Скрыть
Церковнославянский (рус)
Любя́й наказа́нiе лю́битъ чу́в­ст­во: ненави́дяй же обличе́нiя безу́менъ.
Лу́чше обрѣты́й благода́ть от­ Го́спода Бо́га: му́жъ же законопресту́пенъ премолча́нъ бу́детъ.
Не испра́вит­ся человѣ́къ от­ беззако́н­наго: коре́нiя же пра́ведныхъ не от­и́мут­ся.
Жена́ му́же­с­т­вен­ная вѣне́цъ му́жу сво­ему́: я́коже въ дре́вѣ че́рвь, та́ко му́жа погубля́етъ жена́ злотво́рная.
Мы́сли пра́ведныхъ судьбы́: управля́ютъ же нечести́вiи ле́сти.
Словеса́ нечести́выхъ льсти́ва въ кро́вь, уста́ же пра́выхъ изба́вятъ и́хъ.
А́може обрати́т­ся нечести́вый, исчеза́етъ: хра́мины же пра́ведныхъ пребыва́ютъ.
Уста́ разу́мнаго хвали́ма быва́ютъ от­ му́жа: слабосе́рдъ же поруга́емь быва́етъ.
Лу́чше му́жъ въ безче́стiи рабо́таяй себѣ́, не́жели че́сть себѣ́ обложи́въ и лиша́яйся хлѣ́ба.
Пра́ведникъ ми́луетъ ду́шы ското́въ сво­и́хъ: утро́бы же нечести́выхъ неми́лостивны.
Дѣ́лаяй свою́ зе́млю испо́лнит­ся хлѣ́бовъ: гоня́щiи же су́етная лише́ни ра́зума.
И́же е́сть сла́достенъ въ ви́н­нѣмъ пребыва́нiи, во сво­и́хъ тверды́нехъ оста́витъ безче́стiе.
Жела́нiя нечести́выхъ зла́: коре́нiе же благо­чести́выхъ въ тве́рдостехъ.
За грѣ́хъ усте́нъ впа́даетъ въ сѣ́ти грѣ́шникъ: избѣга́етъ же от­ ни́хъ пра́ведникъ.
Сматря́яй кро́тко поми́лованъ бу́детъ, а срѣта́яй во вратѣ́хъ оскорби́тъ ду́шы.
От плодо́въ у́стъ душа́ му́жа напо́лнит­ся благи́хъ, воз­дая́нiе же усте́нъ его́ воз­да́ст­ся ему́.
Путiе́ безу́мныхъ пра́ви предъ ни́ми: послу́шаетъ совѣ́товъ му́дрый.
Безу́мный а́бiе исповѣ́сть гнѣ́въ сво́й: кры́етъ же свое́ безче́стiе хи́трый.
Явле́н­ную вѣ́ру воз­вѣща́етъ пра́ведный: свидѣ́тель же непра́ведныхъ льсти́въ.
Су́ть, и́же глаго́люще уязвля́ютъ а́ки мечи́: язы́цы же прему́дрыхъ исцѣля́ютъ.
Устнѣ́ и́стин­ны исправля́ютъ свидѣ́тел­ст­во: свидѣ́тель же ско́ръ язы́къ и́мать непра́веденъ.
Ле́сть въ се́рдцы кую́щаго зла́я: хотя́щiи же ми́ра воз­веселя́т­ся.
Ничто́же непра́ведное уго́дно е́сть пра́ведному: нечести́вiи же испо́лнят­ся злы́хъ.
Ме́рзость Го́сподеви устнѣ́ лжи́вы: творя́й же вѣ́рно прiя́тенъ ему́.
Му́жъ разуми́вый престо́лъ чу́в­ст­вiя: се́рдце же безу́мныхъ сря́щетъ кля́твы.
Рука́ избра́н­ныхъ одержи́тъ удо́бь: льсти́вiи же бу́дутъ во плѣне́нiи.
Стра́шное сло́во се́рдце му́жа пра́ведна смуща́етъ, вѣ́сть же блага́я весели́тъ его́.
Разуми́въ пра́ведникъ себѣ́ дру́гъ бу́детъ: мы́сли же нечести́выхъ некро́тки: согрѣша́ющихъ пости́гнутъ зла́я, пу́ть же нечести́выхъ прельсти́тъ я́.
Не улучи́тъ льсти́вый лови́твы: стяжа́нiе же честно́е му́жъ чи́стый.
Въ путе́хъ пра́вды живо́тъ, путiе́ же злопо́мнящихъ въ сме́рть.
Синодальный
Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его.
Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство.
Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит.
Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.
[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.
[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]
От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его.
Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.
Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение.
Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.
Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Рус. (Юнгеров)
Любящий наставление любит знание, ненавидящий же обличение безумен.

Лучше тот, кто приобретает блоговоление у Господа Бога, человек же беззаконный будет забыт.

Не будет счастлив человек от беззакония, корни же праведных не будут исторгнуты.

Жена добродетельная - венец для мужа своего, жена же дурно поступающая так губит мужа, как червь дерево.

Помышления праведных направлены к правде, нечестивые же замышляют коварство.

Слова нечестивых - засада для пролития крови, уста же правых спасут их.

Куда бы ни обратился нечестивый, - он гибнет, дома же праведных стоят.

Уста разумного восхваляются мужем, а тупоумный осмеивается.

Лучше человек незнатный, но работающий на себя, нежели честолюбец, нуждающийся в хлебе.

Праведный жалеет жизнь скота своего, сердце же нечестивых немилостиво.

Кто обработывает свою землю, тот будет насыщаться хлебом, а кто гоняется за праздностью, те скудоумны. Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своих твердынях оставит (по себе) безчестие.

Желания нечестивых злы, а корни блогочестивых в твердыни.

За грех уст впадает в сети грешник, а праведный избегает их. Смотрящий кротко помилован будет, а встречающий в воротах обижает души.

От плодов уст душа человека насытится благ, ему же воздастся воздаяние уст его.

Пути неразумных - прямы в глазах их, а мудрый слушает совета;

Неразумный тотчас же обнаруживает гнев свой, а разсудительный скрывает свою обиду.

Праведный возвещает достойное веры, свидетель же (со стороны) неправедных коварен.

Некоторые из говорящих уязвляют как мечами, а язык мудрых врачует.

Уста правдивые направляют свидетельство (как должно), свидетель же поспешный имеет язык несправедливый.

Коварство - в сердце злоумышленника, желающие же мира возрадуются.

Ничто несправедливое не приятно праведному, а нечестивые будут преисполнены зол.

Мерзость пред Господом - уста лживыя, а верно поступающий приятен Ему.

Муж разумный - седалище знания, сердце же неразумных встретит проклятие.

Рука избранных удобно будет господствовать, а коварные будут под данью.

Страшное слово смущает сердце мужа праведного, а добрая весть веселит его.

Праведник, дающий себе во всем отчет, будет самому себе другом, замыслы же нечестивых - жестоки, согрешающих постигнет зло, и путь нечестивых введет их (самих) в заблуждение.

Коварному не достанется добыча, ценное же приобретение - человек безпорочный.

В путях правды - жизнь, пути же злопамятных - к смерти.

Акыл-насаатты сєйгљн адам билимди сєйљт, ал эми ашкерелљљнє жек кљргљн адам акылсыз.
Жакшы адам Тењирден ырайым табат, ал эми жаман ойлуу адамды Тењир жазалайт.
Адам љзєн мыйзамсыздык менен бекемдей албайт, ал эми адил адамдын тамыры ордунан козголбойт.
Жакшы аял – кєйљљсєнєн таажысы, ал эми абийирсиз аял – сљљктљгє ирињ.
Адил адамдардын ойлогону – акыйкаттык, ал эми мыйзамсыздардын ойлогону – жамандык.
Мыйзамсыздардын тили – кан тљгєє єчєн коюлган буктурма, ал эми адил адамдарды љздљрєнєн оозу куткарат.
Мыйзамсыздар кырсык басары менен жок болушат, ал эми адил адамдардын єйє тура берет.
Адамды акылына жараша макташат, ал эми жєрљгє бузук адам жек кљрєндє болот.
Нанга муктаж болуп туруп, љзєн кљрєнєктєє адам кылып кљрсљткљнгљ караганда, љзє єчєн эмгектенген жљнљкљй адам артык.
Адил адам малы єчєн да кам кљрљт, мыйзамсыз адамдар болсо таш боор.
Љз жерин иштеткен адам нанга тоёт, ал эми бекерчиликти сєйгљндљрдє туураган адам кем акыл.
Мыйзамсыз адам адил адамды жамандыктын торуна тєшєргєсє келет, бирок адил адамдын тамыры бекем.
Мыйзамсыз адам љз оозунун кєнљљлљрє менен торго тєшљт, ал эми адил адам жамандыктан кутулат.
Адил адам љз оозунун жемишинен жакшылыкка тоёт, адам љзєнєн кылган ишине жараша тиешесин алат.
Акылсыз адамга љзєнєн жолу тєз кљрєнљт, ал эми кењеш уккан адам акылдуу.
Акылсыз адамдын ачуусу дароо эле сыртка чыгат, ал эми акылдуу адам ызасын сыртка чыгарбайт.
Билгенин айткан адам чындыкты айтат, ал эми жалган кєбљнєн айтканы жалган.
Мањызсыз сєйлљгљн адам кылыч менен жаралагандай жаралайт, ал эми акылдуу адамдардын тили сакайтат.
Адил адамдын тили тєбљлєк жашайт, ал эми алдамчынын тили кљз ирмемге эле жашайт.
Кара ниеттин жєрљгєндљ – жаман ой, тынчтык орнотуучулардын жєрљгєндљ – кубаныч.
Адил адам эч жамандык кљрбљйт, мыйзамсыздар болсо кљп жамандык кљрєшљт.
Жалган сєйлљгљн тил Тењирдин алдында жийиркеничтєє, ал эми чындыкты сєйлљгљндљр Ага жагат.
Акыл-эстєє адам билимин жашырат, ал эми акылсыздын акылсыздыгын љзєнєн жєрљгє кљрсљтєп турат.
Аракетчилдердин колу башкарат, ал эми жалкоонун колу салык тљлљйт.
Жєрљгєндљгє санаа адамдын кљњєлєн чљктєрљт, ал эми жылуу сљз аны кубантат.
Адил адам жакынына жол кљрсљтљт, ал эми мыйзамсыздын жолу аларды адаштырат.
Жалкоо адам љзєнєн илбээсинин бышырып жегенден эринет, ал эми аракетчил адамдын мєлкє баалуу.
Чындыктын жолунда љмєр бар, анын жолунда љлєм жок.
Копировать текст Копировать ссылку Толкования стиха

Настройки