозоб, жиреня китергянен (айтеб), без сезгя изге хабяр сойлöйбез.
Шулай икенче псаломда да жазылган: „Син Минем Улым, Мин Сине богöн тыудырдым”, диб (Пс. 2, 7).
Аны улгяннярдян терелтеб торгозганын, Ул инде череугя кайтмасны (Алла) былай äйткян: Мин Давидка адарынган ышангычлы изгелеклярне сезгя бирермен, дигян (Исаіи 55,3).
Шунын очон бютян (тоштя) да айтя: “изгеnя череÿ тейертмяссеҥ,» диб (Пс. 15,10).
Давидъ уз багытындагылар очöн Алла иркеня кызмят итеб улгян дя уз аталарына кушылыб череÿне кюргян.
Аммя Алла терелтеб торгозган (Іисусъ) череуне кюрмягян.
Шуnар кюря, эй кадерле туганнар, сезгя билгеле булсын: Анын какында сезгя жазыклар кичерелеу хабяре сойляня.
Моисей законы арткылы сез доросляня алмаганнын барысыннан да, Анын арткылы ар-бер ышаныучы дорöсляня.
Сакланыгыз, пагамбярляр (жазыуында) айтелгян сезнен оскя калмасын.
(Анда былай жазылган): эй кимсетеучеляр, карагыз, исегез китсен, кюргяч, жукка чыгыгыз: мин шул сезнен коннярегездя (шундый) эш кыламын, агяр беряÿ сезгя (шундыйны) сöйляшся, сез ул эшкя ышанмас ыйыгыз диб (Авв. 1,5).
Павелъ белян Варнава Іудейлярнен келяÿ öйöннян чыккан чакта, жалган деннеляр, килясе субботада бу сюзляр сойлянсен диб ÿтенгянняр.
Жыйыннары таралгач, Іудейлярнен дя, жалган деннян ауышыб, Аллана кадерляуче булганнарнын да кюбесе Павелъ белян Варнава артыннан барганнар; былар аларга сойляб, аларны Алла дяулятендя нык торорга ÿгетлягянняр.
Икенче суббота коннö Алла сюзен тыннарга ботбн кала кешесе диб айтерлек жыйылган.
Іудейляр калыкны кюреб, кончблбккя тулыланганнар да, карышы айтеб, курлаб, Павелнын сойлягяненя карышылык иткянняр.
Шул чакта Павелъ белян Варнава кыйыуланыб, äйткянняр: сезгя Алла сюзе иn элек сойлянергя тейеш эйе; сез аны чикерясез, ÿзегезне ÿзегез мяnге тормошка тейешсез итясез; шуnар кюря мына бу жалган деннеляргя боролабыз.
Ходай безгя шулай бойорган шул: Син жир читендягеляргя чаклы коткарыучы булсын диб, Мин Сине жалган деннеляргя жакты (булырга) куйдым, диб (Исаіи 49,6).
Жалган деннеляр мыны эшетеб, сойöношкянняр, Ходайнын сюзен даннаганнар; мянге тормошка алдан сайланганнар барысы да ышанганнар.
Ходай сюзе бар жирдя дя жяйелгян.
Алай булса да, Іудейляр Алланы кадерлей торган катыннарны да, бютян кадерле (катыннарны да), каланын бер дигян (кешелярен дя), котортканнар, Павелъ белян Варнавага кысаннык китереб, аларны ÿз тиряляреннян кыуыб жибяргянняр.
Павелъ белян Варнава аякларындагы тупракны аларга селкеб ташлаб, Иконіяга киткянняр.
Ойрянеучеляр сойонöчкя дя, Святый Тынга да тулыланганнар.
Мыннан суn Павелъ Афиныдан китеб, Коринфка килгян.
Клавдій падша бар Іудейляргя Римнян китяргя кушканныктан, мында Италіядан кюбтян тогол гня бер Понтъ кешесе, Акила атлы Іудей, анын катыны Прискилла килгянняр икян; быларны табыб, Павелъ аларга килеб кергян.
Yняре (аларныкы белян) бер торлö булганга кюря, аларда калыб, эшляб торган; аларнын унярляре чатыр жасау булган.
Суббота сайын синагогада сойляб, Іудейлярне дя, Еллиннарны да ойряткян.
Сила белян Тимофей Македоніядан килгяч, іудейляргя Іисусны Христосъ диб таныкларга Павелнын тыны аны бик кыстаган.
Алар карышылык итеб усал сюзляр айткяч, ул ÿз кейемнярен селкеб, аларга äйткян: уз каныгыз уз башыгызга; мин таза, мыннан былай жалган деннеляргя барам, дигян.
Аннан китеб, Алланы саннаучы бер Іустъ атлы кешенен öйбня килгян; анын ойö синагога жанында икян.
Синагога башлыгы Криспъ ÿзенен бар жорто белян Ходайга ышанган; Коринфъ кешеляренен дя кюбесе тыҥнаб ышаныб, чумылганнар.
Ходай тоння Павелга кюренеб äйткян: курыкма, сойля, туктама:
Мин синеҥ беляҥ, шунныктан сиnа беряÿ дя усаллык кылмас; бу калада Минем кешелярем кюб, дигян.
Алар арасында Алла сюзен сойляб, ул бер жыл да алты ай торган.
Шул арада Ахаія жирендя башлык булыб Еалліонъ торган чакта, Іудейляр бер киnяштя булыб, Павелга жабышканнар да, аны хокöм урны алдына китергянняр.
Ул Алланы законда кушмаганча кадерляргя кешелярне öйрятя диб äйткянняр.
Павелъ (жауабка) ауызын ачарга торган чакта, Галліонъ Іудейляргя äйткян: эй Іудейляр! äгяр бер-бер торлö дöрöссöзлöк, жя усал уй булса, мин сезне тыnнарга сябяб табар ыйым.
Аммя жиnешеÿ, öйрятеÿ турысында, исемняр турысында, законыгыз турысында булгач, узегез тикшерегез: быларга минем хокомче буласым килмей, дигян.
Аннары хоком урны жаныннан аларны кыуыб жибяргян.
Еллиннар барысы да синагога башлыгы Сосфенны тотоб, хокöм урны алдында кыйнаганнар; Галліонъ бу турыда бер дя кайгырмаган.
Павелъ тагы байтак кон торгач, туганнар белян бахилляшеб, адарынган буйынча, Кенхрейдя чячен кистереб, Сиріяга кимя белян киткян, анын белян Акила да, Прискилла да киткянняр.
Ефеска килеб житкяч, ул аларны анда калдырган; узе синагогага кереб, Іудейляр белян сöйляшеб утырган.
Алар андр ÿзлярендя озагырак торорга утенгянняр, тик ул кюнмягян.
Алар белян бахилляшеб, аларга äйткян: миnа килясе бяйрямне ничек булса да, Іерусалимдя ÿткярергя тейеш; Алла бойорса, сезгя тагы кайтырмын, дигян дя Ефестан киткян; Акила белян Прискилла Ефеста калганнар.
Кесаріяга кереб чыккач, ул (Іерусалимгя) менеб, ышаныучылар жыйыны белян кюрешеб, Антіохіяга тöшкян.
Анда бер ауык багыт уткяргяч, аннан чыгыб, бар öйрянеÿчелярне ныкландырыб, Еалатія жагын да, Фригіяны да рятляб ÿтеб жöргян.
Александріяда тыуган бер Аполлосъ атлы, сюзгя оста, жазыуны жакшы белеÿче Іудей Ефеска килгян.
Ул Ходай жулына öндялгян икян, шуігар кюря ул Іоаннъ чумылдырыуын гна белся дя, Ходай турысында эч кюnеленнян кызыб айырмачык öйрятеб сöйлягян.
Ул синагогада кыйыуланыб сойлöй башлаган. Аны эшетеб, Акила белян Прискилла аны кабыл алганнар да, аігар Ходай жулын бигеряк айырмачык белдергянняр.
Ул Ахаіяга бармакчы булгач, туганнар (андагы) öйрянеучеляргя аны кабыл алырга димняб, жазыу жибяргянняр; ул (анда) килеб, ышаныучыларга дяулят арткылы кюб булышкан.
Изге жазыудан Іисуснын Христосъ икянен кюрсятеб, бар калык алдында Іудейлярне сюзе белян жиігеб торган.
Толкования стиха Скопировать ссылку Скопировать текст Добавить в избранное
Библ. энциклопедия Библейский словарь Словарь библ. образов Практическая симфония
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible