Скрыть
10:1
10:6
10:8
10:9
10:10
10:14
10:15
10:17
10:18
10:22
10:26
10:29
10:30
10:32
10:33
10:34
10:35
10:36
10:37
10:39
10:40
10:41
10:42
Синодальный
1 Семьдесят учеников посланы на служение. 21 Иисус прославляет Отца; «утаил от мудрых», «открыл младенцам». 25 Притча о милосердном самарянине. 38 Марфа и Мария.
[Зач. 50.] После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
[Зач. 51.] Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
[Зач. 52.] И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!
ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
[Зач. 53.] И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
[Зач. 54.] В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Церковнославянский (рус)
[Зач. 50.] По си́хъ же яви́ Госпо́дь и инѣ́хъ се́дмьдесятъ, и посла́ и́хъ по двѣма́ предъ лице́мъ Сво­и́мъ во вся́къ гра́дъ и мѣ́сто, а́може хотя́ше Са́мъ ити́:
глаго́лаше же къ ни́мъ: жа́тва у́бо мно́га, дѣ́лателей же ма́ло: моли́теся у́бо Го́споди́ну жа́твѣ, да изведе́тъ дѣ́латели на жа́тву Свою́.
Иди́те: се́ А́зъ посыла́ю вы́ я́ко а́гнцы посредѣ́ волко́въ.
Не носи́те влага́лища, ни пи́ры, ни сапо́гъ и ни кого́же на пути́ цѣлу́йте.
Въ о́нъ же а́ще до́мъ вни́дете, пе́рвѣе глаго́лите: ми́ръ до́му сему́:
и а́ще у́бо бу́детъ ту́ сы́нъ ми́ра, почі́етъ на не́мъ ми́ръ ва́шъ: а́ще ли же ни́, къ ва́мъ воз­врати́т­ся.
Въ то́мъ же дому́ пребыва́йте, яду́ще и пiю́ще, я́же су́ть у ни́хъ: досто́инъ бо е́сть дѣ́латель мзды́ сво­ея́: не преходи́те изъ до́му въ до́мъ.
И въ о́нъ же а́ще гра́дъ вхо́дите, и прiе́млютъ вы́, яди́те предлага́емая ва́мъ:
и исцѣли́те неду́жныя, и́же су́ть въ не́мъ, и глаго́лите и́мъ: при­­бли́жися на вы́ Ца́р­ст­вiе Бо́жiе.
И въ о́нъ же а́ще гра́дъ вхо́дите, и не прiе́млютъ ва́съ, изше́дше на распу́тiя его́, рцы́те:
и пра́хъ при­­лѣ́пшiй на́мъ от­ гра́да ва́­шего, от­тряса́емъ ва́мъ. Оба́че сiе́ вѣ́дите, я́ко при­­бли́жися на вы́ Ца́р­ст­вiе Бо́жiе.
Глаго́лю ва́мъ, я́ко Cодо́мляномъ въ де́нь то́й от­ра́днѣе бу́детъ, не́же гра́ду тому́.
Го́ре тебѣ́, Хорази́не, го́ре тебѣ́, Виѳсаи́до: я́ко а́ще въ Ти́рѣ и Сидо́нѣ бы́ша си́лы бы́ли бы́в­шыя въ ва́ю, дре́вле у́бо во вре́тищи и пе́пелѣ сѣдя́ще покая́лися бы́ша:
оба́че Ти́ру и Сидо́ну от­ра́днѣе бу́детъ на судѣ́, не́же ва́ма.
И ты́, Капернау́ме, и́же до небе́съ воз­несы́йся, до а́да низведе́шися.
[Зач. 51.] Слу́шаяй ва́съ, Мене́ слу́шаетъ: и от­мета́яйся ва́съ, Мене́ от­мета́ет­ся: от­мета́яйся же Мене́, от­мета́ет­ся Посла́в­шаго Мя́.
Возврати́шася же се́дмьдесятъ съ ра́достiю, глаго́люще: Го́споди, и бѣ́си повину́ют­ся на́мъ о и́мени Тво­е́мъ.
Рече́ же и́мъ: ви́дѣхъ сатану́ я́ко мо́лнiю съ небесе́ спа́дша.
[Зач..] Се́, даю́ ва́мъ вла́сть наступа́ти на змiю́ и на скорпі́ю и на всю́ си́лу вра́жiю: и ничесо́же ва́съ вреди́тъ.
Оба́че о се́мъ не ра́дуйтеся, я́ко ду́си ва́мъ повину́ют­ся: ра́дуйтеся же, я́ко имена́ ва́ша напи́сана су́ть на небесѣ́хъ.
Въ то́й ча́съ воз­ра́довася ду́хомъ Иису́съ и рече́: исповѣ́даютися, О́тче, Го́споди небесе́ и земли́, я́ко утаи́лъ еси́ сiя́ от­ прему́дрыхъ и разу́мныхъ, и от­кры́лъ еси́ та́ младе́нцемъ: е́й, О́тче, я́ко та́ко бы́сть благоволе́нiе предъ Тобо́ю.
И́ обра́щься ко ученико́мъ, рече́: вся́ Мнѣ́ предана́ бы́ша от­ Отца́ Мо­его́: и никто́же вѣ́сть, кто́ е́сть Сы́нъ, то́кмо Оте́цъ: и кто́ е́сть Оте́цъ, то́кмо Сы́нъ, и ему́же а́ще хо́щетъ Сы́нъ от­кры́ти.
[Зач. 52.] И́ обра́щься ко ученико́мъ, еди́нъ {осо́бь} рече́: блаже́ни о́чи ви́дящiи, я́же ви́дите:
глаго́лю бо ва́мъ, я́ко мно́зи проро́цы и ца́рiе восхотѣ́ша ви́дѣти, я́же вы́ ви́дите, и не ви́дѣша: и слы́шати, я́же слы́шите, и не слы́шаша.
[Зач. 53.] И се́, зако́н­никъ нѣ́кiй воста́, искуша́я Его́ и глаго́ля: Учи́телю, что́ сотвори́въ, живо́тъ вѣ́чный наслѣ́дую?
О́нъ же рече́ къ нему́: въ зако́нѣ что́ пи́сано е́сть? Ка́ко чте́ши?
О́нъ же от­вѣща́въ рече́: воз­лю́биши Го́спода Бо́га тво­его́ от­ всего́ се́рдца тво­его́, и от­ всея́ души́ тво­ея́, и все́ю крѣ́постiю тво­е́ю, и всѣ́мъ помышле́нiемъ тво­и́мъ: и бли́жняго сво­его́ я́ко са́мъ себе́.
Рече́ же ему́: пра́во от­вѣща́лъ еси́: сiе́ сотвори́, и жи́въ бу́деши.
О́нъ же хотя́ оправди́тися са́мъ, рече́ ко Иису́су: и кто́ е́сть бли́жнiй мо́й?
Отвѣща́въ же Иису́съ рече́: человѣ́къ нѣ́кiй схожда́­ше от­ Иерусали́ма во Иерихо́нъ, и въ разбо́йники впаде́, и́же совле́кше его́, и я́звы воз­ло́жше от­идо́ша, оста́вльше едва́ жи́ва су́ща.
По слу́чаю же свяще́н­никъ нѣ́кiй схожда́­ше путе́мъ тѣ́мъ, и ви́дѣвъ его́, мимо­и́де.
Та́кожде же и леви́тъ, бы́въ на то́мъ мѣ́стѣ, при­­ше́дъ и ви́дѣвъ, мимо­и́де.
Самаря́нинъ же нѣ́кто гряды́й, прiи́де надъ него́, и ви́дѣвъ его́, милосе́рдова:
и при­­сту́пль обвяза́ стру́пы его́, воз­лива́я ма́сло и вино́: всади́въ же его́ на сво́й ско́тъ, при­­веде́ его́ въ гости́н­ницу, и при­­лѣжа́ ему́:
и нау́трiя изше́дъ, изъе́мъ два́ сре́бреника, даде́ гости́н­нику, и рече́ ему́: при­­лѣжи́ ему́: и, е́же а́ще прiиждиве́ши, а́зъ егда́ воз­вращу́ся, воз­да́мъ ти́.
Кто́ у́бо от­ тѣ́хъ трiе́хъ бли́жнiй мни́ттися бы́ти впа́дшему въ разбо́йники?
О́нъ же рече́: сотвори́вый ми́лость съ ни́мъ. Рече́ же ему́ Иису́съ: иди́, и ты́ твори́ та́кожде.
[Зач. 54.] Бы́сть же ходя́щымъ и́мъ, и Са́мъ вни́де въ ве́сь нѣ́кую: жена́ же нѣ́кая и́менемъ Ма́рѳа прiя́тъ Его́ въ до́мъ сво́й.
И сестра́ е́й бѣ́ нарица́емая Марі́а, я́же и сѣ́дши при­­ ногу́ Иису́сову, слы́шаше сло́во Его́.
Ма́рѳа же мо́лвяше о мно́зѣ слу́жбѣ, ста́в­ши же рече́: Го́споди, не бреже́ши ли, я́ко сестра́ моя́ еди́ну мя́ оста́ви служи́ти? Рцы́ у́бо е́й, да ми́ помо́жетъ.
Отвѣща́въ же Иису́съ рече́ е́й: Ма́рѳо, Ма́рѳо, пече́шися, и мо́лвиши о мно́зѣ,
еди́но же е́сть на потре́бу: Марі́а же благу́ю ча́сть избра́, я́же не отъ­и́мет­ся от­ нея́.
Шуннан ары Ходай тагы бютян житмеш öйрянеÿче сайлаган да аларны Ӱз алдыҥнан Ӱзе барасы äр-бер калага, äр-бер жиргя икешярикешяр жибяргян.
Аларга äйткян: урасы ашлык кюб, äммя эшчеляр äз; ашлык Эясеня ÿтенегез, Ул урагына эшчеляр жибярсен эйе.
Сез барыгыз, Мин сезне бяряннярне бюреляр арасына жибяргяндей жибярямен.
(Ӱзегез белян) кабчык та, жанчык та, башмаклар да алмагыз, жулда ич беряÿ белян дя исянняшкяляб жыуанмагыз.
Кайсы гна öйгя керсягез дя ин элеке: бу öйгя тынычлык булсын диб äйтегез.
Äгяр анда тынычлык улы булса, (телягян) тынычлыгыгыз аҥар килер, äгяр булмаса, ÿзегезгя кайтыр.
Шул öйдя торогоз, аларнын нейе бар, шуны ашагыз, эчегез; эшляÿчегя эшлягяне öчöн бирергя тейеш ич. Öйдян öйгя кючеб жöрмягез.
Бер-бер калага кергяч, сезне кабыл алсалар, сезгя куйган нястяне ашагыз;
Андагы чирлелярне тöзятегез, аларга äйтегез: Алла Падшалыгы сезгя жакыннашты, дигез.
Бер-бер калага кергяч, сезне кабыл алмасалар, сез урамнарга чыгыб äйтегез:
Калагыздан безгя эяргян тузанны да сезгя селкеб тöшöрöб калдырабыз, алай да Алла Падшалыгы сезгя жакыннашканны белегез, дигез.
Сезгя äйтямен: сорау кöнöндя Содомъ каласына ул калага караганда жиҥелеряк булыр.
Айгай сина Хоразинъ! айгай сина Виѳсаида! äгяр сездя булган кодрятляр Тиръ белян Сидонда булган булсалар, алар инде кюбтян алама кейем кейенеб, (башларына) кöл сибеб тяÿбя итярляр эйе шул.
Алайда Тиръ белян Сидонга сорауда сезгя кюря жиҥелеряк булыр.
Син дя, эй кюккя чаклы кютярелгян Капернаумъ, тамукка чаклы тöшöрöлöрсен.
Сезне тыҥнаучы кеше, Мине тыҥный; сезне кабыл алмаган кеше, Мине кабыл алмый, äммя Мине кабыл алмаган кеше, Мине Жибяреÿчене кабыл алмый, дигян.
Житмеш öйрянеуче сöйöнöшöб кайтыб, äйткянняр: эй Ходай! Синеҥ исемен какына безне женняр дя тыҥныйлар, дигянняр.
Äммя Ул аларга äйткян: кюктян жяшен кюк атылыб тöшкян шайтанны кюрдем.
Мына Мин сезгя жыланга да, скорпіонга да, дошманнын бар кöчöня дя басарга кыуат бирям, ич-бер нястя сезгя зыян тейермяс.
Алайда сезне женняр тыннаганга сöйöнмягез, äммя исемнярегез кюктя жазылыулы булганга сöйöнöгöз, дигян.
Шул сагаття Іисусъ кюнеле сöйöнöб äйткян: эй Äтей, кюкнен, жирнен Ходайы! Син мыны белемнелярдян, акыллылардан жяшереб, балаларга кюрсяткянеҥ öчöн Сине данныймын. Эйе, Äтей, Синеҥ иркеҥ шулай булды шул дигян.
Аннары öйрянеÿчеляреҥя таба боролоб äйткян: Миҥа Атамнан äр-ней бирелеÿле. Улнын кем икянен Атадан бютян беряÿ дя белмей, Атанын да кем икянен Улыннан башка, тагы Улы белдерясе килгян кешедян башка (беряÿдя белмей).
Тагы öйрянеÿчеляреҥя караб, аларга гна äйткян: сез кюря торганны кюреÿче кюзляр бахетле.
Мин сезгя äйтямен: кюб пагамбярляр, падшалар сез кюря торган- ны кюряселяре килде, алайда кюрмяделяр; сез эшеткянне эшетяселяре килде, тик эшетмяделяр, дигян.
Мына законъ белеÿче беряÿ урныннан тороб, Іисусны сынаб äйткян: эй Öйрятеуче, мянге тормошка урыннашыр öчöн, мин ней кылыйым? дигян.
Ул аҥар äйткян: законда ней диб жазган, ничек диб укыйсын? дигян.
Ул жауаб биреб äйткан: Алла Ходайыҥны бар кюнелеҥ белян, бар жаныҥ белян, бар кöчöн белян, бар уйын белян сöй, жакыныҥны да ÿзеҥне сöйгян кюк сöй диб.
(Іисусь) Аҥар äйткян: син дöрöс жауаб бирдеҥ; шулай кыл, тере торорсон, дигян.
Äммя ул узен дöрöскя чыгарыр öчöн, Іисуска äйткян: минем жакыным кем суҥ? дигян.
Іисусъ жауаб биреб äйткян: бер кеше Іерусалимнан Іерихонга тöшöб бара икян, шунда талаучыларга очраган; алар анын öстöннян кейемен салгызыб алыб, ÿзен жаралаб, ÿлярлек итеб калдырыб киткянняр.
Шул жулданук бер священниккя барырга туры килгян; ул аны кюргян дя узыб киткян.
Шунын кюк бер левитъ та шул урынга туры килеб, ул кешенен жанына барыб караган да узыб киткян.
Аннары бер Самарія кешесе атланыб бара икян; ул шул кешегя туры килеб, аны кюреб, кызганган.
Жакын килеб, анын жараларына май белян аракы сöртöб бяйлягян; аннары аны ишяге öстöня атландырыб, узгынчылар кереб куна торган öйгя алыб барыб, анда анын öчöн сагышланган.
Иртягесен киткян чагында, ике динарій чыгарыб, шул öйнöн эясеня биреб äйткян: мынын öчöн сагышлансана; äгяр мыннан артык акча тотсан да мин кайтышлый сина тюлярмен, дигян.
Суҥ инде талаучыларга туры килгян кешенен жакыны шул öч кешенен кайсысы диб уйлыйсын? дигян.
Ул äйткян: аҥар изгелек иткяне, дигян. Іисусъ аҥар äйткян: бар, син дя шулай кыл, дигян.
Жул белян бара торгач, Іисусъ бер ауылга кергян; шунда Марѳа атлы бер катын Аны ÿз öйöня алыб кергян.
Анын Марія атлы сеҥнесе бар икян, ул Іисуснын аягы жанына утырыб, Анын сюзен тыҥнаб утырган.
Äммя Марѳа кюб сыйлар äзерляргя сагышланыб жöргян, ул жакын килеб (Іисуска) äйткян: эй Ходай, сеннем кызмятне жангызыма гна калдырганга Син кöймöйсен меней? Аҥар äйтче, ул миҥа булышсын, дигян.
Іисусъ аҥар жауаб биреб äйткян: эй Марѳа, Марѳа! син кюбкя сагышланыб жöрöйсен, киряклесе тик бер гня.
Марія арыу öлöшнö сайлаб алды, ул аннан алынмас дигян.
Толкования стиха Скопировать ссылку Скопировать текст Добавить в избранное
Библ. энциклопедия Библейский словарь Словарь библ. образов Практическая симфония
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible