Ве́тхий Заве́т:
Быт.
Исх.
Лев.
Чис.
Втор.
Нав.
Суд.
Руф.
1Цар.
2Цар.
3Цар.
4Цар.
1Пар.
2Пар.
1Ездр.
Неем.
2Ездр.
Тов.
Иудиф.
Есф.
Иов.
Пс.
Притч.
Еккл.
Песн.
Прем.
Сир.
Ис.
Иер.
Плч.
ПослИер.
Вар.
Иез.
Дан.
Ос.
Иоил.
Ам.
Авд.
Ион.
Мих.
Наум.
Авв.
Соф.
Аг.
Зах.
Мал.
1Макк.
2Макк.
3Макк.
3Ездр.
Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Скрыть
18:1
18:4
18:5
см.:Деян.17:14;
18:7
18:11
18:12
18:13
18:14
18:15
см.:Деян.23:29;
18:16
18:19
18:20
18:22
18:23
18:26
18:27
18:28
Глава 19
19:1
см.:Деян.18:21;
19:3
19:5
19:7
19:8
19:9
19:12
19:13
19:14
19:15
см.:Мк.1:24:34;
19:16
19:17
19:19
19:22
19:23
19:24
19:25
19:27
19:28
19:30
19:31
19:32
19:34
19:35
19:36
19:37
19:38
19:39
19:40
1 Служение Павла в Коринфе полтора года; Крисп. 12 Проконсул Галлион прогнал иудеев с жалобой на Павла. 18 Возвращение Павла в Сирию; оттуда в Галатию и Фригию. 24 Аполлос в Ефесе.
[Зач. 40В.] После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;
и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним;
и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.
Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.
Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.
И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги.
Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились.
Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай,
ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.
И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию.
Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище,
говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.
Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас,
но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом.
И прогнал их от судилища.
А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том.
Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету.
Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями.
Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился,
а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе.)
[Зач. 41.] Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
1 Павел находит в Ефесе учеников, незнакомых с Духом Святым; научает их и крестит. 13 Нападение бесноватого на иудейских заклинателей; сожжение ценных чародейских книг. 21 Планы Павла относительно дальнейших посещений. 23 Мятеж ефесян под руководством серебряника Димитрия.
[Зач. 42.] Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.
Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
Всех их было человек около двенадцати.
Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна.
Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.
Бог же творил немало чудес руками Павла,
так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.
Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои.
А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм.
С такою силою возрастало и возмогало слово Господне.
Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим.
И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии.
В то время произошел немалый мятеж против пути Господня,
ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль,
собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше;
между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.
Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!
И весь город наполнился смятением. Схватив Македонян Гаия и Аристарха, спутников Павловых, они единодушно устремились на зрелище.
Когда же Павел хотел войти в народ, ученики не допустили его.
Также и некоторые из Асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище.
Между тем одни кричали одно, а другие другое, ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем собрались.
По предложению Иудеев, из народа вызван был Александр. Дав знак рукою, Александр хотел говорить к народу.
Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!
Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды и Диопета?
Если же в этом нет спора, то надобно вам быть спокойными и не поступать опрометчиво.
А вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили.
Если же Димитрий и другие с ним художники имеют жалобу на кого-нибудь, то есть судебные собрания и есть проконсулы: пусть жалуются друг на друга.
А если вы ищете чего-нибудь другого, то это будет решено в законном собрании.
Ибо мы находимся в опасности – за происшедшее ныне быть обвиненными в возмущении, так как нет никакой причины, которою мы могли бы оправдать такое сборище. Сказав это, он распустил собрание.
[Зач. 40В.] По си́хъ же отлучи́вся Па́велъ от Аѳи́нъ, прiи́де въ Кори́нѳъ:
и обрѣ́тъ нѣ́коего Иуде́анина и́менемъ Аки́лу, По́нтянина ро́домъ, но́во прише́дша от Италі́и, и Приски́ллу жену́ его́: зане́ повелѣ́лъ бя́ше Клавді́й отлучи́тися всѣ́мъ Иуде́емъ от Ри́ма: прiи́де къ ни́мъ,
и зане́ единохудо́жникомъ бы́ти и́мъ, пребы́сть у ни́хъ и дѣ́лаше: бя́ху бо скинотво́рцы хи́тростiю.
Стяза́шеся же на со́нмищахъ по вся́ суббо́ты и препира́ше Иуде́и и Е́ллины.
И егда́ снидо́ста от Македо́нiи Си́ла же и Тимоѳе́й, тужа́ше ду́хомъ Па́велъ, свидѣ́телствуя Иуде́омъ Иису́са бы́ти Христа́.
Проти́вящымся же и́мъ и ху́лящымъ, отря́съ ри́зы своя́, рече́ къ ни́мъ: кро́вь ва́ша на глава́хъ ва́шихъ: чи́стъ а́зъ, отны́нѣ во язы́ки иду́.
И преше́дъ отту́ду, прiи́де въ до́мъ нѣ́коего и́менемъ Иу́ста, чту́ща Бо́га, ему́же хра́мина бѣ́ вскра́й со́нмища.
Кри́спъ же нача́лникъ собо́ра вѣ́рова Го́сподеви со всѣ́мъ до́момъ свои́мъ, и мно́зи от Кори́нѳянъ слы́шавше вѣ́роваху и креща́хуся.
Рече́ же Госпо́дь въ видѣ́нiи нощнѣ́мъ Па́влу: не бо́йся, но глаго́ли и да не умо́лкнеши,
зане́ А́зъ е́смь съ тобо́ю, и никто́же приложи́тъ озло́бити тя́: зане́ лю́дiе су́ть Ми́ мно́зи во гра́дѣ се́мъ.
Пребы́сть же та́мо лѣ́то и ме́сяцъ ше́сть, учя́ въ ни́хъ сло́ву Бо́жiю.
Галлiо́ну же анѳипа́ту су́щу во Аха́iи, нападо́ша единоду́шно Иуде́е на Па́вла и приведо́ша его́ на суди́лище,
глаго́люще, я́ко проти́ву зако́ну се́й увѣщава́етъ человѣ́ки чти́ти Бо́га.
Хотя́щу же Па́влу отве́рсти уста́, рече́ Галлiо́нъ ко Иуде́емъ: а́ще у́бо непра́вда была́ бы ка́я или́ дѣ́ло зло́е, о, Иуде́е, по сло́ву послу́шалъ бы́хъ ва́съ:
а́ще ли же стяза́нiя су́ть о словеси́ и о и́менѣхъ и о зако́нѣ ва́шемъ, вѣ́дите са́ми: судiя́ бо а́зъ си́мъ не хощу́ бы́ти.
И изгна́ и́хъ от суди́лища.
Е́мше же вси́ Е́ллини Сосѳе́на нача́лника собо́ра, бiя́ху предъ суди́лищемъ: и ни еди́но о си́хъ Галлiо́ну радѣ́нiе бы́сть.
Па́велъ же, еще́ пребы́въ дни́ дово́лны и цѣлова́въ бра́тiю, отплы́ въ Сирі́ю, и съ ни́мъ Аки́ла и Приски́лла, остри́гъ главу́ въ Кегхре́ихъ: обре́кся бо бѣ́.
Приста́ же во Ефе́сѣ и тѣ́хъ оста́ви та́мо, са́мъ же вше́дъ въ со́нмище, стяза́шеся со Иуде́и.
Моля́щымъ же и́мъ его́ на мно́го вре́мя пребы́ти у ни́хъ, не изво́ли,
но отрече́ся и́мъ, глаго́ля, я́ко подоба́етъ ми́ вся́ко пра́здникъ гряду́щiй сотвори́ти во Иерусали́мѣ: па́ки же возвращу́ся къ ва́мъ, Бо́гу хотя́щу. И отвезе́ся от Ефе́са: Аки́ла же и Приски́лла оста́ста во Ефе́сѣ.
[Зач. 41.] И соше́дъ въ Кесарі́ю, возше́дъ и цѣлова́въ це́рковь, сни́де во Антiохі́ю,
и сотво́рь вре́мя нѣ́кое, изы́де, проходя́ поря́ду Галаті́йскую страну́ и Фригі́ю, утвержда́я вся́ ученики́.
Иуде́анинъ же нѣ́кто, Аполло́съ и́менемъ, Алекса́ндрянинъ ро́домъ, му́жъ слове́сенъ, прiи́де во Ефе́съ, си́ленъ сы́й въ кни́гахъ.
Се́й бѣ́ оглаше́нъ пути́ Госпо́дню, и горя́ ду́хомъ, глаго́лаше и уча́ше извѣ́стно я́же о Го́сподѣ, вѣ́дый то́кмо креще́нiе Иоа́нново.
Се́й же нача́тъ дерза́ти на со́нмищихъ. Слы́шавша же его́ Аки́ла и Приски́лла, прiя́ста его́ и извѣ́стнѣе тому́ сказа́ста пу́ть Госпо́день.
Хотя́щу же ему́ преити́ во Аха́iю, предпосла́вше бра́тiя написа́ша ученико́мъ прiя́ти его́: и́же прише́дъ та́мо посо́бствова мно́го вѣ́ровавшымъ благода́тiю:
тве́рдо бо Иуде́и не престая́ облича́ше предъ людьми́, сказу́я Писа́ньми, Иису́са бы́ти Христа́.
[Зач. 42.] Бы́сть же внегда́ бы́ти Аполло́су въ Кори́нѳѣ, Па́велъ, проше́дъ вы́шнiя страны́, прiи́де во Ефе́съ, и обрѣ́тъ нѣ́кiя ученики́,
рече́ къ ни́мъ: а́ще у́бо Ду́хъ Свя́тъ прiя́ли есте́ вѣ́ровавше? Они́ же рѣ́ша къ нему́: но ниже́ а́ще Ду́хъ Святы́й е́сть, слы́шахомъ.
Рече́ же къ ни́мъ: во что́ у́бо крести́стеся? Они́ же реко́ша: во Иоа́нново креще́нiе.
Рече́ же Па́велъ: Иоа́ннъ у́бо крести́ креще́нiемъ покая́нiя, лю́демъ глаго́ля, да во Гряду́щаго по не́мъ вѣ́руютъ, си́рѣчь во Христа́ Иису́са.
Слы́шавше же крести́шася во и́мя Го́спода Иису́са,
и возло́жшу Па́влу на ня́ ру́цѣ, прiи́де Ду́хъ Святы́й на ня́, глаго́лаху же язы́ки и проро́чествоваху.
Бя́ше же всѣ́хъ муже́й я́ко двана́десять.
Вше́дъ же въ со́нмище, дерза́ше, не обину́яся три́ ме́сяцы бесѣ́дуя и увѣря́я, я́же о Ца́рствiи Бо́жiи.
И егда́ нѣ́цыи ожесточа́хуся и пря́хуся, злосло́вяще пу́ть Госпо́день предъ наро́домъ, отсту́пль от ни́хъ отлучи́ ученики́, по вся́ дни́ стяза́яся во учи́лищи мучи́теля {власти́теля} нѣ́коего.
Сiе́ же бы́сть два́ лѣ́та, я́ко всѣ́мъ живу́щымъ во Асі́и слы́шати сло́во Го́спода Иису́са, Жидо́мъ же и Е́ллиномъ.
Си́лы же не про́сты творя́ше Бо́гъ рука́ма Па́вловыма,
я́ко и на неду́жныя наноси́ти от [по́та] тѣ́ла его́ главотя́жы и убру́сцы, и исцѣли́тися и́мъ от неду́гъ, и духо́мъ лука́вымъ исходи́ти от ни́хъ.
Нача́ша же нѣ́цыи от скита́ющихся Иуде́й заклина́телей именова́ти надъ иму́щими ду́хи лука́выя и́мя Го́спода Иису́са, глаго́люще: заклина́емъ вы́ Иису́сомъ, Его́же Па́велъ проповѣ́дуетъ.
Бя́ху же нѣ́цыи сы́нове Ске́вы Иуде́анина архiере́а се́дмь, и́же сiе́ творя́ху.
Отвѣща́въ же ду́хъ лука́вый рече́: Иису́са зна́ю и Па́вла свѣ́мъ, вы́ же кто́ есте́?
И скачя́ на ни́хъ человѣ́къ, въ не́мже бѣ́ ду́хъ лука́вый, и одолѣ́въ и́мъ, укрѣпи́ся на ни́хъ, я́коже наги́мъ и ура́ненымъ избѣжа́ти от хра́ма о́наго.
Сiе́ же бы́сть разу́мно всѣ́мъ живу́щымъ во Ефе́сѣ Иуде́емъ же и Е́ллиномъ, и нападе́ стра́хъ на всѣ́хъ и́хъ, и велича́шеся и́мя Го́спода Иису́са:
мно́зи же от вѣ́ровавшихъ прихожда́ху, исповѣ́дающе и сказу́юще дѣла́ своя́:
дово́лни же от сотво́ршихъ чародѣя́нiя, собра́вше кни́ги своя́, сожига́ху предъ всѣ́ми: и сложи́ша цѣ́ны и́хъ и обрѣто́ша сребра́ пя́ть те́мъ.
Си́це крѣ́пко сло́во Госпо́дне растя́ше и крѣпля́шеся.
И я́коже сконча́шася сiя́, положи́ Па́велъ въ ду́сѣ, проше́дъ Македо́нiю и Аха́iю, ити́ во Иерусали́мъ, ре́къ, я́ко бы́вшу ми́ та́мо, подоба́етъ ми́ и Ри́мъ ви́дѣти.
Посла́въ же въ Македо́нiю два́ от служа́щихъ ему́, Тимоѳе́а и Ера́ста, са́мъ же пребы́сть вре́мя во Асі́и.
Бы́сть же во вре́мя о́но молва́ не ма́ла о пути́ Госпо́дни:
Дими́трiй бо нѣ́кто и́менемъ, среброкова́чь, творя́й хра́мы сре́бряны Артеми́дѣ, подая́ше хитреце́мъ дѣ́ланiе {стяжа́нiе} не ма́ло,
и́хже собра́въ и и́ны сицевы́хъ веще́й дѣ́латели, рече́: му́жiе, вѣ́сте, я́ко от сего́ дѣ́ланiя дово́лство житiю́ на́шему е́сть:
и ви́дите и слы́шите, я́ко не то́кмо Ефе́съ, но ма́ло не всю́ Асі́ю Па́велъ се́й препрѣ́въ, обрати́ мно́гъ наро́дъ, глаго́ля, я́ко не су́ть бо́зи, и́же рука́ми человѣ́ческими быва́ютъ:
не то́кмо же сiя́ бѣду́ прiе́млетъ на́ша ча́сть, е́же бы во обличе́нiе не прiити́, но дабы́ и вели́кiя боги́ни Артеми́ды хра́мъ ни во что́же не вмѣни́лся, и́мать же разори́тися и вели́чество ея́, ю́же вся́ Асі́а и вселе́нная почита́етъ.
Слы́шавше же и бы́вше испо́лнени я́рости, вопiя́ху глаго́люще: вели́ка Артеми́да Ефе́сская.
И испо́лнися гра́дъ ве́сь мяте́жа: устреми́шася же единоду́шно на позо́рище, восхи́щше Га́iа и Ариста́рха Македо́няны, дру́ги {сопу́тники} Па́вловы.
Па́влу же хотя́щу вни́ти въ наро́дъ, не оставля́ху его́ ученицы́:
нѣ́цыи же от Асі́йскихъ нача́лникъ, су́ще ему́ дру́зи, посла́вше къ нему́, моля́ху не вда́ти себе́ въ позо́ръ.
Друзі́и же у́бо и́но нѣ́что вопiя́ху: бѣ́ бо собра́нiе смуще́но, и мно́жайшiи от ни́хъ не вѣ́дяху, чесо́ ра́ди собра́шася.
От наро́да же избра́ша Алекса́ндра, изве́дшымъ его́ Иуде́емъ. Алекса́ндръ же, помаа́въ руко́ю, хотя́ше отвѣща́ти наро́ду.
Разумѣ́вше же, я́ко Иуде́анинъ е́сть, гла́съ бы́сть еди́нъ от всѣ́хъ, я́ко на два́ часа́ вопiю́щихъ: вели́ка Артеми́да Ефе́сская.
Ути́шивъ же кни́жникъ наро́дъ, рече́: му́жiе Ефе́сстiи, кто́ бо е́сть человѣ́къ, и́же не вѣ́сть, я́ко Ефе́сскiй гра́дъ служи́тель е́сть вели́кiя боги́ни Артеми́ды и Дiопе́та?
Безъ вся́каго у́бо прекосло́вiя си́мъ си́це су́щымъ, потре́бно е́сть ва́мъ безмо́лвнымъ бы́ти и ничто́же безчи́нно твори́ти:
приведо́сте бо муже́й си́хъ, ни хра́мъ [Артеми́динъ] окра́дшихъ, ниже́ боги́ню ва́шу ху́лящихъ:
а́ще у́бо Дими́трiй и и́же съ ни́мъ худо́жницы и́мутъ къ кому́ сло́во, суды́ су́ть и анѳипа́ти су́ть: да пое́млютъ дру́гъ на дру́га:
а́ще ли же что́ о ины́хъ и́щете, въ зако́ннѣмъ собра́нiи разрѣши́тся:
и́бо бѣ́дствуемъ порица́еми бы́ти о крамолѣ́ дне́шней, ни еди́нѣй винѣ́ су́щей, о не́йже возмо́жемъ возда́ти сло́во стремле́нiя сего́. И сiя́ ре́къ распусти́ собра́вшiйся наро́дъ.
Татарский
Языки
- Добавить язык
- Церковнослав. (рус)
- Церковнослав. (цс)
- Рус. (Синодальный)
- Рус. (Синод. с ударе́-ми)
- Рус. (еп. Кассиан)
- Рус. (К.П. Победоносцев)
- Arab (JAB)
- Arab (AVD)
- Azerbaijani
- Armenian
- Belarusian
- Bulgarian
- Chinese (simpl.)
- Croatian (S&D)
- English (NKJV)
- English (NRSV)
- English (KJV)
- Estonian
- Finnish (1992)
- French (LSG)
- Georgian (ancient)
- Georgian
- German (MLU, 1912)
- German (GNB)
- Greek (Koine)
- Greek (TGV)
- Greek (NA, 28)
- Hebrew NT by Delitzsch
- Italian (CEI 1974)
- Italian
- Kyrgyz
- Latin (Nova Vulgata)
- Latvian
- Romanian
- Polish
- Portuguese
- Serbian (synod.)
- Serbian
- Spanish (RVR 1995)
- Swedish (Folkbibeln)
- Tajik
- Tatar
- Ukrainian (Homenko)
- Ukrainian (Ogienko)
- Uzbek
Мыннан суn Павелъ Афиныдан китеб, Коринфка килгян.
Клавдій падша бар Іудейляргя Римнян китяргя кушканныктан, мында Италіядан кюбтян тогол гня бер Понтъ кешесе, Акила атлы Іудей, анын катыны Прискилла килгянняр икян; быларны табыб, Павелъ аларга килеб кергян.
Yняре (аларныкы белян) бер торлö булганга кюря, аларда калыб, эшляб торган; аларнын унярляре чатыр жасау булган.
Суббота сайын синагогада сойляб, Іудейлярне дя, Еллиннарны да ойряткян.
Сила белян Тимофей Македоніядан килгяч, іудейляргя Іисусны Христосъ диб таныкларга Павелнын тыны аны бик кыстаган.
Алар карышылык итеб усал сюзляр айткяч, ул ÿз кейемнярен селкеб, аларга äйткян: уз каныгыз уз башыгызга; мин таза, мыннан былай жалган деннеляргя барам, дигян.
Аннан китеб, Алланы саннаучы бер Іустъ атлы кешенен öйбня килгян; анын ойö синагога жанында икян.
Синагога башлыгы Криспъ ÿзенен бар жорто белян Ходайга ышанган; Коринфъ кешеляренен дя кюбесе тыҥнаб ышаныб, чумылганнар.
Ходай тоння Павелга кюренеб äйткян: курыкма, сойля, туктама:
Мин синеҥ беляҥ, шунныктан сиnа беряÿ дя усаллык кылмас; бу калада Минем кешелярем кюб, дигян.
Алар арасында Алла сюзен сойляб, ул бер жыл да алты ай торган.
Шул арада Ахаія жирендя башлык булыб Еалліонъ торган чакта, Іудейляр бер киnяштя булыб, Павелга жабышканнар да, аны хокöм урны алдына китергянняр.
Ул Алланы законда кушмаганча кадерляргя кешелярне öйрятя диб äйткянняр.
Павелъ (жауабка) ауызын ачарга торган чакта, Галліонъ Іудейляргя äйткян: эй Іудейляр! äгяр бер-бер торлö дöрöссöзлöк, жя усал уй булса, мин сезне тыnнарга сябяб табар ыйым.
Аммя жиnешеÿ, öйрятеÿ турысында, исемняр турысында, законыгыз турысында булгач, узегез тикшерегез: быларга минем хокомче буласым килмей, дигян.
Аннары хоком урны жаныннан аларны кыуыб жибяргян.
Еллиннар барысы да синагога башлыгы Сосфенны тотоб, хокöм урны алдында кыйнаганнар; Галліонъ бу турыда бер дя кайгырмаган.
Павелъ тагы байтак кон торгач, туганнар белян бахилляшеб, адарынган буйынча, Кенхрейдя чячен кистереб, Сиріяга кимя белян киткян, анын белян Акила да, Прискилла да киткянняр.
Ефеска килеб житкяч, ул аларны анда калдырган; узе синагогага кереб, Іудейляр белян сöйляшеб утырган.
Алар андр ÿзлярендя озагырак торорга утенгянняр, тик ул кюнмягян.
Алар белян бахилляшеб, аларга äйткян: миnа килясе бяйрямне ничек булса да, Іерусалимдя ÿткярергя тейеш; Алла бойорса, сезгя тагы кайтырмын, дигян дя Ефестан киткян; Акила белян Прискилла Ефеста калганнар.
Кесаріяга кереб чыккач, ул (Іерусалимгя) менеб, ышаныучылар жыйыны белян кюрешеб, Антіохіяга тöшкян.
Анда бер ауык багыт уткяргяч, аннан чыгыб, бар öйрянеÿчелярне ныкландырыб, Еалатія жагын да, Фригіяны да рятляб ÿтеб жöргян.
Александріяда тыуган бер Аполлосъ атлы, сюзгя оста, жазыуны жакшы белеÿче Іудей Ефеска килгян.
Ул Ходай жулына öндялгян икян, шуігар кюря ул Іоаннъ чумылдырыуын гна белся дя, Ходай турысында эч кюnеленнян кызыб айырмачык öйрятеб сöйлягян.
Ул синагогада кыйыуланыб сойлöй башлаган. Аны эшетеб, Акила белян Прискилла аны кабыл алганнар да, аігар Ходай жулын бигеряк айырмачык белдергянняр.
Ул Ахаіяга бармакчы булгач, туганнар (андагы) öйрянеучеляргя аны кабыл алырга димняб, жазыу жибяргянняр; ул (анда) килеб, ышаныучыларга дяулят арткылы кюб булышкан.
Изге жазыудан Іисуснын Христосъ икянен кюрсятеб, бар калык алдында Іудейлярне сюзе белян жиігеб торган.
Аполлосъ Коринфта торган чакта, Павелъ жугарыгы жакларны ÿтеб, Ефеска килгян; анда кайсы öйрянеÿчелярне очратыб,
Аларга äйткян: ышаныб, Святый Тынны алдыгыз мы? дигян. Алар аҥар äйткянняр: без Святый Тын бар диб эшеткянебез дя жук, дигянняр.
Ул аларга äйткян: сез суn ничек чумылдыгыз? дигян. Алар äйткянняр. Іоаннъ чумылдырыуы белян, дигянняр.
Павелъ äйткян: Іоаннъ кешеляргя: минем артымнан Килеучегя, Христосъ Іисуска ышансыннар диб äйтеб, тяÿбягя китереÿ чумылдырыуы белян чумылдырган, дигян.
Мыны эшетеб, алар Ходай Іисусъ исеменя чумылганнар.
Аннары, Павелъ аларнын осляреня кулларын салгач, аларга Святый Тын ингян; алар тöрлö телляр белян сöйляшеб, пагамбярлек итя башлаганнар.
Ней бары алар ун ике кешеляб булганнар.
Павелъ анда синагогага жорöб, Алла падшалыгы турысында курыкмыйчы öйрятеб, ышанырлык итеб, öч ай сойлягян.
Кайсылары, кюnелляре катыланыб, калык алдында Ходай жулын жаманнаб ышанмаганга кюря, алардан китеб, ойрянеучелярне айырыб алыб, кон сайын бер Тиранъ исемне кешенен ойрятя торган öйöндя сöйлягян.
Бу (сойляÿе) ике жылга жакын булган; шуnар кюря бöтöн Асіяда тороучылар, Іудейляр дя, Еллинар да Ходай Іисусъ турысында сöйляÿне эшеткянняр.
Павелнын кулы арткылы Алла байтак кодрятляр кылган.
Шуnар кюря чирлеляргя анын тяненнян жаулыклар, бил баулары салганнар, салгач аларнын чирляре беткян, жаман тыннар да алардан чыкканнар.
Іудейлярнен женнярне кыуыб чыгарган булыб жöрöÿчеляренен дя кайсылары усал тыннары бар кешеляргя: Павелъ сöйлöй торган Іисусъ исеме белян сезгя чыгарга айтябез диб, Ходай Іисусъ исемен äйтя башлаганнар.
Мыны Іудейлярнен бер Скева исемне баш священникляренен жиде улы кылганнар.
Тик жаман тын жауаб биреб äйткян: Іисусны белямен, Павелъ да миnа билгеле, сез кем суҥ? дигян.
Жаман тыны бар кеше аларга атылыб жабышыб, аларны жиnеб, аларга карышы шул хатле кöчяйгян: алар жалангач кöйö, жараланыб, шул öйдян жöгöрöб чыкканнар.
Бу бар Ефеста тороучы Іудейляргя дя, Еллиннарга да билгеле булган, аларнын барысына да куркыныч тошкян, Ходай Іисуснын исеме бик ололанган.
Ышаныучыларнын кюбесе килеб, уз эшлярен äйтеб жяулягянняр.
Сихырчелек итеучелярнен байтагысы княгялярен жыйыб, барысы алдында жандырыб бетергянняр дя, аларнын бяялярен исяблягянняр, ней бары илле меn кöмöшлек булган.
Ходайнын сюзе шул хадяр кыуатланыб арта килгян.
Бу (эшляр) булгач, кюnеленнян Македоніяны да, Ахаіяны да утеб, Іерусалимгя барасы булыб äйткян: анда азеряк торгач, минд Римне дя кюрергя тейеш, дигян.
Аннары аnар булышыучыларнын икесен, Тимофей белян Ерастны Македоніяга жибяреб, узе бер ауык багытка Асіяда калган.
Шул багытта Ходай жулына карышы байтак болганышыу булган.
Бер Димитрій атлы комбшче Артемиданын келяу öйö шикелле кöмöш нястяляр жасаб, осталарга байтак табыш китереб тора икян.
Ул аларны да, шунын ише бютян унярчелярне дя жыйыб äйткян: эй дуслар! безнен житеш тороуыбыз шушы унярдян икянне, сез белясез.
Äммя бу Павелъ кеше кулы белян жасала торган сыннар аллалар тöгöл диб äйтеб, Ефеста гна тöгöл, бöтöн Асіяда диб äйтерлек, байтак калыкны ышандырыб, узеня ауыштырганны сез кюрясез дя эшетясез дя.
Былай булса безнен ÿняребез курга калыу гна тöгöл, оло алла Артемиданын келяÿ öйö дя бер нястягя саналмаслык булыб калыр; алай гна тöгöл, бöтöн Асія, дöнья кадерлей торган аллабызнын ололого жукка чыгар, дигян.
Мыны эшеткяч, алар жарсыб, Ефеснын Артемидасы оло диб кычкырыша башлаганнар.
Болганган калык белян ботöн кала тулган; Павелнын жулдашларын, Македонія кешелярен, Е аій белян Аристархны тотоб алыб, алар калык жыйыла торган урынга бергяляшеб кабаланыб
киткянняр.
киткянняр.
Павелъ калык арасына керергя келягяч, ойрянеÿчеляре аны кертмягянняр.
Тагы шулай Асіядагы башлыкларнын да кайсылары анын дуслары, аnар: калык жыйыла торган урынга барыб кюренмясен диб инялеб äйтергя жибяргянняр.
Ул арада кайсылары бер тöрлö, икенчеляре икенче тöрлö кычкырышканнар, жыйыннын ряте булмаган; кюбесе ней öчöн жыйылганнарын да белмягянняр.
Іудейляр кюрсятеуе буйынча, калык арасыннан Александрны чакырыб чыгарганнар; Александръ кулы белян билге биреб, калык белян сöйляшясе булган.
Ул Іудей икянне белгяч, Ефеснын Артемидасы оло диб барысы бер ауаз белян ике сагатляб кычкырыб торганнар,
Рятне караб тороучы тюря калыкны тыйыб äйткян: эй Ефесъ кешеляре! Ефесъ каласы оло алла Артемида белян Діопетка табынганны кем белмей?
Алай булгач, мыны бар да шулай диб белгяч, сезгя тынычланырга тейеш, бер дя акылсыз кылынырга тейеш тогöл.
Аммя сез (Артемиданын) келяу öйöн дя таламаган, сезнен аллагызны да курламаган бу кешелярне тотоб китергянегез.
Äгяр дя Димитрійнен дя, анын белян бютян осталарнын да беряÿ-беряÿ öстöннян жалыулары булса мыҥар хокöм урыннары да, тюряляр дя бар: бер-берсе öстöннян шунда жалыуы бирсенняр.
Äгяр дя сез бютян бер-бер нястя эзлясягез, ул эшкя законъ жыйынында хоком ителер.
Бу жыйылыуыгызны дорöсляргя бер сябяб тя булмаганга кюря, без бöгöнгö /жыйын/ аркасында болганыу очöн айыбланырлык булыб хатяр халдя торабыз, дигян. Мыны айтеб, ул жыйынны тараткан.