Скрыть
1:14
Церковнославянский (рус)
При́тчи соломо́на сы́на дави́дова, и́же ца́р­ст­вова во Изра́или,
позна́ти прему́дрость и наказа́нiе и уразумѣ́ти словеса́ му́дрости,
прiя́ти же изви́тiя слове́съ и разрѣше́нiя гада́нiй, уразумѣ́ти же пра́вду и́стин­ную и су́дъ исправля́ти:
да да́стъ незло́бивымъ кова́р­ст­во, отроча́ти же ю́ну чу́в­ст­во же и смы́слъ.
Си́хъ бо послу́шавъ, му́дрый прему́дрѣе бу́детъ, а разу́мный стро­и́тел­ст­во стя́жетъ:
уразумѣ́етъ же при́тчу и те́мное сло́во, рѣче́нiя же прему́дрыхъ и гада́нiя.
Нача́ло прему́дрости стра́хъ Госпо́день, ра́зумъ же бла́гъ всѣ́мъ творя́щымъ его́: благо­че́стiе же въ Бо́га нача́ло чу́в­ст­ва, прему́дрость же и наказа́нiе нечести́вiи уничижа́тъ.
Слы́ши, сы́не, наказа́нiе отца́ тво­его́ и не от­ри́ни завѣ́товъ ма́тере тво­ея́:
вѣне́цъ бо благода́тей прiи́меши на тво­е́мъ версѣ́ и гри́вну зла́ту о тво­е́й вы́и.
Сы́не, да не прельстя́тъ тебе́ му́жiе нечести́вiи, ниже́ да восхо́щеши,
а́ще помо́лятъ тя́, глаго́люще: иди́ съ на́ми, при­­общи́ся кро́ве, скры́емъ же въ зе́млю му́жа пра́ведна непра́ведно:
пожре́мъ же его́ я́коже а́дъ жи́ва, и во́змемъ па́мять его́ от­ земли́,
стяжа́нiе его́ многоцѣ́н­ное прiи́мемъ, испо́лнимъ же до́мы на́шя коры́стей:
жре́бiй же тво́й положи́ съ на́ми: о́бще же влага́лище стя́жемъ вси́, и мѣше́цъ еди́нъ да бу́детъ всѣ́мъ на́мъ.
Не иди́ въ пу́ть съ ни́ми: уклони́ же но́гу твою́ от­ сте́зь и́хъ:
но́зѣ бо и́хъ на зло́ теку́тъ, и ско́ри су́ть излiя́ти кро́вь.
Не безъ пра́вды бо простира́ют­ся мре́жи перна́тымъ:
ті́и бо убі́й­ст­ву при­­обща́ющеся, сокро́вищ­ст­вуютъ себѣ́ зла́я: разруше́нiе же муже́й законопресту́пныхъ зло́.
Сі́и путiе́ су́ть всѣ́хъ творя́щихъ беззако́н­ная: нече́стiемъ бо свою́ ду́шу отъ­е́млютъ.
Прему́дрость во исхо́дѣхъ по­е́т­ся, въ сто́гнахъ же дерзнове́нiе во́дитъ,
на кра́ехъ же стѣ́нъ проповѣ́дует­ся, у вра́тъ же си́льныхъ при­­сѣди́тъ, во вратѣ́хъ же гра́да дерза́ющи глаго́летъ:
ели́ко у́бо вре́мя незло́бивiи держа́т­ся пра́вды, не постыдя́т­ся: безу́мнiи же доса́ды су́ще жела́телiе, нечести́вiи бы́в­ше, воз­ненави́дѣша чу́в­ст­во
и пови́н­ни бы́ша обличе́ниемъ. Се́, предложу́ ва́мъ мо­его́ дыха́нiя рѣче́нiе, научу́ же ва́съ мо­ему́ словеси́.
Поне́же зва́хъ, и не послу́шасте, и простира́хъ словеса́, и не внима́сте,
но от­мета́сте моя́ совѣ́ты и мо­и́мъ обличе́ниемъ не внима́сте:
у́бо и а́зъ ва́­шей поги́бели посмѣю́ся, пора́дуюся же, егда́ прiи́детъ ва́мъ па́губа,
и егда́ прiи́детъ на вы́ внеза́пу мяте́жъ, низвраще́нiе же подо́бно бу́ри прiи́детъ, или́ егда́ прiи́детъ ва́мъ печа́ль и градоразоре́нiе, или́ егда́ на́йдетъ на вы́ па́губа.
Бу́детъ бо егда́ при­­зове́те мя́, а́зъ же не послу́шаю ва́съ: взы́щутъ мене́ злі́и и не обря́щутъ.
Возненави́дѣша бо прему́дрость, словесе́ же Госпо́дня не прiя́ша:
ниже́ хотѣ́ша внима́ти мо­и́мъ совѣ́томъ, руга́хуся же мо­и́мъ обличе́ниемъ.
Тѣ́мже снѣдя́тъ сво­и́хъ путі́й плоды́ и сво­его́ нече́стiя насы́тят­ся:
и́бо, зане́ оби́дѣша младе́нцевъ, убiе́ни бу́дутъ, и истяза́нiе нечести́выя погуби́тъ.
Мене́ же слу́шаяй всели́т­ся на упова́нiи и почі́етъ безъ стра́ха от­ вся́каго зла́.
Синодальный
Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность;
послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
Начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,
живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу;
наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», –
сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
«доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Рус. (Юнгеров)
Чтобы познать мудрость и наставление и понять слова мудрости,

Усвоить обороты слов, уразуметь разрешение загадок, истинную правду и производить правильный суд,

Чтобы незлобивым дать прозорливость, а юному отроку познание и разсудительность.

Ибо мудрый, послушав их, будет мудрее, а разумный приобретет (для себя) руководство,

И будет он понимать притчу, прикровенное слово, изречения мудрых и загадки.

Начало мудрости - страх Господень (доброе разумение - у всех, водящихся им), блогочестие же пред Богом - начало познания; а нечестивые презирают мудрость и наставление.

Слушай, сын, наставление отца твоего и не отвергай заветов матери твоей,

Потому что чрез это приобретешь прекрасный венок для головы твоей и золотую цепь для шеи твоей.

Сын мой! да не соблазняют тебя нечестивые люди и сам не соглашайся,

Если будут звать тебя, говоря: «иди с нами, будь сообщником убийства, беззаконно скроем в землю мужа праведного,

Поглотим, как ад, его живого и удалим память о нем с земли,

Овладеем дрогоценным его имуществом и наполним дома наши добычею,

Жребий свой бросай с нами, склад у всех будет общий и кошелек у всех нас будет один».

Не ходи в путь с ними, удали ногу твою от тропы их,

Потому что ноги их стремятся на зло и спешат на пролитие крови.

Ибо не напрасно разставляются сети на птиц.

Они, делаясь сообщниками убийства, собирают самим себе гнусное сокровище: конец беззаконных людей - бедственный.

Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием они губят свою душу.

Мудрость воспевается на распутиях, на площадях ведет она смелую речь.

На краях стен проповедуется, возседает при вратах правителей, во вратах же города дерзновенно говорит:

«Доколе невинные соблюдают правду, - не постыдятся; безумцы же, жадные до насилия, и нечестивые ненавидят знание

И поэтому заслуживают обвинения. Вот я предложу вам моего дыхания речь, преподам вам мое слово,

Так как я звала, и вы не послушали; умножала слова, и вы не внимали,

Но отвергли мои советы, обличениям моим не вняли:

Посему и я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас пагуба.

И когда внезапно постигнет вас мятеж, настанет страшное бедствие, подобно бури, когда придет на вас скорбь, теснота и постигнет вас пагуба;

Тогда будете звать меня, и я не услышу вас; будут искать меня злые, и не найдут.

Так как они возненавидели мудрость и слова Господня не приняли,

Не хотели внимать советам моим, а обличения мои осмеяли;

Посему они будут вкушать от плодов путей своих и насыщаться от нечестия своего.

Так как они обижали невинных, то и будут убиты и бедствие погубит нечестивых.

Слушающий же меня будет жить в надежде и почиет без страха от всякого зла».


Ысрайыл падышасы Дљљттєн уулу Сулаймандын накыл сљздљрє.
Бул сљздљр акылмандыкка жетиш єчєн, акыл-насаатты угуш єчєн, накыл кептерди тєшєнєш єчєн,
эстєєлєктєн, адилеттєєлєктєн, соттун, чындыктын эрежелерин љздљштєрєш єчєн,
жљнљкљйлљргљ зээндєєлєк, жаш жигитке билим жана эстєєлєк бериш єчєн жазылган.
Бул сљздљргљ акылман адам кулак тљшљп, билимин арттырат, акылдуу адам акылдуу кењештерди табат.
Ошондо ал накыл сљздљрдє, нуска кептерди, даанышмандардын сљздљрєн жана табышмактарын тєшєнљт.
Акылмандыктын башталышы – Тењирден коркуу. Акылмандык менен акыл-насаатты акылы жоктор гана жек кљрєшљт.
Уулум, атањдын акыл-насаатын ук, энењдин кењешин четке какпа.
Анткени бул – башыња кооз таажы, мойнуња мончок.
Уулум! Эгерде сени кєнљљкљрлљр азгырса, макул болбо.
Эгерде алар мындай дей турган болсо: «Жєр биз менен, киши љлтєрєш єчєн буктурма коёбуз, айыпсыз, таза адамды ањдыйбыз,
аларды љлгљндљр жаткан жай жуткансып, тирєєлљй жутуп алабыз, кљргљ тєшкљндљргљ окшотуп, бєкєлє жутуп алабыз.
Ар кыл асыл буюмдарды жыйып алабыз, єйлљрєбєздє олжого толтурабыз.
Биз менен бирге љкчљмљ таш ыргытасыњ, баарыбыздын казынабыз бир болот!»
Уулум! Аларга кошулба, алардын жолуна тєшпљ.
Анткени алардын буттары кыянаттык кылууга чуркайт, кан тљгєєгљ шашат.
Канаттуулардын кљзєнчљ тор жаюу бекер,
алардын канын тљгєш єчєн буктурма коюшат, алардын жанын алыш єчєн ањдып турушат.
Бирљљнєн байлыгына кљз арткан ар бир адамдын жолу ушундай болот: тартып алган байлыгы аны љмєрєнљн ажыратат.
Акылмандык кљчљлљрдљ жар салып жєрљт, аянттарда угуза сєйлљп жатат,
кљп эл чогулган жерлерде жар салып, шаар дарбазасынын кире беришинде мындай деп сєйлљп жатат:
«Тєркљйлљр, качанга чейин тєркљйлєктє жакшы кљрљ бересињер? Шылдыњчылдар качанга чейин љздљрєнєн шылдыњдоолоруна маашырлана беришет? Акылсыздар качанга чейин билимди жек кљрєшљт?
Мен ашкерелеп жатам, кљњєл бургула: мына, мен силерге љз рухумду тљгљм, љз сљзємдє жарыя кылам.
Мен силерди чакырдым, бирок силер укпай койдуњар. Силерге колумду сундум, бирок силер кљњєл бурбай койдуњар.
Менин кењештеримдин бардыгын четке кактыњар, ашкере кылганымды кабыл албай койдуњар.
Ошон єчєн мен да силердин љлємєњљргљ кєлљм, башыњарга мєшкєл тєшкљндљ сєйєнљм.
Силерди коркунуч бороондой каптаганда, кырсык бурганактай басканда, башыњарга кайгы жана кыйынчылык келгенде,
мени чакырасыњар, бирок мен силерди укпайм. Мени тањ заардан издейсињер, бирок таппайсыњар.
Анткени алар билимди жек кљрєштє, Тењирден коркууну тандап алышкан жок.
Менин кењештеримди кабыл алышкан жок, менин ашкере кылганымды жек кљрєштє.
Ошон єчєн алар љздљрєнєн жолунун жемиштеринен жешет, љздљрєнєн ойлорунун жемишине тоюшат.
Анткени наадандарды љжљрлєгє љлтєрљт, акылсызды камырабастыгы љлтєрљт.
Мени уккандар болсо жамандыктан коркпой, коопсуз, бейкапар жашашат».
Копировать текст Копировать ссылку Толкования стиха

Настройки