Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Нав. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. 1Ездр. Неем. 2Ездр. Тов. Иудиф. Эсф. 1Мак. 2Мак. 3Мак. 3Ездр. Иов. Пс. Притч. Еккл. Песн. Прем. Сир. Ис. Иер. Плч. Посл.Иер. Вар. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.

Книга Притчей Соломоновых

 
  • Му́дрыя жены́ созда́ша до́мы: безу́мная же раскопа́ рука́ма сво­и́ма.
  • Ходя́й пра́во бо­и́т­ся Го́спода: развраща́яй же пути́ своя́ обезче́стит­ся.
  • Изъ у́стъ безу́мныхъ же́злъ досажде́нiя: устнѣ́ же му́дрыхъ храня́тъ я́.
  • Идѣ́же нѣ́сть воло́въ, я́сли чи́сты: а идѣ́же жи́та мно́га, я́вна волу́ крѣ́пость.
  • Свидѣ́тель вѣ́ренъ не лже́тъ: разжиза́етъ же ло́жная свидѣ́тель непра́веденъ.
  • Взы́щеши прему́дрости у злы́хъ, и не обря́щеши: чу́в­ст­во же у му́дрыхъ удо́бно.
  • Вся́ проти́вна [су́ть] му́жеви безу́мну: ору́жiе же чу́в­ст­вiя устнѣ́ прему́дры.
  • Прему́дрость кова́рныхъ уразумѣ́етъ пути́ и́хъ: бу́й­ст­во же безу́мныхъ въ заблужде́нiи.
  • До́мове беззако́н­ныхъ тре́буютъ очище́нiя, до́мове же пра́ведныхъ прiя́тни.
  • Се́рдце му́жа чу́в­с­т­вен­но печа́ль души́ его́: егда́ же весели́т­ся, не при­­мѣша́ет­ся досажде́нiю.
  • До́мове нечести́выхъ исче́знутъ, селе́нiя же пра́во творя́щихъ пребу́дутъ.
  • Е́сть пу́ть, и́же мни́т­ся человѣ́комъ пра́въ бы́ти, послѣ́дняя же его́ при­­хо́дятъ во дно́ а́да.
  • Ко весе́лиемъ не при­­мѣшава́ет­ся печа́ль: послѣ́дняя же ра́дости въ пла́чь при­­хо́дятъ.
  • Путі́й сво­и́хъ насы́тит­ся дерзосе́рдый, от­ размышле́нiй же сво­и́хъ му́жъ бла́гъ.
  • Незло́бивый вѣ́ру е́млетъ вся́кому словеси́, кова́рный же при­­хо́дитъ въ раска́янiе.
  • Прему́дръ убоя́вся уклони́т­ся от­ зла́, безу́мный же на себе́ надѣ́явся смѣшава́ет­ся со беззако́н­нымъ.
  • Остроя́ростный безъ совѣ́та твори́тъ, му́жъ же му́дрый мно́гая терпи́тъ.
  • Раздѣля́ютъ безу́мнiи зло́бу, кова́рнiи же удержа́тъ чу́в­ст­во.
  • Попо́лзнут­ся злі́и предъ благи́ми, и нечести́вiи послу́жатъ предъ две́рьми пра́ведныхъ.
  • Дру́зiе воз­ненави́дятъ друго́въ убо́гихъ: дру́зiе же бога́тыхъ мно́зи.
  • Безче́стяй убо́гiя согрѣша́етъ, ми́луяй же ни́щыя блаже́нъ.
  • Заблужда́ющiи [непра́ведницы] дѣ́лаютъ зла́я, ми́лость же и и́стину дѣ́лаютъ благі́и. Не вѣ́дятъ ми́лости и вѣ́ры дѣ́лателiе злы́хъ: ми́лостыни же и вѣ́ры у дѣ́лателей благи́хъ.
  • Во вся́цѣмъ пеку́щемся е́сть изоби́лiе: любо­сла́стный же и безпеча́льный въ ску́дости бу́детъ.
  • Вѣне́цъ прему́дрыхъ бога́т­ст­во и́хъ, житiе́ же безу́мныхъ зло́.
  • Изба́витъ от­ злы́хъ ду́шу свидѣ́тель вѣ́ренъ, разжиза́етъ же лжи́вая ле́стный.
  • Во стра́сѣ Госпо́дни упова́нiе крѣ́пости, ча́домъ же сво­и́мъ оста́витъ утвержде́нiе [ми́ра].
  • Стра́хъ Госпо́день исто́чникъ жи́зни, твори́тъ же укланя́тися от­ сѣ́ти сме́ртныя.
  • Во мно́зѣ язы́цѣ сла́ва царю́: во оскудѣ́нiи же лю́дстѣ сокруше́нiе си́льному.
  • Долготерпѣли́въ му́жъ мно́гъ въ ра́зумѣ, малоду́шный же крѣ́пко безу́менъ.
  • Кро́ткiй му́жъ се́рдцу вра́чь: мо́ль же косте́мъ се́рдце чу́в­с­т­вен­но.
  • Оклевета́яй убо́гаго раздража́етъ сотво́ршаго и́, почита́яй же его́ ми́луетъ ни́щаго.
  • Во зло́бѣ сво­е́й от­ри́нет­ся нечести́вый: надѣ́яйжеся на Го́спода сво­и́мъ преподо́бiемъ пра́веденъ.
  • Въ се́рдцы бла́зѣ му́жа почі́етъ прему́дрость, въ се́рдцы же безу́мныхъ не познава́ет­ся.
  • Пра́вда воз­выша́етъ язы́къ: умаля́ютъ же племена́ грѣси́.
  • Прiя́тенъ царе́ви слуга́ разу́мный, сво­и́мъ же благообраще́нiемъ отъ­е́млетъ безче́стiе.
  • Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
  • Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
  • В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
  • Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
  • Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
  • Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
  • Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.
  • Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.
  • Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение.
  • Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.
  • Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.
  • Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.
  • И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
  • Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый – от своих.
  • Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
  • Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
  • Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
  • Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.
  • Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.
  • Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.
  • Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
  • Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.
  • От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
  • Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.
  • Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.
  • В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.
  • Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
  • Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.
  • У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
  • Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
  • Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.
  • За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.
  • Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.
  • Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.
  • Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его.
  • Акылдуу аял єйєн курат, ал эми акылы жок аял аны љз колу менен бузат.
  • Тєз жол менен бара жаткандар Тењирден коркушат, ал эми кимдин жолу тєз эмес болсо, ал Тењирди тоотпойт.
  • Акылсыздын тили – текебердиктин камчысы, ал эми акылдууларды тили сактайт.
  • Бука жок жерде акыр бош, ал эми мол киреше букалардын кєчєнљн.
  • Ишенимдєє кєбљ калп айтпайт, ал эми жалган кєбљ кљп жалаа жабат.
  • Шылдыњчыл адам акылмандыкты издейт, бирок таба албайт, ал эми акылдуу адамга билим алуу оњой.
  • Акылсыз адамдан кач, анын оозунан акылдуу сљз чыкпайт.
  • Акылдуу адамдын акылдуулугу – љз жолун билгендиги, акылсыз адамдардын акылсыздыгы болсо – адашуу.
  • Акылсыз адамдар кєнљљгљ кєлєшљт, ал эми адил адамдардын арасында ынтымак.
  • Жєрљк љз жанынын кайгысын билет, анын кубанычын бљлљк бирљљ бљлєшљ албайт.
  • Мыйзамсыздардын єйє бєлгєнгљ учурайт, ал эми адил адамдардын єйє гєлдљйт.
  • Адамга тєз кљрєнгљн жолдор бар, бирок алардын акыры – љлємгљ алып баруучу жол.
  • Кєлєп жаткан адамдын да жєрљгє ооруйт, кээде кубанычтын аягы кайгы менен бєтљт.
  • Жєрљгє бузук адам љз жолунун жемишине тоёт, жєрљгє таза адам да љз жолунун жемишине тоёт.
  • Акылсыз адам ар бир сљзгљ ишене берет, ал эми акылдуу адам љз жолун байкап жєрљт.
  • Акылдуу адам Кудайдан коркуп, жамандыктан качат, ал эми акылсыз адам ачуулуу, љзєнљ љзє ишенген адам болот.
  • Ачуусу чукул адам акылсыздык кылышы мємкєн, ал эми атайылап кыянаттык кылган адам жек кљрєндє болот.
  • Тєркљй адамдар энчисине акылсыздыкты алышат, ал эми акылдуу адамдар билим менен сыйланышат.
  • Кара ниет адамдар ак ниет адамдарга, мыйзамсыз адамдар адил адамдардын дарбазасынын алдында таазим кылышат.
  • Жакыр љз жакындарына да жек кљрєндє болот, ал эми бай кишинин достору кљп.
  • Љз жакынын жек кљрєп жаткан адам кєнљљ кылып жатат, ал эми жакырга кайрымдуу болгон адам бактылуу.
  • Жамандык кылууну ойлоп жаткандар адашып жатышкан жокпу? Ал эми жакшылык кылууну ойлогон адамдарда ырайым, ишеним бар.
  • Ар бир эмгектен киреше кирет, ал эми мањызсыз сљз зыянга гана учуратат.
  • Акылдуу адамдардын таажысы – љздљрєнєн байлыгы, ал эми тєркљй адамдардын таажысы – љздљрєнєн акылсыздыгы.
  • Ишенимдєє кєбљ адамдарды куткарат, ал эми жалган кєбљ жалаа жабат.
  • Тењирден коркуу – бекем таяныч, Ал – Љз уулдарына баш паана.
  • Тењирден коркуу – љмєр булагы, ал љлєм торунан сактайт.
  • Эли кљп падыша – улуу падыша, эли аз падыша – шордуу падыша.
  • Сабырдуу адамдын акылы мол, ал эми ачуусу чукул адам љзєнєн акылсыздыгын кљрсљтљт.
  • Момун жєрљк – денеге љмєр, ал эми кљрљ албастык – сљљккљ ирињ.
  • Жакырды кордогон адам анын Жаратканына акарат келтирет, ал эми Аны урматтаган адам муктаж болуп турган адамга жакшылык кылат.
  • Мыйзамсыз адам кылган жамандыгы єчєн четке кагылат, ал эми адил адамдын љлєм алдында да ємєтє бар.
  • Акылмандык акылдуунун жєрљгєндљ жашайт, акылсыздар арасында ал љзє жљнєндљ билдирип турат.
  • Адилдик элдин дањкын чыгарат, ал эми мыйзамсыздык элдин абийирин тљгљт.
  • Падыша акылдуу кулга ырайым кылат, ал эми аны уят кылган адамга каарын чачат.
  • ҲИКМАТИ зан хонаи вайро бино мекунад, вале зани аблаҳ бо дасти худ онро вайрон мекунад.
  • Касе ки бо роҳи рост равад, тарсгори Парвардигор аст, вале касе ки роҳҳояш каҷ аст, Ӯро хор медорад.
  • Дар даҳони аблаҳ навдаи ғурур аст, вале лабҳои хирадмандон онҳоро нигаҳбонӣ мекунад.
  • Агар барзаговҳо набошад, охур холист, вале аз қуввати барзагов маҳсулот бисёр аст.
  • Шоҳиди амин дурӯғ намегӯяд, вале шоҳиди козиб суханони дурӯғ мебофад.
  • Масхарабоз хикмат меҷӯяд, ва намеёбад; вале барои оқил дониш осон аст.
  • Аз ҳузури шахси аблаҳ дур шав, вагар на лабҳои оқилонаро нахоҳӣ донист.
  • Ҳикмати шахси бофаросат – дар фаҳмидани роҳи ӯст; вале беақлии аблаҳон макр аст.
  • Беақлонро гуноҳ миёнарав аст, вале дар миёни росткорон – ҳусни таваҷҷӯҳ.
  • Дил талхии ҳиссиёти худро медонад, ва дар шодии вай бегонае иштирок надорад.
  • Хонаи шарирон вайрон мешавад, вале хаймаи росткорон нашъунамо меёбад.
  • Роҳе ҳаст, ки ба назари кас рост менамояд, вале оқибаташ роҳҳои мамот аст.
  • Дар вақти ханда ҳам баъзан дили кас дард мекунад, ва шодие ҳаст, ки оқибаташ андӯҳ аст.
  • Каҷдил аз роҳҳои худ сер мешавад, ва шахси нек – аз амалиёти худ,
  • Соддадил ба ҳар сухан имон меоварад, вале бофаросат ба ҳар қадами худ диққат медиҳад.
  • Хирадманд метарсад ва аз бадӣ дур мешавад, вале аблаҳ пурғурур ва худписанд аст.
  • Тундмизоҷ беақлӣ мекунад, ва шахси дасисакор нафратангез аст.
  • Насиби соддадилон беақлист, вале дониш тоҷи бофаросатон аст.
  • Бадон назди некон сархам меистанд, ва шарирон – пеши дарвозаҳои одилон.
  • Бенаво барои ёри худ низ нафратангез аст, вале сарватдор дӯстони бисёре дорад.
  • Касе ки аз ёри худ нафрат дорад, гуноҳ мекунад, вале хушо касе ки хайрхоҳи мискинон аст!
  • Оё бадандешон гумроҳ намешаванд? Вале эҳсон ва ростӣ бо некандешон аст.
  • Дар ҳар кори сахт нафъе ҳаст, вале пургӯӣ фақат сӯи бенавоӣ мебарад.
  • Тоҷи хирадмандон сарвати онҳост; вале тавонгарии аблаҳон беақлист.
  • Шоҳиди ростгӯй ҷонҳоро халос мекунад, вале шоҳиди маккор суханони дурӯғ мебофад.
  • Дар худотарсӣ қалъаи мустаҳкаме ҳаст, ва вай барои фарзандонаш паноҳгоҳ мешавад.
  • Худотарсӣ чашмаи ҳаёт аст, ва аз домҳои мамот дур мекунад.
  • Шавкати подшоҳ дар бисёрии қавм аст, ва шикасти амир дар камии қабила аст.
  • Собир пурхирад аст, вале зудранҷ беақлиро зоҳир месозад.
  • Дили ором ҳаёти ҷисм аст, вале ҳасад фасоди устухонҳост.
  • Касе ки бенаворо ба танг оварад, Офаринандаи ӯро хорӣ медиҳад, вале касе ки ба мискин марҳамат мекунад, Ӯро ҷалол медиҳад.
  • Шарир барои бадии худ рад карда мешавад, вале одил дар вақти мамоти худ низ ба Худо паноҳ мебарад.
  • Ҳикмат дар дили оқил қарор меёбад, вале он чи андаруни аблаҳон аст, ошкор мешавад,
  • Адолат қавмро сарбаланд мегардонад, вале гуноҳ нанги қабилаҳост.
  • Таваҷҷӯҳи подшоҳ бар бандаи соҳибфаҳм аст, вале хашми ӯ – бар каси нанговар.

  • Мудра жінка будує свій дім, а безумна своєю рукою руйнує його.
  • Хто ходить в простоті своїй, боїться той Господа, а в кого дороги криві, той погорджує Ним.
  • На устах безумця галузка пихи, а губи премудрих їх стережуть.
  • Де немає биків, там ясла порожні, а щедрість врожаю у силі вола.
  • Свідок правдивий не лже, а свідок брехливий говорить неправду.
  • Насмішник шукає премудрости, та надаремно, пізнання легке для розумного.
  • Ходи здалека від людини безумної, і від того, в кого мудрих уст ти не бачив.
  • Мудрість розумного то розуміння дороги своєї, а глупота дурних то омана.
  • Нерозумні сміються з гріха, а між праведними уподобання.
  • Серце знає гіркоту своєї душі, і в радість його не втручається інший.
  • Буде вигублений дім безбожних, а намет безневинних розквітне.
  • Буває, дорога людині здається простою, та кінець її стежка до смерти.
  • Також іноді і від сміху болить серце, і закінчення радости смуток.
  • Хто підступного серця, насититься той із доріг своїх, а добра людина із чинів своїх.
  • Вірить безглуздий в кожнісіньке слово, а мудрий зважає на кроки свої.
  • Мудрий боїться й від злого вступає, нерозумний же гнівається та сміливий.
  • Скорий на гнів учиняє глупоту, а людина лукава зненавиджена.
  • Нерозумні глупоту вспадковують, а мудрі знанням коронуються.
  • Поклоняться злі перед добрими, а безбожники при брамах праведного.
  • Убогий зненавиджений навіть ближнім своїм, а в багатого друзі численні.
  • Хто погорджує ближнім своїм, той грішить, а ласкавий до вбогих блаженний.
  • Чи ж не блудять, хто оре лихе?
    А милість та правда для тих, хто оре добро.
  • Кожна праця приносить достаток, але праця уст в недостаток веде.
  • Корона премудрих їхня мудрість, а вінець нерозумних глупота.
  • Свідок правдивий визволює душі, а свідок обманливий брехні торочить.
  • У Господньому страхові сильна надія, і Він пристановище дітям Своїм.
  • Страх Господній криниця життя, щоб віддалятися від пасток смерти.
  • У численності люду величність царя, а в браку народу погибіль володаря.
  • Терпеливий у гніві багаторозумний, а гнівливий вчиняє глупоту.
  • Лагідне серце життя то для тіла, а заздрість гнилизна костей.
  • Хто тисне нужденного, той ображає свого Творця, а хто милостивий до вбогого, той поважає Його.
  • Безбожний у зло своє падає, а праведний повний надії й при смерті своїй.
  • Мудрість має спочинок у серці розумного, а що в нутрі безумних, те виявиться.
  • Праведність люд підіймає, а беззаконня то сором народів.
  • Ласка царева рабові розумному, гнів же його проти того, хто соромить його.
  • La femme sage bâtit sa maison, Et la femme insensée la renverse de ses propres mains.
  • Celui qui marche dans la droiture craint l'Éternel, Mais celui qui prend des voies tortueuses le méprise.
  • Dans la bouche de l'insensé est une verge pour son orgueil, Mais les lèvres des sages les gardent.
  • S'il n'y a pas de boeufs, la crèche est vide; C'est à la vigueur des boeufs qu'on doit l'abondance des revenus.
  • Un témoin fidèle ne ment pas, Mais un faux témoin dit des mensonges.
  • Le moqueur cherche la sagesse et ne la trouve pas, Mais pour l'homme intelligent la science est chose facile.
  • Éloigne-toi de l'insensé; Ce n'est pas sur ses lèvres que tu aperçois la science.
  • La sagesse de l'homme prudent, c'est l'intelligence de sa voie; La folie des insensés, c'est la tromperie.
  • Les insensés se font un jeu du péché, Mais parmi les hommes droits se trouve la bienveillance.
  • Le coeur connaît ses propres chagrins, Et un étranger ne saurait partager sa joie.
  • La maison des méchants sera détruite, Mais la tente des hommes droits fleurira.
  • Telle voie paraît droite à un homme, Mais son issue, c'est la voie de la mort.
  • Au milieu même du rire le coeur peut être affligé, Et la joie peut finir par la détresse.
  • Celui dont le coeur s'égare se rassasie de ses voies, Et l'homme de bien se rassasie de ce qui est en lui.
  • L'homme simple croit tout ce qu'on dit, Mais l'homme prudent est attentif à ses pas.
  • Le sage a de la retenue et se détourne du mal, Mais l'insensé est arrogant et plein de sécurité.
  • Celui qui est prompt à la colère fait des sottises, Et l'homme plein de malice s'attire la haine.
  • Les simples ont en partage la folie, Et les hommes prudents se font de la science une couronne.
  • Les mauvais s'inclinent devant les bons, Et les méchants aux portes du juste.
  • Le pauvre est odieux même à son ami, Mais les amis du riche sont nombreux.
  • Celui qui méprise son prochain commet un péché, Mais heureux celui qui a pitié des misérables!
  • Ceux qui méditent le mal ne s'égarent-ils pas? Mais ceux qui méditent le bien agissent avec bonté et fidélité.
  • Tout travail procure l'abondance, Mais les paroles en l'air ne mènent qu'à la disette.
  • La richesse est une couronne pour les sages; La folie des insensés est toujours de la folie.
  • Le témoin véridique délivre des âmes, Mais le trompeur dit des mensonges.
  • Celui qui craint l'Éternel possède un appui ferme, Et ses enfants ont un refuge auprès de lui.
  • La crainte de l'Éternel est une source de vie, Pour détourner des pièges de la mort.
  • Quand le peuple est nombreux, c'est la gloire d'un roi; Quand le peuple manque, c'est la ruine du prince.
  • Celui qui est lent à la colère a une grande intelligence, Mais celui qui est prompt à s'emporter proclame sa folie.
  • Un coeur calme est la vie du corps, Mais l'envie est la carie des os.
  • Opprimer le pauvre, c'est outrager celui qui l'a fait; Mais avoir pitié de l'indigent, c'est l'honorer.
  • Le méchant est renversé par sa méchanceté, Mais le juste trouve un refuge même en sa mort.
  • Dans un coeur intelligent repose la sagesse, Mais au milieu des insensés elle se montre à découvert.
  • La justice élève une nation, Mais le péché est la honte des peuples.
  • La faveur du roi est pour le serviteur prudent, Et sa colère pour celui qui fait honte.