|
Неви́нно вино́, укори́зненно же пiя́нство, и вся́къ пребыва́яй въ не́мъ не бу́детъ прему́дръ.
Не ра́знствуетъ преще́нiе царе́во от я́рости льво́вы: раздража́яй же его́ и примѣша́яйся ему́ согрѣша́етъ въ свою́ ду́шу.
Сла́ва му́жу отвраща́тися от досажде́нiя: вся́къ же безу́менъ си́ми соплета́ется.
Поноси́мь лѣни́вый не усрамля́ется, та́кожде и зае́мляй пшени́цу въ жа́тву.
Вода́ глубока́ совѣ́тъ въ се́рдцы му́жа: му́жъ же прему́дръ исче́рплетъ ю́.
Вели́ка ве́щь человѣ́къ, и драга́я му́жъ творя́й ми́лость: му́жа же вѣ́рна [вели́ко] дѣ́ло обрѣсти́.
И́же безъ поро́ка живе́тъ въ пра́вдѣ, блаже́ны оста́витъ дѣ́ти своя́.
Егда́ ца́рь пра́веденъ на престо́лѣ ся́детъ, не проти́вится предъ очи́ма его́ ничто́же лука́во.
Кто́ похва́лится чи́сто имѣ́ти се́рдце? или́ кто́ де́рзнетъ рещи́ чи́ста себе́ бы́ти от грѣхо́въ?
Вѣ́съ вели́къ и ма́лъ, и мѣ́ра сугу́ба, нечи́ста предъ Го́сподемъ обоя́:
и творя́й я́ въ начина́нiихъ свои́хъ за́пнется: ю́нота съ преподо́бнымъ, и пра́вый пу́ть его́.
У́хо слы́шитъ, и о́ко ви́дитъ: Госпо́дня дѣла́ обоя́.
Не люби́ клевета́ти, да не вознесе́шися: отве́рзи о́чи твои́ и насыща́йся хлѣ́ба.
Зло́, зло́, рече́тъ стяжава́яй, и отше́дъ тогда́ похва́лится.
Е́сть зла́то и мно́жество ка́менiй драги́хъ, сосу́дъ че́стенъ устнѣ́ разу́мны.
Возми́ ри́зу его́, я́ко испору́чникъ бы́сть чужды́я, и за чужду́ю возми́ зало́гъ от него́.
Сла́докъ е́сть человѣ́ку хлѣ́бъ лжи́, но пото́мъ испо́лнятся уста́ его́ ка́менiя.
Помышле́нiе въ совѣ́тѣ угото́вится, въ правле́нiи же твори́тъ бра́нь.
Открыва́яй та́йну хо́дитъ ле́стiю: и прельща́ющему устна́ми свои́ми не примѣша́йся.
Злосло́вящему отца́ или́ ма́терь уга́снетъ свѣти́лникъ, зѣ́ницы же оче́съ его́ у́зрятъ тму́.
Ча́сть поспѣ́шна въ нача́лѣ, въ послѣ́днихъ не благослови́тся.
Не рцы́: отмщу́ врагу́: но потерпи́ Го́спода, да ти́ помо́жетъ.
Ме́рзость Го́сподеви сугу́бый вѣ́съ, и мѣ́рило лжи́во не добро́ предъ ни́мъ.
От Го́спода исправля́ются стопы́ му́жу: сме́ртный же ка́ко уразумѣ́етъ пути́ своя́?
Сѣ́ть му́жеви ско́ро нѣ́что от свои́хъ освяща́ти: по обѣ́тѣ бо раска́янiе быва́етъ.
Вѣ́ятель нечести́выхъ е́сть ца́рь му́дръ и наложи́тъ на ня́ ко́ло.
Свѣ́тъ Госпо́день дыха́нiе человѣ́комъ, и́же испыта́етъ та́йная утро́бы.
Ми́лостыня и и́стина сохране́нiе царю́, и объи́дутъ престо́лъ его́ въ пра́вдѣ.
Лѣ́пота [е́сть] ю́нымъ прему́дрость: сла́ва же ста́рымъ сѣди́ны.
Ра́ны и сокруше́нiя срѣта́ютъ злы́хъ, я́звы же въ сокро́вищихъ чре́ва.
|
Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
Гроза царя – как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего.
Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.
Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»
Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом.
Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.
Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь.
Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
«Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.
Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь – уста разумные.
Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.
Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.
Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
Мерзость пред Господом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро.
От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца.
Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина.
Раны от побоев – врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.
|
Глумливо вино, и брага буйна, кто пристрастился к ним, тому мудрым не быть.
Царская ярость — как рык львиный, навлечь ее — грех против себя самого.
Почет тому, кто далек от ссоры, куда всякий глупец спешит ввязаться.
Лодырь в холода не пашет , значит, в жатву ничего не сыщет.
Сокровенный замысел — что глубокий омут, но разумный сумеет зачерпнуть из глубины.
Многие кричат о своей преданности, но человека верного — найдешь ли?
Праведник живет непорочно, блаженны его потомки!
Воссядет царь судить — и пред взором его развеется зло.
Кто же скажет: «Нет порока в моем сердце, от греха своего я очистился»?
Взвесил, да обвесил; отмерил, да обмерил — мерзость все это для Господа.
Смолоду человек познается по делам, чисты ли, честны ль его поступки.
Ухо слышащее, око зрячее — то и другое создано Господом.
Любишь поспать — дождешься нищеты; не смыкаешь глаз — наешься досыта.
«Дрянной товар!» — говорит покупатель, а едва отойдет — давай хвалиться.
Есть на свете золото, есть самоцветы, но сведущие уста драгоценнее.
Кто за чужого поручился, в залог отдаст одежду , и такой же залог — за жену чужую.
Сладок хлеб, добытый обманом, но во рту битым камнем обернется.
Замысел зреет в обсуждениях: ведя войну, выслушивай советы.
Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном.
Кто проклинает отца с матерью — погаснет его светильник во тьме кромешной.
С жадностью схваченное наследство не обернется благословением.
Не говори: «Отплачу за зло!» Доверься Господу, и Он защитит тебя.
Гири с обманом — мерзость для Господа, и дурное дело — неверные весы.
Господь направляет шаги человека. А человеку — как понять свой путь?
Ловушка для человека — торопливая клятва или обет необдуманный.
Мудрый царь развеет нечестивцев, колесом молотильным по ним проедет .
Дух в человеке — светильник Господень, что просвечивает его насквозь.
Вера и правда сберегают царя, верностью укрепляется престол.
Юноши сияют силой, а старцев украшает седина.
Раны и рубцы очищают от зла, исправляют побои нутро человека.
|