Скрыть
4:2
4:3
4:4
4:6
4:7
4:8
4:11
4:12
4:13
4:14
4:15
4:16
4:17
4:18
4:19
4:21
4:23
4:25
4:26
4:27
4:28
4:29
4:30
4:31
4:32
4:33
4:34
4:36
4:37
4:38
4:39
4:40
4:41
4:42
4:45
4:47
4:48
4:49
4:50
4:51
4:52
4:53
4:54
Глава 12 
12:3
12:4
12:5
12:7
12:9
12:10
12:11
12:12
12:14
12:16
12:17
12:18
12:19
12:20
12:21
12:22
12:23
12:24
12:28
12:29
12:30
12:33
12:35
12:36
12:37
12:39
12:41
12:42
12:44
12:45
12:50
Синодальный
1 Иисус Христос и самарянка у колодца; «вода жизни»; «Бог есть дух». 31 «Поспели к жатве». 39 Самаряне уверовали в Иисуса Христа; 43 Галилеяне приняли Его. 46 Исцеление сына царедворца в Капернауме.
Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, –
хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, –
то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.
Надлежало же Ему проходить через Самарию.
[Зач. 12.] Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?
Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
И еще большее число уверовали по Его слову.
А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею,
ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве.
Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, – ибо и они ходили на праздник.
Итак, Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. [Зач. 13.] В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.
Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
1 Мария из Вифании помазала ноги Иисуса Христа; возражение Иуды; «нищих всегда имеете с собою». 9 Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим на молодом осле. 20 Еллины хотят видеть Иисуса Христа; 23 прославление Сына Человеческого; «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». 37 Пророчество Исаии о слепых глазах. 42 Начальники уверовали, но не исповедали.
[Зач. 41.] За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
Первосвященники же положили убить и Лазаря,
потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
[Зач. 42.] Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
[Зач. 43.] Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него,
да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?
Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия,
народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги,
ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.
И видящий Меня видит Пославшего Меня.
Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.
И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
Церковнославянский (рус)
Егда́ у́бо разумѣ́ Иису́съ, я́ко услы́шаша фарисе́е, я́ко Иису́съ мно́жайшыя ученики́ твори́тъ и креща́етъ, не́же Иоа́н­нъ:
Иису́съ же Са́мъ не креща́­ше, но ученицы́ Его́:
оста́ви Иуде́ю, и и́де па́ки въ Галиле́ю.
Подоба́­ше же Ему́ про­ити́ сквоз­ѣ́ Самарі́ю.
[Зач. 12.] Прiи́де у́бо во гра́дъ Самарі́йскiй, глаго́лемый Сиха́рь, бли́зъ ве́си, ю́же даде́ Иа́ковъ Ио́сифу сы́ну сво­ему́:
бѣ́ же ту́ исто́чникъ Иа́ковль. Иису́съ же утру́ждся от­ пути́, сѣдя́ше та́ко на исто́чницѣ: бѣ́ [же] я́ко ча́съ шесты́й.
Прiи́де жена́ от­ Самарі́и почерпа́ти во́ду. Глаго́ла е́й Иису́съ: да́ждь Ми́ пи́ти.
Ученицы́ бо Его́ от­шли́ бя́ху во гра́дъ, да бра́шно ку́пятъ.
Глаго́ла Ему́ жена́ Самаряны́ня: ка́ко ты́ Жидови́нъ сы́й от­ мене́ пи́ти про́сиши, жены́ Самаряны́ни су́щiя, не при­­каса́ютбося Жи́дове Самаря́номъ.
Отвѣща́ Иису́съ и рече́ е́й: а́ще бы вѣ́дала еси́ да́ръ Бо́жiй, и Кто́ е́сть глаго́ляй ти́: да́ждь Ми́ пи́ти: ты́ бы проси́ла у Него́, и да́лъ бы ти́ во́ду жи́ву.
Глаго́ла Ему́ жена́: Го́споди, ни почерпа́ла има́ши, и студене́цъ е́сть глубо́къ: от­ку́ду у́бо има́ши во́ду жи́ву,
еда́ ты́ бо́лiи еси́ отца́ на́­шего Иа́кова, и́же даде́ на́мъ студене́цъ се́й, и то́й изъ него́ пи́тъ, и сы́нове его́, и ско́ти его́?
Отвѣща́ Иису́съ и рече́ е́й: вся́къ пiя́й от­ воды́ сея́ вжа́ждет­ся па́ки:
а и́же пiе́тъ от­ воды́, ю́же А́зъ да́мъ ему́, не вжа́ждет­ся во вѣ́ки: но вода́, ю́же [А́зъ] да́мъ ему́, бу́детъ въ не́мъ исто́чникъ воды́ теку́щiя въ живо́тъ вѣ́чный.
Глаго́ла къ Нему́ жена́: Го́споди, да́ждь ми́ сiю́ во́ду, да ни жа́жду, ни при­­хожду́ сѣ́мо почерпа́ти.
Глаго́ла е́й Иису́съ: иди́, при­­гласи́ му́жа тво­его́ и прiиди́ сѣ́мо.
Отвѣща́ жена́ и рече́ [Ему́]: не и́мамъ му́жа. Глаго́ла е́й Иису́съ: до́брѣ рекла́ еси́, я́ко му́жа не и́мамъ:
пя́ть бо муже́й имѣ́ла еси́, и ны́нѣ, его́же и́маши, нѣ́сть ти́ му́жъ: се́ во­и́стин­ну рекла́ еси́.
Глаго́ла Ему́ жена́: Го́споди, ви́жу, я́ко проро́къ еси́ Ты́:
отцы́ на́ши въ горѣ́ се́й поклони́шася: и вы́ глаго́лете, я́ко во Иерусали́мѣхъ е́сть мѣ́сто, идѣ́же кла́нятися подоба́етъ.
Глаго́ла е́й Иису́съ: же́но, вѣ́ру Ми́ ими́, я́ко гряде́тъ ча́съ, егда́ ни въ горѣ́ се́й, ни во Иерусали́мѣхъ покло́нитеся Отцу́:
вы́ кла́няетеся, его́же не вѣ́сте: мы́ кла́ня­емся, его́же вѣ́мы, я́ко спасе́нiе от­ Иуде́и е́сть:
но гряде́тъ ча́съ, и ны́нѣ е́сть, егда́ и́стин­нiи покло́н­ницы покло́нят­ся Отцу́ ду́хомъ и и́стиною: и́бо Оте́цъ таковы́хъ и́щетъ покланя́ющихся Ему́:
ду́хъ [е́сть] Бо́гъ: и и́же кла́няет­ся Ему́, ду́хомъ и и́стиною досто́итъ кла́нятися.
Глаго́ла Ему́ жена́: вѣ́мъ, я́ко Мессі́а прiи́детъ, глаго́лемый Христо́съ: егда́ То́й прiи́детъ, воз­вѣсти́тъ на́мъ вся́.
Глаго́ла е́й Иису́съ: А́зъ е́смь, глаго́ляй съ тобо́ю.
И тогда́ прiидо́ша ученицы́ Его́ и чудя́хуся, я́ко съ же́ною глаго́лаше: оба́че никто́же рече́: чесо́ и́щеши? Или́: что́ глаго́леши съ не́ю?
Оста́ви же водоно́съ сво́й жена́, и и́де во гра́дъ, и глаго́ла человѣ́комъ:
прiиди́те [и] ви́дите Человѣ́ка, И́же рече́ ми вся́, ели́ка сотвори́хъ: еда́ То́й е́сть Христо́съ?
Изыдо́ша же изъ гра́да, и грядя́ху къ Нему́.
Между́ же си́мъ моля́ху Его́ ученицы́ [Его́], глаго́люще: Равви́, я́ждь.
О́нъ же рече́ и́мъ: А́зъ бра́шно и́мамъ я́сти, его́же вы́ не вѣ́сте.
Глаго́лаху у́бо ученицы́ къ себѣ́: еда́ кто́ при­­несе́ Ему́ я́сти?
Глаго́ла и́мъ Иису́съ: Мое́ бра́шно е́сть, да сотворю́ во́лю Посла́в­шаго Мя́ и совершу́ дѣ́ло Его́.
Не вы́ ли глаго́лете, я́ко еще́ четы́ри мѣ́сяцы су́ть, и жа́тва прiи́детъ? Се́ глаго́лю ва́мъ: воз­веди́те о́чи ва́ши, и ви́дите ни́вы, я́ко пла́вы су́ть къ жа́твѣ уже́:
и жня́й мзду́ прiе́млетъ, и собира́етъ пло́дъ въ живо́тъ вѣ́чный, да и сѣ́яй вку́пѣ ра́дует­ся, и жня́й:
о се́мъ бо сло́во е́сть и́стин­ное, я́ко и́нъ е́сть сѣ́яй, и и́нъ е́сть жня́й:
а́зъ посла́хъ вы́ жа́ти, идѣ́же вы́ не труди́стеся: ині́и труди́шася, и вы́ въ тру́дъ и́хъ внидо́сте.
От гра́да же того́ мно́зи вѣ́роваша въ О́нь от­ Самаря́нъ, за сло́во жены́ свидѣ́тел­ст­ву­ю­щiя, я́ко рече́ ми вся́, ели́ка сотвори́хъ.
Егда́ у́бо прiидо́ша къ нему́ Самаря́не, моля́ху Его́, да бы пребы́лъ у ни́хъ: и пребы́сть ту́ два́ дни́.
И мно́го па́че вѣ́роваша за сло́во Его́:
женѣ́ же глаго́лаху, я́ко не ктому́ за твою́ бесѣ́ду вѣ́руемъ: са́ми бо слы́шахомъ, и вѣ́мы, я́ко Се́й е́сть во­и́стин­ну Спа́съ мíру, Христо́съ.
По двою́ же дню́ изы́де от­ту́ду, и и́де въ Галиле́ю:
Са́мъ бо Иису́съ свидѣ́тел­ст­вова, я́ко проро́къ во сво­е́мъ оте́че­ст­вiи че́сти не и́мать.
Егда́ же прiи́де въ Галиле́ю, прiя́ша Его́ Галиле́ане, вся́ ви́дѣв­ше, я́же сотвори́ во Иерусали́мѣхъ въ пра́здникъ: и ті́и бо прiидо́ша въ пра́здникъ.
Прiи́де же па́ки Иису́съ въ Ка́ну Галиле́йскую, идѣ́же претвори́ во́ду въ вино́. [Зач. 13.] И бѣ́ нѣ́кiй царе́въ му́жъ, его́же сы́нъ боля́ше въ Капернау́мѣ.
Се́й слы́шавъ, я́ко Иису́съ прiи́де от­ Иуде́и въ Галиле́ю, и́де къ Нему́ и моля́ше Его́, да сни́детъ и исцѣли́тъ сы́на его́: имѣ́яше бо умре́ти.
Рече́ у́бо Иису́съ къ нему́: а́ще зна́менiй и чуде́съ не ви́дите, не и́мате вѣ́ровати.
Глаго́ла къ Нему́ царе́въ му́жъ: Го́споди, сни́ди, пре́жде да́же не у́мретъ отроча́ мое́.
Глаго́ла ему́ Иису́съ: иди́, сы́нъ тво́й жи́въ е́сть. И вѣ́рова человѣ́къ словеси́, е́же рече́ ему́ Иису́съ, и идя́ше.
А́бiе же входя́щу ему́, [се́,] раби́ его́ срѣто́ша его́, и воз­вѣсти́ша [ему́], глаго́люще, я́ко сы́нъ тво́й жи́въ е́сть.
Вопроша́­ше у́бо от­ ни́хъ о ча́сѣ, въ кото́рый легча́е ему́ бы́сть, и рѣ́ша ему́, я́ко вчера́ въ ча́съ седмы́й оста́ви его́ о́гнь.
Разумѣ́ же оте́цъ, я́ко то́й бѣ́ ча́съ, въ о́ньже рече́ ему́ Иису́съ, я́ко сы́нъ тво́й жи́въ е́сть: и вѣ́рова са́мъ и ве́сь до́мъ его́.
Сiе́ па́ки второ́е знаме́нiе сотвори́ Иису́съ, при­­ше́дъ от­ Иуде́и въ Галиле́ю.
[Зач. 41.] Иису́съ же пре́жде шести́ дні́й Па́схи прiи́де въ Виѳа́нiю, идѣ́же бѣ́ Ла́зарь уме́рый, его́же воскреси́ от­ ме́ртвыхъ.
Сотвори́ша же Ему́ ве́черю ту́, и Ма́рѳа служа́­ше: Ла́зарь же еди́нъ бѣ́ от­ воз­лежа́щихъ съ Ни́мъ.
Марі́а же прiе́мши ли́тру ми́ра на́рда писти́ка многоцѣ́н­на, пома́за но́зѣ Иису́совѣ, и отре́ власы́ сво­и́ми но́зѣ Его́: хра́мина же испо́лнися от­ вони́ ма́сти [благово́н­ныя].
Глаго́ла же еди́нъ от­ учени́къ Его́, Иу́да Си́моновъ Искарiо́тскiй, и́же хотя́ше Его́ преда́ти:
чесо́ ра́ди ми́ро сiе́ не про́дано бы́сть на трiе́хъ стѣ́хъ пѣ́нязь и дано́ ни́щымъ?
Сiе́ же рече́, не я́ко о ни́щихъ печа́­шеся, но я́ко та́ть бѣ́, и ковче́жецъ имѣ́яше, и вмета́емая ноша́­ше.
Рече́ же Иису́съ: не дѣ́йте ея́, да въ де́нь погребе́нiя Мо­его́ соблюде́тъ е́:
ни́щыя бо всегда́ и́мате съ собо́ю, Мене́ же не всегда́ и́мате.
Разумѣ́ же наро́дъ мно́гъ от­ Иуде́й, я́ко ту́ е́сть: и прiидо́ша не Иису́са ра́ди то́кмо, но да и Ла́заря ви́дятъ, его́же воскреси́ от­ ме́ртвыхъ.
Совѣща́ша же архiере́е, да и Ла́заря убiю́тъ,
я́ко мно́зи его́ ра́ди идя́ху от­ Иуде́й и вѣ́роваху во Иису́са.
Во у́трiй [же] де́нь наро́дъ мно́гъ при­­ше́дый въ пра́здникъ, слы́шав­ше, я́ко Иису́съ гряде́тъ во Иерусали́мъ,
прiя́ша ва́iа от­ фи́никъ, и изыдо́ша въ срѣ́тенiе Ему́, и зва́ху [глаго́люще]: оса́н­на, благослове́нъ гряды́й во и́мя Госпо́дне, Ца́рь Изра́илевъ.
Обрѣ́тъ же Иису́съ осля́, всѣ́де на не́, я́коже е́сть пи́сано:
не бо́йся, дщи́ Сiо́ня: се́ Ца́рь тво́й гряде́тъ, сѣдя́ на жребя́ти о́сли.
Си́хъ же не разумѣ́ша ученицы́ Его́ пре́жде: но егда́ просла́вися Иису́съ, тогда́ помяну́ша, я́ко сiя́ бы́ша о Не́мъ пи́сана, и сiя́ сотвори́ша Ему́.
Свидѣ́тел­ст­воваше у́бо наро́дъ, и́же бѣ́ [пре́жде] съ Ни́мъ, егда́ Ла́заря воз­гласи́ от­ гро́ба и воскреси́ его́ от­ ме́ртвыхъ:
сего́ ра́ди и срѣ́те Его́ наро́дъ, я́ко слы́шаша Его́ сiе́ сотво́рша зна́менiе.
[Зач. 42.] Фарисе́е у́бо рѣ́ша къ себѣ́: ви́дите, я́ко ника́яже по́льза е́сть? Се́ мíръ по Не́мъ и́детъ.
Бя́ху же нѣ́цыи Е́ллини от­ при­­ше́дшихъ, да покло́нят­ся въ пра́здникъ:
сі́и у́бо при­­ступи́ша къ Фили́ппу, и́же бѣ́ от­ Виѳсаи́ды Галиле́йскiя, и моля́ху его́, глаго́люще: го́споди, хо́щемъ Иису́са ви́дѣти.
Прiи́де Фили́ппъ и глаго́ла Андре́ови: и па́ки Андре́й и Фили́ппъ глаго́ласта Иису́сови.
Иису́съ же от­вѣща́ и́ма, глаго́ля: прiи́де ча́съ, да просла́вит­ся Сы́нъ Человѣ́ческiй:
ами́нь, ами́нь глаго́лю ва́мъ: а́ще зе́рно пшени́чно па́дъ на земли́ не у́мретъ, то́ еди́но пребыва́етъ: а́ще же у́мретъ, мно́гъ пло́дъ сотвори́тъ:
любя́й ду́шу свою́, погуби́тъ ю́: и ненави́дяй души́ сво­ея́ въ мíрѣ се́мъ, въ живо́тъ вѣ́чный сохрани́тъ ю́:
а́ще кто́ Мнѣ́ слу́житъ, Мнѣ́ да послѣ́д­ст­вуетъ: и идѣ́же е́смь А́зъ, ту́ и слуга́ Мо́й бу́детъ: и а́ще кто́ Мнѣ́ слу́житъ, почти́тъ его́ Оте́цъ Мо́й:
ны́нѣ душа́ Моя́ воз­мути́ся и что́ реку́? О́тче, спаси́ Мя от­ часа́ сего́: но сего́ ра́ди прiидо́хъ на ча́съ се́й:
[Зач..] О́тче, просла́ви и́мя Твое́. Прiи́де же гла́съ съ небесе́: и просла́вихъ, и па́ки просла́влю.
Наро́дъ же стоя́й и слы́шавъ, глаго́лаху: гро́мъ бы́сть. Ині́и глаго́лаху: А́нгелъ глаго́ла Ему́.
Отвѣща́ Иису́съ и рече́: не Мене́ ра́ди гла́съ се́й бы́сть, но наро́да ра́ди:
ны́нѣ су́дъ е́сть мíру сему́: ны́нѣ кня́зь мíра сего́ изгна́нъ бу́детъ во́нъ:
и а́ще А́зъ воз­несе́нъ бу́ду от­ земли́, вся́ при­­влеку́ къ Себѣ́.
Сiе́ же глаго́лаше, назна́менуя, ко́­ею сме́ртiю хотя́ше умре́ти.
Отвѣща́ Ему́ наро́дъ: мы́ слы́шахомъ от­ зако́на, я́ко Христо́съ пребыва́етъ во вѣ́ки: ка́ко Ты́ глаго́леши: воз­нести́ся подоба́етъ Сы́ну Человѣ́ческому? Кто́ е́сть Се́й Сы́нъ Человѣ́ческiй?
Рече́ же и́мъ Иису́съ: еще́ ма́ло вре́мя свѣ́тъ въ ва́съ е́сть: ходи́те, до́ндеже свѣ́тъ и́мате, да тма́ ва́съ не и́метъ: и ходя́й во тмѣ́ не вѣ́сть, ка́мо и́детъ:
[Зач. 43.] до́ндеже свѣ́тъ и́мате, вѣ́руйте во свѣ́тъ, да сы́нове свѣ́та бу́дете. Сiя́ глаго́ла Иису́съ, и от­ше́дъ скры́ся от­ ни́хъ.
Толи́ка [же] зна́менiя сотво́ршу Ему́ предъ ни́ми, не вѣ́роваху въ Него́,
да сбу́дет­ся сло́во Иса́iи проро́ка, е́же рече́: Го́споди, кто́ вѣ́рова слу́ху на́­шему? И мы́шца Госпо́дня кому́ от­кры́ся?
Сего́ ра́ди не можа́ху вѣ́ровати, я́ко па́ки рече́ Иса́iа:
ослѣпи́ о́чи и́хъ, и ока́менилъ е́сть сердца́ и́хъ, да не ви́дятъ очи́ма, ни разумѣ́ютъ се́рдцемъ, и обратя́т­ся, и исцѣлю́ и́хъ.
Сiя́ рече́ Иса́iа, егда́ ви́дѣ сла́ву Его́ и глаго́ла о Не́мъ.
Оба́че у́бо и от­ кня́зь мно́зи вѣ́роваша въ Него́: но фарисе́й ра́ди не исповѣ́доваху, да не изъ со́нмищъ изгна́ни бу́дутъ:
воз­люби́ша бо па́че сла́ву человѣ́ческую, не́же сла́ву Бо́жiю.
Иису́съ же воз­зва́ и рече́: вѣ́руяй въ Мя́ не вѣ́руетъ въ Мя́, но въ Посла́в­шаго Мя́:
и ви́дяй Мя́ ви́дитъ Посла́в­шаго Мя́:
А́зъ свѣ́тъ въ мíръ прiидо́хъ, да вся́къ вѣ́руяй въ Мя́ во тмѣ́ не пребу́детъ:
и а́ще кто́ услы́шитъ глаго́лы Моя́ и не вѣ́руетъ, А́зъ не сужду́ ему́: не прiидо́хъ бо, да сужду́ мíрови, но да спасу́ мíръ:
от­мета́яйся Мене́ и не прiе́мляй глаго́лъ Мо­и́хъ и́мать судя́щаго ему́: сло́во, е́же глаго́лахъ, то́ су́дитъ ему́ въ послѣ́днiй де́нь:
я́ко А́зъ от­ Себе́ не глаго́лахъ: но посла́вый Мя́ Оте́цъ, То́й Мнѣ́ за́повѣдь даде́, что́ реку́ и что́ воз­глаго́лю:
и вѣ́мъ, я́ко за́повѣдь Его́ живо́тъ вѣ́чный е́сть: я́же у́бо А́зъ глаго́лю, я́коже рече́ Мнѣ́ Оте́цъ, та́ко глаго́лю.
Іисусъ Ӱз турысында: Ул öйрянеÿчелярне дя Іоаннан кюберяк таба, аннан кюберяк чумылдыра да дигянне фарисейляр эшеткянне белгян.
Тик Іисусь Ӱзе чумылдырмаган, öйрянеÿчеляре чумылдырганнар.
(Шул хабярне белгяч), Ул Іудеяны калдырыб, тагы Галилеяга киткян.
Аҥар Самарія арткылы ÿтяргя киряк булган.
Шулай Іисусъ Самаріянын Сихарь дигян каласына, Іаковъ ÿз улы Іосифка öлöш итеб биргян жирнен жанындагы калага кергян.
Шунда Іаковъ койосо бар икян. Іисусъ жул барыудан талыгыб, шул койо жанына утырган.
Алтынчы сагат тирясе икян. Шунда Самарія катыны сыу алырга диб килгян. Іисусъ Аҥар äйткян: Миҥа эчяргя бирче, дигян.
Öйрянеÿчеляре ашамнык сатыб алырга калага киткянняр икян.
Самарія катыны Аҥар äйткян: ничек Син Іудей булыб тороб, мин Самарія катыныннан эчяргя соройсон? Іудейляр Самарія кешеляре белян катышмыйлар ич, дигян.
Іисусъ аҥар жауаб биреб äйткян: äгяр дя син Алла дяÿлятен белсяҥ, аннары Мина эчяргя бирче диб сиҥа äйтеÿченен Кем икянен (белсяҥ), син узен Аннан сорар ыйыҥ, Ул сина тере сыу бирер эйе, дигян.
Катын Аҥар äйткян: эй Кадерле! Синеҥ сыу алыр нястяҥ дя жук, койо тирян, Син суҥ тере сыуны кайдан алырсын?
Син äлля бу койоно биргян Іаковъ атабыздан да олорак мы? мыннан ул ÿзе дя эчкян, балалары да, тыуарлары да (эчкянняр), дигян.
Іисусъ аҥар жауаб биреб äйткян: бу сыуны эчеÿче äр-кем тагы эчясе килер;
Äммя кем дя кем Мин биргян сыуны эчся, анын гумергя эчясе килмяс; Мин аҥар биргян сыу анда мянге тормошка ага торган сыунын чишмясе булыр, дигян.
Катын Аҥар äйткян: эй Кадерле! миҥа шул сыуны бирче, минем эчясем килмясен эйе, мында сыу алырга да жöрöсö булмасам ыйы, дигян.
Іисусъ аҥар äйткян: бар, мында иреҥне чакырыб кил, дигян.
Катын жауаб биреб äйткян: минем ирем жук, дигян. Іисусъ аҥар äйткян: ирем жук диб син дöрöс äйттеҥ:
Синеҥ биш ирен бар ыйы, äлеге ирен дя сиäа ир тöгöл, анысын син дöрöс äйттеä, дигян.
Катын аҥар äйткян: эй Кадерлем! инде мин сиҥе пагамбяр икянеҥне кюрямен, дигян.
Безнен аталарыбыз (Аллага) шушы тау öстöндя табынганнар, äммя сез табына торган урын Іерусалимда дейсез, дигян.
Іисусъ аҥар äйткян: син Мина ышан, багыт килеб житя, ул чакта Атага бу тау öстöндя гня, Іерусалимда гна табынмассыз.
Сез нейгя табынганыгызны белмейсез, äммя без нейгя табынганыбызны белябез, котолоу Іудейлярдян шул.
Мына багыт житяр, инде житте дя, ул чакта дöрöс табыныучылар Атага тын белян, чыннык белян табынырлар. Ата Ӱзеня шулай табыныучыларны эзлей шул.
Алла тын, Аҥар табыныучылар да тын белян, чыннык белян табынырга тейеш, дигян.
Катын Аҥар äйткян: Христосъ дигян Мессія килясене белямен; Ул килгяч, безгя барын да белдерер, дигян.
Іисусъ Аҥар äйткян: Ул Мин Ӱзем, синеҥ белян сöйляшеÿче, дигян.
Шул чактук Анын öйрянеÿчеляре килгянняр, аларнын Анын катын белян сöйляшеуеня исляре киткян, алайда ней соройсон Син? диб, жя анын белян ней турысында сöйляшясен? диб берсе дя äйтмягян.
Аннары катын чиляген калдырыб, калага кайтыб, кешеляргя äйткян:
Барыгыз, мин ней кылганны барын да мина äйтеб биргян кешене кюрегез, Ул Христосъ тöгöл микян? дигян.
Алар каладан чыгыб, Іисусъ катына килгянняр.
Шул арада öйрянеÿчеляре Аҥар: эй Öйрятеÿче, аша инде дигянняр.
Äммя Ул аларга äйткян: Минем сез белмей торган ашамныгым бар, дигян.
Шул сяятлей öйрянеÿчеляре ÿз араларында äйтешкянняр: äлля Аҥар бер-бер кеше ашарга китерде микян? диб.
Іисусъ аларга äйткян: Минем ашамныгым Мине Жибяреÿченен иркен кылыу, Анын эшен булдырыб житкезеÿ.
Сез: тагы дюрт айдан сун урак житяр дейсез тöгöл ме? Äммя Мин сезгя äйтямен: кюзлярегезне кютяреб, ашлыкларга карагыз, алар ничек агарганнар инде, урырга житкянняр.
Урыучы сауабын аладыр, мянге тормошка жимешляр жыядыр; шулай итеб, чячеÿче дя урыучы да бергя сöйöнöшöрляр.
Берсе чячя, икенчесе ура дигян сюз мыҥар бик туры киля.
Мин сезне ÿзегез эшлямягянне, бютянняр эшлягянне урырга жибярдем, äммя сез аларнын эшеня керештегез, дигян.
Ул миҥа ней кылганымны барын да äйтте диб катын таныклаган буйынча, шул каладагы Самарія кешеляренен кюбесе Іисуска ышанганнар.
Шуҥар кюря, самаряннар Анын катына килгяч, бездя бер ауык торсана диб, Аҥар ÿтенгянняр. Ул анда ике кöн торган.
Анын Ӱз сюзен эшеткяч, Аҥар тагы да кюберяк ышанганнар.
Äммя катынга äйткянняр: инде без синен сюзеҥ буйынча гна ышанмыйбыз, äммя ÿзебез эшетеб, Ул чыннаб дöньяне коткарыучы Христосъ икянне белдек, дигянняр.
Ике кöн ÿткяч, Іисусъ аннан чыгыб, Галилеяга киткян.
Іисусъ Ӱзе таныклаб äйткян икян: пагамбяргя ÿскян жирендя кадер булмый диб.
Ул Галилеяга килгяч, Галилея кешеляре, Анын Іерусалимда бяйрямдя бар кылган эшлярен кюргяннектян, Аны кабыл алганнар, бяйрямгя алар да барганнар икян шул.
Шулай Іисусъ тагы Галилеянын Кана дигян каласына, сыуны аракыга алмаштырган жиреня килгян. Падша жортонда тороучы бер тюря Капернаумда булган, анын улы чирлей икян.
Ул, Іисуснын Іудеядан Галилеяга кайтканын эшетеб, Анын катына килгян дя Анар: ÿляр халгя житкян улымны барыб тöзятсяня диб ÿтенгян.
Іисусъ Аҥар äйткян: сез, кодрятляр, билгеляр кюрмясягез, ышанмассыз, дигян.
Падша жортонда тороучы Аҥар äйткян: эй Ходай, улым ÿлгенче, барсана дигян.
Іисусь Аҥар äйткян: бар кайт, улын сау инде, дигян. Ул, Іисусъ äйткян сюзгя ышаныб, кайтыб киткян.
Кайтыб барганда, жулда кызмятчеляре аҥар карышы очораганнар, улын сауыкты дигянняр.
Ул алардан сораган: ул кайсы сагаття жиҥеляйде? дигян. Алар аҥар äйткянняр: княген жиденче сагаття тир кастасы аны ташлады, дигянняр.
Атасы шуннан Іисусъ анар: улын сау инде дигян сагат шул сагат булганын белгян. Шуннан суҥ ул ÿзе дя, öйöндягеляре дя барысы да (Аҥар) ышанганнар.
Бу икенче кодрятне Іисусъ Іудеядан Галилеяга кайткач кылган.
Пасха бяйряменнян алты кöн алдан, Іисусъ, ÿлгян Лазарне тергезгян ауылына Виѳаніягя килгян.
Анда Іисуска аш жасаганнар, Марѳа кызмят иткян; Іисусъ белян бергя утырыучылар арасында Лазарь дя булган.
Äммя Марія бер грябянкя ич-ней катыштырмаган нардъ дигян кыйбатлы мѵро алыб килеб, Іисуснын аякларын майлаган да Анын аякларын чяче белян сöрткян; мѵронын тямне исе белян бöтöн Ой тулган.
Шул чагында öйрянеÿчеляреҥен берсе, Симонъ улы, Іуда Искаріотъ дигяне, Іисусны тотоб бирясе булганы äйткян:
Ник бу мѵроны öч жöз динарійгя сатыб, (акчасын) сораныучыларга бирмяскя? дигян.
Ул мыны сораныучылар öчöн сагышланыуыннан äйтмягян, äммя ÿзе бурга кюря äйткян: акча тартмасын ул тоткан, анда салганны ул алыб жöргян.
Іисусъ äйткян: Аҥар теймягез, ул мыны Минем кюмелер кöнöмя саклаб тоткан;
Сораныучылар жалан сезнен белян ич, äммя Мин жалан сезнен белян булмам, дигян.
Іудейлярнен кюбесе Іисуснын шунда икянен белеб, Анын öчöн гня тöгöл, äммя Ул ÿлгян жиреннян терелтеб торгозган Лазарне дя кюрейек диб килгянняр.
Архіерейляр Лазарне дя ÿтерергя куйганнар,
Анын сяятлей іудейлярнен кюбесе килеб, Іисуска ышанганнар шул.
Бяйрямгя килгян кюб калык икенче кöннö Іисусъ Іерусалимгя киля диб эшетеб,
пальма чыбыклары тотоб, Аҥар карышы чыкканнар да: Осанна! Ходай исеменя килеÿче даннаулы, эй Израиль Падшасы! диб кычкырганнар.
Äммя Іисусъ жяш ишеккя таб килеб, аҥар атланган, былай диб жазылганча:
Эй Сіонъ кызы, курыкма! мына синеҥ Падшан жяш ишяккя атланыб киля дигянчя.
Анын öйрянеÿчеляре мыны элеке аннамаганнар икян, äммя суҥыннан Іисусъ данналгач, бу Анын турында жазылганны да, Аҥар мыны жазылганча кылганны да исляреня тöшöргянняр.
Элеке Іисусъ белян булган кешеляр: Ул Лазарне кабердян дяшеб чыгарды, аны ÿлгяненнян тергезеб торгоздо диб таныклаганнар.
Іисуснын бу кылган кодрятен эшеткян буйынча, калык Аны карышы алган.
Фарисейляр ÿз араларында äйтешкянняр: бер нястя дя кылыб булмаганны кюрясез ме? кара, бöтöн дöнья Аҥар эяреб бетя, дигянняр.
Табыныр öчöн бяйрямгя килгян кешелярнен кайсылары Еллиннаръ икян.
Алар Галилеядагы Виѳсаиданын Филиппъ катына килеб, аннан сораганнар: эй кадерле! безнен Іисусны кюрясебез киля, дигянняр.
Филиппъ барыб, мыны Андрейгя äйткян; аннары Андрей белян Филиппъ мыны Іисуска äйткянняр.
Іисусъ аларга жауабка äйткян: Äдям Улынын данналыр сагате житте.
Чын, чын сезгя äйтямен: бодай бöртöгö жиргя тöшöб улмяся, ÿзе гня тора; äгяр дя ÿлся, кюб жимеш китеря.
Жанын сöйгян кеше-аны жугалтыр, äммя бу дöньядя жанын жаратмас булган кеше-аны мянге тормошка саклар.
Миҥа кызмят итеÿче Миҥа эярсен; Мин кайда, кызмятчем дя шунда булыр. Миҥа кызмят итеучене Минем Атам кадерляр.
Казер Минем жаным кöяляня башлады; ней äйтейем Мин? эй Äтей, бу сагаттян Мине коткар! Алайда Мин шушы сагат öчöн килдем.
Эй Äтей! исемеҥне даннат, дигян. Шул чагында кюктян ауаз килгян: даннаттым, тагы да даннатырмын диб.
Шунда тороб, мыны эшеткян калык äйткян: кюк кюкеряÿдер бу диб, кайсылары äйткянняр: Аҥар пяриштя дяшкяндер, дигянняр.
Іисусъ мынар карышы äйткян: бу ауаз Минем öчöн булмады, äммя калык öчöн булды.
Казер бу дöньягя хокöм булды; казер бу дöньянен князе тышка кыуылыб чыгарылыр.
Мин жирдян кютярелгяч, барын да Ӱземя тартыб алырмын, дигян.
Былай диб äйтеб, Ул ничек ÿлясесен кюрсяткян.
Калык Аҥар äйткян: без законнан эшеттек, Христосъ гумергя тора диб; Син сун Äдям Улы кютярелергя тейеш диб ничек äйтясен? Ул Äдям Улы кем суҥ? дигянняр.
Шунда Іисусъ äйткян: сезнен арада жакты тагы аз гна багыт торор; жакты бар чагында жöрöгöз, сезне карангы каблаб бетермясен; карангыда жöрöуче кайда барганын белмей, дигян.
Жакты оланнары булыр öчöн, жакты сезнен белян торган чагында, жактыга ышаныгыз, дигян. Мыны äйткяч, Іисусъ читкя китеб, алардан жяшеренгян.
Іисусъ алар алдында шул катле кодрятляр кылса да алар Аҥар ышанмаганнар.
Шулай итеб, Исаія пагамбярнен: эй Ходай, бездян эшеткянгя кем ышанды? Ходайнын кыуаты кемгя кюренде? дигян сюзе жиреня килгян.
Аларнын ышана алмаганнары, Исаія пагамбяр тагы äйткянчя, шушы сяятлей булган:
Аларнын кюзляре кюрмяс булган, кюҥелляре таш кюк катыланган, кюзляре белян кюрмяс öчöн, кюҥелляре белян аннамас öчöн, (Миҥа) кайтмас öчöн, äммя Мин аларны тöзятер эйем, дигянчя.
Исаія мыны, Ходайнын олологон кюргяч, Анын турысында сöйлягян чагында, äйткян.
Алайда башлыкларнын да кюбесе Іисуска ышанганнар, тик синагогадан айырмасыннар диб, фарисейляр сяятлей, ышанганнарын билгертмягянняр;
Алар Алладан данналыудан бигеряк кешедян данналыуны артык сöйгянняр шул.
Іисусъ тагы кычкырыб äйткян: Миҥа ышаныучы Мине Жибяреÿчегя ышана, äммя Мина тöгöл.
Мине кюреÿче дя Мине Жибяреÿчене кюря.
Мин жакты, Миҥа ышаныучыларнын берсе дя карангыда калмасын диб, Мин дöньягя килдем.
Кем дя кем Минем сюзляремне эшетеб тя ышанмаса, Мин аны айыбламыйым; Мин дöньяне айыбларга диб килмядем, äммя дöньяне коткарырга диб килдем шул.
Мине кабыл алмаганнын, сюземне тыҥнамаганнын айыблаучысы бар: Мин äйткян сюз, аны калдык кöннö айыблар,
Мин Ӱземнян сöйлямядем шул; äммя Мине жибяргян Атам Ӱзе Мина ней äйтергя, ней сöйляргя бойорок бирде.
Мин белямен: Анын бойорого мянге тормош. Шулай итеб, Мин ней гня сöйлясям дя, Мина Ата äйткянчя сöйлöйöм, дигян.
Толкования стиха Скопировать ссылку Скопировать текст Добавить в избранное
Библ. энциклопедия Библейский словарь Словарь библ. образов Практическая симфония
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible