Скрыть
11:1
11:5
11:6
11:7
11:8
11:10
11:12
11:18
11:19
11:21
11:22
11:23
11:25
11:28
11:30
11:35
11:36
11:37
11:40
11:44
11:45
11:47
11:48
11:50
11:53
11:54
Глава 12 
12:3
12:5
12:12
12:13
12:14
12:16
12:17
12:18
12:23
12:25
12:26
12:27
12:28
12:29
12:30
12:32
12:34
12:36
12:37
12:38
12:40
12:41
12:43
12:44
12:45
12:46
12:48
12:49
12:52
12:55
12:56
12:57
12:59
Синодальный
1 Как молиться? «Отче наш»; «просите, и дано будет вам». 14 Силою веельзевула или перстом Божиим? Сильнейший победит сильного. Выметенный дом. 27 Блаженны слышащие и соблюдающие. Знамение Ионы. «Больше Соломона». 33 Светильник тела; свет и тьма. 42 «Горе» фарисеям; законники, их ненависть к Иисусу Христу.
[Зач. 55.] Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
[Зач. 56.] И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.
[Зач. 57.] Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
[Зач. 58.] Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
и, придя, находит его выметенным и убранным;
тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
[Зач. 59.] Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего.
Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
[Зач. 60.] Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́к, как бы светильник освещал тебя сиянием.
Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.
Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
Подавайте лучше милостыню из того, что́ у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.
[Зач. 61.] Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
[Зач. 62.] Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши:
сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы.
Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят,
да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира,
от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.
1 Сокровенное будет открыто; кого бояться? Малые птицы не забыты; исповедание и отвержение Иисуса Христа. 13 Против любостяжания; притча о безумном богаче. 22 «Не заботьтесь»; «посмотрите на лилии»; «ищите Царствия Божия». 35 Бодрствуйте; верный домоправитель. 49 Разделение в доме и грядущий суд.
Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
[Зач. 63.] Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.
Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь.
Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
[Зач. 64.] Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.
Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить,
ибо Святой Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.
[Зач. 65.] Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
[Зач. 66.] И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
душа больше пищи, и тело – одежды.
Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем?
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь,
потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
[Зач. 67.] Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.
Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
Господь же сказал: [Зач. 68.] кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, –
то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. [Зач. 69.] И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:
отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;
и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.
Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Церковнославянский (рус)
[Зач. 55.] И бы́сть внегда́ бы́ти Ему́ на мѣ́стѣ нѣ́ко­емъ моля́щуся, [и] я́ко преста́, рече́ нѣ́кiй от­ учени́къ Его́ къ Нему́: Го́споди, научи́ ны моли́тися, я́коже и Иоа́н­нъ научи́ ученики́ своя́.
Рече́ же и́мъ: егда́ мо́литеся, глаго́лите: О́тче на́шъ, и́же на небесѣ́хъ, да святи́т­ся и́мя Твое́: да прiи́детъ Ца́р­ст­вiе Твое́: да бу́детъ во́ля Твоя́, я́ко на небеси́, и на земли́:
хлѣ́бъ на́шъ насу́щный подава́й на́мъ на вся́къ де́нь:
и оста́ви на́мъ грѣхи́ на́шя, и́бо и са́ми оставля́емъ вся́кому должнику́ на́­шему: и не введи́ на́съ во искуше́нiе, но изба́ви на́съ от­ лука́ваго.
И рече́ къ ни́мъ: кто́ от­ ва́съ и́мать дру́га, и и́детъ къ нему́ въ полу́нощи, и рече́тъ ему́: дру́же, да́ждь ми́ взаи́мъ три́ хлѣ́бы:
поне́же дру́гъ прiи́де съ пу́ти ко мнѣ́, и не и́мамъ чесо́ предложи́ти ему́.
И то́й извну́трь от­вѣща́въ рече́тъ: не твори́ ми труды́: уже́ две́ри затворены́ су́ть, и дѣ́ти моя́ со мно́ю на ло́жи су́ть: [и] не могу́ воста́въ да́ти тебѣ́.
Глаго́лю же ва́мъ: а́ще и не да́стъ ему́ воста́въ, зане́ дру́гъ ему́ е́сть: но за безо́чь­ст­во его́, воста́въ да́стъ ему́, ели́ка тре́буетъ.
[Зач. 56.] И А́зъ ва́мъ глаго́лю: проси́те, и да́ст­ся ва́мъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и от­ве́рзет­ся ва́мъ:
вся́къ бо прося́й прiе́млетъ, и ищя́й обрѣта́етъ, и толку́щему от­ве́рзет­ся.
Кото́раго же ва́съ отца́ воспро́ситъ сы́нъ хлѣ́ба, еда́ ка́мень пода́стъ ему́? Или́ ры́бы, еда́ въ ры́бы мѣ́сто змiю́ пода́стъ ему́?
Или́ а́ще попро́ситъ яица́, еда́ пода́стъ ему́ ско́рпiю?
А́ще у́бо вы́ зли́ су́ще, умѣ́ете дая́нiя бла́га дая́ти ча́домъ ва́шымъ, ко́льми па́че Оте́цъ, и́же съ небесе́, да́стъ Ду́ха Свята́го прося́щымъ у Него́?
[Зач. 57.] И бѣ́ изгоня́ бѣ́са, и то́й бѣ́ нѣ́мъ: бы́сть же бѣ́су изше́дшу, проглаго́ла нѣмы́й: и диви́шася наро́ди.
Нѣ́цыи же от­ ни́хъ рѣ́ша: о веельзеву́лѣ кня́зи бѣсо́встѣмъ изго́нитъ бѣ́сы.
Друзі́и же искуша́юще, зна́менiя от­ Него́ иска́ху съ небесе́.
О́нъ же вѣ́дый помышле́нiя и́хъ, рече́ и́мъ: вся́ко ца́р­ст­во само́ въ себѣ́ раздѣля́яся, запустѣ́етъ: и до́мъ на до́мъ, па́даетъ.
А́ще же и сатана́ са́мъ въ себѣ́ раздѣли́ся, ка́ко ста́нетъ ца́р­ст­во его́, я́коже глаго́лете, о веельзеву́лѣ изгоня́щя Мя́ бѣ́сы.
А́ще же А́зъ о веельзеву́лѣ изгоню́ бѣ́сы, сы́нове ва́ши о ко́мъ изго́нятъ? Сего́ ра́ди ті́и бу́дутъ ва́мъ судiи́.
А́ще ли же о пе́рстѣ Бо́жiи изгоню́ бѣ́сы, у́бо пости́же на ва́съ Ца́р­ст­вiе Бо́жiе.
Егда́ крѣ́пкiй вооружи́вся храни́тъ сво́й дво́ръ, во смире́нiи {въ ми́рѣ} су́ть имѣ́нiя его́:
егда́ же крѣ́плѣй его́ наше́дъ побѣди́тъ его́, все́ ору́жiе его́ во́зметъ, на не́же упова́­ше, и коры́сть его́ раздае́тъ.
[Зач. 58.] И́же нѣ́сть со Мно́ю, на Мя́ е́сть: и и́же не собира́етъ со Мно́ю, расточа́етъ.
Егда́ [же] нечи́стый ду́хъ изы́детъ от­ человѣ́ка, прехо́дитъ сквоз­ѣ́ безво́дная мѣ́ста, ищя́ поко́я: и не обрѣта́я, глаго́летъ: воз­вращу́ся въ до́мъ мо́й, от­ню́дуже изыдо́хъ.
И при­­ше́дъ обря́щетъ и́ помете́нъ и укра́­шенъ:
тогда́ и́детъ и по́йметъ се́дмь други́хъ духо́въ го́ршихъ себе́, и в­ше́дше живу́тъ ту́: и быва́ютъ послѣ́дняя человѣ́ку тому́ го́рша пе́рвыхъ.
Бы́сть же егда́ глаго́лаше сiя́, воз­дви́гши нѣ́кая жена́ гла́съ от­ наро́да, рече́ Ему́: блаже́но чре́во носи́в­шее Тя́, и сосца́, я́же еси́ сса́лъ.
О́нъ же рече́: тѣ́мже у́бо блаже́ни слы́шащiи сло́во Бо́жiе и храня́щiи е́.
[Зач. 59.] Наро́домъ же собира́ющымся нача́тъ глаго́лати: ро́дъ се́й лука́въ е́сть: зна́менiя и́щетъ, и зна́менiе не да́ст­ся ему́, то́кмо зна́менiе Ио́ны проро́ка:
я́коже бо бы́сть Ио́на зна́менiе Ниневи́томъ, та́ко бу́детъ и Сы́нъ Человѣ́ческiй ро́ду сему́.
Цари́ца ю́жская воста́нетъ на су́дъ съ му́жи ро́да сего́, и осу́дитъ и́хъ: я́ко прiи́де от­ коне́цъ земли́ слы́шати прему́дрость Соломо́нову: и се́ мно́жае Соломо́на здѣ́.
Му́жiе Ниневи́тстiи воста́нутъ на су́дъ съ ро́домъ си́мъ, и осу́дятъ и́: я́ко покая́шася про́повѣдiю Ио́ниною: и се́ мно́жае Ио́ны здѣ́.
Никто́же [у́бо] свѣти́лника вже́гъ, въ скро́вѣ полага́етъ, ни подъ спу́домъ, но на свѣ́щницѣ, да входя́щiи свѣ́тъ ви́дятъ.
[Зач. 60.] Свѣти́лникъ тѣ́лу е́сть о́ко: егда́ у́бо о́ко твое́ про́сто бу́детъ, все́ тѣ́ло твое́ свѣ́тло бу́детъ: егда́ же лука́во бу́детъ, и тѣ́ло твое́ те́мно:
блюди́ у́бо, еда́ свѣ́тъ, и́же въ тебѣ́, тма́ е́сть.
А́ще бо тѣ́ло твое́ все́ свѣ́тло, не имы́й нѣ́кiя ча́сти те́мны, бу́детъ свѣ́тло все́, я́коже егда́ свѣти́лникъ блиста́нiемъ просвѣща́етъ тя́.
Егда́ же глаго́лаше, моля́ше Его́ фарисе́й нѣ́кiй, да обѣ́дуетъ у него́: в­ше́дъ же воз­леже́.
Фарисе́й же ви́дѣвъ диви́ся, я́ко не пре́жде крести́ся {не пе́рвѣе умы́ся} пре́жде обѣ́да.
Рече́ же Госпо́дь къ нему́: ны́нѣ вы́, фарисе́е, внѣ́шняя сткля́ницы и блю́да очища́ете, вну́трен­нее же ва́­ше по́лно грабле́нiя е́сть и лука́в­ст­ва.
Безу́мнiи, не И́же ли сотвори́ внѣ́шнее, и вну́трен­нее сотвори́лъ е́сть?
Оба́че от­ су́щихъ дади́те ми́лостыню: и се́ вся́ чи́ста ва́мъ бу́дутъ.
[Зач. 61.] Но го́ре ва́мъ фарисе́омъ, я́ко одеся́т­ст­вуете от­ мя́твы и пига́на и вся́каго зе́лiя, и мимохо́дите су́дъ и любо­́вь Бо́жiю: сiя́ подоба́­ше сотвори́ти, и о́нѣхъ не оставля́ти.
Го́ре ва́мъ фарисе́омъ, я́ко лю́бите предсѣда́нiя на со́нмищехъ и цѣлова́нiя на то́ржищихъ.
Го́ре ва́мъ, кни́жницы и фарисе́е лицемѣ́ри, я́ко есте́ я́ко гро́би невѣ́доми, и человѣ́цы ходя́щiи верху́ не вѣ́дятъ.
Отвѣща́въ же нѣ́кiй от­ зако́н­никъ рече́ Ему́: Учи́телю, сiя́ глаго́ля, и на́мъ досажда́еши.
О́нъ же рече́: и ва́мъ зако́н­никомъ го́ре, я́ко накла́даете на человѣ́ки бремена́ не удо́бь носи́ма, и са́ми еди́нѣмъ персто́мъ ва́шимъ не при­­каса́етеся бремене́мъ.
[Зач. 62.] Го́ре ва́мъ, я́ко зи́ждете гро́бы проро́къ, отцы́ же ва́ши изби́ша и́хъ.
У́бо свидѣ́тел­ст­вуете и соблаговоли́те дѣло́мъ оте́цъ ва́шихъ: я́ко ті́и у́бо изби́ша и́хъ, вы́ же зи́ждете и́хъ гро́бы.
Сего́ ра́ди и прему́дрость Бо́жiя рече́: послю́ въ ни́хъ {къ ни́мъ} проро́ки и апо́столы, и от­ ни́хъ убiю́тъ и изжену́тъ:
да взы́щет­ся кро́вь всѣ́хъ проро́къ, пролива́емая от­ сложе́нiя мíра, от­ ро́да сего́,
от­ кро́ве А́веля да́же до кро́ве Заха́рiи, поги́бшаго ме́жду олтаре́мъ и хра́момъ: е́й, глаго́лю ва́мъ, взы́щет­ся от­ ро́да сего́.
Го́ре ва́мъ зако́н­никомъ, я́ко взя́сте клю́чь разумѣ́нiя: са́ми не внидо́сте, и входя́щымъ воз­брани́сте.
Глаго́лющу же Ему́ сiя́ къ ни́мъ, нача́ша кни́жницы и фарисе́е бѣ́днѣ {зѣло́} гнѣ́ватися На́нь и преста́ти {вопроша́ти} Его́ о мно́зѣ,
ла́юще Его́ {навѣ́ту­ю­ще На́нь}, и́щуще улови́ти нѣ́что от­ у́стъ Его́, да На́нь воз­глаго́лютъ.
О ни́хже {между́ тѣ́мъ} собра́в­шымся тма́мъ наро́да, я́ко попира́ти дру́гъ дру́га, нача́тъ глаго́лати ученико́мъ Сво­и́мъ пе́рвѣе: внемли́те себѣ́ от­ ква́са фарисе́йска, е́же е́сть лицемѣ́рiе.
[Зач. 63.] Ничто́же бо покрове́но е́сть, е́же не от­кры́ет­ся, и та́йно, е́же не уразумѣ́ет­ся:
зане́, ели́ка во тмѣ́ рѣ́сте, во свѣ́тѣ услы́шат­ся: и е́же ко у́ху глаго́ласте во хра́мѣхъ, проповѣ́ст­ся на кро́вѣхъ.
Глаго́лю же ва́мъ друго́мъ Сво­и́мъ: не убо́йтеся от­ убива́ющихъ тѣ́ло и пото́мъ не мо́гущихъ ли́шше что́ сотвори́ти:
сказу́ю же ва́мъ, кого́ убо́йтеся: убо́йтеся иму́щаго вла́сть по убiе́нiи воврещи́ въ де́брь о́гнен­ную: е́й, глаго́лю ва́мъ, того́ убо́йтеся.
Не пя́ть ли пти́цъ цѣни́т­ся пѣ́нязема двѣма́, и ни еди́на от­ ни́хъ нѣ́сть забве́на предъ Бо́гомъ.
Но и вла́си главы́ ва́­шея вси́ изочте́ни су́ть. Не убо́йтеся у́бо: мно́зѣхъ пти́цъ у́нши есте́ вы́.
[Зач. 64.] Глаго́лю же ва́мъ: вся́къ, и́же а́ще исповѣ́сть Мя́ предъ человѣ́ки, и Сы́нъ Человѣ́ческiй исповѣ́сть его́ предъ А́нгелы Бо́жiими:
а от­вергі́йся Мене́ предъ человѣ́ки, от­ве́рженъ бу́детъ предъ А́нгелы Бо́жiими.
И вся́къ и́же рече́тъ сло́во на Сы́на Человѣ́ческаго, оста́вит­ся ему́: а на Свята́го Ду́ха хули́в­шему не оста́вит­ся.
Егда́ же при­­веду́тъ вы́ на собо́рища и вла́сти и влады́че­ст­ва, не пецы́теся, ка́ко или́ что́ от­вѣща́ете, или́ что́ рече́те:
Святы́й бо Ду́хъ научи́тъ вы́ въ то́й ча́съ, я́же подоба́етъ рещи́.
[Зач. 65.] Рече́ же Ему́ нѣ́кiй от­ наро́да: Учи́телю, рцы́ бра́ту мо­ему́ раздѣли́ти со мно́ю достоя́нiе.
О́нъ же рече́ ему́: человѣ́че, кто́ Мя́ поста́ви судiю́ или́ дѣли́теля надъ ва́ми?
Рече́ же къ ни́мъ: блюди́те и храни́теся от­ лихо­и́м­ст­ва: я́ко не от­ избы́тка {внегда́ избы́точе­с­т­вовати} кому́ живо́тъ его́ е́сть от­ имѣ́нiя его́.
[Зач. 66.] Рече́ же при́тчу къ ни́мъ, глаго́ля: человѣ́ку нѣ́ко­ему бога́ту угобзи́ся ни́ва:
и мы́сляше въ себѣ́, глаго́ля: что́ сотворю́, я́ко не и́мамъ гдѣ́ собра́ти плодо́въ мо­и́хъ?
И рече́: се́ сотворю́: разорю́ жи́тницы моя́, и бо́лшыя сози́жду, и соберу́ ту́ вся́ жи́та моя́ и блага́я моя́:
и реку́ души́ мо­е́й: душе́, и́маши мно́га бла́га, лежа́ща на лѣ́та мно́га: почива́й, я́ждь, пі́й, весели́ся.
Рече́ же ему́ Бо́гъ: безу́мне, въ сiю́ но́щь ду́шу твою́ истя́жутъ от­ тебе́: а я́же угото́валъ еси́, кому́ бу́дутъ?
Та́ко собира́яй себѣ́, а не въ Бо́га богатѣ́я.
Рече́ же ко ученико́мъ Сво­и́мъ: сего́ ра́ди глаго́лю ва́мъ: не пецы́теся душе́ю ва́­шею, что́ я́сте: ни тѣ́ломъ, во что́ облече́теся:
душа́ бо́лши е́сть пи́щи, и тѣ́ло оде́жды.
Смотри́те вра́нъ, я́ко не сѣ́ютъ, ни жну́тъ: и́мже нѣ́сть сокро́вища, ни жи́тницы, и Бо́гъ пита́етъ и́хъ: ко́льми па́че вы́ есте́ лу́чши пти́цъ?
Кто́ же от­ ва́съ пекі́йся мо́жетъ при­­ложи́ти во́зрасту сво­ему́ ла́коть еди́нъ?
А́ще у́бо ни ма́ла чесо́ мо́жете, что́ о про́чихъ пече́теся?
Смотри́те кри́ны, ка́ко расту́тъ: не тружда́ют­ся, ни пряду́тъ: глаго́лю же ва́мъ, я́ко ни Соломо́нъ во все́й сла́вѣ сво­е́й облече́ся, я́ко еди́нъ от­ си́хъ.
А́ще же траву́, на селѣ́ дне́сь су́щу и у́трѣ въ пе́щь вме́щему, Бо́гъ та́ко одѣва́етъ: ко́льми па́че ва́съ, маловѣ́ри?
И вы́ не ищи́те, что́ я́сте, или́ что́ пiе́те: и не воз­носи́теся:
всѣ́хъ бо си́хъ язы́цы мíра сего́ и́щутъ: ва́шъ же Оте́цъ вѣ́сть, я́ко тре́буете си́хъ.
Оба́че ищи́те Ца́р­ст­вiя Бо́жiя, и сiя́ вся́ при­­ложа́т­ся ва́мъ.
[Зач. 67.] Не бо́йся, ма́лое ста́до: я́ко благо­изво́ли Оте́цъ ва́шъ да́ти ва́мъ Ца́р­ст­во.
Продади́те имѣ́нiя ва́ша и дади́те ми́лостыню. Сотвори́те себѣ́ влага́лища неветша́юща, сокро́вище неоскудѣ́емо на небесѣ́хъ, идѣ́же та́ть не при­­ближа́ет­ся, ни мо́ль растлѣва́етъ.
Идѣ́же бо сокро́вище ва́­ше, ту́ и се́рдце ва́­ше бу́детъ.
Да бу́дутъ чре́сла ва́ша препоя́сана, и свѣти́лницы горя́щiи:
и вы́ подо́бни человѣ́комъ ча́ющымъ го́спода сво­его́, когда́ воз­врати́т­ся от­ бра́ка, да при­­ше́дшу и толкну́в­шу, а́бiе от­ве́рзутъ ему́.
Блаже́ни раби́ ті́и, и́хже при­­ше́дъ госпо́дь обря́щетъ бдя́щихъ: ами́нь глаго́лю ва́мъ, я́ко препоя́шет­ся и поса́дитъ и́хъ, и мину́въ {приступи́въ} послу́житъ и́мъ.
И а́ще прiи́детъ во втору́ю стра́жу, и въ тре́тiю стра́жу прiи́детъ, и обря́щетъ [и́хъ] та́ко, блаже́ни су́ть раби́ ті́и.
Се́ же вѣ́дите, я́ко а́ще бы вѣ́далъ господи́нъ хра́мины, въ кі́й ча́съ та́ть прiи́детъ, бдѣ́лъ у́бо бы, и не бы́ да́лъ подкопа́ти до́му сво­его́.
И вы́ у́бо бу́дите гото́ви: я́ко, въ о́нъ же ча́съ не мни́те, Сы́нъ Человѣ́ческiй прiи́детъ.
Рече́ же Ему́ Пе́тръ: Го́споди, къ на́мъ ли при́тчу сiю́ глаго́леши, или́ ко всѣ́мъ?
Рече́ же Госпо́дь: [Зач. 68.] кто́ у́бо е́сть вѣ́рный стро­и́тель и му́дрый, его́же поста́витъ госпо́дь надъ че́лядiю сво­е́ю, дая́ти во вре́мя житомѣ́рiе?
Блаже́нъ ра́бъ то́й, его́же при­­ше́дъ госпо́дь его́ обря́щетъ творя́ща та́ко:
во­и́стин­ну глаго́лю ва́мъ, я́ко надъ всѣ́мъ имѣ́нiемъ сво­и́мъ поста́витъ его́.
А́ще же рече́тъ ра́бъ то́й въ се́рдцы сво­е́мъ: косни́тъ господи́нъ мо́й прiити́: и начне́тъ би́ти рабы́ и рабы́ни, я́сти же и пи́ти и упива́тися:
прiи́детъ господи́нъ раба́ того́ въ де́нь, въ о́нъ же не ча́етъ, и въ ча́съ, въ о́нъ же не вѣ́сть: и расте́шетъ его́, и ча́сть его́ съ невѣ́рными положи́тъ.
То́й же ра́бъ вѣ́дѣвый во́лю господи́на сво­его́, и не угото́вавъ, ни сотвори́въ по во́ли его́, бiе́нъ бу́детъ мно́го:
невѣ́дѣвый же, сотвори́въ же досто́йная ра́намъ, бiе́нъ бу́детъ ма́ло. [Зач. 69.] Вся́кому же, ему́же дано́ бу́детъ мно́го, мно́го взы́щет­ся от­ него́: и ему́же преда́ша мно́жайше, мно́жайше про́сятъ {истя́жутъ} от­ него́.
Огня́ прiидо́хъ воврещи́ на зе́млю, и что́ хощу́, а́ще уже́ воз­горѣ́ся?
Креще́нiемъ же и́мамъ крести́тися, и ка́ко удержу́ся, до́ндеже сконча́ют­ся?
Мните́ ли, я́ко ми́ръ прiидо́хъ да́ти на зе́млю? Ни́, глаго́лю ва́мъ, но раздѣле́нiе.
Бу́дутъ бо от­се́лѣ пя́ть во еди́номъ дому́ раздѣле́ни, трiе́ на два́, и два́ на три́:
раздѣли́т­ся оте́цъ на сы́на, и сы́нъ на отца́: ма́ти на дще́рь, и дщи́ на ма́терь: свекры́ на невѣ́сту свою́, и невѣ́ста на свекро́вь свою́.
Глаго́лаше же и наро́домъ: егда́ у́зрите о́блакъ восходя́щь от­ за́пада, а́бiе глаго́лете: ту́ча гряде́тъ: и быва́етъ та́ко.
И егда́ ю́гъ вѣ́ющь, глаго́лете: зно́й бу́детъ: и быва́етъ.
Лицемѣ́ри, лице́ не́бу и земли́ вѣ́сте искуша́ти: вре́мене же сего́ ка́ко не искуша́ете?
Что́ же и о себѣ́ не су́дите пра́ведно­е?
Егда́ бо гряде́ши съ сопе́рникомъ тво­и́мъ ко кня́зю, на пути́ да́ждь дѣ́ланiе {потщи́ся} избы́ти от­ него́: да не ка́ко при­­влече́тъ тебе́ къ судiи́, и судiя́ тя́ преда́стъ слузѣ́, и слуга́ всади́тъ тя́ въ темни́цу:
глаго́лю тебѣ́: не изы́деши от­ту́ду, до́ндеже и послѣ́днюю мѣ́дницу воз­да́си.
Бер табкыр бер тöштя Іисусъ теляк итеб туктагач, öйрянеÿчеляре арасыннан берсе Аҥар äйткян: эй Ходай, Іоаннъ уз öйрянеÿчеляреҥ теляк итяргя öйряткян кюк, Син дя безне теляк итяргя öйрятче, дигян.
Ул аларга äйткян: сез теляк иткян чагында, былай диб äйтегез: эй кюктяге Атабыз, данны булыб торсон исемен Синеҥ, килсен падшалыгын Синеҥ, жирдя дя кюктягечя булсын иркен Синеҥ.
Кöннöк икмягебезне безгя кöн сайын бир.
Жазыкларыбызны кичер, без дя безгя бурычлы булган äр-бер кешегя кичерябез шул. Безне алданырга ирек жибярмя, жаманнан коткар безне диб.
Аларга тагы äйткян: сезнен арагыздан берегезнен-берегезнен бер дусы булыб, шул дусына ул тöн уртасында барыб äйтся: эй дусым, миҥа äжяткя öч икмяк бирче,
Дусым жулга барышлый мина керде, Аҥар куяр нястям жук шул дися,
Анын дусы öй эченнян Аҥар жауаб биреб äйтер: мине кумачаулама, инде ишегем бикляÿле, балаларым да минем белян урында жаталар, мин тороб, сина биря алмыйым, дирер.
Мин сезгя äйтямен: äгяр ул кеше тороб, дуслыгы какына аҥар бирмяся дя, китмей сораганына кюря, тороб, Аҥар сораганынча бирер.
Мин дя сезгя äйтямен: сорагыз, сезгя бирелер; эзлягез, табарсыз; кагыгыз, сезгя ачарлар.
Äр-бер сораучы аладыр шул, эзляÿче табадыр, кагыб тороучыга да ачалар.
Сезнен арадан кайсы ата, улы икмяк сораса, аҥар таш бирер? жя балык сораса, балык урнына аҥар жылан бирер?
Жя кюкяй сораса, Аҥар скорпіонъ бирер?
Шулай, сез ÿзегез жаман булыб та, балаларыгызга жакшыны биря белгяч, кюктяге Ата Ӱзеҥнян сораучыларга Святый Тынны бигряк тя бирер, дигян.
Бер табкыр Іисусъ (бер кеше эченнян) телсез женне кыуыб чыгарган; жен чыккач, телсез кеше сöйляшя башлаган; калыкнын исе киткян.
Аларнын кайсылары äйткянняр: Ул женнярне женняр башлыгы веельзевулнын кöчö белян кыуыб чыгара, дигянняр.
Кайсылары Аны сынаб, кюктян билге кюрсятче дигянняр.
Äммя Ул аларнын уйларын белеб, аларга äйткян: äр-бер падшалык ÿзе ÿз алдына айырылышса, буш калыр; ÿз алдына айырылышкан äр-бер жорт та бетяр.
Äгяр шайтан ÿзе ÿз алдына айырылышса, анын падшалыгы ничек тора алыр? Äммя сез: Мин женнярне веельзевулъ кöчö белян чыгара диб äйтясез.
Äгяр Мин женнярне веельзевулъ кöчö белян чыгарам икян, сезнен улларыгыз аларны кем кöчö белян чыгаралар суҥ? Шул сяятлей алар сезне айыблаучы булырлар.
Äгяр Мин женнярне Алла кыуаты белян чыгарам икян, инде айса сезгя Алла Падшалыгы килеб житкян.
Кöчлö кеше уз öйöн корал белян саклаб торган чагында, анын малы имен булыр.
Äгяр аннан кöчлöО Беряÿ Аҥар жабышыб, аны жинся, анын ышаныб торган бар коралын да алыр, талаб алган (малын) да öляшер.
Минем белян бер уйда тöгöлö, Миҥа карышы; Минем белян бергя жыймаганы, тарата.
Шакшы тын кеше эченнян чыккач, сыусыз жирлярдян тынычлык эзляб жöрöй; табмагач, äйтя: чыккан öйöмя кайтыйым дей;
Кайткач, аны себергян кöйö, äйбятлягян кöйö очрата.
Аннары барыб, ÿзе белян бергя тагы ÿзеҥнян дя жаманырак бютян жиде тынны алыб киля дя, кереб шунда торалар. Ул кешегя суҥтысы элекегедян дя жаманырак була, дигян.
Ул мыны сöйлягян чагында, калык арасыннан бер катын ауаз кютяреб, Аҥар äйткян: Сине кютяреб жöргян корсак, Сине имезгян имчяк бахетле, дигян.
Äммя Іисусъ äйткян: Алла сюзен тыҥнаб, аны кылыучылар бигеряк тя бахетле, дигян.
Калыклар жыйылышкан чагында, Іисусъ äйтя башлаган: бу тыума усал, ул билге эзлей, тик Аҥар Іона пагамбяр билгесеннян бютян билге бирелмяс.
Іона пагамбяр Ниневія кешеляреня билге булган кюк, Äдям Улы да шушы тыумага билге булыр.
Тöшлöктяге катын падша бу тыума кешеляре белян сорауда тороб, аларны айыблар, ул шу Соломонъ белемнеген эшетергя жир читляреннянюк килгян, äммя мында Соломоннан да Оло бар.
Ниневія кешеляре бу тыума белян сорауда тороб, аны айыбларлар, алар шу Іона (пагамбяр) сöйляÿеннян тяÿбягя килделяр, äммя мында Іонадан да Оло бар.
Беряÿдя эшямне жандыргач, аны жяшерен урынга куймый, сауыт астына да куймый, äммя кереÿчеляр жакты кюрсенняр диб, эшямдялгя утырта, дигян.
Тян жактырткычы кюз; äгяр синеҥ кюзеҥ таза булса, бöтöн тянеҥ дя жакты булыр; äгяр кюзеҥ начар булса, бöтöн тянеҥ дя карангы булыр.
Инде айса кара, эчендяге жактыҥ карангы тöгöл ме?
Äгяр Бöтöн тянеҥ жакты булса, бер карангы тöшö дя булмаса, жактырткыч ÿз жактысы белян сине жактыртыб торган кюк, буган тöшöҥ дя жакты булыр, дигян.
Ул мыны сöйлягян чагында, бер фарисей Аны ÿз öйöня ашка чакырган.
Ул барыб, анда утырган. Анын ашар алдыҥнан кулын жыумаганын кюреб, фарисейнен исе киткян.
Äммя Ходай Аҥар äйткян: сез фарисейляр бу чакта табаксауытыгызнын тышын тазартасыз, äммя эчегез талаб алган нястя белян, жаманнык белян тулы.
Эй акылсызлар! тыштагын булдырыучы, эчтяген дя булдырган тöгöл ме?
Нейегез бар, шуннан садака бирегез, шунысы жакшырак булыр; шул чакта бар нястялярегез дя таза булыр.
Айгай сезгя, фарисейляр! сез бöтнöктян, тминнан, äр-тöрлö бакча жимешляреннян дя унынчы öлöшöн бирясез, äммя турылыкны, Алланы сöйöуне чиття калдырасыз; быларын да кыларга киряк, тегелярен дя калдырырга кирякмяс.
Айгай сезгя, фарисейляр! сез синагогаларда алда утырыуны, калык жыйылган жирдя кешеляр башырганны жаратасыз.
Айгай сезгя, княгячеляр, фарисейляр, жумачылар! кюмелгян гроблар öстöннян кешеляр табтаб жöрöйляр, ÿзляре аны белмейляр, сез дя гел шул гроблар шикелле, дигян.
Мыҥар карышы законъ белеÿче беряÿ Іисуска äйткян: эй Ойрятеуче, мыны äйтеÿен белян Син безне дя кур итясен, дигян.
Äммя Іисусъ äйткян: сез законъ белеÿчеляргя дя читен: сез кешеляр öстöня кютяреб жöрöй алмаслык жöкляр саласыз, äммя ÿзегез шул жöкляргя бер бармагыгызны да тейереб карамыйсыз.
Айгай сезгя! сез аталарыгыз ÿтергян пагамбярляргя памятниклар торгозасыз.
Шунын белян сез аталарыгыз эшляреня таныклык итясез, алар белян бер уйдаш буласыз: алар пагамбярлярне ÿтергянняр, äммя сез аларга памятниклар торгозасыз.
Шуҥар кюря Алла белемнеге äйткян: мин аларга пагамбярляр, апостоллар жибярем, аларнын кайсысын ÿтерерляр, кайсысын кыуарлар, дигян.
Дöнья булдырылганнан бирле булган бар пагамбярлярнен тюгелгян каннары шушы тыумадан соралсын;
Авель каныннан башлаб, корман урны белян келяÿ öйö арасында ÿтерелгян Захаріянын канына чаклы, чын äйтямен сезгя, шушы тыумадан соралыр.
Айгай сезгя законъ белеÿчеляргя! сез белемнек ачкычын алдыгыз; ÿзегез дя кермядегез, керясе килгяннярне дя кертмядегез, дигян.
Іисусь аларга мыны äйткян чагында, княгячеляр белян фарисейляр Аҥар бик каты жабышыб, кюб сюзляреня жауаб äйттерергя тырышканнар;
Аны сагалаганнар, Аны айыблар öчöн, ауызыннан чыккан сюзеннян эляктерергя тырышканнар.
Аннары калык меҥняб жыйылышыб, бер берсен тыгызлаб торган чагында, Іисусъ иҥ элеке Ӱз öйрянеÿчеляреҥя äйтя башлаган: фарисейляр äчеткеченнян, жумалауларыннан сакланыгыз, дигян.
Жяшергян нястянен ич берсенен кюренмей калганы жук, жяшерендягенен беленмей калганы да жук.
Шуҥар кюря, сез карангыда äйткян сюз, жактыда эшетелер, öй эчендя колакка гна äйткянегез, öй тюбясендя сöйлянер.
Мин сез дусларыма äйтямен: тянне ÿтереÿчелярдян, äммя суҥыннан бер нястя дя кыла алмый торганнардан курыкмагыз.
Äммя Мин сезгя кемнян куркырга кирякне äйтерем: утергяч, тамукка тöшöрöргя кыуаты бардан куркыгыз, чыннаб äйтямен сезгя: шундыйдан куркыгыз.
Биш чыбчык ике ассарійгя сатыла тöгöл ме? алайда Алла аларнын берсен дя онотмый.
Äммя сезнен башыгыздагы чячегез дя барысы да санаулы. Инде айса курыкмагыз, сез кюб чыбчыклардан кадерлеряк, дигян.
Мин сезгя äйтямен: кем дя кем Мине кешеляр алдында äйтеб белдерся, ÄдямУлы да Алла пяриштяляре алдында аны äйтеб белдерер.
Äммя кем Мине кешеляр алдында таҥса, ул ÿзе дя Алла пяриштяляре алдында таҥылыр.
Äдям Улына (курлык) сюз äйтеÿче äр-кемгя кичерелер; äммя Святый Тынга курлык äйткян кешегя кичерелмяс.
Сезне синагогаларга, тюряляр катына, башлыклар жанына китергян чакта, ничек жауаб бирербез, жя ней äйтербез диб кöйöнмягез.
Ней äйтясене Святый Тын сезгя шул сагаття öйрятер, дигян.
Калык арасыннан Беряÿ Іисуска äйткян: эй Öйрятеÿче, минем агама äйтсяня, калган малны мина айырыб бирсен, дигян.
Äммя Ул шул кешегя äйткян: сезгя хокöм итеÿче итеб, жя сезне айырыучы итеб, Мине кем куйды? дигян.
Шунда аларга äйткян: карагыз, малга биренеÿдян сакланыгыз, кешенен гумере малы кюбкя карамый ич, дигян.
Аннары аларга мясял äйткян: бер бай кешенен басыуда ашлыгы бик уҥтан.
Ул ÿз кюнелендя уйлаган: мин ней эшлейем? ашлыгымны жыйыб салыр урным жук, дигян.
Аннары äйткян: мына ней эшлярем: амбарларымны уаттырым да зурырак амбарлар салдырыб, шунда бар ашлыгымны да, бар малымны да жыйыб куярым.
Аннары ÿз жаныма äйтермен: эй жаным, синеҥ инде кюб жылга житярлек жата торган кюб малыҥ бар, инде тынычлан, аша, эч, кыуан дирем, дигян.
Тик Аҥар Алла äйткян: эй акылсыз! шушы тöндюк жаныҥны синнян алырлар, äзерлягянеҥ кемгя калыр суҥ? дигян.
Алла öчöн жыймыйчы, малны ÿзе öчöн гня жыя торган кешегя шулай була, дигян.
Аннары öйрянеÿчеляреҥя äйткян: шуҥар кюря сезгя äйтямен: ней ашарбыз диб жаныгыз öчöн кöймягез, тянегез öчöн дя ней кеярбез диб кöймягез.
Жан ашамныктан, тян кейемнян кадерле.
Каргаларга карагыз: алар чячмейляр дя, урмыйлар да, аларнын клятляре дя, амбарлары да жук, алай да Алла аларны туйдыра; сез кошлардан кюб кадерле тöгöл ме?
Кем сезнен арадан кöйöнöб, ÿз буйын бер гня терсяк буйы арттыра алыр?
Айса азга гна да кöчöгöз житмягяч, бютян нястяляр öчöн ник кöйöнясез?
Чячякляргя карагыз, алар ничек ÿсяляр: эшлямейляр дя, эрлямейляр дя; Мин сезгя äйтямен: Соломонъ бик данныклы булса да, аларнын берсе гня чаклы да кейеня алмаган.
Äгяр дя бöгöн бар, äммя иртягя пичкя ташларлык кырдагы ÿлямне Алла шундый кейендергяч, эй аз ышаныучылар, сезне бигряк тя жакшырак кейендермяс меней?
Алай булгач, сез ней ашарбыз, жя ней эчярбез диб эзлянмягез, сагышланмагыз.
Мындыйнын барын да бу дöнья кешеляре гня эзлейляр, äммя ул нястялярнен сезгя киряк икянен Атагыз белядер.
Бигряк Алла Падшалыгын эзлягез, аннары ул нястяляр барда сезгя öстяб бирелер.
Эй кечкеня кöтöÿ, курыкма! Атагыз сезгя падшалык бирергя кюнел итте шул.
Малларыгызны сатыгыз, садака бирегез, Ӱзегезгя тузмый торган кабчыклар, кимемей торган мал кюктя äзерлягез: анда бур да жакыннашмый, кöя дя теймей.
Малыгыз кайда булса, кюнелегез дя шунда булыр шул.
Билегезгя эзяр бяйляÿле булсын, жактырткычларыгыз жаныб торсон.
Туйдан кайтасы эялярен кöтöб тора торган кешеляр кюк булыгыз, алар эяляре кайтыб, ишек кагыу белян, Аҥар ачарга äзер торалар.
Эяляре кайтыб, уяу кöйö очраткан кызмятчеляр бахетле; сезгя чыннаб äйтямен: ул билен бяйляб, аларны утыртыб, жакын килеб, аларга кызмят итеб жöрöр.
Äгярдя тöннöн икенче бюлемендя, жя öчöнчö бюлемендя кайтыб та, аларны шулай (уяу кöйö) очратса, ул кызмятчеляр бахетле.
Сез белясез, äгяр жорт эясе бурнын кайсы сагаття килерен белся, ул уяу торор ыйы, ÿз жортона казыб керергя ирек бирмяс эйе.
Сез дя äзер булыгыз, Адям Улы сез уйламаган сагаттюк килер шул, дигян.
Шул чакта Петръ Аҥар äйткян: эйХодай! Син бу мясялне безгя гня äйтямесен, äлля бар кешеляргя дя ме? дигян.
Ходай äйткян: кызмятчеляреня багытында ÿлчяб, икмяк бирсен диб, эяляре аларга башлык итеб куйган, акыллы, гадел жорт караучы кюк кем?
Эясе килгян чакта, аҥар шулай кылыб туры килгян кол бахетле.
Чыннаб äйтямен сезгя: ул аны бар малына баш итеб куяр.
Äгяр ул кол ÿз кюҥелендя: эям тиз килмяс äле диб, кызмятче ирлярне дя, катыннарны да кыйнарга тотоноб, узе ашаб, эчеб, эчкелеккя салынса,
Ул колнон эясе кол кöтмягян кöннö, ул уйламаган сагаття килеб, аны уртара чабыб öзяр дя аны денсезляр öлöшöня тöшöрöр.
Эясенен иркен беля тороб, äзер булыб тормаган, анын иркен кылмаган кол бик каты кыйналыр.
Äммя белмейчен, кыйынга тейешле эш кылган кол äз кыйналыр. Кюб бирелгян äр-бер кешедян кюб соралыр да; кемгя кюб табшырылса, аннан исябе дя артык соралыр.
Мин жир öстöня ут тöшöрöйöм диб килдем, инде жана башласын ыйы диб бик телеймен.
Мин чумылыу белян чумылдырыласы; ул булгынчы бик интегям.
Äлля сез Мине жиргя тынычлык бирергя килгян диб уйлыйсыз мы? Жук, сезгя äйтямен: Мин айырырга килдем:
Мыннан былай бер öйдяге биш кеше айырылышыр, öчöсö икесеня карышы, икесе öчöсöня карышы торор:
Атасы улына карышы торор, улы атасына карышы торор; анасы кызына карышы торор, кызы анасына карышы торор; бейеме килененя карышы торор, килене бейеменя карышы торор, дигян.
Аннары Іисусь калыкка да äйткян: сез кояш байышы жагыннан киля торган болотно кюргяч, шундук äйтясез: жантыр жауар дисез, шулай була да.
Тöшлöк жагыннан жил исся, кызыу булыр дисез, була да.
Эй жумалаучылар! жирнен, кюкнен тöсöн айыра белясез, äммя шушы багытны ничек танымыйсыз суҥ?
Ней буласыны ник ÿзегездян караб белмейсез?
Даучыҥ белян бергя башлык жанына барсаҥ, жулда чагындук аннан котолорга тырыш, жугыйса ул сине тюря катына алыб кермясен; тюря сине азаблаучыга табшырыр, äммя азаблаучы сине öтöрмянгя жабар.
Сиҥа äйтямен: калдык полушканны биреб бетермейчен, син аннан чыкмассыҥ, дигян.
Толкования стиха Скопировать ссылку Скопировать текст Добавить в избранное
Библ. энциклопедия Библейский словарь Словарь библ. образов Практическая симфония
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible