Скрыть
Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей

И да не искушаем Христа, подобно Иудеям (Числ. 21:5 сл.).

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя

«Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей» (1Кор.10:9). Здесь он указывает еще на одно преступление, о котором беседует и при конце послания, обвиняя их (коринфян) в том, что они разногласили касательно знамений, роптали на искушения и говорили: когда будут блага, когда награды? Чтобы исправить их и устрашить, он продолжает: «не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1Кор.10:10). Нужно не только страдать за Христа, но и переносить все случающееся мужественно и с полным удовольствием; это всему венец; а если этого не будет, то наказание постигнет ропщущих. Апостолы радовались, когда их бичевали; Павел хвалился страданиями.

Гомилия 23 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей

Намекает на то, что коринфяне, требуя знамений, искушают Христа.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ни да искушаим Христа, якоже нецыи от них искусиша, и от змий погибоша

Обстоятельство поражения израильтян змеями определяет случай, на который указывает Апостол. От горы Ор направились израильтяне к Чермному морю в обход земли Едомской и, возмалодушествовав, начали роптать на Бога и Моисея, говоря: зачем вывел ты нас из Египта в пустыню, где нет ни хлеба, ни воды, уморить что ли нас здесь? За это прогневался Бог и послал на них змий (Числ. 21, 5–6). Святой Давид, изображая все, чем прогневляли израильтяне Бога в пустыне, в 77 псалме, то обстоятельство, что израильтяне желали лучших яств, назвал искушением Бога: искусиша Бога… и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? (18–19). Святой Павел это выражение: искусиша, от обстоятельства, о коем говорит пророк, перенес на тот случай, когда израильтяне в малодушии жаловались на скудость пищи, хотя тут собственно был ропот. Итак, и здесь дело о пище, к тому же и речь ропщущего тоже есть: еда может Бог? только с бóльшим сомнением.

Словами: не искусим Христа намекает Апостол, что коринфяне каким-нибудь образом в этом виновны были, но как именно, из послания указать нельзя с верностию. Экумений пишет, что они, искушая Христа, требовали знамений. Может быть, и был такой случай во время первоначальной проповеди. При такой необычайной вере знамения необходимы были, и Апостолы были ими вооружены. Но это требование было так естественно, что его к искушению Господа отнести вполне нельзя. Святой Златоуст говорит, что «Апостол указывает здесь еще на одно преступление, обвиняя коринфян в том, что они роптали на искушения и говорили: когда будут блага, когда награды?» – Очень вероятно, что в этих двух стихах: не искусим,– не ропщите намекает Апостол на малодушие коринфян, против которого ниже и воодушевляет (стих 13). Но можно и не доискиваться до точности, ибо цель Апостола в приведении этих примеров только та, чтобы внушить, что нельзя без опаски жить, опираясь на том, что призваны и крещены; а это и из понятных в приложении примеров видно. Иные такую еще мысль предлагают: искушать Господа значит ввергать себя в опасности, с пытливым помышлением: посмотрю, избавит ли меня Бог. Вкушавшие идоложертвенное подвергали себя разным нравственным искушениям. Может быть, у них была мысль: Господь избавит, или: посмотритм избавит ли нас Христос, когда будет подходить беда. Апостол и говорит им: не искусим Христа.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей

О говорящих против Бога Павел говорит как об искушающих Христа, поскольку Христос был Тем, Кто говорил Моисею. Посему, чтобы и нам не оказаться на месте заблудших, наставляет не передаваться диаволу, образом которого служат змеи.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя

Третьим грехом евреев был ропот на однообразие пищи, которую посылал им Бог в пустыне. - Не станем искушать Христа. Этим ропотом евреи искушали Бога, т. е. побуждали Его проявить свою чудесную силу для удовлетворения их прихоти. Это был очень большой грех. Коринфяне также совершают этот грех тогда, когда ходят на праздники в языческие капища и вкушают там идоложертвенное мясо, как бы вызывая этим Христа к тому, чтобы Он своею силою устранил от них все вредоносное влияние идолослужения и этого мяса, принесенного в жертву идолам. - Не ропщите. Четвертым грехом евреев был ропот их против Моисея и Аарона - по поводу внезапной смерти тех, которые возмутились на строгость суда Божия, покаравшего врагов Моисея и Аарона - Корея, Дофана и Авирона (Чис гл. ХVІ-я). Русский перевод относит этот ропот к возмущению народа по прибытии соглядатаев см. Чис XIV:37, но выступление ангела истребителя указывает на внезапную казнь возроптавших, тогда как в последнем случае казнь не была совершена немедленно и внезапно, а объявлен был только приговор, который должен был быть исполнен в течение целых сорока лет. Приводя этот пример, Ап. очевидно имел в виду то недовольство, какое существовало против него в некоторой части коринфской христианской Церкви по поводу неодобрения, которое было высказано Апостолом по отношению к лицам, посещавшим языческие пиршества. Среди этих недовольных мог подняться даже вопрос о том, имеет ли Павел право делать из себя главу местной Церкви. В таком случае сходство у коринфян с Кореем, Дофаном и Авироном, восстававшими против прав Моисея и Аарона, было, конечно, большое.

См. также Толкование на 1Кор. 10:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть (Исх. 32:6). Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи (Чис. 25:1,9). Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей (Чис. 21:6). Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя (Чис. 14:37). Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков

Несмотря па множество милостей и даров Божиих Евреям, они однако были наказаны, когда уклонились от Бога и увлеклись низкими похотями чревоугодия, сластолюбия и т. под. Не тем ли более наказаны будут Христиане, отвращающиеся от Христа чрез участие во вкушении идоложертвенного? Но словам преосв. Феофана, в примере Евреев «Апостол указывает причину, влекшую Коринфских умников к трапезам из идольских жертв... Он дает им намек войти в себя и посмотреть, точно ли высшие взгляды мирят их с жертвенным мясом, а не чревоугодие? Так же весьма часто и у нас многие прикрываются мнимо высшими взглядами при нарушении разных уставов церкви, а между тем по большей части делают это по любви к разного рода низким удовольствиям. Так и богоотступники Евреи, сливши тельца и принесши ему жертву, наелись, напились, стали петь песни и всячески веселиться (Исх. 32:6). Но к Коринфянам особенно мог подходить другой пример, указанный Апостолом, так как в Коринфе процветало идолослужение, соединенное с развратом, в какой впали Евреи, когда они приносили жертву Ваалу (Чис. 25). Выводя из всех примеров общее заключение, св. И. Златоуст говорит: «нужно не только страдать, но и переносить все случающееся мужественно и с полным удовольствием, а если сего не будет, то наказание постигнет ропщущих», как оно постигло Корея, Дафана и Авирона, пожранных землею (Чис. 16) и другими Божественными наказаниями. Страшны были наказания Евреев, служащие наставлением для Христиан, так как в них сосредоточивается вся цель домостроительства Божия о спасении людей; но еще ужаснее будут наказания отступников от Христа, ибо они будут без конца, (так как вместе с наказанием их кончится и век этой жизни и настанет жизнь вечная).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей

Искушение состояло в том, что израильтяне однажды начали с ропотом жаловаться Моисею: зачем ты вывел нас из Египта в пустыню, где нет ни хлеба, ни воды, уморить что ли хочешь нас здесь? Ужели Бог может уготовать нам трапезу в пустыне (ср. Пс. 77:18-19). За этот ропот и искушение Бог послал на них змей (см. Чис. 21:5-6). Чем-то подобным (не видно ясно чем) и коринфяне искушали Христа. Некоторые думают, что вкушавшие идоложертвенное подвергали себя сознательно разным нравственным искушениям, и думали самоуверенно, что Христос избавит их от всякой беды.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible