Скрыть
19:6
19:7
19:8
19:15
19:19
19:20
19:22
19:23
19:27
19:29
Церковнославянский (рус)
Лу́чше е́сть убо́гъ ходя́й въ простотѣ́ сво­е́й, не́же бога́тый стропти́въ устны́ сво­и́ми и несмы́сленъ.
Идѣ́же нѣ́сть уче́нiя души́, нѣ́сть добро́, и и́же ско́ръ е́сть нога́ма, по́ткнет­ся.
Неразу́мiе му́жа погубля́етъ пути́ его́, и Бо́га вино́вна твори́тъ въ се́рдцы сво­е́мъ.
Бога́т­ст­во при­­лага́етъ дру́ги мно́ги: ни́щiй же и от­ су́щаго дру́га оставля́емь быва́етъ.
Свидѣ́тель лжи́въ безъ му́ки не бу́детъ: оклевета́яй же непра́ведно не убѣжи́тъ ея́.
Мно́зи угожда́ютъ ли́цамъ ца́рскимъ: вся́къ же зо́лъ быва́етъ въ поноше́нiе му́жеви.
Вся́къ, и́же убо́гаго бра́та ненави́дитъ, и от­ содру́же­ст­ва дале́че бу́детъ. Мы́сль блага́я вѣ́дящымъ ю́ при­­ближа́ет­ся, му́жъ же му́дръ обря́щетъ ю́. Мно́го творя́й зла́ соверша́етъ зло́бу, а и́же раздража́етъ словесы́, не спасе́т­ся.
Стяжа́вый му́дрость лю́битъ себе́, а и́же сохраня́етъ ра́зумъ, обря́щетъ блага́я.
Свидѣ́тель лжи́вый не безъ му́ки бу́детъ, а и́же разжиза́етъ зло́бу, поги́бнетъ от­ нея́.
Не по́льзуетъ безу́мному сла́дость, и а́ще ра́бъ на́чнетъ съ досажде́нiемъ облада́ти.
Ми́лостивъ му́жъ долготерпи́тъ, похвала́ же его́ превосхо́дитъ законопресту́пныхъ.
Царе́во преще́нiе подо́бно рыка́нiю льво́ву, и я́коже роса́ зла́ку, та́ко ти́хость его́.
Сту́дъ е́сть отцу́ сы́нъ безу́менъ, и нечи́сты обѣ́ты от­ мзды́ блудни́цы.
До́мъ и имѣ́нiе раздѣля́ютъ отцы́ ча́домъ: от­ Го́спода же сочетава́ет­ся жена́ му́жеви.
Стра́хъ содержи́тъ му́жа женонра́вна: душа́ же пра́зднаго вза́лчетъ.
И́же храни́тъ за́повѣди, соблюда́етъ свою́ ду́шу, а нерадя́й о сво­и́хъ путе́хъ поги́бнетъ.
Ми́луяй ни́ща взаи́мъ дае́тъ богови, по дая́нiю же его́ воз­да́ст­ся ему́.
Наказу́й сы́на тво­его́, та́ко бо бу́детъ благонаде́женъ: въ досажде́нiе же не взе́млися душе́ю тво­е́ю.
Зло­у́менъ му́жъ мно́го отщети́т­ся: а́ще же губи́тель е́сть, и ду́шу свою́ при­­ложи́тъ.
Слу́шай, сы́не, отца́ тво­его́ наказа́нiя, да му́дръ бу́деши въ послѣ́дняя твоя́.
Мно́ги мы́сли въ се́рдцы му́жа: совѣ́тъ же Госпо́день во вѣ́къ пребыва́етъ.
Пло́дъ му́жеви ми́лостыня: лу́чше же ни́щь пра́ведный, не́жели бога́тъ лжи́въ.
Стра́хъ Госпо́день въ живо́тъ му́жеви: а безстра́шный водвори́т­ся на мѣ́стѣхъ, идѣ́же не наблюда́ет­ся ра́зумъ.
Скрыва́яй въ нѣ́дрѣхъ ру́цѣ сво­и́ непра́ведно ниже́ ко усто́мъ сво­и́мъ при­­несе́тъ я́.
Губи́телю ра́ны прiе́млющу, безу́мный кова́рнѣе бу́детъ: а́ще же облича́еши му́жа разу́мна, уразумѣ́етъ чу́в­ст­во.
Безче́­ст­вуяй отца́ и от­рѣва́яй ма́терь свою́ срамоту́ прiи́метъ и поноше́нiе.
Сы́нъ оставля́яй храни́ти наказа́нiе о́тчее по­учи́т­ся словесе́мъ злы́мъ.
Выруча́яй о́трока несмы́слена досажда́етъ оправда́нiю: уста́ же нечести́выхъ пожру́тъ су́дъ.
Уготовля́ют­ся невоз­де́ржнымъ ра́ны, и муче́нiя подо́бнѣ неразу́мнымъ.
Рус. (Юнгеров)
Лучше бедный, ходящий в своей честности, нежели богатый лукавый в речах и глупый.
Если нет знания в душе, то нет добра, а кто тороплив ногами, тот спотыкается.
Неразумие человека губит пути его; а в сердце своем он обвиняет Бога.
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и настоящим другом.
Лжесвидетель не останется ненаказанным, а неправедно обвиняющий не избежит (сего).
Многие лицеприятствуют царям, а всякий нелицеприятствующий бывает неприятен человеку.
Всякий, ненавидящий бедного брата, удалится и от содружества. Добрая мысль приближается к познающим ее и мудрый муж найдет ее. Много делающий зла приводит в исполнение (свою) злобу, а кто раздражает словами, - не спасется.
Кто приобретает благоразумие, тот любит себя, а кто сохраняет благоразумие, тот найдет благо.
Лжесвидетель не останется ненаказанным, а кто разжигает злобу, погибнет от нея.
Неприлична глупому пышность, равно как и рабу надменное господство.
Милостивый человек долготерпелив и проходит мимо законопреступных - составляет его похвалу.
Угроза царя подобна рыканию льва, а благоволение его, как роса на траву.
Стыд отцу - сын неразумный, и нечисты обеты из платы блудницы.
Дом и имение родители делят между детьми, но от Господа соединяется жена с мужем.
Страх обнимает женоподобного, душа же праздного будет терпеть голод.
Кто хранит заповеди, хранит свою душу, а нерадящий о своих путях погибнет.
Милующий нищего дает взаймы Богу, и Он воздаст ему за блогодеяния его.
Наказывай сына своего, ибо чрез это он будет благонадежен, но не приходи в ярость душею своею.
Зломыслящий человек много потерпит, а если будет вредить, то и душею своею пожертвует.
Слушай, сын, наставление отца твоего, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Много помыслов в сердце человека, а совет Господень во век пребывает.
Плод для человека - милостыня, и бедный праведник лучше, нежели богач - лжец.
Страх Господень (ведет) человека к жизни, а неимеющий страха будет скитаться в местах, где и не заметно разума.
Скрывающий руки свои в пазуху без нужды до рта своего не донесет их.
Когда наказывается вредный человек, то неразумный сделается внимательнее, а если обличишь мужа разумного, то он поймет наставление.
Безчестящий отца и изгоняющий мать свою будет посрамлен и опозорен.
Сын, перестающий хранить наставление отца, научится худым речам.
Ручающийся за неразумного отрока оскорбляет правосудие, и уста нечестивых поглощают суд.
Для своевольных уготовляются бичи, а равно и муки для глупых.
Таджикский
БЕНАВОЕ ки бо роҳи рости худ равон аст, беҳ аз каҷгуфторе ки аблаҳ бошад.
Бепарвогии ҷон ҳам хуб нест, ва касе ки бо пойҳои худ шитобад, пешпо мехӯрад.
Беақлии одам роҳи ӯро каҷ мекунад, вале дили ӯ аз Парвардигор гиламанд мешавад.
Сарват ёрони бисёрро ҳамроҳ мекунад, вале бенаво аз ёри худ ҷудо мешавад.
Шоҳиди козиб беҷазо намемонад, ва касе ки суханони дурӯғ бофад, раҳо намешавад.
Бисёр касон дидори валинеъматро толибанд, ва ҳама ёри шахси инъомдеҳ ҳастанд.
Ҳамаи бародарони бенаво аз ӯ нафрат мекунанд, алалхусус ёронаш аз ӯ дур мешаванд; аз пайи ваъдаҳошон медавад, аммо нестанд.
Касе ки ҳикмат пайдо кунад, ҷони худро дӯст медорад; касе ки хирадро нигоҳ дорад, файз меёбад.
Шоҳиди козиб беҷазо намемонад, ва касе ки суханони дурӯғ бофад, ба ҳалокат мерасад.
Ба аблаҳ айшу тараб намезебад, алалхусус ба ғулом – ҳукмронӣ бар мирон.
Ақли одам хашми ӯро бозмедорад, ва аз бадкорӣ чашм пӯшида гузаштан ҷалолати ӯст.
Ғазаби подшоҳ мисли ғурриши шери ҷавон аст, ва ҳусни таваҷҷӯҳи ӯ мисли шабнам аст бар алаф.
Писари аблаҳ фалокат аст барои падар, ва ситезаҳои зан мисли чак-чаки шилқин аст.
Хона ва дороӣ мероси падарон аст, вале зани соҳибфаҳм аз ҷониби Парвардигор аст.
Коҳилӣ касро хоболуд мегардонад, ва шахси танбал гирифтори гуруснагӣ мешавад.
Касе ки аҳкомро риоя кунад, ҷони худро нигаҳбонӣ менамояд, вале касе ки ба роҳҳои худ беэътиноӣ кунад, ба ҳалокат мерасад.
Касе ки ба бенаво марҳамат кунад, ба Парвардигор қарз медиҳад, ва Ӯ мукофоти некии вайро ба вай адо мекунад.
Писари худро ҷазо деҳ, ҳанӯз ки умеде ҳаст, ва аз гиряи ӯ ҷони худро накоҳон.
Пурхашм албатта ҷазо мебинад, чунки агар ӯро раҳо намоӣ, боз ҳам ҷазо додан лозим мешавад.
Машваратро бишнав ва насиҳатро қабул намо, то ки оқибат ту хирадманд шавӣ.
Дар дили одам фикрҳо бисёр аст, вале фақат нақши Парвардигор ба амал меояд.
Ифтихори одам эҳсонкории ӯст, ва бенаво беҳ аз шахси каззоб.
Худотарсӣ боиси ҳаёт аст, ва тарсгор дар некӣ сокин аст ва аз ҳар бадӣ эмин аст.
Коҳил дасти худро дар табақ меандозад, ва онро ҳатто ба даҳони худ намебарад.
Масхарабозро шаллоқ занӣ, соддадил ҳушёр мешавад; оқилро мазаммат намоӣ, насиҳатро дарк мекунад.
Писари нанговар ва беор падарро тороҷ мекунад, ва модарро меронад.
Эй писарам! Шунидани пандро бас кун, агар аз суханони дониш дур мешуда бошӣ.
Шоҳиди сафил довариро тамасхур мекунад, ва даҳони шарирон талбисро фурӯ мебарад.
Қасосҳо барои масхарабозон муҳайёст, ва зарбу латҳо – барои ҷисми аблаҳон.

1 Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16 Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки.
Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.
Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву.
Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.
Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный.
Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых.
Толкования стиха Скопировать ссылку Скопировать текст Добавить в избранное
Библ. энциклопедия Библейский словарь Словарь библ. образов Практическая симфония
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible