Скрыть
Церковнославянский (рус)
И бысть слово Господне ко мнѣ глаголющее: иди и вопій во ушы Иерусалиму, рекій: сiя глаголетъ Господь:
помянухъ милость юности тво­ея и любо­вь совершен­ства {Евр.: обрученiя.} тво­его, егда послѣдовалъ еси въ пустыни ненасѣян­нѣй святому Израилеву, глаголетъ Господь.
Святъ Израиль Господеви, начатокъ плодовъ его: вси поядающiи его согрѣшатъ, злая прiидутъ на нихъ, рече Господь.
Услышите слово Господне, доме Иаковль и вся племена дому Израилева.
Сiя глаголетъ Господь: кое обрѣтоша отцы ваши во мнѣ погрѣшенiе, яко удалишася от­ мене и ходиша вслѣдъ суетныхъ и осуетишася,
и не рекоша: гдѣ есть Господь, изведый насъ от­ земли Египетскiя, преведый насъ по пустыни, по земли необитан­нѣй и непроходнѣй, по земли безводнѣй и неплоднѣй, по земли, по нейже не ходилъ мужъ никогдаже и не обиталъ человѣкъ тамо?
И введохъ васъ въ землю кармилъ, да снѣсте плоды его и благая того: и внидосте, и осквернили есте землю мою, и достоянiе мое поставили есте въ мерзость.
Священ­ницы не рекоша: гдѣ есть Господь? и держащiи законъ не вѣдѣша мя, и пастырiе нече­ст­воваша на мя, и пророцы пророче­с­т­воваша въ Ваала и идоломъ послѣдоваша.
Сего ради еще судомъ прѣтися имамъ съ вами, рече Господь, и съ сыны вашими препрюся.
Того ради прiидите во островы Хеттимъ и видите, и въ Кидаръ послите и разсмотрите при­­лѣжно и видите, аще сотворена быша таковая?
аще премѣниша языцы боги своя, и тіи не суть бози? людiе же мо­и премѣниша славу свою на то, от­ негоже не упользуют­ся.
Ужасеся небо о семъ и вострепета попремногу зѣло, глаголетъ Господь.
Два бо зла сотвориша людiе мо­и: мене оставиша источника воды живы, и ископаша себѣ кладенцы сокрушеныя, иже не воз­могутъ воды содержати.
Еда рабъ есть Израиль, или домочадецъ есть? вскую бысть въ плѣненiе?
На него рыкаша львове и издаша гласъ свой, иже поставиша землю его въ пустыню, и грады его сожжени суть, еже не обитати въ нихъ.
И сынове мемфиса и тафны познаша тя и поругашася тебѣ.
Не сiя ли сотвори тебѣ то, яко оставилъ еси мене? глаголетъ Господь Богъ твой.
И нынѣ что тебѣ и пути Египетскому, еже пити воду геонскую {Евр.: мутну.}, и что тебѣ и пути Ассирійскому, да пiеши воду рѣчную?
Накажетъ тя от­ступленiе твое, и злоба твоя обличитъ тя: и увѣждь и виждь, яко зло и горько ти есть, еже оставити мя, глаголетъ Господь Богъ твой: и не благоволихъ о тебѣ, глаголетъ Господь Богъ твой.
Понеже от­ вѣка сокрушилъ еси иго твое и растерзалъ еси узы твоя и реклъ еси: не имамъ тебѣ служити, но пойду на всякiй холмъ высокiй и подъ всякимъ древомъ ли­с­т­вен­нымъ тамо разлiюся въ блудѣ мо­емъ.
Азъ же насадихъ тя виноградъ плодоносенъ, весь истиненъ: како превратил­ся еси въ горесть, виноградъ чуждій?
Аще умыешися нитромъ и умножиши себѣ травы бориѳовы, пороченъ еси во беззаконiихъ тво­ихъ предо мною, рече Господь Богъ.
Како речеши: не осквернихся и вслѣдъ Ваала не ходихъ? виждь пути твоя на мѣстѣ многогробищнѣмъ и увѣждь, что сотворилъ еси. Въ вечеръ гласъ его рыда­ше,
пути своя разшири на воды пустын­ныя, въ похотехъ души сво­ея вѣтромъ ноша­шеся, преданъ бысть, кто обратитъ его? вси ищущiи его не утрудят­ся, во смиренiи его обрящутъ его.
Отврати ногу твою от­ пути стропотна и гортань твой от­ жажди. И рече: воз­мужаюся, яко воз­люби чуждихъ и вслѣдъ ихъ хожда­ше.
Якоже стыдъ татю, егда ятъ будетъ, тако постыдят­ся сынове Израилевы, тіи и царiе ихъ, и началницы ихъ и священ­ницы ихъ и пророцы ихъ.
Древу рекоша: яко отецъ мой еси ты: и камени: ты мя родилъ еси: и обратиша ко мнѣ хребты, а не лица своя: и во время озлобленiя сво­его рекутъ: востани и избави насъ.
И гдѣ суть бози тво­и, яже сотворилъ еси тебѣ? да востанутъ и избавятъ тя во время озлобленiя тво­его: по числу бо градовъ тво­ихъ быша бози тво­и, Иудо, и по числу путій Иерусалимскихъ жряху Ваалу.
Вскую глаголете ко мнѣ? вси вы нече­ст­вовасте и вси вы беззакон­новасте ко мнѣ, глаголетъ Господь.
Всуе поразихъ чада ваша, наказанiя не прiясте, мечь пояде пророки вашя, аки левъ погубляяй, и не убоястеся.
Слышите слово Господне, тако глаголетъ Господь: еда пустыня быхъ Израилю, или земля неплодна? вскую рѣша людiе мо­и: обладаеми не будемъ и потомъ не прiидемъ къ тебѣ?
Еда забудетъ невѣста красоту свою, и дѣва мониста персiй сво­ихъ? людiе же мо­и забыша мене дни безчислен­ны.
Что еще добро ухитриши на путехъ тво­ихъ, еже взыскати любве? Не тако: но и ты лукавновала еси, еже осквернити пути твоя,
и въ рукахъ тво­ихъ обрѣтеся кровь душъ [убогихъ] неповин­ныхъ: не въ ровѣхъ обрѣтохъ ихъ, но во всяцѣй дубравѣ.
И рекла еси: неповин­на есмь, но да от­вратит­ся ярость твоя от­ мене. Се, азъ суждуся съ тобою, внегда рещи тебѣ: не согрѣшихъ:
понеже презрѣла еси зѣло, еже повторити пути твоя: и от­ Египта постыдишися, якоже постыдѣна еси от­ Ассура:
яко и от­туду изыдеши, и руцѣ тво­и на главѣ тво­ей: яко от­рину Господь надѣянiе твое, и не благопоспѣшит­ся тебѣ въ немъ.
Грѣхъ Иудинъ написанъ есть писаломъ желѣзнымъ на ногти адамантовѣ, начертанъ на скрижали сердца ихъ и на розѣхъ олтарей ихъ.
Егда воспомянутъ сынове ихъ олтари своя и дубравы своя при­­ древѣ ли­с­т­вен­нѣ и на холмѣхъ высокихъ,
о, нагорный [жителю]! крѣпость твою и сокровища твоя въ расхищенiе дамъ, и высокая твоя, грѣхъ ради тво­ихъ, яже во всѣхъ предѣлѣхъ тво­ихъ,
и останешися единъ от­ наслѣдiя тво­его, еже дахъ тебѣ: и служити тя сотворю врагомъ тво­имъ въ земли, еяже не вѣси: яко огнь разжеглъ еси въ ярости мо­ей, даже во вѣкъ горѣти будетъ. Сiя глаголетъ Господь:
проклятъ человѣкъ, иже надѣет­ся на человѣка и утвердитъ плоть мышцы сво­ея на немъ, и от­ Господа от­ступитъ сердце его:
и будетъ яко дивiя мирика въ пустыни и не узритъ, егда прiидутъ благая, и обитати будетъ въ сухотѣ и въ пустыни, въ земли сланѣй и необитаемѣй.
И благословенъ человѣкъ, иже надѣет­ся на Господа, и будетъ Господь упованiе его:
и будетъ яко древо насажден­ное при­ водахъ, и во влагѣ пуститъ коренiе свое: не убо­ит­ся, егда прiидетъ зной, и будетъ на немъ стеблiе зелено, и во время бездождiя не устрашит­ся и не престанетъ творити плода.
Глубоко сердце [человѣку] паче всѣхъ, и человѣкъ есть, и кто познаетъ его?
Азъ Господь испытуяй сердца и искушаяй утробы, еже воз­дати комуждо по пути его по плодомъ изобрѣтенiй его.
Возгласи рябъ, собра, ихже не роди, творяй богат­ст­во свое не съ судомъ: въ преполовенiи дній сво­ихъ оставитъ е и на послѣдокъ свой будетъ безуменъ.
Престолъ славы воз­вышенъ от­ начала, мѣсто святыни на­шея.
Чаянiе Израилево, Господи! вси оставляющiи тя да постыдят­ся, от­ступающiи [от­ тебе] на земли да напишут­ся, яко оставиша источникъ живыхъ водъ, Господа.
Исцѣли мя, Господи, и исцѣлѣю: спаси мя, и спасенъ буду, яко хвала моя ты еси.
Се, тіи глаголютъ ко мнѣ: гдѣ есть слово Господне? да прiидетъ.
Азъ же не утрудихся, тебѣ [пастырю] послѣдуяй, и дне человѣча не пожелахъ: ты вѣси исходящая от­ устенъ мо­ихъ, предъ лицемъ тво­имъ суть:
не буди ми во от­чужденiе, упованiе мое ты въ день лютъ.
Да постыдят­ся гонящiи мя, азъ же да не постыждуся: да устрашат­ся тіи, азъ же да не устрашуся: наведи на нихъ день озлобленiя, сугубымъ сокрушенiемъ сотри ихъ.
Сiя глаголетъ Господь ко мнѣ: иди и стани во вратѣхъ сыновъ людій тво­ихъ, имиже входятъ царiе Иудины и исходятъ, и во всѣхъ вратѣхъ Иерусалимскихъ и речеши къ нимъ:
слышите слово Господне, царiе Иудины и вся Иудеа и весь Иерусалимъ, входящiи во врата сiя.
Сiя глаголетъ Господь: сохраните душы вашя и не носите бременъ въ день субботъ, и не исходите враты Иерусалима,
и не износите бременъ изъ домовъ вашихъ въ день субботный, и всякаго дѣла не творите: освятите день субботный, якоже заповѣдахъ отцемъ вашымъ:
и не услышаша, ни при­­клониша уха сво­его, но ожесточиша выи своя паче отецъ сво­ихъ, да не услышатъ мя и да не прiимути наказанiя.
И будетъ, аще послушаете мене, глаголетъ Господь, еже не вносити бременъ во врата града сего въ день субботный, и святити день субботный, не творити въ онь всякаго дѣла,
и внидутъ во врата града сего царiе и началницы, сѣдящiи на престолѣ давидовѣ и восходящiи на колесницахъ и конехъ сво­ихъ, тіи и началницы ихъ, мужiе Иудины и обитателiе Иерусалима: и обитати будутъ во градѣ семъ во вѣки:
и прiидутъ от­ градовъ Иудиныхъ и от­ окрестныхъ Иерусалима, и от­ земли Венiамини и от­ польныхъ, и от­ горнихъ и от­ юга, носяще всесожженiя и жертву, и ѳимiамъ и манау {даръ} и Ливанъ, носяще хвалу въ домъ Господень.
И будетъ, аще не послушаете мене еже святити день субботный и не носити бременъ, ниже входити вратами Иерусалима въ день субботный, то зажгу огнь во вратѣхъ его, и пожретъ домы Иерусалимли и не угаснетъ.
И было слово Господне ко мне:
иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.
Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь.
Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева!
Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились,
и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?»
И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью.
Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают.
Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.
Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему?
переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.
Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь.
Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.
Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею?
Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей.
И сыновья Мемфиса и Тафны объели темя твое.
Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя?
И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее?
Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф.
Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить идолам», а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал.
Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?
Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог.
Как можешь ты сказать: «я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?» Посмотри на поведение твое в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим?
Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух, кто может удержать? Все, ищущие ее, не утомятся: в ее месяце они найдут ее.
Не давай ногам твоим истаптывать обувь, и гортани твоей – томиться жаждою. Но ты сказал: «не надейся, нет! ибо люблю чужих и буду ходить во след их».
Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, –
говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!»
Где же боги твои, которых ты сделал себе? – пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда.
Для чего вам состязаться со Мною? – все вы [нечестиво поступали и] согрешали против Меня, говорит Господь.
Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев [, и вы не убоялись].
О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе»?
Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой? а народ Мой забыл Меня, – нет числа дням.
Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои.
Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и, несмотря на все это,
говоришь: «так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня». Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила».
Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею;
и от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха.
Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их.
Как о сыновьях своих, воспоминают они о жертвенниках своих и дубравах своих у зеленых дерев, на высоких холмах.
Гору Мою в поле, имущество твое и все сокровища твои отдам на расхищение, и все высоты твои – за грехи во всех пределах твоих.
И ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть во веки.
Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь.
Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.
Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.
Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем.
Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего.
Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой».
Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя.
Вот, они говорят мне: «где слово Господне? пусть оно придет!»
Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бедственного дня, Ты это знаешь; что вышло из уст моих, открыто пред лицем Твоим.
Не будь страшен для меня, Ты – надежда моя в день бедствия.
Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; пусть они вострепещут, а я буду бестрепетен; наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением.
Так сказал мне Господь: пойди и стань в воротах сынов народа, которыми входят цари Иудейские и которыми они выходят, и во всех воротах Иерусалимских,
и говори им: слушайте слово Господне, цари Иудейские, и вся Иудея, и все жители Иерусалима, входящие сими воротами.
Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими,
и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим,
которые впрочем не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления.
И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою,
то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно.
И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой, и с равнины и с гор и с юга, и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень.
А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет.
Копировать текст Копировать ссылку Толкования стиха
Библ. энциклопедия Библейский словарь Словарь библ. образов