Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Нав. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. 1Ездр. Неем. 2Ездр. Тов. Иудиф. Эсф. 1Мак. 2Мак. 3Мак. 3Ездр. Иов. Пс. Притч. Еккл. Песн. Прем. Сир. Ис. Иер. Плч. Посл.Иер. Вар. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Сол. 2Сол. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.

 
Книга Притчей Соломоновых

 
  • При́тчи соломо́на сы́на дави́дова, и́же ца́р­ст­вова во Изра́или,
  • позна́ти прему́дрость и наказа́нiе и уразумѣ́ти словеса́ му́дрости,
  • прiя́ти же изви́тiя слове́съ и разрѣше́нiя гада́нiй, уразумѣ́ти же пра́вду и́стин­ную и су́дъ исправля́ти:
  • да да́стъ незло́бивымъ кова́р­ст­во, отроча́ти же ю́ну чу́в­ст­во же и смы́слъ.
  • Си́хъ бо послу́шавъ, му́дрый прему́дрѣе бу́детъ, а разу́мный стро­и́тел­ст­во стя́жетъ:
  • уразумѣ́етъ же при́тчу и те́мное сло́во, рѣче́нiя же прему́дрыхъ и гада́нiя.
  • Нача́ло прему́дрости стра́хъ Госпо́день, ра́зумъ же бла́гъ всѣ́мъ творя́щымъ его́: благо­че́стiе же въ Бо́га нача́ло чу́в­ст­ва, прему́дрость же и наказа́нiе нечести́вiи уничижа́тъ.
  • Слы́ши, сы́не, наказа́нiе отца́ тво­его́ и не от­ри́ни завѣ́товъ ма́тере тво­ея́:
  • вѣне́цъ бо благода́тей прiи́меши на тво­е́мъ версѣ́ и гри́вну зла́ту о тво­е́й вы́и.
  • Сы́не, да не прельстя́тъ тебе́ му́жiе нечести́вiи, ниже́ да восхо́щеши,
  • а́ще помо́лятъ тя́, глаго́люще: иди́ съ на́ми, при­­общи́ся кро́ве, скры́емъ же въ зе́млю му́жа пра́ведна непра́ведно:
  • пожре́мъ же его́ я́коже а́дъ жи́ва, и во́змемъ па́мять его́ от­ земли́,
  • стяжа́нiе его́ многоцѣ́н­ное прiи́мемъ, испо́лнимъ же до́мы на́шя коры́стей:
  • жре́бiй же тво́й положи́ съ на́ми: о́бще же влага́лище стя́жемъ вси́, и мѣше́цъ еди́нъ да бу́детъ всѣ́мъ на́мъ.
  • Не иди́ въ пу́ть съ ни́ми: уклони́ же но́гу твою́ от­ сте́зь и́хъ:
  • но́зѣ бо и́хъ на зло́ теку́тъ, и ско́ри су́ть излiя́ти кро́вь.
  • Не безъ пра́вды бо простира́ют­ся мре́жи перна́тымъ:
  • ті́и бо убі́й­ст­ву при­­обща́ющеся, сокро́вищ­ст­вуютъ себѣ́ зла́я: разруше́нiе же муже́й законопресту́пныхъ зло́.
  • Сі́и путiе́ су́ть всѣ́хъ творя́щихъ беззако́н­ная: нече́стiемъ бо свою́ ду́шу отъ­е́млютъ.
  • Прему́дрость во исхо́дѣхъ по­е́т­ся, въ сто́гнахъ же дерзнове́нiе во́дитъ,
  • на кра́ехъ же стѣ́нъ проповѣ́дует­ся, у вра́тъ же си́льныхъ при­­сѣди́тъ, во вратѣ́хъ же гра́да дерза́ющи глаго́летъ:
  • ели́ко у́бо вре́мя незло́бивiи держа́т­ся пра́вды, не постыдя́т­ся: безу́мнiи же доса́ды су́ще жела́телiе, нечести́вiи бы́в­ше, воз­ненави́дѣша чу́в­ст­во
  • и пови́н­ни бы́ша обличе́ниемъ. Се́, предложу́ ва́мъ мо­его́ дыха́нiя рѣче́нiе, научу́ же ва́съ мо­ему́ словеси́.
  • Поне́же зва́хъ, и не послу́шасте, и простира́хъ словеса́, и не внима́сте,
  • но от­мета́сте моя́ совѣ́ты и мо­и́мъ обличе́ниемъ не внима́сте:
  • у́бо и а́зъ ва́­шей поги́бели посмѣю́ся, пора́дуюся же, егда́ прiи́детъ ва́мъ па́губа,
  • и егда́ прiи́детъ на вы́ внеза́пу мяте́жъ, низвраще́нiе же подо́бно бу́ри прiи́детъ, или́ егда́ прiи́детъ ва́мъ печа́ль и градоразоре́нiе, или́ егда́ на́йдетъ на вы́ па́губа.
  • Бу́детъ бо егда́ при­­зове́те мя́, а́зъ же не послу́шаю ва́съ: взы́щутъ мене́ злі́и и не обря́щутъ.
  • Возненави́дѣша бо прему́дрость, словесе́ же Госпо́дня не прiя́ша:
  • ниже́ хотѣ́ша внима́ти мо­и́мъ совѣ́томъ, руга́хуся же мо­и́мъ обличе́ниемъ.
  • Тѣ́мже снѣдя́тъ сво­и́хъ путі́й плоды́ и сво­его́ нече́стiя насы́тят­ся:
  • и́бо, зане́ оби́дѣша младе́нцевъ, убiе́ни бу́дутъ, и истяза́нiе нечести́выя погуби́тъ.
  • Мене́ же слу́шаяй всели́т­ся на упова́нiи и почі́етъ безъ стра́ха от­ вся́каго зла́.
  • Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
  • чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
  • усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
  • простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность;
  • послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
  • чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
  • Начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.
  • Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
  • потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
  • Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
  • если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,
  • живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу;
  • наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
  • жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», –
  • сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
  • потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
  • В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
  • а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
  • Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
  • Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
  • в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
  • «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
  • Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
  • Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
  • и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
  • За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
  • когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
  • Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
  • За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
  • не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
  • за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
  • Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
  • а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
  • Чтобы познать мудрость и наставление и понять слова мудрости,

  • Усвоить обороты слов, уразуметь разрешение загадок, истинную правду и производить правильный суд,

  • Чтобы незлобивым дать прозорливость, а юному отроку познание и разсудительность.

  • Ибо мудрый, послушав их, будет мудрее, а разумный приобретет (для себя) руководство,

  • И будет он понимать притчу, прикровенное слово, изречения мудрых и загадки.

  • Начало мудрости - страх Господень (доброе разумение - у всех, водящихся им), блогочестие же пред Богом - начало познания; а нечестивые презирают мудрость и наставление.

  • Слушай, сын, наставление отца твоего и не отвергай заветов матери твоей,

  • Потому что чрез это приобретешь прекрасный венок для головы твоей и золотую цепь для шеи твоей.

  • Сын мой! да не соблазняют тебя нечестивые люди и сам не соглашайся,

  • Если будут звать тебя, говоря: «иди с нами, будь сообщником убийства, беззаконно скроем в землю мужа праведного,

  • Поглотим, как ад, его живого и удалим память о нем с земли,

  • Овладеем дрогоценным его имуществом и наполним дома наши добычею,

  • Жребий свой бросай с нами, склад у всех будет общий и кошелек у всех нас будет один».

  • Не ходи в путь с ними, удали ногу твою от тропы их,

  • Потому что ноги их стремятся на зло и спешат на пролитие крови.

  • Ибо не напрасно разставляются сети на птиц.

  • Они, делаясь сообщниками убийства, собирают самим себе гнусное сокровище: конец беззаконных людей - бедственный.

  • Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием они губят свою душу.

  • Мудрость воспевается на распутиях, на площадях ведет она смелую речь.

  • На краях стен проповедуется, возседает при вратах правителей, во вратах же города дерзновенно говорит:

  • «Доколе невинные соблюдают правду, - не постыдятся; безумцы же, жадные до насилия, и нечестивые ненавидят знание

  • И поэтому заслуживают обвинения. Вот я предложу вам моего дыхания речь, преподам вам мое слово,

  • Так как я звала, и вы не послушали; умножала слова, и вы не внимали,

  • Но отвергли мои советы, обличениям моим не вняли:

  • Посему и я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас пагуба.

  • И когда внезапно постигнет вас мятеж, настанет страшное бедствие, подобно бури, когда придет на вас скорбь, теснота и постигнет вас пагуба;

  • Тогда будете звать меня, и я не услышу вас; будут искать меня злые, и не найдут.

  • Так как они возненавидели мудрость и слова Господня не приняли,

  • Не хотели внимать советам моим, а обличения мои осмеяли;

  • Посему они будут вкушать от плодов путей своих и насыщаться от нечестия своего.

  • Так как они обижали невинных, то и будут убиты и бедствие погубит нечестивых.

  • Слушающий же меня будет жить в надежде и почиет без страха от всякого зла».