Скрыть
11:2
11:3
11:4
11:5
11:6
11:7
11:8
11:9
11:10
11:11
11:13
11:14
11:17
11:18
11:20
11:22
11:24
11:26
Глава 15 
15:2
15:3
15:4
15:5
15:6
15:12
15:13
15:14
15:15
15:16
15:18
15:19
15:21
15:22
15:23
15:24
15:25
15:26
15:27
15:28
15:29
15:30
15:31
15:33
15:34
15:35
15:36
15:39
15:40
Глава 21 
21:1
21:2
21:3
21:6
21:7
21:12
21:15
21:16
21:17
21:18
21:19
21:21
21:22
21:23
21:26
21:27
21:29
21:31
21:32
21:34
21:35
21:36
21:37
21:40
Синодальный
1 Упреки обрезанных Петру в Иерусалиме; их радость после рассказа Петра о событиях в Иоппии и Кесарии. 19 Основание Варнавой и Савлом Церкви в Антиохии Сирийской; ученики здесь впервые стали называться христианами. 27 Отсюда послана помощь чрез Варнаву и Савла Церкви в Иерусалиме.
Услышали апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
И вот, в тот самый час три человека стали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне.
Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека.
Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела (святого), который стал и сказал ему: пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром;
он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале.
Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».
Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?
Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.
[Зач. 28.] Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.
И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
1 Павел и Варнава отправлены в Иерусалим на совещание относительно обрезания. 6 Свидетельство Петра и Иакова о язычниках и законе. 22 Послание Апостолов и пресвитеров уверовавшим из язычников. 30 Иуда и Сила доставили послание Церкви в Антиохии. 36 Варнава отплыл с Марком на Кипр; Павел с Силой отправились в Сирию и Киликию.
Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.
Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.
По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.
[Зач. 36.] Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;
и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
И с сим согласны слова пророков, как написано:
Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
Ведомы Богу от вечности все дела Его.
Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
Тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к апостолам.
Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
[Зач. 37.] Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
1 Путешествие Павла прервано в Тире. 7 В Кесарии Агав предсказывает узы Павловы. 15 Прибытие Павла в Иерусалим и собрание с пресвитерами. 20 Их совет Павлу о соблюдении иудейского обряда. 27 Избавление Павла римскими солдатами от иудейской толпы в храме. 37 Разрешение говорить к народу.
Когда же мы, расставшись с ними, отплыли, то прямо пришли в Кос, на другой день в Родос и оттуда в Патару,
и, найдя корабль, идущий в Финикию, взошли на него и отплыли.
Быв в виду Кипра и оставив его слева, мы плыли в Сирию, и пристали в Тире, ибо тут надлежало сложить груз с корабля.
И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим.
Проведя эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонив колени, помолились.
И, простившись друг с другом, мы вошли в корабль, а они возвратились домой.
Мы же, совершив плавание, прибыли из Тира в Птолемаиду, где, приветствовав братьев, пробыли у них один день.
[Зач. 45.] А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
После сих дней, приготовившись, пошли мы в Иерусалим.
С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая нас к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить.
По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас.
На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры.
Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его.
Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона.
А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
Итак, что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел.
Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.
А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.
[Зач. 46.] Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
Тогда тысяченачальник, приблизившись, взял его и велел сковать двумя цепями, и спрашивал: кто он, и что сделал.
В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость.
Когда же он был на лестнице, то воинам пришлось нести его по причине стеснения от народа,
ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему!
При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по-гречески?
Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?
Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу.
Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так:
Церковнославянский (рус)
Слы́шаша же апо́столи и бра́тiя су́щiи во Иуде́и, я́ко и язы́цы прiя́ша сло́во Бо́жiе.
И егда́ взы́де Пе́тръ во Иерусали́мъ, препира́хуся съ ни́мъ и́же от­ обрѣ́занiя,
глаго́люще, я́ко къ муже́мъ обрѣ́занiя не иму́щымъ в­ше́лъ еси́ и я́лъ еси́ съ ни́ми.
Наче́нъ же Пе́тръ, ска́зоваше и́мъ поря́ду, глаго́ля:
а́зъ бѣ́хъ во гра́дѣ Иоппі́йстѣмъ моля́ся и ви́дѣхъ во у́жасѣ видѣ́нiе, сходя́щь сосу́дъ нѣ́кiй, я́ко плащани́цу ве́лiю, от­ четы́рехъ кра́евъ низпуща́ему съ небесе́, и прiи́де да́же до мене́:
въ ню́же воз­зрѣ́въ смотря́хъ, и ви́дѣхъ четвероно́гая земна́я и звѣ́ри и га́ды и пти́цы небе́сныя.
Слы́шахъ же гла́съ глаго́лющь мнѣ́: воста́въ, Пе́тре, заколи́ и я́ждь.
Рѣ́хъ же: ника́коже, Го́споди, я́ко вся́ко скве́рно или́ нечи́сто николи́же вни́де во уста́ моя́.
Отвѣща́ же ми́ гла́съ втори́цею съ небесе́ глаго́лющь: я́же Бо́гъ очи́стилъ е́сть, ты́ не скверни́.
Сiе́ же бы́сть три́жды: и па́ки взя́шася вся́ на не́бо.
И се́, а́бiе трiе́ му́жiе ста́ша предъ хра́миною, въ не́йже бѣ́хъ, по́слани от­ Кесарі́и ко мнѣ́.
Рече́ же ми́ Ду́хъ ити́ съ ни́ми, ничто́же разсужда́я: прiидо́ша же со мно́ю и ше́сть бра́тiя сі́и, и внидо́хомъ въ до́мъ му́жа.
И воз­вѣсти́ на́мъ, ка́ко ви́дѣ А́нгела [свя́та] въ дому́ сво­е́мъ, ста́в­ша и ре́кша ему́: посли́ во Иоппі́ю му́жы и при­­зови́ Си́мона, нарица́емаго Петра́,
и́же рече́тъ глаго́лы къ тебѣ́, въ ни́хже спасе́шися ты́ и ве́сь до́мъ тво́й.
Внегда́ же нача́хъ глаго́лати, нападе́ Ду́хъ Святы́й на ни́хъ, я́коже и на ны́ въ нача́лѣ.
Помяну́хъ же глаго́лъ Госпо́день, я́коже глаго́лаше: Иоа́н­нъ у́бо крести́лъ е́сть водо́ю, вы́ же и́мате крести́тися Ду́хомъ Святы́мъ.
А́ще у́бо ра́венъ да́ръ даде́ и́мъ Бо́гъ, я́коже и на́мъ вѣ́ровав­шымъ въ Го́спода на́­шего Иису́са Христа́, а́зъ же кто́ бѣ́хъ могі́й воз­брани́ти Бо́га?
Слы́шав­ше же сiя́ умолко́ша и сла́вляху Бо́га, глаго́люще: у́бо и язы́комъ Бо́гъ покая́нiе даде́ въ живо́тъ.
[Зач. 28.] Разсѣ́яв­шiися у́бо от­ ско́рби, бы́в­шiя при­­ Стефа́нѣ, про­идо́ша да́же до Финикі́и и Ки́пра и Антiохі́и, ни еди́ному же глаго́люще сло́во, то́кмо Иуде́емъ.
Бя́ху же нѣ́цыи от­ ни́хъ му́жiе Ки́прстiи и Кирине́йстiи, и́же, в­ше́дше во Антiохі́ю, глаго́лаху къ Е́ллиномъ, благовѣ­ст­ву́юще Го́спода Иису́са.
И бѣ́ рука́ Госпо́дня съ ни́ми: мно́гое же число́ вѣ́ровав­ше обрати́шася ко Го́споду.
Слы́шано же бы́сть сло́во о ни́хъ во у́шiю це́ркве су́щiя во Иерусали́мѣ, и посла́ша Варна́ву преити́ да́же до Антiохі́и:
и́же при­­ше́дъ и ви́дѣвъ благода́ть Бо́жiю, воз­ра́довася и моля́ше всѣ́хъ изволе́нiемъ се́рдца терпѣ́ти о Го́сподѣ:
я́ко бѣ́ му́жъ бла́гъ и испо́лнь Ду́ха Свя́та и вѣ́ры. И при­­ложи́ся наро́дъ мно́гъ Го́сподеви.
Изы́де же Варна́ва въ Та́рсъ взыска́ти Са́вла, и обрѣ́тъ его́, при­­веде́ его́ во Антiохі́ю:
бы́сть же и́мъ лѣ́то цѣ́ло собира́тися въ це́ркви и учи́ти наро́дъ мно́гъ, нарещи́ же пре́жде во Антiохі́и ученики́ Христiа́ны.
Въ ты́я же дни́ снидо́ша от­ Иерусали́ма проро́цы во Антiохі́ю:
воста́въ же еди́нъ от­ ни́хъ, и́менемъ Ага́въ, назна́менаше Ду́хомъ гла́дъ вели́къ хотя́щь бы́ти по все́й вселе́н­нѣй, и́же и бы́сть при­­ Клавді́и ке́сари:
от­ учени́къ же, по ели́ку кто́ имѣ́яше что́, изво́лиша кі́йждо и́хъ на слу́жбу посла́ти живу́щымъ во Иуде́и бра́тiямъ,
е́же и сотвори́ша, посла́в­ше къ ста́рцемъ руко́ю Варна́влею и Са́влею.
И нѣ́цыи сше́дше от­ Иуде́и, уча́ху бра́тiю, я́ко а́ще не обрѣ́жетеся по обы́чаю Моисе́ову, не мо́жете спасти́ся.
Бы́в­шей же ра́спри и стяза́нiю не ма́лу Па́влу и Варна́вѣ къ ни́мъ, учини́ша взы́ти Па́влу и Варна́вѣ и нѣ́кимъ други́мъ от­ ни́хъ ко апо́столомъ и ста́рцемъ во Иерусали́мъ о вопроше́нiи се́мъ.
Они́ же у́бо, предпо́слани бы́в­ше от­ це́ркве, прохожда́ху Финикі́ю и Самарі́ю, повѣ́да­ю­ще обраще́нiе язы́ковъ, и творя́ху ра́дость ве́лiю все́й бра́тiи.
Прише́дше же во Иерусали́мъ, прiя́ти бы́ша от­ це́ркве и апо́столъ и ста́рецъ, сказа́ша же, ели́ка сотвори́ Бо́гъ съ ни́ми и я́ко от­ве́рзе язы́комъ две́рь вѣ́ры.
[Зач. 36.] Воста́ша же нѣ́цыи от­ е́реси фарисе́йскiя вѣ́ровав­шiи, глаго́люще, я́ко подоба́етъ обрѣ́зати и́хъ, завѣщава́ти же блюсти́ зако́нъ Моисе́овъ.
Собра́шася же апо́столи и ста́рцы вѣ́дѣти о словеси́ се́мъ.
Мно́гу же взыска́нiю бы́в­шу, воста́въ Пе́тръ рече́ къ ни́мъ: му́жiе бра́тiе, вы́ вѣ́сте, я́ко от­ дні́й пе́рвыхъ Бо́гъ въ на́съ избра́ усты́ мо­и́ми услы́шати язы́комъ сло́во Благовѣ́стiя и вѣ́ровати:
и Се́рдцевѣ́децъ Бо́гъ свидѣ́тел­ст­вова и́мъ, да́въ и́мъ Ду́ха Свята́го, я́коже и на́мъ,
и ничто́же разсуди́ между́ на́ми же и о́нѣми, вѣ́рою очи́щь сердца́ и́хъ:
ны́нѣ у́бо что́ искуша́ете Бо́га, [хотя́ще] воз­ложи́ти и́го на вы́и ученико́мъ, его́же ни отцы́ на́ши, ни мы́ воз­мого́хомъ понести́?
но благода́тiю Го́спода Иису́са Христа́ вѣ́руемъ спасти́ся, я́коже и они́.
Умолча́ же все́ мно́же­с­т­во и послу́шаху Варна́вы и Па́вла повѣ́да­ю­щею, ели́ка сотвори́ Бо́гъ зна́менiя и чудеса́ во язы́цѣхъ и́ма.
По умолча́нiи же ею́, от­вѣща́ Иа́ковъ глаго́ля: му́жiе бра́тiе, послу́шайте мене́:
Симео́нъ повѣ́да, я́ко пре́жде Бо́гъ посѣти́ прiя́ти от­ язы́къ лю́ди о и́мени Сво­е́мъ:
и сему́ согласу́ютъ словеса́ проро́къ, я́коже пи́шетъ:
по си́хъ обращу́ся и сози́жду кро́въ Дави́довъ па́дшiй, и раско́паная его́ сози́жду и испра́влю его́,
я́ко да взы́щутъ про́чiи человѣ́цы Го́спода, и вси́ язы́цы, въ ни́хже нарече́ся и́мя Мое́, глаго́летъ Госпо́дь, творя́й сiя́ вся́.
Разу́мна от­ вѣ́ка су́ть Богови вся́ дѣла́ Его́.
Сего́ ра́ди а́зъ сужду́ не стужа́ти от­ язы́къ обраща́ющымся къ Бо́гу,
но заповѣ́дати и́мъ огреба́тися от­ тре́бъ и́долскихъ и от­ блуда́ и уда́вленины и от­ кро́ве, и ели́ка неуго́дна себѣ́ су́ть, ины́мъ не твори́ти.
Моисе́й бо от­ родо́въ дре́внихъ по всѣ́мъ градо́мъ проповѣ́да­ю­щыя его́ и́мать, въ со́нмищихъ по вся́ суббо́ты что́мый.
Тогда́ изво́лися апо́столомъ и ста́рцемъ со все́ю це́рковiю, избра́в­ше му́жа от­ ни́хъ, посла́ти во Антiохі́ю съ Па́вломъ и Варна́вою, Иу́ду нарица́емаго Варса́ву, и Си́лу, му́жа наро́чита въ бра́тiи,
написа́в­ше рука́ма и́хъ сiя́: апо́столи и ста́рцы и бра́тiя, су́щымъ во Антiохі́и и Сирі́и и Киликі́и бра́тiямъ, и́же от­ язы́къ, [о Го́сподѣ] ра́доватися.
Поне́же слы́шахомъ, я́ко нѣ́цыи от­ на́съ изше́дше воз­мути́ша ва́съ словесы́, развраща́юще ду́шы ва́шя, глаго́люще обрѣ́затися и блюсти́ зако́нъ, и́мже мы́ не завѣща́хомъ:
изво́лися на́мъ собра́в­шымся единоду́шно, избра́н­ныя му́жы посла́ти къ ва́мъ, съ воз­лю́блен­ныма на́шима Варна́вою и Па́вломъ,
человѣ́кома преда́в­шема ду́шы своя́ о и́мени Го́спода на́­шего Иису́са Христа́:
посла́хомъ у́бо Иу́ду и Си́лу, и тѣ́хъ сло́вомъ сказу́ющихъ та́яжде:
изво́лися бо Свято́му Ду́ху и на́мъ, ничто́же мно́жае воз­ложи́ти ва́мъ тяготы́, ра́звѣ ну́ждныхъ си́хъ:
огреба́тися от­ идоложе́ртвен­ныхъ и кро́ве, и уда́вленины и блуда́: и ели́ка не хо́щете ва́мъ бы́ти, други́мъ не твори́те: от­ ни́хже соблюда́юще себе́, до́брѣ сотворите́. Здра́в­ст­вуйте.
Они́ же у́бо по́слани бы́в­ше прiидо́ша во Антiохі́ю, и собра́в­ше наро́дъ, вда́ша посла́нiе.
Проче́тше же, воз­ра́довашася о утѣше́нiи.
Иу́да же и Си́ла, и та́ проро́ка су́ща, сло́вомъ мно́зѣмъ утѣ́шиста бра́тiю и утверди́ста.
Пребы́в­ша же та́мо вре́мя, от­пуще́на бы́ста съ ми́ромъ от­ бра́тiй ко апо́столомъ.
Изво́лися же Си́лѣ пребы́ти та́мо, Иу́да же воз­врати́ся во Иерусали́мъ.
[Зач. 37.] Па́велъ же и Варна́ва живя́ста во Антiохі́и, уча́ща и благовѣ­ст­ву́юща сло́во Госпо́дне, и со инѣ́ми мно́гими.
По нѣ́кихъ же дне́хъ рече́ Па́велъ къ Варна́вѣ: воз­вра́щшеся подоба́етъ посѣти́ти бра́тiю на́шу во всѣ́хъ градѣ́хъ, въ ни́хже проповѣ́дахомъ сло́во Госпо́дне, ка́ко пребыва́ютъ.
Варна́ва же восхотѣ́ поя́ти съ собо́ю Иоа́н­на нарица́емаго Ма́рка:
Па́велъ же глаго́лаше от­сту́пльшаго от­ на́ю от­ Памфилі́и и не ше́дшаго съ на́ма на дѣ́ло, на не́же по́слани бы́хомъ, не поя́ти сего́ съ собо́ю.
Бы́сть у́бо ра́спря, я́ко от­лучи́тися и́ма от­ себе́: Варна́ва у́бо по­е́мь Ма́рка от­плы́ въ Ки́пръ:
Па́велъ же избра́въ Си́лу изы́де пре́данъ благода́ти Бо́жiей от­ бра́тiй,
прохожда́­ше же Сирі́ю и Киликі́ю, утвержда́я це́ркви.
И я́коже бы́сть от­везти́ся на́мъ, от­то́ргшымся от­ ни́хъ, пря́мо ше́дше прiидо́хомъ въ Ко́нъ, въ другі́й же де́нь въ Ро́досъ и от­ту́ду въ Пата́ру:
и обрѣ́тше кора́бль преходя́щь въ Финикі́ю, воз­ше́дше от­везо́хомся.
Возни́кшiй же на́мъ Ки́пръ оста́вльше ошу́юю, плы́хомъ въ Сирі́ю и при­­ста́хомъ въ Ти́рѣ, та́мо бо бя́ше кораблю́ изложи́ти бре́мя:
и обрѣ́тше ученики́, пребы́хомъ ту́ дні́й се́дмь: и́же Па́влови глаго́лаху Ду́хомъ не восходи́ти во Иерусали́мъ.
Егда́ же бы́сть на́мъ сконча́ти дни́, изше́дше идо́хомъ, провожда́ющымъ на́съ всѣ́мъ съ жена́ми и дѣтьми́ да́же до внѣ́ гра́да: и прекло́нше колѣ́на при­­ бре́зѣ помоли́хомся.
И цѣлова́в­ше дру́гъ дру́га внидо́хомъ въ кора́бль, они́ же воз­врати́шася во своя́ си.
Мы́ же, пла́ванiе наче́нше от­ Ти́ра, при­­ста́хомъ во Птолемаи́дѣ, и цѣлова́в­ше бра́тiю, пребы́хомъ де́нь еди́нъ у ни́хъ.
[Зач. 45.] Во у́трiе же изше́дше Па́велъ и и́же съ ни́мъ, прiидо́хомъ въ Кесарі́ю, и в­ше́дше въ до́мъ Фили́ппа благовѣ́ст­ника, су́ща от­ седми́ [дiа́конъ], пребы́хомъ у него́.
Сего́ же бя́ху дще́ри дѣви́цы четы́ри прорица́ющыя.
Пребыва́ющымъ же на́мъ та́мо дни́ мно́ги, сни́де нѣ́кто от­ Иуде́и проро́къ, и́менемъ Ага́въ,
и при­­ше́дъ къ на́мъ и взе́мъ по́ясъ Па́вловъ, связа́въ же сво­и́ ру́цѣ и но́зѣ, рече́: та́ко глаго́летъ Ду́хъ Святы́й: му́жа, его́же е́сть по́ясъ се́й, та́ко свя́жутъ [его́] во Иерусали́мѣ Иуде́е и предадя́тъ въ ру́цѣ язы́ковъ.
И я́коже слы́шахомъ сiя́, моля́хомъ мы́ же и намѣ́стнiи {та́мошнiи жи́телiе}, не восходи́ти ему́ во Иерусали́мъ.
Отвѣща́ же Па́велъ и рече́: что́ творите́, пла́чуще и сокруша́юще ми́ се́рдце? А́зъ бо не то́чiю свя́занъ бы́ти [хощу́], но и умре́ти во Иерусали́мѣ гото́въ е́смь за и́мя Го́спода Иису́са.
Не повину́ющуся же ему́, умолча́хомъ, ре́кше: во́ля Госпо́дня да бу́детъ.
По дне́хъ же си́хъ угото́вльшеся взыдо́хомъ во Иерусали́мъ:
прiидо́ша же съ на́ми и нѣ́цыи ученицы́ от­ Кесарі́и, веду́ще съ собо́ю, у него́же бы обита́ти на́мъ, Мна́сона нѣ́ко­его Ки́прянина, дре́вняго ученика́.
Бы́в­шымъ же на́мъ во Иерусали́мѣ, любе́зно прiя́ша на́съ бра́тiя.
На у́трiе же вни́де Па́велъ съ на́ми ко Иа́кову, вси́ же прiидо́ша ста́рцы.
И цѣлова́въ и́хъ, сказа́­ше по еди́ному ко́­еждо, е́же сотвори́ Бо́гъ во язы́цѣхъ служе́нiемъ его́.
Они́ же слы́шав­ше сла́вляху Бо́га и реко́ша ему́: ви́диши ли, бра́те, коли́ко те́мъ е́сть Иуде́й вѣ́ровав­шихъ? И вси́ ревни́телiе зако́ну су́ть:
увѣсти́шася же о тебѣ́, я́ко от­ступле́нiю учи́ши от­ зако́на Моисе́ова живу́щыя во язы́цѣхъ вся́ Иуде́и, глаго́ля не обрѣ́зовати и́мъ ча́дъ сво­и́хъ, ниже́ во обы́чаехъ оте́ческихъ ходи́ти.
Что́ у́бо е́сть? Вся́ко подоба́етъ наро́ду сни́тися: услы́шатъ бо, я́ко при­­ше́лъ еси́.
Сiе́ у́бо сотвори́, е́же ти́ глаго́лемъ: су́ть у на́съ му́жiе четы́ри обѣща́в­ше себе́ Бо́гу:
сiя́ по­и́мъ очи́стися съ ни́ми и иждиви́ на ни́хъ, да остри́жутъ си́ главы́: и разумѣ́ютъ вси́, я́ко воз­вѣще́н­ная и́мъ о тебѣ́ ничто́же су́ть, но пребыва́еши и са́мъ зако́нъ храня́.
А о вѣ́ровав­шихъ язы́цѣхъ мы́ посла́хомъ, суди́в­ше ничто́же таково́е соблюда́ти и́мъ, то́кмо храни́ти себе́ от­ идоложе́ртвен­ныхъ и кро́ве, и уда́вленины и блуда́.
[Зач. 46.] Тогда́ Па́велъ по­е́мь му́жы о́ны, на у́трiе съ ни́ми очи́щься вни́де во святи́лище, воз­вѣща́я исполне́нiе дні́й очище́нiя, до́ндеже при­­несено́ бы́сть за еди́наго ко­его́ждо и́хъ при­­ноше́нiе.
И я́коже хотя́ху се́дмь дні́й сконча́тися, и́же от­ Асі́и Иуде́е, ви́дѣв­ше его́ во святи́лищи, нава́диша ве́сь наро́дъ и воз­ложи́ша на́нь ру́цѣ,
вопiю́ще: му́жiе Изра́илстiи, помози́те: се́й е́сть человѣ́къ, и́же на лю́ди и зако́нъ и на мѣ́сто сiе́ всѣ́хъ всю́ду учи́тъ: еще́ же и Е́ллины введе́ въ це́рковь и оскверни́ свято́е мѣ́сто сiе́.
Бя́ху бо ви́дѣли Трофи́ма Ефе́сянина во гра́дѣ съ ни́мъ, его́же мня́ху, я́ко въ це́рковь вве́лъ е́сть Па́велъ.
Подви́жеся же гра́дъ ве́сь, и бы́сть стече́нiе лю́демъ: и е́мше Па́вла, влеча́ху его́ во́нъ изъ це́ркве, и а́бiе затвори́шася две́ри.
И́щущымъ же и́мъ уби́ти его́, взы́де вѣ́сть къ ты́сящнику спи́ры, я́ко ве́сь воз­мути́ся Иерусали́мъ:
о́нъ же а́бiе по­и́мъ во́ины и со́тники, при­­тече́ на ня́: они́ же ви́дѣв­ше ты́сящника и во́ины, преста́ша би́ти Па́вла.
Присту́пль же ты́сящникъ я́тъ его́ и повелѣ́ связа́ти его́ вери́гома желѣ́знома двѣма́, и вопроша́­ше: кто́ у́бо е́сть и что́ е́сть сотвори́лъ.
Друзі́и же и́но нѣ́что вопiя́ху въ наро́дѣ: не могі́й же разумѣ́ти извѣ́стное молвы́ ра́ди, повелѣ́ от­вести́ его́ въ по́лкъ.
Егда́ же бы́сть на степе́нехъ, при­­лучи́ся воз­дви́жену бы́ти ему́ от­ во́инъ ну́жды ра́ди наро́да,
послѣ́доваше бо мно́же­с­т­во люді́й зову́щихъ: воз­ми́ его́.
Хотя́ же вни́ти въ по́лкъ Па́велъ глаго́ла ты́сящнику: а́ще лѣ́ть ми́ е́сть глаго́лати что́ тебѣ́? О́нъ же рече́: гре́чески умѣ́еши ли?
Не ты́ ли еси́ Еги́птянинъ, пре́жде си́хъ дні́й превѣща́вый и изведы́й въ пусты́ню четы́ри ты́сящы муже́й сикаре́й?
Рече́ же Па́велъ: а́зъ человѣ́къ у́бо е́смь Иуде́анинъ, Та́рсянинъ, сла́внаго гра́да въ Киликі́и жи́тель: молю́ же тя́, повели́ ми глаго́лати къ лю́демъ.
Повелѣ́в­шу же ему́, Па́велъ стоя́ на степе́нехъ помаа́въ руко́ю къ лю́демъ: мно́гу же безмо́лвiю бы́в­шу, воз­гласи́ евре́йскимъ язы́комъ, глаго́ля:
Апостоллар да, Іудеяда тороучы туганнар да жалган деннелярнен Алла сюзен кабыл алганнарын эшеткянняр.
Петръ Іерусалимгя килгяч, киселгянняр анын белян сюзгя килеб,
Äйткянняр: син киселмягян ирляргя кереб, алар белян аш ашаганын, дигянняр.
Петръ аларга былай диб рятляб айтя башлаган:
Мин Іоппія каласында теляк итеб, онотолоб торган чагында кюренеу кюрдем: кюктян дюрт почмагыннан бяйлягян оло аш жаулыгына ошаулы миnа бер нястя килеб тоштö.
Мин кюз салыб аны караштырдым да, анда жирдяге дюрт аяклыларны, кейеклярне, шыуышыб жöрой торган жяннеклярне, ауадагы кошларны да кюрдем.
Мин шунда: эй Петръ, тор да чалыб аша диб äйткян ауаз эшеттем.
Мин айттем: эй Ходай, жук, минем ауызыма шакшы, жя таза тогöл нястялярнен бер чакта да кергяне жук, дидем.
Миnа кюктян ауаз икенче табкыр жауаб бирде: Алла тазартканны, син шакшыга санама, диб.
Бу очкя чаклы булды да, барысы да кабат кюккя кютярелде.
Мына, шул сагаттюк Кесаріядан мшга жибярелгян оч ир кеше мин торган ой жанына килеб туктадылар.
Тын миnа: алар белян бер дя шиклянмейче бар диб айтте; минем белян бу алты туганнар да бардылар без шул кеше öйбня кердек.
Безгя ÿз ойöндя аnар (изге) пяриштя кюренеб äйткян сюзлярне äйтеб бирде: Іоппіяга ир кешеляр жибяр дя Петръ диб аталган Симонны чакырт,
Ул сиnа син дя, бар жортоn да котолорлок сюзляр сойляр, диде.
Мин сойлöй башлагач, элеке безгя иnгян кюк, аларга Святый Тын иnде.
Шул чакта Ходайнын: Іоаннъ сыуда чумылдырды, аммя сез Святый Тын белян чумылдырылырсыз диб äйткян сюзе минем исемя тошто.
Шулай Алла без Ходай Іисусъ Христоска ышаныучыларга биргян кюк, аларга да шундый дяулятне биргяч, Аллага карышы торорга мин кем суn? дигян.
Мыны эшеткяч, алар тынычланганнар да, айса жалган деннеляргя дя Алла терелеккя (итя торган) тяубяне биргян икян диб Алланы даннаганнар.
Ул арада Стефанъ утерелгяч булган кысанныктан таралышкан ышаныучылар Финикіяга, Кипрга, Антіохіяга чаклы китеб, Іудейлярдян башка беряÿгя дя сюзне сойлямейче уткянняр.
Аларнын кайсылары Антіохіяга кереб, Ходай Іисусны айтеб, Еллиннарга сойляÿчеляре, Кипръ кешеляре белян Киринея кешеляре икян.
Ходай кыуаты алар белян икян; кюб кешеляр ышаныб Ходайга кайтканнар.
Алар турысында Іерусалимдяге ышаныучылар жыйынына хабяр эшетелгян дя, алар Варнаваны Антіохіяга жибяргяннар.
Ул килгяч, Алланын дяулятен кюреб, бик сöйбнгян дя, барысын да чын кюnел белян Ходайга биренеб торорга димнягян.
Ул Святый Тынга да, ышаныуга да тулы арыу кеше икян. Байтак калык Ходайга кушылган.
Аннары Варнава Савлны эзляргя Тарска киткян; аны табыб, Антіохіяга алыб киткян.
Алар жыл буйынчы келяу öйöня жыйылышканнар да, байтак калыкны öйряткянняр; ойрянеучеляр Христосныкылар диб иn элеке Антіохія да атала
Шул коннярдя Іерусалимнян Антіохіяга пагамбярляр килгянняр.
Аларнын берсе Агавъ атлысы тороб, Тын билгерткянчя, ботöн дöньядя каты ачлык булыр диб алдан äйткян. Ул ачлык кесарь Клавдій багытында булган.
Шул чакта öйрянеÿчеляр арберсе ÿзенен малыннан Іудеяда тороучы туганнарга булышырга куйганнар.
Жыйылганны Варнава белян Савлъ арткылы башлыкларга жибяреб, бу эшне житкезгян-няр.
Кайсылары, Іудеядан тошöб, туганнарны Моисей жоласы буйынча киселмясягез, котола алмассыз диб ойряткянняр.
Павелъ белян Варнава аларга карышы тороб, кюб жиnешеу булгач, Павелъ белян Варнаваны, алардан бютяннярне дя кайсыларын шушы эш белян Іерусалимгя, Апостоллар, пресвитерлар жанына меняргя куйганнар.
Шуnар кюря аларны ышаныучылар озаткач, алар жалган деннелярнен (Аллага) кайтыуын сойляб, Финикіяны да, Самаріяны да уткянняр дя, бар туганнарга да оло сойöнöч китергянняр.
Алар Іерусалимгя килгяч, ышаныучылар да, апостоллар да, пресвитерлар да аларны кабыл алганнар; аларга Алла ней кылганны, жалган деннеляргя Ул ышаныу ишеген ачканны äйткянняр.
Шул чакта фарисейляр арасыннан ышаныучы-ларнын кайсылары жалган деннеляргя киселеу жоласын кыларга, Моисей законын тотарга бойорорга киряк диб айтеб карышы торганнар.
Апостоллар да, пресвитерлар да бу эшне тикшерергя жыйылышканнар.
Кюб жиnешеÿ булгач, Петръ тороб, аларга äйткян: эй кадерле туганнар! минем ауыздан жалган деннеляр хабяр сюзен эшетсенняр дя, ышансыннар диб Алла иn элеке кöннярдян безнен арада (мине) сайлаганны сез белясез;
Кюnеллярне белеуче Алла, безгя биргян кюк, аларга да Святый Тынны биреб, аларга да таныклык бирде;
Ышаныу арткылы аларнын кюпеллярен тазартыб, безнен белян алар арасында бер дя айырмасын куймады;
Безнен аталарыбыз да, без дя кютяреб жорöй алмаган жокно, ойрянеучеляр муйнына саласы (булыб), ник сез Алланы сыныйсыз ?
Аммя без Ходай Іисусъ Христоснын дяуляте арткылы котолорбыз диб ышанабыз, алар да шунын кюк, дигян.
Шул чакта ботöн жыйын басылышкан, Варнава белян Павелнын Алла алар арткылы жалган деннеляр арасында нейдей билгеляр, кодрятляр кылганны рятляб äйткяннярен тыnнаганнар.
Алар айтеб туктагач, Іаковъ сюз башлаб äйткян: эй кадерле туганнар ! тыnнагыз äле:
Алла ÿз исеменя жалган деннелярдян калык торгозасы булыб, иn элеке аларга кюз салганны Симонъ рятляб айтте.
Мынын белян пагамбярлярнен сюзляре дя бер була, былай жазылган ич:
Суnыннан боролоб, Давиднын ауган чатырын жаnадан торгозормон, анын жимерелгян тöшлярен жападан торгозормон да анны тöзятермен.
Кешелярнен калганнары да, Минем исемем хабяр ителясе бар калыклар да Ходайны эзлясенняр эйе диб, быларны барын да кылыучы Ходай айтя (Амос. 9, 11—12).
Аллага мянгедян бирле Yзенен бар эшляре билгеле.
Шушыnар кюря мин жалган деннелярдян Аллага кайтыучыларны борчомаска киряк диб белямен.
Тик алар сыннарга китергян ашамныктан, уйнашлыктан, быуыб утерелгяннян, каннан тыйылсыннар диб, ÿзляреня кылдырасы килмягянне, кешегя дя кылмасыннар диб аларга (жазыб) жибярергя (киряк диб белямен).
Моисей (законын) ауялеге няселлярдянюк кала сайын суббота коннярдя синагогаларда укыб, аны сойляучеляр бар шул, дигян.
Шул чакта Апостоллар да, пресвитерлар да, бар ышаныучылар да ÿз араларыннан туганнар арасында башлык булыб тороучы ирлярне Варсава диб аталган Іуданы да, Силаны да сайлаб, аларны Павелъ белян, Варнава белян бергя Аніохіяга жибярясе иткяннняр.
Аларга ÿз куллары белян былай диб жазыб жибярясе булганнар: Апостоллар да, пресвитерлар да, туганнар да Антіохіяда, Сиріяда, Киликіяда тороучы жалган деннелярдян (кайткан) туганнарга: сойöнöгöз диб äйтябез.
Бездян киткяннярнен кайсылары, сезгя (киселергя дя,) (Моисей) законын тотарга да тейеш диб, шул сюзляр белян сезне шикляндереб, кюпеллярегезне, сезне болгатканнар диб эшеттек, аммя без аларга мыны кушмаган ыйык.
Шуnар кюря без бер кюnел белян жыйылышыб, кешеляр сайлаб, (аларны) безнен сойöкляребез Варнава белян, Павелъ белян сезгя жибярясе иттек.
Былар ÿз жаннарын Ходайыбыз Іисусъ Христосъ какына биргян кешеляр.
Шулай без Іуда белян Силаны жибярдек, алар сезгя шунук сюз белян аnнатыб бирерляр.
Святый Тын да, без дя сезнен öскя бу кирякледян башка бер гня артык ауырлык та салырга кюпел итмядек.
Сез сын корманыннан, каннан, быуыб утерелгяннян, уйнашлыктан тыйылырга тейеш, ÿзегезгя кылдырасы килмягянне, кешегя дя кылмагыз. Мыннан узегезне сакласагыз, жакшы кыларсыз.
Сау булыгыз диб. Шулай жибярелгян кешеляр Антіохія- га килгянняр дя, кешелярне жыйыб, жазыуны биргянняр.
Былар укыб чыгыб, бу угеткя сойöношкянняр.
Іуда белян Сила, ÿзляре дя пагамбяр булганга кюря, кюб сюз белян туганнарны угетляб ныкландырганнар.
Бер ауык торгач, туганнар аларны тынычлык белян
Алай булса да, Сила анда каласы иткян; Іуда Іерусалимгя кайткан.
Павелъ белян Варнава, бютяннярнен кюбесе дя бергя ойрятеб, Ходай сюзен сойляб, Антіохіяда торганнар.
Бер ауык коннян суіг Павелъ Варнавага äйткян: айдя тагы, без Ходай сюзен сойлягян (бар калаларда тороучы туганнарыбызны барыб) кюрейек, алар ничек торалар икян, дигян.
Варнаванын ÿзе белян Маркъ диб аталган Іоанны аласы килгян.
Аммя Павелъ äйткян: бездян Памфилія да айырылганны, безнен белян без жибярелгян эшкя бармаганны ÿзебез белян алмыйык, дигян.
Шулай итеб рянжешеу булган: шупар кюря алар берсеннян берсе айырылышканнар; Варнава Маркны алыб, сыу белян Кипрга киткян.
Павелъ, узен туганнар Алланын даулятеня табшыргач, Силаны сайлаб алыб киткян.
Ышаныучыларны ныкландырыб, Сиріяны да, Киликіяны да уткян.
Без алар белян айырылышыб, сыу белян киткяч, туры барыб, Косъ каласына, икенче коннö Родосъ атауына, аннан Патарага килдек.
Аннан Финикіяга бара торган кимя табыб, аnар кереб, сыу белян киттек.
Кипръ кюренгяч, аны сулда калдырыб, Сиріяга сыу белян бардык та, Тиръ каласында туктадык: анда кимядян жок бушатасы ыйы шул.
Ойрянеÿчелярне табыб, анда жиде кöн тордок; алар Тын белдерткян буйынча, Павелга Іерусалимгя бармаска äйттеляр.
Бу кöннярне ÿткяргяч, без мыннан чыгыб киттек, безне барысы да катыннары-балалары белян каладан чыккынчы озата бардылар; жар буйында тезлянеб теляк иттек.
Аннары бер-беребез белян бахилляшкяч, без кимягя кердек, алар ойляреня кайтыб киттеляр.
Без Тирдан сыу белян китеб, Птолемаидага килеб туктадык, анда туганнар белян кюрешеб, аларда бер кон тордок.
Иртягесен Павелъ да, анын белян булганнар без дя чыгыб, Кесаріяга килдек; анда изге хабяр сойляуче жиде (діаконнын) берсе Филиппнын öйбня кереб, анда тордок.
Анын пагамбярлек итеуче дюрт кызы бар ыйы.
Без аларда кюб конняр торган арада, Іудеядан бер Агавъ атлы пагамбяр килде.
Безгя килеб, Павелнын эзярен алыб, ÿзенен кулларын, аякларын бяйляб äйтте: Святый Тын былай äйтя: бу эзярнен эясен Іерусалимдя Іудейляр шулай бяйлярляр дя, жалган деннеляр кулына табшырырлар, диде.
Мыны эшеткяч, без дя андагылар да Павелга: Іерусалимгя барма диб утендек.
Павелъ жауаб биреб äйтте: сез ней эшлейсез, жылаб ник минем жорягемне кайгыртасыз? Мин бяйлянеÿ гня тöгöл, Ходай Іисусъ исеме какына Іерусалимдя уляргя дя азер шул, диде.
Аны димняб кюндеря алмагач, без Ходай ирке булсын диб айтеб, дяшмядек.
Бу кöннярдян суҥ без äзерлянеб Іерусалимгя киттек;
Кесаріядан да öйрянеучелярнен кайсылары без кереб торорга мöҥким булырлык бер кюбтянге öйрянеÿче Кипръ кешесе Мнасонга безнен белян бергя безне алыб бардылар.
Без Іерусалимгя килгяч, туганнар безне сöйöнöч белян кабыл алдыр.
Икенче коннö Павелъ безнен белян Іаковка керде; пресвитерлар да барысы да килделяр.
Алар белян кюрешеб, Павелъ жалган деннелярдя анын кызмяте арткылы Алла ней кылганны ар-кайсын берян-берян рятляб айтте.
Алар тыnнаб алыб, Алланы даннадылар да, аҥар äйттеляр; эй туган, Іудейлярнен ышанганнары ней хадяр меn икянне кюрясен; алар барысы да законга биренгян кешеляр.
Алар синеn турыҥда жалган деннеляр арасында тороучы бар Іудейлярне, алар (ÿз) балаларын кисмясенняр, жолаларынча кылынмасыннар диб айтеб, син Моисейдян бизяргя öйрятясеҥ диб эшеткя лягянняр.
Алай булгач, ней эшляргя киряк суn? син килгянне эшетеб, калык жыйылмый калмас.
Без сиnа айтя торганны кыл äле: бездя ÿз öсляреня адарыныу алган дюрт кеше бар.
Аларны алыб, алар белян тазарын да, алар чячлярен кистерсенняр, алар очöн (китерясе корманнын) чыгышын ÿз öстöҥя ал; шуннан синеҥ турыҥда эшеткянняренен дорöс тöгöл икянен, аммя синеҥ законны саклаб тороуыnны барысы да белерляр.
Ышанган жалган деннеляр турысында без: алар шундый эшлярне бер дя кылмасыннар диб, тик сын корманыннан, каннан, быуыб утерелгяннян, уйнашлыктан узлярен сакласыннар диб куйыб жаздык, дигянняр.
Шул чакта Павелъ теге кешелярне алыб, алар белян тазарынышыб, икенче коннб келяу бйбня кергян дя анда тазарыныу кбнняренен кайчан бетеуе турысында хабяр иткян, ул конно ар-берсе öчöн корман китерергя тейеш икян.
Жиде кöн тулыб житясе чакта, Асія Іудейляре, аны келяу öйöндя кюреб, бар калыкны болгатканнар да, аны куллары белян тотоб алыб,
Кычкырышканнар: „эй Израиль кешеляре, булышыгыз! бу кеше калыкка да, законга да, бу урынга да карышы барысын да ар-бер жирдя бйрятя; ул гна тöгöл тагы Еллиннарны да келяÿ öйöня алыб кереб, бу арыу урынны шакшыландырган, дигянняр.
Мыннан элгяре алар анын белян калада Ефесъ кешесе Трофимны кюргянняр икян, аны Павелъ келяу öйöня алыб кергяндер диб уйлаганнар икян.
Ботöн кала кузгалган, калык жыйылышкан; Павелны тотоб алыб, аны келяу öйöннян тышка öстряб чыгарганнар да, шундук ишеклярне биклягянняр.
Алар аны утерергя келягяч, бöтöн Іерусалимъ болганды диб полкнын меҥ кеше башлыгына хабяр житкян.
Ул шул сяттюк салдатларны да, жоз кеше башлыкларын да алыб, аларга таба ашыгыб килгян; алар меҥ кеше башлыгын да, салдатларны да кюреб, Павелны кыйнаудан туктаганнар.
Шул чакта меn кеше башлыгы жакыннашыб, Павелны тотоб алган да, ике чылбыр белян быгауларга кушыб, сораган: кем ул, ней кылды? дигян.
Калык арасында кайсылары бер торлö, икенчеляре икенче тöрлö кычкырышыб торганнар; болганыу буйынча, ул айырмачыгын беля алмагач, крmпостькя алыб барырга кушкан.
Павелъ баскычта чагында, калык кыскан буйынча, салдатларга аны кютяреб барырга туры килгян.
Бик кюб калык ул ÿтерелсен диб кычкырышыб барырга туры килгян.
Крmпостькя кергян чакта, Павелъ меҥ кеше башлыгына äйткян: мин сиҥа бер нястя äйтергя жарый мы? дигян. Теге äйткян: син грекчя белясеҥ меней?
Бу коннярдян элекеряк (калыкны) болгатыб, буш кырга дюрт меіг талаучы кешелярне алыб чыгыучы Египетъ кешесе син ме äлля? дигян.
Павелъ äйткян: мин Іудей, Киликіянын билгеле каласы Тарсъ кешесе; сиҥа инялямен, калыкка сöйляргя миҥа роксят итче, дигян.
Ул роксят иткяч, Павелъ баскычта тороб, калыкка кулы белян билге биргян; тыб тыныч булыб киткяч, Еврей теленчя былай диб айтя башлаган:
Толкования стиха Скопировать ссылку Скопировать текст Добавить в избранное
Библ. энциклопедия Библейский словарь Словарь библ. образов Практическая симфония
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible