Ветхий Завет:
Быт.
Исх.
Лев.
Числ.
Втор.
Нав.
Суд.
Руфь
1Цар.
2Цар.
3Цар.
4Цар.
1Пар.
2Пар.
1Ездр.
Неем.
2Ездр.
Тов.
Иудифь
Эсф.
Иов.
Пс.
Притч.
Еккл.
Песн.
Прем.
Сир.
Ис.
Иер.
Плач.
Посл.Иер.
Вар.
Иез.
Дан.
Ос.
Иоиль.
Ам.
Авд.
Иона
Мих.
Наум.
Авв.
Соф.
Агг.
Зах.
Мал.
1Макк.
2Макк.
3Макк.
3Ездр.
Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Скрыть
13:5
см.:
Откр.21:8;
Кол.3:9;
Дан.12:2;
Еф.4:25;
Иез.20:43;
Иез.36:31;
Иез.6:9;
Притч.3:35;
Притч.30:8;
Притч.6:17;
Пс.118:163;
Пс.119:163;
Зах.11:8;
13:6
см.:
2Пар.28:23;
Притч.11:3;
Притч.11:5-11:6;
Притч.21:12;
Притч.5:22;
Пс.140:11;
Пс.15:2;
Пс.25:21;
Пс.26:1;
13:7
см.:
1Кор.4:10-4:11;
1Кор.4:8;
2Кор.4:7;
2Кор.6:10;
Откр.3:17;
Иак.2:5;
Лк.12:21;
Лк.12:33;
Притч.11:24;
Притч.12:9;
Притч.13:11;
13:21
см.:
Деян.28:4;
Быт.4:7;
Ис.3:10-3:11;
Чис.32:23;
Притч.13:13;
Пс.140:11;
Пс.32:10;
Рим.2:7-2:10;
Сир.37:15;
Сир.6:35;
19:21
см.:
1Пет.2:8;
Деян.4:27-4:28;
Деян.5:38-5:39;
Дан.11:24-11:25;
Дан.4:35;
Еккл.7:29;
Еф.1:11;
Быт.45:4-45:8;
Быт.50:20;
Евр.6:17-6:18;
Ис.14:24;
Ис.14:26-14:27;
Ис.46:10;
Ис.7:6-7:7;
Иов.23:13;
Иуд.1:4;
Мф.26:4-26:5;
Мф.27:63-27:64;
Притч.12:2;
Притч.16:1;
Притч.16:9;
Притч.21:1;
Пс.21:11;
Пс.33:10-33:11;
Пс.83:4;
22:6
см.:
1Цар.1:28;
1Цар.12:2-12:3;
1Цар.2:26;
2Тим.3:15;
Втор.4:9;
Втор.6:7;
Еф.6:4;
Быт.18:19;
Пс.78:3-78:6;
22:7
см.:
4Цар.4:1;
Ам.4:1;
Ам.5:11-5:12;
Ам.8:6;
Иак.2:6;
Иак.5:1;
Иак.5:4;
Мф.18:25;
Притч.14:31;
Притч.18:23;
Притч.22:16;
Притч.22:22;
22:8
см.:
Гал.6:7-6:8;
Ос.10:13;
Ос.8:7;
Ис.10:5;
Ис.14:29;
Ис.30:31;
Ис.9:4;
Иов.4:8;
Притч.14:3;
Пс.125:3;
22:9
см.:
1Пет.4:9;
1Тим.6:18-6:19;
2Кор.8:1-8:2;
2Кор.9:6-9:11;
Деян.20:35;
Втор.15:7-15:11;
Втор.28:56;
Еккл.11:1-11:2;
Евр.13:16;
Евр.6:10;
Ис.32:8;
Ис.58:7-58:12;
Иов.31:16-31:20;
Лк.14:13;
Лк.6:35-6:38;
Мк.7:22;
Мф.20:15;
Мф.25:34-25:40;
Притч.11:25;
Притч.19:17;
Притч.21:13;
Пс.112:9;
Пс.41:1-41:3;
22:27
см.:
Притч.20:16;
22:29
см.:
3Цар.10:8;
3Цар.11:28;
2Тим.4:2;
Еккл.9:10;
Быт.41:46;
Мф.25:21;
Мф.25:23;
Притч.10:4;
Притч.12:24;
Рим.12:11;
23:6
см.:
Дан.1:8-1:10;
Втор.15:9;
Втор.28:56;
Мк.7:22;
Мф.20:15;
Притч.22:9;
Притч.23:3;
Притч.28:22;
Пс.141:4;
Сир.14:10;
23:8
23:18
см.:
Евр.10:35;
Иер.29:11;
Лк.16:25;
Флп.1:20;
Притч.24:14;
Притч.24:20;
Пс.37:37;
Пс.9:18;
Рим.6:21-6:22;
23:32
см.:
Ам.5:19;
Ам.9:3;
Еккл.10:8;
Исх.7:12;
Исх.7:5-7:6;
Ис.28:3;
Ис.28:7-28:8;
Ис.59:5;
Иер.5:31;
Иер.8:17;
Иов.20:16;
Лк.16:25-16:26;
Притч.5:11;
Рим.6:21;
23:33
см.:
1Ин.2:16;
Дан.5:4;
Еф.5:18;
Быт.19:32-19:38;
Ос.7:5;
Иуд.1:12-1:13;
Притч.2:12;
Притч.31:5;
Пс.69:12;
29:1
см.:
3Цар.17:1;
3Цар.18:18;
3Цар.20:42;
3Цар.21:20-21:23;
3Цар.22:20-22:23;
3Цар.22:28;
3Цар.22:34-22:37;
1Цар.2:25;
1Цар.2:34;
1Фес.5:3;
2Пар.25:16;
2Пар.33:10;
2Пар.36:13;
2Пар.36:15-36:17;
Деян.1:18;
Деян.1:25;
Ис.30:13-30:14;
Ис.48:4;
Иер.17:23;
Иер.25:3-25:5;
Иер.26:3-26:5;
Иер.35:13-35:16;
Ин.13:10-13:11;
Ин.13:18;
Ин.13:26;
Ин.6:70-6:71;
Мф.26:21-26:25;
Неем.9:29;
Притч.1:24-1:31;
Притч.28:14;
Притч.28:18;
Притч.6:15;
Зах.1:3-1:6;
Зах.7:11-7:14;
29:13
см.:
1Кор.6:10;
Еф.2:1;
Исх.22:25-22:26;
Лев.25:35-25:37;
Мф.5:45;
Мф.9:9;
Неем.5:5-5:7;
Притч.22:2;
Пс.13:3;
29:22
см.:
Притч.15:18;
29:25
см.:
1Пар.5:20;
3Цар.19:3;
1Пет.1:21;
1Цар.15:24;
1Цар.27:11;
2Тим.4:16-4:17;
Дан.3:28;
Дан.6:23;
Еккл.7:18;
Исх.32:22-32:24;
Гал.2:11-2:13;
Быт.12:11-12:13;
Быт.20:11;
Быт.20:2;
Быт.26:7;
Ис.57:11;
Иер.17:7;
Ин.12:42-12:43;
Ин.19:12-19:13;
Ин.3:2;
Ин.9:22;
Лк.12:4;
Мф.10:28;
Мф.14:5;
Мф.15:12;
Мф.26:69-26:74;
Притч.16:20;
Притч.18:10;
Притч.28:25;
Притч.30:5;
Пс.118:8;
Пс.125:1;
Пс.69:29;
Пс.91:14;
29:27
см.:
1Ин.3:13;
Ин.15:17-15:19;
Ин.15:19;
Ин.15:23;
Ин.7:7;
Притч.24:9;
Притч.29:10;
Пс.119:115;
Пс.139:21;
Зах.11:8;
Синодальный
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.
Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.
Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.
Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.–
От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость.
Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.
Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни.
Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается.
[У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой.]
Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.
Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
Худой посол попадает в беду, а верный посланник – спасение.
Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.
Желание исполнившееся – приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
– [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки.
Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.
Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву.
Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.
Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный.
Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых.
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.
Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.
За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.
Богатый господствует над бедным, *и должник делается рабом заимодавца.
Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет.–
Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.–
Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.
Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг.
Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.
Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!»
Глубокая пропасть – уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда.
Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.
Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.
Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;
потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих.
Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни.
Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении,
чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?
Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот,
потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.
Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,
чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.
Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги:
если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?
Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.
Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми.
–[Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.]
–[Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.]
Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою,
и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен.
Не прельщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища.
Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои.
Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.
Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его;
потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою.
Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно.
В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.
Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи,
потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою.
Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам.
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет;
ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.
Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;
и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.
Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;
потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.