Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Нав. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. 1Ездр. Неем. 2Ездр. Тов. Иудиф. Эсф. 1Мак. 2Мак. 3Мак. 3Ездр. Иов. Пс. Притч. Еккл. Песн. Прем. Сир. Ис. Иер. Плч. Посл.Иер. Вар. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.

Книга Притчей Соломоновых

 
  • Сiя́ глаго́летъ му́жъ вѣ́ру­ю­щымъ богови, и почива́ю:
  • безу́мнѣе бо е́смь от­ всѣ́хъ человѣ́къ, и ра́зума человѣ́ческаго нѣ́сть во мнѣ́:
  • Бо́гъ же научи́ мя прему́дрости, и ра́зумъ святы́хъ уразумѣ́хъ.
  • Кто́ взы́де на не́бо и сни́де? кто́ собра́ вѣ́тры въ нѣ́дра? кто́ воз­врати́ во́ду въ ри́зу? кто́ обдержа́ вся́ концы́ земли́? ко́е и́мя его́? или́ ко́е и́мя сы́ну его́, да разумѣ́еши?
  • Вся́ бо словеса́ Бо́жiя раздеже́на: защища́етъ же са́мъ благоговѣ́ющихъ ему́.
  • Не при­­ложи́ ко словесе́мъ его́, да не обличи́тъ тя́, и ло́жь бу́деши.
  • Дво́е прошу́ у тебе́: не от­ими́ от­ мене́ благода́ти пре́жде уме́ртвiя мо­его́:
  • су́етно сло́во и ло́жно дале́че от­ мене́ сотвори́, бога́т­ст­ва же и нищеты́ не да́ждь ми́: устро́й же ми́ потре́бная и самодово́лная,
  • да не насы́щься ло́жь бу́ду и реку́: кто́ мя ви́дитъ? или́ обнища́въ укра́ду и клену́ся и́менемъ Бо́жiимъ.
  • Не преда́ждь раба́ въ ру́цѣ господи́на, да не когда́ проклене́тъ тя́, и исче́знеши.
  • Ча́до зло́ клене́тъ отца́ и ма́терь не благослови́тъ.
  • Ча́до зло́ пра́ведна себе́ су́дитъ, исхо́да же сво­его́ не измы́.
  • Ча́до зло́ высо́ки о́чи и́мать, вѣ́ждома же сво­и́ма воз­но́сит­ся.
  • Ча́до зло́ ме́чь зу́бы [своя́] и́мать, и члено́вныя я́ко сѣ́чиво, е́же губи́ти и пояда́ти смире́н­ныя от­ земли́ и убо́гiя и́хъ от­ человѣ́къ.
  • Пiя́вица имѣ́ три́ дще́ри, любо­́вiю воз­лю́блены, и три́ сiя́ не насы́тишася ея́, и четве́ртая не удовли́ся рещи́: дово́лно [ми́ е́сть].
  • А́дъ и по́хоть жены́, и земля́ ненапо­е́ная водо́ю и вода́ и о́гнь не реку́тъ: довлѣ́етъ.
  • О́ко руга́ющееся отцу́ и досажда́ющее ста́рости ма́терни, да исто́ргнутъ е́ вра́нове от­ де́брiя и да снѣдя́тъ е́ птенцы́ о́рли.
  • Трiе́ ми су́ть невоз­мо́жная уразумѣ́ти, и четве́ртаго не вѣ́мъ:
  • слѣда́ орла́ паря́ща [по воз­ду́ху] и пути́ змі́а [ползу́ща] по ка́мени, и стези́ корабля́ плову́ща по мо́рю и путі́й му́жа въ ю́ности [его́].
  • Тако́въ пу́ть жены́ блудни́цы: я́же егда́ сотвори́тъ, и измы́в­шися, ничто́же, рече́, содѣ́яхъ нелѣ́по.
  • Тре́ми трясе́т­ся земля́, четве́ртаго же не мо́жетъ понести́:
  • а́ще ра́бъ воцари́т­ся, и безу́мный испо́лнит­ся пи́щею, и раба́ а́ще изжене́тъ свою́ госпожу́,
  • и ме́рзкая жена́ а́ще ключи́т­ся добру́ му́жу.
  • Четы́ри же су́ть малѣ́йшая на земли́, сiя́ же су́ть мудрѣ́йша му́дрыхъ:
  • мра́вие, и́мже нѣ́сть крѣ́пости и уготовля́ютъ въ жа́тву пи́щу:
  • и хирогри́лли, язы́къ не крѣ́покъ, и́же сотвори́ша въ ка́менiихъ до́мы своя́:
  • безца́рни су́ть пру́зiе, и вою́ютъ от­ еди́наго повелѣ́нiя благо­чи́н­но:
  • я́щерица [Евр.: пау́къ.], рука́ми опира́ющися и удо́бь уловля́ема су́щи, живе́тъ во тве́рдехъ царе́выхъ.
  • Трiе́ су́ть, я́же благопоспѣ́шно хо́дятъ, четве́ртое же, е́же до́брѣ прохо́дитъ:
  • ски́менъ льво́въ крѣпча́е звѣре́й, и́же не от­враща́ет­ся, ни устраша́ет­ся скота́,
  • и пѣ́тель ходя́ въ ко́кошѣхъ благоду́шенъ, и козе́лъ предводи́тель ста́ду, и ца́рь глаго́ляй къ наро́ду во язы́цѣ.
  • А́ще вда́си себе́ въ весе́лiе и простре́ши ру́ку твою́ со сва́ромъ, пору́ганъ бу́деши.
  • Мельзи́ млеко́, и бу́детъ ма́сло. А́ще ли но́здри че́шеши, изы́детъ кро́вь: а́ще же извлече́ши словеса́, изы́дутъ су́дове и тя́жбы.
  • Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу:
  • подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня,
  • и не научился я мудрости, и познания святых не имею.
  • Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?
  • Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него.
  • Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
  • Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
  • суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
  • дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.
  • Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым.
  • Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей.
  • Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих.
  • Есть род – о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!
  • Есть род, у которого зубы – мечи, и челюсти – ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми.
  • У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!»
  • Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!»
  • Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют во́роны дольные, и сожрут птенцы орлиные!
  • Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю:
  • пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.
  • Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала».
  • От трех трясется земля, четырех она не может носить:
  • раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб;
  • позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.
  • Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых:
  • муравьи – народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою;
  • горные мыши – народ слабый, но ставят домы свои на скале;
  • у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно;
  • паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
  • Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают:
  • лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем;
  • конь и козел, [предводитель стада,] и царь среди народа своего.
  • Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста;
  • потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.
  • Жакеп уулу Агурдун сљздљрє. Ал кишинин Итиелге жана Ухалга айткан, адамды шыктандырган накыл сљздљрє мындай:
  • «Чындыгында, эл ичинде мен эњ акылсыз адаммын, менде адамдык акыл жок.
  • Мен акылмандыкты да єйрљнљ алган жокмун, менде ыйык адамдарда болгон Кудайды таанып билєє да жок.
  • Асманга кљтљрєлєп, кайра тєшкљн барбы? Шамалды чогултуп, кош уучуна салып алган барбы? Сууну кийимине тєйєп алган барбы? Жердин бєт чектерин ким койду? Анын аты ким? Анын баласынын аты ким? Билесињби?
  • Кудайдын ар бир сљзє таза, Ал – Љзєнљ таянгандарга калкан.
  • Ал сени ашкерелебеши єчєн, алдамчы болуп калбашыњ єчєн, Анын сљздљрєнљ эч нерсе кошпо.
  • Мен Сенден эки нерсе сурайын, орундатпай койбо:
  • бул жашоомдо менден курулай убаракерчиликти жана алдамчылыкты алыс кыл, мени бай да, жакыр да кылба, мени кєндљлєк турмушта эњ зарыл болгон нан менен камсыз кыл.
  • Ашыра тоюп алып, Љзєњдљн баш тартпайын, “Тењир ким?” деп айтпайын же жакырданып кетип, уурулук кылбайын, Кудайымдын атын курулай атабайын.
  • Каргышына калбашыњ єчєн, кєнљљлєє болуп калбашыњ єчєн, кулду мырзасынын алдында жамандаба.
  • Атасына наалат айткан, энесине ыраазы болбогон адамдар бар.
  • Љзєнєн ыпыластыгынан жуулбай туруп, љзєн тазамын деп эсептеген адамдар бар.
  • Менменсинген, боюн кљтљргљн адамдар бар.
  • Жер єстєндљгє жакырларды жана эл ичиндеги жарды-жалчыларды жей турган тиштери кылыч, жаактары шамшар болгон адамдар бар.
  • Тойбостун “Келе, келе” деген эки кызы бар. Тойбогон єч нерсе бар, “Жетет” дебеген тљрт нерсе бар.
  • Булар: љлгљндљр жаткан жай жана тукумсуз жатын, сууга тойбогон жер жана “Жетишет” дебеген от.
  • Атасын мыскылдаган, энесине баш ийбеген кљздє чљл кузгундары чокуп салат, бєркєттєн барчындары жеп салат.
  • Мен єчєн єч нерсе кол жеткис, тљрт нерсени тєшєнбљйм:
  • асмандагы бєркєт жолу, аскадагы жылан жолу, дењиздеги кеме жолу, кызга барган жигиттин жолу.
  • Бузулган аялдын жолу да ошондой: жеп бєтєп, оозун аарчып: “Мен эч кандай жамандык кылган жокмун”, – дейт.
  • Yч нерседен жер солкулдайт, тљрт нерсени кљтљрљ албайт:
  • кулдун падыша болгонуна, акылсыздын нанды тоё жегенине,
  • бузулган аялдын кєйљљгљ тийгенине, кєњдєн љзєнєн мырзайымынын ордун ээлеп алганына.
  • Жер єстєндљ тљрт майда жаныбар бар, бирок алар акылдуулардан да акылдуу:
  • кумурскалар, кєчтєє эл эмес, бирок алар љздљрєнєн азыгын жайында камдап алышат;
  • тоо чычкандары, алсыз эл, бирок алар єйлљрєн аскаларга салышат;
  • чегирткелер, алардын падышасы жок, бирок бардыгы тизилип чыгышат;
  • жљргљмєштљр, алар буттары менен илинип турушат, бирок падышанын ак сарайларында болушат.
  • Басканы сонун єч нерсе бар, жєрєшє укмуш тљрт нерсе бар:
  • арстан, ал – жырткычтардын эњ кєчтєєсє, эч кимге жол бербейт;
  • жылкы, эчки жана љз элинин арасындагы падыша.
  • Эгерде сен љзєњдєн текебердигињ менен акылсыздык кылып, бирљљгљ жамандык ойлогон болсоњ, анда колуњ менен оозуњду жап.
  • Анткени сєттє бышса май тєшљт, мурунга урса кан чыгат, ошондой эле ачууну козгосо чатак чыгат».
  • Сие говорит человек верующим Богу и - умолкает.

  • Я неразумнее всех людей и разума человеческого нет у меня.

  • Бог научил меня мудрости и я познал разум святых.

  • Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветры в пазуху? Кто завернул воду в одежду? Кто владычествует над всеми пределами земли? Какое имя Ему, и какое имя Сыну Его? Узнай.

  • Все слова Божии чисты, Он Сам защищает блогоговеющих пред Ним.

  • Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом.

  • Двух (вещей) я прошу у Тебя, не лиши меня милости, прежде нежели я умру:

  • Суетное и ложное слово удали от меня, богатства и нищеты не давай мне, устрой мне необходимое и в достаточной мере.

  • Дабы, пресытившись, я не сделался лжецом и не сказал: кто меня видит? или обеднев не стал красть и клясться именем Божиим.

  • Не предавай раба в руки господина, иначе он будет проклинать тебя и ты исчезнешь.

  • Род злой проклинает отца и не блогословляет матери.

  • Род злой считает себя чистым, хотя нечистоты своей не омыл.

  • Род злой имеет высокомерные глаза и ресницы его подняты.

  • Род злой имеет зубы, как мечи, и челюсти, как ножи, чтобы губить и пожирать смиренных на земле и бедных из людей.

  • У пиявки было три возлюбленнейших дочери, и эти три не насытились ею, и четвертая не пожелала сказать: «довольно (мне)»:

  • Ад и похоть жены, и земля, ненапоенная водою, и вода, и огонь не скажут: «довольно».

  • Глаз, насмехающийся над отцем и безчестящий старость матери, пусть выклюют его вороны дольные и сожрут его птенцы орлиные!

  • Три (вещи) непостижимы для меня, и четвертой я не понимаю:

  • Следа орла парящого (по воздуху), пути змея (ползущого) по скале, стези корабля плывущого по морю и путей мужа в юности (его).

  • Таков путь и жены - блудницы: она сделает и, омывшись, говорит: «я ничего худого не сделала».

  • Тремя трясется земля, четвертого же не может понести:

  • Если раб воцарится, глупый будет насыщаться хлебом, служанка выгонит свою госпожу,

  • И непотребная женщина достанется доброму мужу.

  • Четыре же малейших на земле, но они мудрее мудрых:

  • Муравьи, - у них нет силы, но в жатву зоготовляют пищу.

  • И хирогриллы - животные слабыя, которые делают себе дома на скалах.

  • У саранчи нет царя, но стройно выступает она по приказанию одного.

  • Ящерица, лапками цепляющаяся и легко уловляемая, живет и в царских чертогах.

  • Трое успешно ходят, и четвертое хорошо проходит:

  • Молодой лев - сильнейший между зверями, который не сторонится и не страшится зверей,

  • И петух, который гордо ходит между курами, и козел, который идет во главе стада, и царь, который говорит среди народа.

  • Если ты предашься веселью и протянешь руку свою с бранью, то будешь обезчещен.

  • Сбивай молоко и будет масло; если расчешешь нос, пойдет кровь; а если будешь много говорить, то произойдут суды и тяжбы.