Скрыть
25:10a
25:20a
25:29
Церковнославянский (рус)
Сiя́ при́тчи соломо́ни бы́в­шыя нерасположе́н­ны, я́же списа́ша дру́зiе езекі́и царя́ Иуде́йска.
Сла́ва Бо́жiя кры́етъ сло́во, сла́ва же царе́ва почита́етъ повелѣ́нiя его́.
Не́бо высоко́, земля́ же глубока́: се́рдце же царе́во необличи́телно.
Ку́й неискуше́н­ное сребро́, и очи́стит­ся чи́сто все́.
Убива́й нечести́выя от­ лица́ царе́ва, и испра́вит­ся въ пра́вдѣ престо́лъ его́.
Не горди́ся предъ лице́мъ царе́вымъ и на мѣ́стѣ си́льныхъ не ста́ни:
лу́чше бо ти́ е́сть, егда́ рече́тъ: взы́ди ко мнѣ́: не́жели смири́тися тебѣ́ предъ лице́мъ си́льнаго.
Я́же ви́дѣста о́чи тво­и́, глаго́ли. Не впа́дай въ тя́жбу ско́ро, да не раска́ешися по́слѣжди, егда́ тебѣ́ досади́тъ дру́гъ тво́й.
Вступа́й вспя́ть, не неради́, да не поно́ситъ у́бо тебѣ́ дру́гъ:
сва́ра же твоя́ и вражда́ твоя́ не от­сту́питъ, но бу́детъ ти́ ра́вна со сме́ртiю.
Благода́ть и любы́ свобожда́етъ, въ ни́хже утверди́ себе́, да не въ поноше́нiи бу́деши, но сохрани́ пути́ твоя́ до́брѣ устро́ены.
[Я́коже] я́блоко зла́то во усеря́зи сарді́йскаго ка́мене, си́це рещи́ сло́во при­­ при­­ли́чныхъ ему́.
И [я́коже] во усеря́зь златы́й сарді́йскiй ка́мень многоцѣ́н­ный вя́жет­ся, [си́це] сло́во прему́дро во у́хо благопослу́шно.
Я́коже исхо́дище снѣ́га въ жа́тву зно́я по́льзуетъ, та́ко вѣ́ст­никъ вѣ́ренъ посла́в­шихъ его́: ду́шы бо употребля́ющихъ его́ по́льзуетъ.
Я́коже вѣ́три и о́блацы и дожде́ве явля́ющiися, та́ко и хва́лящiйся о дая́нiи ло́жнѣмъ.
Въ долготерпѣ́нiи благополу́чiе царе́мъ: язы́къ же мя́кокъ сокруша́етъ ко́сти.
Ме́дъ обрѣ́тъ я́ждь умѣ́рен­но, да не ка́ко пресыще́нъ изблюе́ши.
Не учаща́й вноси́ти но́гу твою́ ко дру́гу тво­ему́, да не когда́ насы́щься тебе́, воз­ненави́дитъ тя́.
Дреко́ль и ме́чь и стрѣла́ остра́, та́ко и му́жъ свидѣ́тел­ст­вуяй на дру́га сво­его́ свидѣ́тел­ст­во ло́жное.
Пу́ть зла́го и нога́ законопресту́пнаго поги́бнутъ въ де́нь зо́лъ.
Я́коже о́цетъ неполе́зенъ вре́ду и ды́мъ очи́ма, та́ко при­­па́дшая стра́сть въ тѣлеси́ се́рдце оскорбля́етъ.
Я́коже мо́лiе въ ри́зѣ и че́рвiе въ дре́вѣ, та́ко печа́ль му́жу вреди́тъ се́рдце.
22А́ще а́лчетъ вра́гъ тво́й, ухлѣ́би его́: а́ще ли жа́ждетъ, напо́й его́:
23сiе́ бо творя́, у́глiе о́гнен­ное собира́еши на главу́ его́, Госпо́дь же воз­да́стъ тебѣ́ блага́я.
24Вѣ́тръ сѣ́верный воз­двиза́етъ о́блаки, лице́ же безсту́дно язы́къ раздража́етъ.
25Лу́чше жи́ти во у́глѣ непокры́тѣмъ, не́же во хра́минѣ о́бщей со жено́ю клеветли́вою.
26Я́коже вода́ студе́ная души́ жа́ждущей благопрiя́тна, та́ко вѣ́сть блага́я от­ земли́ издале́ча.
27Я́коже а́ще кто́ исто́чникъ загражда́етъ и исхо́дище воды́ губи́тъ, та́ко не лѣ́по пра́веднику па́сти предъ нечести́вымъ.
28Я́сти ме́дъ мно́го не добро́: почита́ти же подоба́етъ словеса́ сла́вна.
29Я́коже гра́дъ стѣна́ми разоре́нъ и не огражде́нъ, та́ко му́жъ творя́й что́ безъ совѣ́та.
Синодальный
И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.
Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследывать дело.
Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо.
Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:
удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.
Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись;
потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.
Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?
Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,
дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.
[Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным поношения; сохрани пути твои благоустроенными.]
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично.
Золотая серьга и украшение из чистого золота – мудрый обличитель для внимательного уха.
Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.
Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.
Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
Нашел ты мед, – ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.
Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.
Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.
Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия.
Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.
[Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.]
Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
Северный ветер производит дождь, а тайный язык – недовольные лица.
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.
Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым.
Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.
Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.
Рус. (Юнгеров)
Сии притчи Соломона, не приведенные в порядок, которые списали друзья Езекии, царя Иудейского.

Слава Божия скрывает слово, а слава царя почитает дела.

Небо высоко, земля глубока, сердце же царя - неизследимо.

Куй неочищенное серебро и все начисто очистится.

Не щади нечестивых пред лицем царя, и престол его утвердится правдою.

Не гордись пред лицем царя и на месте знатных не становись,

Потому что лучше тебе, когда скажут «взойди ко мне», нежели когда понизят тебя пред лицем знатного.

Говори, что́ видели глаза твои. Не вступай скоро в тяжбу, чтобы впоследствии не раскаяться, когда друг твой осрамит тебя.

Отступи назад, не пренебрегай, чтобы не осрамил тебя друг твой.

Ссора твоя и вражда не прекратится, но будет для тебя равна смерти. Милость и дружба освобождают, сохрани их для себя, чтобы не быть тебе в поношении, сохрани пути твои блогоустроенными.

Золотое яблоко в сердоликовом ожерелье - слово сказанное прилично.

В золотую серьгу вставляется и дрогоценный сердолик, - (так) мудрое слово входит во внимательное ухо.

Как прохладный ветер во время жатвы бывает полезен от зноя, так верный вестник для пославших его: он доставляет отраду душам пользующихся им.

Что ветры, облака и дожди показывающиеся, то и хвалящийся ложными подарками.

В долготерпении - блогополучие царей и мягкий язык сокрушает кости.

Нашедши мед, ешь умеренно, чтобы пресытившись не изблевать.

Редко вступай ногою твоею к другу твоему, чтобы пресытившись тобою он не возненавидел тебя.

Кол, меч и острая стрела - человек, ложно свидетельствующий на друга своего.

Путь злого и нога законопреступника погибнут в день бедствия.

Как уксус вредит ране и дым глазам, так появившаяся в теле страсть печалит сердце.

Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.

Если голоден враг твой, накорми его; если он жаждет, напой его.

Ибо творя сие, ты собираешь на голову его угли огненные, Господь же вознаградит тебя блогом.

Северный ветер поднимает облака, а безстыдное лице раздражает язык.

Лучше жить в некрытом углу, нежели в обширном доме с сварливою женою.

Как холодная вода приятна жаждущей душе, так добрая весть из земли дальней.

Как нехорошо заграждать источник и губить родник, так же неблогопристойно праведнику пасть пред нечестивым.

Есть много меду - не хорошо, так же нужно ценить и хвалебные слова.

Что́ город с разрушенными стенами и без ограды, то и человек, поступающий без совета.

Булар да Жєйєт падышасы Хискиянын кишилери жыйнаган Сулаймандын накыл сљздљрє.
Кудайдын дањкы – ишти жашыруун кармоо, ал эми падышалардын дањкы – ишти изилдљљ.
Асмандын бийиктиги, жердин терењдиги жана падышалардын жєрљгє изилденгис.
Кємєштљн кошундуну ажырат, ошондо зергердин колунан идиш чыгат.
Падышадан адилетсиз адамды алыс кыл, ошондо анын тагы чындык менен бекемделет.
Падышалардын алдында љзєњдє жогору кљтљрбљ, улуу адамдардын ордуна турба.
Анткени сени кљзєњ кљргљн атактуу адамдардын алдында кемсинтишкенден кљрљ, сага: «Кел бул жерге, жогору љт», – деп айтышканы жакшы.
Талашып-тартышканга шашпа, атаандашыњ маскара кылса эмне болот?
Атаандашыњ менен талашып-тартыш, бирок уккан адам сени жемелебеши єчєн,
бирљљнєн жашыруун сырларын ачпа, болбосо љмєр бою маскара болуп љтљсєњ.
Орундуу сљз – жаркыраган кємєш идиштеги алтын алма.
Акылдуу ашкерелљљчє – кљњєл коюп уккан кулак єчєн алтын сљйкљ жана таза алтындан жасалган жасалга.
Оруу-жыюу маалында кар кошулган ичимдик кандай болсо, ишенимдєє элчи аны жиберген адам єчєн ошондой. Ал мырзасынын жєрљгєн кубантат.
Жалган белек менен мактанган адам жамгыры жок булут менен шамалдай.
Момундук тљрљнє ырайым кылууга тєртљт, жумшак тил сљљктє сындырат.
Сен бал таап алдыњбы? Канча керек болсо, ошончо же, ашыра тоюп алсањ, кусасыњ.
Досуњдун єйєнљ кайра-кайра эле бара бербе, болбосо ал сенден жадап, сени жек кљрєп калат.
Жакынына каршы жалган кєбљгљ љтєп, жалаа жапкан киши балкадай, кылычтай, курч жебедей.
Башка мєшкєл тєшкљн кєнє ишенимсиз адамга таянуу сынган тишке, алсыз бутка таянууга барабар.
Кайгылуу жєрљккљ ырдоо суук кєнє бирљљнєн чапанын чечип алганга, жарасына уксус куйганга барабар.
Душманыњ ачка болсо, нанга тойгуз, суусап турса, суусунун кандыр.
Анткени ушундай кылуу менен сен анын башына чок єйљсєњ. Ошондо Тењир сага тиешењди берет.
Тєндєктљн соккон шамал жамгыр жаадырат, ал эми ушакчынын сљзє нааразы жєздљрдє туудурат.
Ажаан аял менен зањгыраган єйдљ жашаганча, єйдєн чатырынын бир бурчунда жашаган жакшы.
Алыскы љлкљдљн келген жакшы кабар суусап алсыраган жанга муздак суу ичиргенге барабар.
Мыйзамсыздын алдында адил адамдын жыгылышы – булактын ылайланганындай, кудуктун бузулганындай.
Балды кљп жеген жакшы эмес, ошол сыяктуу эле сая кууп жеткен атак-дањк – атак-дањк эмес.
Љз рухун башкара албаган адам талкаланган, чепсиз шаарга окшош.
Копировать текст Копировать ссылку Толкования стиха

Настройки