и се́рдце мое́ вда́хъ, е́же вѣ́дѣти прему́дрость и ра́зумъ: и се́рдце мое́ ви́дѣ мно́гая, прему́дрость и ра́зумъ, при́тчи и хи́трость: уразумѣ́хъ а́зъ, я́ко и сiе́ е́сть произволе́нiе ду́ха:
я́ко во мно́жествѣ му́дрости мно́жество ра́зума, и приложи́вый ра́зумъ приложи́тъ болѣ́знь.
Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё – суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа;
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Иерусалимдеги падыша Дљљттєн уулу, Насаатчынын сљздљрє.
Адамга љзєнєн кєн астында мээнеттенген эмгегинен эмне пайда?
Бир муун љтљт, бир муун келет, жер болсо кылымдан кылымга тура берет.
Кєн чыгат, кєн кайра батат, ал љзєнєн ордуна, чыккан жерине шашат.
Шамал тєштєккљ согот, андан тєндєккљ љтљт, ал љз жолу менен тегеренип жєрєп, чыккан жерине кайтат.
Дарыялардын баары дењизге барып куят, бирок дењиз ашып-ташып кетпейт, кайра агыш єчєн, дарыялар љздљрєнєн чыккан жерине кайтышат.
Бардыгы эмгектенєєдљ. Эч ким аны сљз менен айтып жеткире албайт. Кљз кљргљнєнљ тойбойт, кулак укканына тойбойт.
Мурун эмне болсо, азыр да ошол боло берет, мурун эмне жасалса, азыр да ошол жасала берет, демек, кєн астында жањы эч нерсе жок.
Адамдар: “Карасањ, бул – жањы нерсе”, – деп айта турган бир нерсе болушу мємкєн, бирок ал бизден мурун, љткљн кылымдарда эле болгон.
Мурун болгон нерселер эстелбейт, ошондой эле боло турган нерселер кийинкилердин эсинде калбайт.
Мен, Насаатчы, Иерусалимде Ысрайылдын падышасы болгом.
Мен асман астында эмне болуп жатса, ошонун баарын акыл менен сынаганга, изилдегенге кљњєл койдум: бул татаал ишти Кудай адам баласына машыгып турсун деп берген.
Мен кєн астында жасалып жаткан иштердин баарын кљрдєм, анын бардыгы – курулай убаракерчилик жана рухтун кыйналуусу!
Ийри тєзљлбљйт, жок нерсени бар деп эсептљљгљ болбойт.
Мен љзємљ љзєм мындай дедим: “Мына, мен Иерусалимге менден мурун бийлик кылгандарга караганда кљбєрљљк акылмандуулукка ээ болдум. Менин жєрљгєм кљп акылмандыкты жана кљп билимди кљрдє”.
Мен акылмандыкты таанып билєєгљ, акылсыздык менен тєркљйлєктє таанып билєєгљ кљњєл койдум. Бул да рухтун кыйналуусу экенин билдим.
Анткени акылмандуулук канчалык кљп болсо, кайгы ошончолук кљп, билимин арттырган адам кайгысын арттырат.
Palabras del Predicador, hijo de David, rey en Jerusalén.
«Vanidad de vanidades —dijo el Predicador—; vanidad de vanidades, todo es vanidad.»
¿Qué provecho obtiene el hombre de todo el trabajo con que se afana debajo del sol?
Generación va y generación viene, pero la tierra siempre permanece.
Sale el sol y se pone el sol, y se apresura a volver al lugar de donde se levanta.
El viento sopla hacia el sur, luego gira hacia el norte; y girando sin cesar, de nuevo vuelve el viento a sus giros.
Todos los ríos van al mar, pero el mar no se llena. Al lugar de donde los ríos vinieron, allí vuelven para correr de nuevo.
Todas las cosas son fatigosas, más de lo que el hombre puede expresar. Nunca se sacia el ojo de ver ni el oído de oír.
¿Qué es lo que fue? Lo mismo que será. ¿Qué es lo que ha sido hecho? Lo mismo que se hará, pues nada hay nuevo debajo del sol.
¿Acaso hay algo de que se pueda decir: «He aquí esto es nuevo»? Ya aconteció en los siglos que nos han precedido.
No queda memoria de lo que precedió, ni tampoco de lo que ha de suceder quedará memoria en los que vengan después.
Yo, el Predicador, fui rey sobre Israel en Jerusalén.
Me entregué de corazón a inquirir y a buscar con sabiduría sobre todo lo que se hace debajo del cielo; este penoso trabajo dio Dios a los hijos de los hombres para que se ocupen en él.
Miré todas las obras que se hacen debajo del sol, y vi que todo ello es vanidad y aflicción de espíritu.
Lo torcido no se puede enderezar, y con lo incompleto no puede contarse.
Hablé yo en mi corazón, diciendo: «He aquí, yo me he engrandecido, y he crecido en sabiduría más que todos mis predecesores en Jerusalén, y mi corazón ha percibido mucha sabiduría y ciencia.»
De corazón me dediqué a conocer la sabiduría, y también a entender las locuras y los desvaríos. Y supe que aun esto era aflicción de espíritu,
puesen la mucha sabiduría hay mucho sufrimiento; y quien añade ciencia, añade dolor.