Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Нав. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. 1Ездр. Неем. 2Ездр. Тов. Иудиф. Эсф. 1Мак. 2Мак. 3Мак. 3Ездр. Иов. Пс. Притч. Еккл. Песн. Прем. Сир. Ис. Иер. Плч. Посл.Иер. Вар. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.

Евангелие по Луке

 
  • [Зач. 5.] Бы́сть же во дни́ ты́я, изы́де повелѣ́нiе от­ ке́саря а́вгуста написа́ти всю́ вселе́н­ную.
  • Сiе́ написа́нiе пе́рвое бы́сть владя́щу сирі́ею кирині́ю.
  • И идя́ху вси́ написа́тися, ко́ждо во сво́й гра́дъ.
  • Взы́де же и Ио́сифъ от­ Галиле́и, изъ гра́да назаре́та, во Иуде́ю, во гра́дъ Дави́довъ, и́же нарица́ет­ся Виѳлее́мъ, зане́ бы́ти ему́ от­ до́му и оте́че­ст­ва Дави́дова,
  • написа́тися съ Марі́ею обруче́ною ему́ жено́ю, су́щею непра́здною.
  • Бы́сть же, егда́ бы́ста та́мо, испо́лнишася дні́е роди́ти е́й:
  • и роди́ Сы́на сво­его́ пе́рвенца, и пови́тъ его́, и положи́ его́ въ я́слехъ: зане́ не бѣ́ и́мъ мѣ́ста во оби́тели.
  • И па́стырiе бѣ́ху въ то́йже странѣ́, бдя́ще и стрегу́ще стра́жу нощну́ю о ста́дѣ сво­е́мъ.
  • И се́ а́нгелъ Госпо́день ста́ въ ни́хъ, и сла́ва Госпо́дня осiя́ и́хъ: и убоя́шася стра́хомъ ве́лiимъ.
  • И рече́ и́мъ а́нгелъ: не бо́йтеся: се́ бо благовѣ­ст­ву́ю ва́мъ ра́дость ве́лiю, я́же бу́детъ всѣ́мъ лю́демъ:
  • я́ко роди́ся ва́мъ дне́сь Спа́съ, и́же е́сть Христо́съ Госпо́дь, во гра́дѣ Дави́довѣ:
  • и се́ ва́мъ зна́менiе: обря́щете младе́нца пови́та, лежа́ща въ я́слехъ.
  • И внеза́пу бы́сть со а́нгеломъ мно́же­с­т­во во́й небе́сныхъ, хва́лящихъ Бо́га и глаго́лющихъ:
  • сла́ва въ вы́шнихъ Бо́гу, и на земли́ ми́ръ, во человѣ́цѣхъ благоволе́нiе.
  • И бы́сть, я́ко от­идо́ша от­ ни́хъ на не́бо а́нгели, и человѣ́цы па́стырiе рѣ́ша дру́гъ ко дру́гу: пре́йдемъ до Виѳлее́ма и ви́димъ глаго́лъ се́й бы́в­шiй, его́же Госпо́дь сказа́ на́мъ.
  • И прiидо́ша поспѣ́шшеся, и обрѣто́ша Марiа́мь же и Ио́сифа, и младе́нца лежа́ща во я́слехъ.
  • Ви́дѣв­ше же сказа́ша о глаго́лѣ глаго́лан­нѣмъ и́мъ о отроча́ти се́мъ.
  • И вси́ слы́шав­шiи диви́шася о глаго́лан­ныхъ от­ па́стырей къ ни́мъ.
  • Марiа́мь же соблюда́­ше вся́ глаго́лы сiя́, слага́ющи въ се́рдцы сво­е́мъ.
  • [Зач. 6.] И воз­врати́шася па́стырiе, сла́вяще и хва́ляще Бо́га о всѣ́хъ, я́же слы́шаша и ви́дѣша, я́коже глаго́лано бы́сть къ ни́мъ.
  • И егда́ испо́лнишася о́смь дні́й, да обрѣ́жутъ его́, и нареко́ша и́мя ему́ Иису́съ, нарече́н­ное а́нгеломъ пре́жде да́же не зача́т­ся во чре́вѣ.
  • И егда́ испо́лнишася дні́е очище́нiя ею́, по зако́ну Моисе́ову, [Зач. 7.] воз­несо́ста его́ во Иерусали́мъ, поста́вити его́ предъ Го́сподемъ,
  • я́коже е́сть пи́сано въ зако́нѣ Госпо́дни: я́ко вся́къ младе́нецъ му́жеска по́лу, разверза́я ложесна́, свято Го́сподеви нарече́т­ся:
  • и е́же да́ти же́ртву, по рече́н­ному въ зако́нѣ Госпо́дни, два́ го́рличища или́ два́ птенца́ голуби́на.
  • [Зач. 8.] И се́, бѣ́ человѣ́къ во Иерусали́мѣ, ему́же и́мя Симео́нъ: и человѣ́къ се́й пра́веденъ и благо­че́сти́въ, ча́я утѣ́хи Изра́илевы: и Ду́хъ бѣ́ свя́тъ въ не́мъ.
  • И бѣ́ ему́ обѣ́щано Ду́хомъ святы́мъ, не ви́дѣти сме́рти, пре́жде да́же не ви́дитъ Христа́ Госпо́дня.
  • И прiи́де ду́хомъ въ це́рковь. И егда́ введо́ста роди́теля отроча́ Иису́са, сотвори́ти и́ма по обы́чаю зако́н­ному о не́мъ,
  • и то́й прiе́мъ его́ на руку́ свое́ю, и благослови́ Бо́га, и рече́:
  • ны́нѣ от­пуща́еши раба́ тво­его́, Влады́ко, по глаго́лу тво­ему́, съ ми́ромъ:
  • я́ко ви́дѣстѣ о́чи мо­и́ спасе́нiе твое́,
  • е́же еси́ уго́товалъ предъ лице́мъ всѣ́хъ люде́й:
  • свѣ́тъ во от­крове́нiе язы́комъ, и сла́ву люде́й тво­и́хъ Изра́иля.
  • И бѣ́ Ио́сифъ и Ма́ти его́ чудя́щася о глаго́лемыхъ о не́мъ.
  • И благослови́ я́ Симео́нъ, и рече́ къ Марі́и Ма́тери его́: се́ лежи́тъ се́й на паде́нiе и на воста́нiе мно́гимъ во Изра́или, и въ зна́менiе пререка́емо:
  • и тебѣ́ же само́й ду́шу про́йдетъ ору́жiе: я́ко да от­кры́ют­ся от­ мно́гихъ серде́цъ помышле́нiя.
  • И бѣ́ а́н­на проро́чица, дщи́ фану́илева, от­ колѣ́на Аси́рова: сiя́ заматорѣ́в­ши во дне́хъ мно́зѣхъ, жи́в­ши съ му́жемъ се́дмь лѣ́тъ от­ дѣ́в­ст­ва сво­его́:
  • и та́ вдова́ я́ко лѣ́тъ о́смьдесятъ и четы́ре, я́же не от­хожда́­ше от­ це́ркве, посто́мъ и моли́твами служа́щи де́нь и но́щь.
  • И та́ въ то́й ча́съ при­­ста́в­ши исповѣ́дашеся Го́сподеви, и глаго́лаше о не́мъ всѣ́мъ ча́ющымъ избавле́нiя во Иерусали́мѣ.
  • И я́ко сконча́шася вся́ по зако́ну Госпо́дню, воз­врати́шася въ Галиле́ю, во гра́дъ сво́й назаре́тъ.
  • Отроча́ же растя́ше и крѣпля́шеся ду́хомъ, исполня́яся прему́дрости: и благода́ть Бо́жiя бѣ́ на не́мъ.
  • И хожда́ста роди́теля его́ на вся́ко лѣ́то во Иерусали́мъ въ пра́здникъ па́схи.
  • И егда́ бы́сть двою­на́­де­ся­ти лѣ́ту, восходя́щымъ и́мъ во Иерусали́мъ по обы́чаю пра́здника,
  • и сконча́в­шымъ дни́, и воз­враща́ющымся и́мъ, оста́ о́трокъ Иису́съ во Иерусали́мѣ: и не разумѣ́ Ио́сифъ и Ма́ти его́:
  • мнѣ́в­ша же его́ въ дружи́нѣ су́ща, преидо́ста дне́ пу́ть, и иска́ста его́ во сро́дницѣхъ и въ зна́емыхъ:
  • и не обрѣ́тша его́, воз­врати́стася во Иерусали́мъ, взыска́юща его́.
  • И бы́сть по трiе́хъ дне́хъ, обрѣто́ста его́ въ це́ркви, сѣдя́щаго посредѣ́ учи́телей, и послу́ша­ю­щаго и́хъ, и вопроша́ющаго и́хъ:
  • ужаса́хуся же вси́ послу́ша­ю­щiи его́ о ра́зумѣ и о от­вѣ́тѣхъ его́.
  • И ви́дѣв­ша его́, диви́стася: и къ нему́ Ма́ти его́ рече́: ча́до, что́ сотвори́ на́ма та́ко? се́ оте́цъ тво́й и а́зъ боля́ща иска́хома тебе́.
  • И рече́ къ ни́ма: что́ я́ко иска́ста мене́? не вѣ́ста ли, я́ко въ тѣ́хъ, я́же Отца́ мо­его́, досто́итъ бы́ти ми́?
  • И та́ не разумѣ́ста глаго́ла, его́же глаго́ла и́ма.
  • И сни́де съ ни́ма, и прiи́де въ назаре́тъ: и бѣ́ повину́яся и́ма. И Ма́ти его́ соблюда́­ше вся́ глаго́лы сiя́ въ се́рдцы сво­е́мъ.
  • И Иису́съ преспѣва́­ше прему́дростiю и во́зрастомъ и благода́тiю у Бо́га и человѣ́къ.
  • [Зач. 5.] В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
  • Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
  • И пошли все записываться, каждый в свой город.
  • Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
  • записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
  • Когда же они были там, наступило время родить Ей;
  • и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
  • В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
  • Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
  • И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
  • ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
  • и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
  • И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
  • слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
  • Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
  • И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
  • Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.
  • И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.
  • А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
  • [Зач. 6.] И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.
  • По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
  • А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, || [Зач. 7.] принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
  • как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
  • и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
  • [Зач. 8.] Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
  • Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
  • И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
  • он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
  • Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
  • ибо видели очи мои спасение Твое,
  • которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
  • свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
  • Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
  • И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –
  • и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.
  • Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
  • вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
  • И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
  • И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
  • Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
  • Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
  • И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
  • Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
  • но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
  • и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
  • Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
  • все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
  • И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
  • Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему?
  • Но они не поняли сказанных Им слов.
  • И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
  • Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
  • И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись.
  • Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний.
  • Все шли на перепись, каждый в свой город.
  • Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида;
  • он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка.
  • И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов,
  • и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места.
  • И были в округе пастухи, которые проводили ночь под открытым небом и стерегли свои стада.
  • И предстал им ангел Господень, и озарила их слава Господня, и устрашились они великим страхом.
  • Но ангел сказал им:
    »Не страшитесь, ибо я возвещаю вам великую радость, которая дается всему народу Божьему:
  • сегодня в городе Давида родился для вас Спаситель, Который есть Христос Господь.
  • И вот что будет для вас знаком: вы найдете в яслях Дитя спеленутое».
  • И внезапно рядом с ангелом явилось во множестве воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее:
  • «Слава в вышних Богу,
    и на земле мир избранникам Его!»
  • И было, когда удалились ангелы на небо, пастухи стали говорить друг другу:
    »Дойдем до Вифлеема, поглядим, что это там случилось, о чем известил нас Господь?»
  • И вышли они поспешно в путь, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях,
  • а увидев, поведали, что было им сказано об этом Младенце.
  • И все, кто слышал это, дивились речам пастухов.
  • Мариам же все эти слова сберегала в сокровищнице сердца Своего.
  • И пошли пастухи домой, славя и восхваляя Бога за все, что им довелось видеть и слышать, как им было обещано.
  • И когда исполнились восемь дней и должно было обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия.
  • А когда исполнились дни очищения их согласно Закону Моисееву, принесли они Дитя в Иерусалим, чтобы представить Его пред лицо Господа,
  • как написано в Законе Господнем: »Всякий первенец мужского пола да будет посвящен Господу», –
  • и чтобы принести в жертву, в соответствии со словом Закона Господнего, »чету горлиц или двух голубиных птенцов».
  • И вот, был тогда в Иерусалиме человек по имени Симеон, и человек этот был праведный и благоговейный и ожидал утешения для Израиля, и был на нем Дух Святой.
  • И было ему открыто Духом Святым, что он не увидит смерти прежде, чем увидит Христа Господня.
  • И пришел он по внушению от Духа в Храм; и когда принесли родители Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним то, что велит Закон,
  • он взял Дитя на руки и возблагодарил Бога в таких словах:
  • «Ныне отпускаешь Ты с миром слугу Твоего,
    исполнив слово Твое, Владыка,
  • ибо видели очи мои спасение Твое,
  • уготованное Тобою для всех народов –
  • свет для просвещения язычников
    и славу народа Твоего Израиля».
  • И отец Его, и Матерь изумлялись тому, что было сказано о Нем. И благословил Его Симеон, и сказал Мариам, Матери Его:
  • «Вот, Он лежит, Знамение, о Котором будет спор, чтобы через Него многие во Израиле пали, и многие встали, –
  • и Тебе Самой душу рассечет меч, – чтобы обнажены были помышления многих сердец».
  • И была там пророчица Анна, дочь Фануила, из колена Асирова; она достигла глубокой старости, прожив после девичества своего семь лет с мужем,
  • а после овдовев и дожив во вдовстве до восьмидесяти четырех лет. Она не оставляла Храма, день и ночь служа Богу постом и молитвой.
  • И она в этот час подошла к ним и благодарила Бога и рассказывала о Младенце всем, кто ожидал избавления для Иерусалима.
  • И когда совершили они все, чего требовал Закон Господень, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет.
  • А Дитя росло и укреплялось, исполнялось мудрости, и благодать Божия была на Нем.
  • И ходили каждый год родители Его в Иерусалим на праздник Пасхи.
  • И когда исполнилось Ему двенадцать лет, совершали они обычное паломничество в Иерусалим на праздник,
  • и после положенного числа дней пошли назад; а Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Родители этого не заметили,
  • думая, что Он идет с другими, и прошли дневной путь, а тогда стали искать Его среди родичей и знакомых. Не найдя Его, они вернулись для розысков в Иерусалим.
  • И вот, через три дня нашли они Его в Храме; Он сидел посреди учителей, слушал их и задавал им вопросы,
  • и все, кто слышал Его, дивились Его уму и Его ответам.
  • И увидев Его, родители были изумлены, и Матерь Его сказала Ему:
    »Сын, зачем Ты так поступил с нами? Посмотри, как отец Твой и Я в скорби искали Тебя?»
  • И сказал Он им:
    »Что же вы искали Меня? Разве вы не знали, что Мне должно быть в доме Отца Моего?»
  • Но они не поняли слов, которые Он сказал им.
  • И Он пошел с ними, и пришел в Назарет, и во всем их слушался; а Матерь Его сохраняла все это в сердце Своем.
  • Меж тем Иисус возрастал, и возрастали Его мудрость и любовь к Нему от Бога и от людей.
  • Шул кöннярдя кесарь Августь бöтöн жирдяге калыкны тикшереб жазарга кушкан.
  • Бу жазыу Кириній Сирія жирен биляб торганда элекенче жазыу булган.
  • Шул чакта барысыда жазылырга барганнар, äр-кайсы ÿз каласына (барган).
  • Шулай Іосифъ та Галилеядан, Назаретъ каласыннан Іудеяга, Давиднын Виѳлеемъ атлы каласына барган, ул шу Давидъ жортоннан, анын няселеннян икян.
  • Жазылырга диб ул ÿзеня жяряшелгян катыны Маріяны да алыб барган; Марія (ул чакта) жöклö икян.
  • Алар анда чагында, Анын тыудырыр багыты житкян.
  • Ул шунда ÿзенен элек Улын тыудырган, Аны биляб, утлыкка салган, узгынчылар керя торган öйдя аларга урын табылмаган шул.
  • Ул жактагы кырда кöтöÿчеляр булганнар, алар тöння ÿз кöтöÿлярен саклаб торалар икян.
  • Кинят аларга Ходай пяриштясе кюренгян, шундук аларга Ходайнын даны жактырган; алар бик курыкканнар.
  • Пяриштя аларга äйткян: курыкмагыз, мин сезгя зур сöйöнöч äйтям, ул бар кешеляргя дя булыр:
  • Бöгöн сезгя Давидъ каласында Коткарыучы тыуды, Ул Ходай Христосъ Ӱзе.
  • Мына сезгя билге: биляб салган кöйö утлыкта жата торган Баланы очратырсыз, дигян.
  • Кинят ул пяриштя белян кюктяге бик кюб чиреÿляр кюренеб, Алланы даннаб жырлаганнар:
  • Шöкöр жугарыгы Аллага, жир öстöндя тынычлык, кешеляргя арыу ризалыгы диб.
  • Пяриштяляр алар катыннан кюккя кютярелгяч, кöтöÿчеляр бер-берсеня äйткянняр: äйдягез Виѳлеемга, анда ней булганны кюрейек, безгя Ходай ней белдерде икян? дигянняр.
  • Алар ашыгыб барганнар да Марія белян Іосифны, тагы утлыкта жата торган Баланы очратканнар.
  • Кюргяч, Ул Бала турысында аларга ней белдерелгянне äйтеб биргянняр.
  • Эшетеÿчелярнен барысынында аларга кöтöÿчеляр äйткян сюзляргя исляре киткян.
  • Äммя Марія бу сюзлярне барысында ÿз кюҥеленя салыб, исеннян жибярмей тоткан.
  • Кöтöÿчеляр ÿзляреня äйтелгянчя барында эшеткянняреня, кюргянняреня Алланы даннаб, мактаб, кире кайтканнар.
  • Сигез кöннян суҥ, Баланы кистерер багыт житкяч, Аны анасы эчендя була башлагынчук пяриштя атаганча, Іисусъ диб атаганнар.
  • Моисей законы буйынча, тазарыу кöнняре тулгач, алар Аны Ходай алдына куярга диб, Іерусалимгя алыб килгянняр.
  • Ходай законында блай жазылган: элеке тыуган ир баланын арберсе Ходайга аталсын диб.
  • Алар тагы Ходай законында äйтелгянчя, корманга ике кюгярчен, жя ике бала кюгярчен китерергя диб килгянняр.
  • Ул чакта Іерусалимдя Симеонъ атлы кеше булган; ул гадел, изге тормошло, Израилнен сöйöнöчöн кöтöб тороучы кеше икян; анда Святый Тын торган.
  • Аҥар Святый Тын элекюк äйткян икян: Ходайнын Христосын кюрмейче ÿлмяссен диб.
  • Тын тойдорган буйынча, ул чиркяÿгя килгян. Бала Іисуска законъ жоласын кылар öчöн, атасы белян анасы Аны чиркяÿгя алыб килгяч,
  • Симеонъ Аны кулына алыб, Алланы даннаб äйткян:
  • Эй Ходай! Ӱзеҥ äйткян буйынча, казер мин мяндяҥне тынычландырыб жибярясен:
  • Инде минем кюзлярем
  • Син бар калыкларнын кюзе алдында äзерлягян коткарыуны,
  • Жалган деннелярне жактыртасы жактыны, Ӱз калкыҥ Израилнен данын кюрделяр, дигян.
  • Іосифнын да, Бала анасынын да Анын турысында алай äйткянгя исляре киткян.
  • Симеонъ аларны бахиллягян; аннары Бала анасы Маріяга äйткян: мына Бу Израиллярнен кюбесенен жыгылырына, торорона, кешелярнен Анын турысында сюзгя килереня жата.
  • Синеҥ ÿзеҥнен дя ÿзягеннян кылыч ÿтяр. Шулай кюб кюнеллярнен уйлары кюренер, дигян.
  • Анда Ассиръ рыуыннан чыккан Фануилъ кызы, катын пагамбяр Анна да бар икян; ул иргя китеб, ире белян жиде жыл торгач, тол калган, бик озак жяшяб картайган;
  • Тол кöйö сиксян дюрт жяшкя житкян, тöн, кöн ураза тотоб, теляктя тороб, Аллага кызмят итеб, жалан чиркяÿдя булган.
  • Шул чакта ул да жакын килеб, Ходайны даннаб Іерусалимъ кешеляренен коткарыуны кöтöб торганнарынын барысынада Бала турысында сöйлягян.
  • Ходай законынча барында кылыб бетергяч, алар Галилеяга ÿз калалары Назаретка кайтканнар.
  • Бала Ӱз кöйö белян ÿскян, тыны ныкланган, белемнеккя тулыланган, Анда Алланын дяÿляте торган.
  • Жыл сайын атасы белян анасы Іерусалимга Пасха бяйряменя жöргянняр.
  • Ул ун ике жяшендя чагында, алар шулай жолача тагы Іерусалимга бяйрямгя килгянняр.
  • Бяйрям кöнняре ÿткяч, öйгя кайткан чакта, бала Іисусъ Іерусалимда калган; анасы да Іосифъ та мыны белмягянняр,
  • Äммя Ул бютян кешеляр белян киля торгандыр диб уйлаганнар. Кöннöк жулны ÿткяч, Аны карендяш-рыулары, белешляре арасыннан эзлей башлаганнар.
  • Табмагач, Аны эзляб, кире Іерусалимга кайтканнар.
  • Öч кöннян суҥ Аны чиркяÿдя очратканнар, Ул анда öйрятеÿчеляр арасында аларны тыҥнаб, алардан сораб утыра икян.
  • Тыннаучылар барысыда Анын акылына, биргян жауабларына исляре китеб торганнар.
  • (Атасы, анасы да) Аны кюргяч, исляре киткян. Анасы Аҥар äйткян: эй Улым! Син безгя ник былай кылдын? Мына атаҥ да, мин дя сине бик кöйöнöб, эзляб жöрдöк, дигян.
  • Ул аларга äйткян: ник сун сез Мине эзлядегез? сез äлля Миҥа Атамныкында булырга тейеш икянен белмядегез ме? дигян.
  • Äммя алар Ул аларга äйткян сюзлярне аҥнамаганнар.
  • Аннары Ул алар белян бергя китеб, Назаретка кайткан; анда аларга баш салыб торган. Анасы бу сюзлярне барысында ÿз кюҥелендя саклаб тоткан.
  • Äммя Іисусъ белемнеккя дя буйга да ÿсеб, Аллага да, кешеляргя дя сöйöкло булган.
  • Ўша кунларда Қайсар Август, бутун Рим* дунёсидаги аҳоли рўйхатга олинсин, деган фармон чиқарди.
  • Шундай қилиб, Сурияда Квириний ҳокимлик қилганда илк бор рўйхатга олиш содир бўлди.
  • Ҳар ким рўйхатдан ўтиш учун ўз шаҳрига борди.
  • Шунингдек, Юсуф ҳам Жалиланинг Носира шаҳридан Яҳудияга, Довудлар шаҳри Байтлаҳмга борди. Чунки у Довуд насаби ва хонадонидан эди.
  • У ўзига унаштирилган қиз, ҳомиладор Марям билан бирга рўйхатдан ўтмоқчи бўлди.
  • Улар ўша ерда бўлганларида эса Марямнинг ой-куни тўлди.
  • У ўзининг тўнғич ўғлини туғди. Уни йўргаклаб, охурга ётқизиб қўйди, чунки мусофирхонада уларга жой йўқ эди.
  • Ўша юртда чўпонлар бор эди. Улар тунда сурувларини пойлаб, далада тунар эдилар.
  • Тўсатдан Худованднинг фариштаси уларнинг олдида пайдо бўлди ва илоҳий нур уларнинг кўзларини қамаштирди. Бу даҳшат чўпонларни ваҳимага солди.
  • - Қўрқманглар! – деди уларга фаришта. – Мен сизларга эл-халқни чексиз қувонтиражак Хушхабарни келтирдим.
  • Бугун Довудлар шаҳрида сизлар учун Халоскор туғилди. У Раббимиз – Масиҳдир.
  • Мана, сизларга Унинг белгиси: йўргакланган, охурда ётган чақалоқни топасизлар.
  • Бирданига фаришта ёнида лак-лак самовий қўшинлар бўй кўрсатди. Улар Худога ҳамду сано айтишарди:
  • “Самодаги Худога ҳурмату иззат,Ердаги бандаларга тинчлигу марҳамат!”
  • Фаришталар улар олдидан осмонга кўтарилган замон, чўпонлар ўзаро сўз қотдилар:- Қани, келинглар, Байтлаҳмга бориб, Худованд бизга билдирган бу воқеани кўрайлик!
  • Улар югура боришиб, Марям, Юсуф ва охурда ётган чақалоқни топдилар.
  • Кўришибоқ, чақалоқ ҳақида ўзларига айтилган башоратдан сўзладилар.
  • Ҳамма эшитганлар чўпонларнинг гапига жуда ҳайрон бўлишди.
  • Марям эса бу сўзларнинг барини дилига тугиб олиб, чуқур ўйлаб юрди. Охири чўпонлар:
  • - Биз ҳамма нарсани айни айтилганидек топдик, – деб, эшитиб кўрганлари учун Худога ҳамду сано ўқиб, қайтдилар.
  • Орадан саккиз кун ўтиб, чақалоқни суннат қилмоқ лозим бўлди. Марям ҳомиладор бўлишидан олдин фаришта унга буюрганидай, боланинг исмини Исо қўйдилар.
  • Мусонинг Қонунида баён этилган чилла даври тамом бўлгач, Худовандга бағишлаш учун Исони Қуддусга олиб келдилар.
  • Чунки Худованд Қонунида: “Туғилган ҳар бир тўнғич ўғил Худовандга бағишлансин”, деб битилган.
  • Яна Худованд Қонунида айтилишича, улар “иккита мусича ёки иккита каптар палапонини” қурбон қилишга ният қилдилар.
  • Ўша вақтда Қуддусда Шимъўн номли бир одам бор эди. У солиҳ ва диндор бўлиб, Исроилнинг тасалли топиш замонини интизор бўлиб кутар эди. Муқаддас Руҳ эса унга ёр эди.
  • Муқаддас Руҳ унга: “Сен Худованд юборган Масиҳни кўрмагунингча, ўлмайсан”, деб илҳом берган эди.
  • Шундай қилиб, Шимъўн Муқаддас Руҳ таъсирида маъбадга борди. Исонинг отасию онаси Илоҳий Қонунда буюрилган маросимларни ижро қилайлик, деб чақалоқни ичкари олиб кирганларида,
  • Шимъўн чақалоқни қучоғига босиб, Худони улуғлаб деди:
  • “Ҳой Эгам, Сен айтган сўзингга мувофиқ,Қулингга энди тинч жавоб бергайсан.
  • Зероки ўз кўзим-ла кўролдим
  • Барча эллар учун ҳозирлаган нажотинг,
  • Турли элу халқларга илоҳий нур сочувчи,Халқинг Исроилга эса шараф келтирувчи нажотинг”.
  • Исонинг отаси Юсуф ва онаси У ҳақда айтилган бу сўзларга ҳайрон бўлишди.
  • Шимъўн уларни дуо қилиб, Исонинг онаси Марямга деди:- Мана шу ётган гўдак Исроилда кўпларнинг қулаши ҳамда юксалишига сабабчи бўлади, илоҳий синоат деб кўп қаршилик қўзғайди.
  • Сенинг қалбингга ҳам бу тиғ санчилар, кўпларнинг қалбидаги фикр-хаёли ҳам ошкор бўлиб қолар.
  • У ерда Ошер қабиласидан Фануилнинг қизи Анна исмли жуда кекса бир пайғамбар аёл ҳам бор эди. У ёш эр кўриб, етти йилда тул қолган эди.
  • Саксон тўрт ёшар бева энди маъбаддан ҳеч айрилмасди, рўза тутарди, кечаю кундуз тоат-ибодат қилиб, Худо хизматида эди.
  • Шу онда у ҳам яқинлашиб, Худовандни мадҳ этганча Қуддуснинг нажот кунига кўз тикиб юрганларнинг ҳаммасига бу бола ҳақида сўзлай бошлади.
  • Юсуф билан Марям Худованд Қонунида буюрилган бутун удумларни бажо келтиргандан кейин Жалилага, ўз шаҳарлари Носирага қайтиб бордилар.
  • Бола эса ўсиб, ҳикматга бой ва руҳан бақувват бўла борган сайин, Худонинг инояти Унда намоён бўлар эди.
  • Исонинг ота-онаси ҳар йили Фисиҳ байрамида Қуддусга борар эдилар.
  • Исо ўн икки ёшга тўлганда, улар яна одатдагидай байрам учун Қуддусга бордилар.
  • Байрам кунлари тамом бўлиб, улар уйга қайтар эканлар, ўсмир Исо Қуддусда қолди. Исонинг ота-онаси эса буни пайқамадилар.
  • У бошқалар билан бирга келяпти, деб ўйладилар. Бир кунлик йўл юришгач, қариндош билан танишлари орасида Исони қидира бошладилар.
  • Уни тополмай, қидира-қидира Қуддусга қайтдилар.
  • Уч кундан сўнг Уни маъбаддан топдилар. У муаллимлар орасида ўтириб, уларни тинглар ва ҳам саволлар берар эди.
  • Уни тинглаётганлар бари Унинг фаҳм-идрокига ва бераётган жавобларига ҳайрон эдилар.
  • Ота-онаси Уни кўриб, ажабландилар. Онаси Унга:- Болам, нега бизни бундай овора қилдинг? Мана, отанг билан мен жуда қайғуриб Сени қидириб келяпмиз, – деди.
  • Исо уларга:- Мени қидиришингизнинг нима кераги бор эди? Ёки Отамнинг ишлари билан машғул бўлишим кераклигини билмас эдингизми? – деди.
  • Аммо улар Унинг айтган сўзларини тушунмадилар.
  • Исо улар билан бирга жўнаб, Носирага қайтиб келди. Уларга итоатли бўлиб юрди. Онаси эса бу гапларнинг ҳаммасини дилига тугиб олди.
  • Шундай қилиб, Исо заковатда ҳам, ёшда ҳам улғайиб бориб, Худо ва бандаларининг меҳрини қозонар эди.