Скрыть
И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.

Святые отцы

Прочие

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 1, 15 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду… И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек

В книге Царств написано, что Бог возбудил Давида исчислить народ, а в книге Паралипоменон говорится, что это сделал диавол (1Пар. 21, 1). Как можно показать, что Священное Писание себе не противоречит?

Поскольку Апостол называет диавола богом века сего (2Кор. 4, 4), то исходя из этого следует понимать и написанное в книге Царств. Или иначе: поскольку помимо воли Промысла Божия не происходит ничего, но все происходит либо по благоволению, либо по домостроительству, либо по попущению, то благочестиво будет полагать, что в книге Царств Бог возбудил написано вместо «попустил», а в книге Паралипоменон диавол есть осуществитель и виновник. Умерло семьдесят тысяч человек (2Цар. 24, 15; 1Пар. 21, 14), то есть либо те, кто оказались с Авессаломом, либо те, кто охвачены страстью высокомерия и гордости. Согласно же созерцанию, это означает [следующее]: всякий Давид, который породил помышление не согласно благому расположению, а [охваченный] гордостью, раскаявшись, молится Богу, и – умирают его помышления, относящиеся к временному и преходящему – ведь число семьдесят, в связи c седмеричным кругом, означает движение времени. Поэтому лучше молить о прощении, чем терпеть преследования врагов-бесов или голод слышания слова Господня (Амос. 8, 11).

Вопросы и затруднения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян

Во 2 кн. Цар XXIV:1 внушение исчислить Израиля приписывается самому Богу; здесь сатане. Как зависящая от Бога сила, он действует по Его попущению и отмечается автором кн. Паралипоменон в качестве главного виновника сопровождавшегося вредными для Израиля последствиями дела. По кн. Царств народная перепись является одним из событий конца правления Давида; по кн. же Паралипоменон она следовала за победоносными войнами Давида, увеличившими славу его царствования и способствовавшими возникновению непростительного для царя теократии чувства гордости и самопревозношения. Автор следует не хронологическому распределению событий, но идейному.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible