Скрыть
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет

Но всякий раз, когда будете есть хлеб сей и чашу пить, смерть Господа нашего будете вспоминать. Но смерть Господа нашего, поистине, непристойно вспоминать при таком смятении и беспорядке; и не должны, если Он дан нам по благодати, вкушать Его с нерадением и пренебрежением.

На 1-е послание к Коринфянам

Василий Великий, свт. (†379)

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет

Вопрос. Как человек возвещает смерть Господню?

Ответ. Как научил Господь, сказав: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Матф.16, 24), и как выразил Апостол, исповедав о себе: «для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6, 14), на что и дали мы предварительное обещание в самом крещении; ибо, говорит он, «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6, 3): толкуя же, что значит в смерть Господню креститься, присовокупляет к сему: «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6 6), но, очистившись от всякого пристрастия к жизни, соделаться достойными свидетельства того же Апостола, который сказал: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колос. 3, 3), так чтобы осмелиться нам с дерзновением говорить: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14, 30).

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет

Всякий раз, как мы принимаем [Тело и Кровь], мы возвещаем смерть Христову. А если смерть, то мы возвещаем отпущение грехов. Если же, когда проливается Кровь, она проливается во отпущение грехов, то я должен всегда принимать Его, дабы Он мог отпустить мои грехи. Я, кто всегда грешит, должен всегда иметь и исцеление.

О таинствах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-27 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней

«Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:25). Что говоришь? Совершаешь воспоминание о Христе, и презираешь бедных, и не трепещешь? Когда ты совершаешь поминовение по умершем сыне или брате, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил обычая и не пригласил бедных; а совершая воспоминание о своем Владыке, ты не хочешь даже поделиться трапезой? Но что означают слова: «сия чаша есть новый завет»? Была чаша и ветхого завета – возлияния и кровь бессловесных животных; наполняли чашу и фиал кровью и после жертвоприношения совершали возлияние. Предложив вместо крови бессловесных Свою кровь, (Господь) напомнил о древнем жертвоприношении, чтобы, слыша это, кто-нибудь не смутился. Сказав о вечери, далее (апостол) соединяет настоящее с прошедшим, чтобы верующие были и ныне в таком же расположении духа, как будто присутствовали на той самой вечери, возлежали вместе (с апостолами) и принимали от самого Христа эту жертву, и говорит: «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26). Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: «сие творите в мое воспоминание», открыл нам причину установления таинства, и между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения, – и подлинно, когда ты представишь, что потерпел для тебя Владыка твой, то сделаешься любомудреннее, – так и Павел говорит здесь: «ибо всякий раз, когда вы едите, смерть Господню возвещаете». Такова эта вечеря!

Далее внушает, что она пребудет до скончания века, словами: «доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор.11:26–27). Почему? Потому, что проливает кровь и производит заклание, а не жертву приносит. Как тогда пронзившие (Господа) пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить (кровь Его), так поступает и тот, кто приобщается недостойно, и не получает никакой пользы. Видишь ли, как страшна речь его и как сильно он тронул их, показав, что если они таким образом намерены пить (кровь Господа), то будут недостойно причащаться предлежащих (таин)?

Гомилия 27 на 1-е послание к Коринфянам

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет

Проповедуя смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Его воскресение из мертвых и вознесение на небеса, мы совершаем в церквях бескровную службу, приступаем таким образом к таинственным благодарениям и освящаемся, становясь причастниками святой Плоти и пречестной Крови Спасителя всех нас Христа.

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию,·смерть Господню возвещаете, доколе Он придет

Вы, говорит, должны быть в таком настроении, как бы принимали жертву от Самого Христа, в тот самый вечер и возлежа на том самом месте. Ибо вечеря сия - та самая, и мы возвещаем, то есть вспоминаем, ту самую смерть, до второго пришествия.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет

Это вывод из образа установления таинства, которым определяется значение его, на все время до второго пришествия Господня.– Смерть Господню возвещаете. «Как Христос, сказав о хлебе и о чаше: сие творите в Мое воспоминание, открыл нам причину установления таинства, а между прочим внушил, что эта причина достаточна для возбуждения в нас благоговения; ибо когда ты представишь, что потерпел для тебя Господь, то сделаешься любомудреннее, так и Павел говорит здесь: смерть Господню возвещаете. Такова эта вечеря! Внушает также этим Апостол, дабы верующие и ныне в таком же расположении духа приступали к Тайнам, как будто присутствовали на той самой вечери, возлежали вместе с Апостолами и принимали от Самого Христа эту жертву» (святой Златоуст).

Всякий раз, говорит, как ясте хлеб сей, тот то есть, о коем Господь сказал: сие есть Тело Мое,– и чашу сию пиете,– ту, то есть, о коей Господь сказал, что она есть новый завет в Крови Его,– смерть Господню возвещаете. Этим торжественным действием всем возвещаете о смерти Господа, именно, что был на земле Господь, Бог воплотившийся, Который умер на кресте грех ради наших. Не вера, не слово возвещает о сем, а причащение Тела и Крови, без слова, гласно говорит о сем всем. Как преступно непричащение! Как неизвинительно нечастое причащение! В первое время ни одно собрание христиан не проходило без причащения собравшихся. Ныне где причастники?! А литургий много совершается, особенно в городах. Это очень похоже на то, как забежит кто в церковь, поставит свечу и бежит вон, на дела свои: пусть свеча молится! Бескровная жертва приносится, а христианам и дела до того нет. Пусть она возвещает смерть Господню! Апостол же пишет, что не она за каждого возвещает смерть Господню, а причащение ее. То, что нет причащающихся, скорее означает, что христиане хотят заглушить весть о смерти Господа.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет

Апостол показал коринфянам таинство евхаристии, в котором участвуют вкушающие, а не простое застолье. Ибо в нем - целебное средство духовное, которое, с почтением отведанное, очищает преданных. И через него полнее становится память о нашем искуплении. Да сможем мы с памятью об Искупителе удостоиться следовать Ему более верно!

На Послания к Коринфянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст.23-26) Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 


Здесь ап. Павел напоминает Коринфянам, что в числе тех «преданий», которые им он предал (1Кор.11:2), было и предание об установлении Господом таинства Тела и Крови. Об этом апостол повествует сходно с еванг. Лукою. А именно ап. Павел говорит, что Иисус Христос взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: «Приимите, ядите (ср. Мф.26:26), сие есть тело Мое, за вас ломимое (у ев. Луки: «которое за вас предается»); сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «Сия чаша есть новый завет в Моей крови (у ев. Луки: «которая за вас проливается»); сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». К сему ап. Павел присоединяет: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Не повторяем здесь того, что сказано нами по поводу тех мест Евангелия, в которых излагается тот же предмет. Обратим внимание сектантов, отрицающих преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, на выражения апостола: «вы едите хлеб сей, пьете чашу сию». Если бы и в: Евхаристии, совершенной в первый раз Самим Христом, и в Евхаристии, которая по вознесении Его совершается руками апостолов и их преемников, был только простой хлеб и одно вино, то как можно было бы говорить, спустя много лет после Христа: едите сей хлеб, пьете сию чашу? Ведь, того хлеба, который был на Тайной вечери, давно нет, той чаши нигде не существует. Почему же мог апостол сказать: сей хлеб, сию чашу? Потому, что в Евхаристии имеется лишь вид хлеба, под которым пребывает вечно одно и тоже Тело Христово; имеется то одна, то другая чаша, как сосуд, но в чашах – вечно одна и таже Кровь Христова. Вид изменяется (хлеб различен, чаши различны), но существо (Тело и Кровь) не изменяется: вот почему ап. Павел говорит, что все мы от единого хлеба причащаемся (1Кор.11:10, 17), что и теперь мы вкушаем тот же хлеб, который был благословляем и преломляем Христом. – Отсюда понятным становится, что значат слова Христа: сие творите, – не что либо подобное, но то же самое творите. Господь открыл Тайную вечерю, преподав Тело и Кровь апостолам, а они и их преемники продолжают ту же вечерю, подавая тот же владычний Дар последующим родам верующих. Так совершается и будет совершаться открытая Самим Господом единая Тайная вечеря, участия в которой испрашивает себе каждый православный, когда молится, говоря: «вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя прими» Слова апостола: «доколе Он приедет» показывают, что совершение этой вечери будет продолжаться до второго Христова пришествия.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет

Отсюда и до конца главы Ап. показывает, какие следствия вытекают из установленного выше представления об Евхаристии. Прежде всего, совершая Евхаристию, христиане возвещают смерть Господа. Выражение возвещать(καταγγέλλειν) очень напоминает собою еврейское выражение haggadah(рассказывать или разъяснять). Последнее же у евреев обозначало разъяснение отца семейства, какое он делал при совершении пасхи на вопрос своего старшего сына, относительно различных обыкновенно имевших место при совершении пасхальной вечери обрядов. Чрез это каждый участник вечери вполне сознательно относился ко всему, что на ней совершалось. Подобные же разъяснения предполагает Ап. Павел и при совершении св. Евхаристии. Их могли давать в своих вдохновенных речах христиане, имевшие дух пророчества. - Доколе Он приидет. Св. Евхаристия для христианства составляет замену видимого присутствия Христа. Она образует, можно сказать, связь между Его первым и вторым пришествием: Христос приходит и теперь к верующим в этом великом таинстве, но со временем Он придет открыто и явно для всех.

См. также Толкование на 1Кор. 11:17

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови сие творите; когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет

Возвышая Коринфян до полного понимания значения вечери любви, он говорит им о таинстве Тела и Крови Господней, совершение которого предваряло сии вечери, и преподает при этом многие истины веры и упования христианского, указуя предварительно на образ божественного установления таинства. Этот образ указывается Апостолом одинаково с евангелистами (Ср. Мф. 27, Мк. 14, Лк. 22, Ин. 13), причем ап. Павел как бы объединяет сказания их. Но он еще сообщает, что ему было о сем особое сказание от Господа. Вот почему как в Литургии Святого Василия Великого, так и в Литургии И. Златоуста образ установления Таинства Причащения воспроизводится почти с буквальною точностию изображения его, сделанного здесь ап. Павлом.

Вместе с воспроизведением образа установления Таинства, воспроизводятся и все почти те глубокие истины веры и упования, которые открыты были тогда к словах Господа.

Как на существенную из сих истин толковники в особенности обращают здесь внимание на то, что таинство Тела и Крови Господней было живым выражением Нового Завета, который также, как прежний Завет, заключался чрез пролитие крови (Исх. 24:8) и должен состоять в верности Христу до готовности пролить за Него кровь свою, особенно же тогда, когда это необходимо сделать для воспоминания о том, как Он пролил Свою кровь для избавления нас от рабства миру, греху и диаволу и приведения нас к Богу Отцу.

Выводя отсюда то назидание, какое хотел сделать Коринфянам ап. Павел, святой И. Златоуст представляет его говорящим как бы так: «если ты приступаешь (к таинству) для благодарения (Евхаристии), то не делай ничего недостойного благодарения, не посрамляй брата своего, не презирай алчущего; не упивайся, не оскорбляй церкви... Христос преподал вечерю равно всем... Хлеб был преломлен равно за всех, и соделался Телом равно за всех. Сие творите в Мое воспоминание. А ты что делаешь? Совершаешь воспоминание о Христе, и презираешь бедных и не трепещешь? Когда ты совершаешь воспоминание по умершем сыне, или брате, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил обычая и не пригласил бедных, а совершая воспоминание о своем Господе, ты не хочешь даже поделиться трапезою». А наш толковник обращает при сем внимание на то, что воспоминание о животворящей смерти Господней бывает именно чрез причащение Тела и Крови и потом восклицает: Как преступно непричащение! Как не извинительно нечастое причащение... Христиане (как бы) хотят заглушить весть о смерти Господа» (пр. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О таинстве причащения.
 

Лк.4:4. Здесь говорится об обыкновенном хлебе, а в таинстве Причащения под видом хлеба дается Плоть Христова, соединенная с Его Животворящим Духом: Ин.6:51,51-57. В этом таинстве не телесную жажду утоляют, а соединяются со Христом: 1Кор.10:16; сие творится в воспоминание Его: 1Кор.11:23-27; Лк.22:19-20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О таинстве святого Причащения.

Лк.22:15-20. Под словами: «сие творите в Мое воспоминание», должно разуметь все то, что совершил и сказал в это время Господь, а Он взял хлеб... говоря: «сие есть Тело Мое», и также и чашу (19–20). Разве не так поступают и священнослужители православной Церкви? Именно так, и этим исполняют повеление Божие: Ин.6:55-57; 1Кор.10:16;11:23-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О таинстве причащения.

Лк.24:20-31. «Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им», но при этом не сказал Господь: сие есть Тело Мое: Лк.22:19; стало быть, здесь Господь благословил обычную вечернюю трапезу, утоляющую телесную жажду и совершенно несходную с таинством Св. Причащения: Ин.6:55-561Кор.11:23-26.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Причащении.

Ин.6:27. Под «пищею тленною» – разумеется простой хлеб и рыба: Ин.6:9-12; а под «пищею, пребывающей в жизнь вечную», должно разуметь преподавание в святом Причастии – «Плоти и Крови Сына человеческого»: Ин.6:53-56. 1Кор.10:16;11:23-27,34. Лк.22:19-20; не почитающие за святыню Кровь завета повинен будет тягчайшему наказанию: Евр.10:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Причащении.

Ин.6:33-35. Сходил с небес и дал жизнь миру хлеб живый – Христос Спаситель: Ин.6:38,51. Кто не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, тот не будет иметь в себе жизни: Ин.6:53. Заповедь о питании Телом и Кровию Христовым ясно передана Евангелистами: Мк.14:22-23; Мф.26:26; и апостолом: 1Кор.11:23-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Причащении.

Ин.6:47-50. Чтобы веровать во Христа, нужно слышать о Нем: Рим.10:14; уверовавши – соблюдать заповеди Его: Ин.14:15; Откр.22:14, а заповеди Его были и о Причащении: Лк.22:19–20; Ин.6:51–55. Апостолы знали о манне, которой питались когда-то Иудеи, и не придавали ей особого значения, как пище тленной: Ин.6:9, но приобщение Тела и Крови Христовой считали за пищу необходимую для жизни вечной: Ин.6:531Кор.10:16;11:23-27,34.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет

Вот вывод из образа установления таинства, которым определяется значение его на все время, до второго пришествия Господня. Всякий раз, говорит, как вы едите хлеб сей, то есть, о котором Господь сказал: сие есть тело Мое, и пьете чашу сию, то есть ту, о которой Господь сказал, что она есть Новый Завет крови Его, смерть Господню возвещаете. Этим торжественным действием всем возвещаете о смерти Господа, именно, что был на земле Господь Бог воплотившийся, Который умер на кресте, грехов ради наших. Не вера, не слово возвещают об этом, а причащение Тела и Крови, без слова, но ясно говорит о том.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Афанасьев, протопр. (†1966)

Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба

Хлеб, о котором здесь идет речь, это хлеб Евхаристии, и «мы многие» значит, по апостолу Павлу, Церковь, объединенная в евхаристическом собрании. Апостол Павел имел в виду не отдельных христиан, но их вместе, когда они собраны в Церковь, потому что мысль о евхаристическом хлебе естественно вызывает мысль о евхаристическом собрании, во время которого хлеб преломляется и раздается. Мы имеем здесь связь между евхаристическим хлебом и телом. «Мы все» или «мы многие», то есть Церковь, являемся одним телом, потому что хлеб один и тот же, и мы «все причащаемся от одного хлеба». Через хлеб и вино Евхаристии мы становимся Телом Христовым, потому что евхаристический хлеб – это хлеб, о котором Христос сказал: «сие есть Тело Мое». Причастие создает κοινωνία, о чем говорится в предыдущем стихе. Κοινωνία – это действительное «соединение» с Телом и Кровью Христовой. Церковь есть «тело», но не как органическое единство членов Церкви между собой, но как единое Тело Христово в евхаристическом собрании. Реальность хлеба являет полную реальность Тела Христова, и единство хлеба («один хлеб» – είς άρτος) являет единство тела (δν σώμα).

Апостол Павел возвращается к этой мысли, когда он говорит о совершении Евхаристии. «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал…» Эта величественная формула показывает, что апостол Павел не излагал здесь нечто новое, неизвестное Коринфянам; наоборот, он только лишь напоминает о том, что он уже им передал. Это не просто указание на Тайную Вечерю – едва ли вероятно, что Коринфяне о ней забыли, – но апостол Павел напоминает здесь Коринфянам, что они становятся во время евхаристического собрания «Телом Христовым». Хлеб и чаша, которым они приобщаются, – это хлеб и чаша, которые Христос благословил во время Тайной Вечери. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей (τον άρτον τούτον) и пьете чашу сию (τό ποτήριον), смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11: 26). Не может быть сомнения в том, о каком хлебе и о какой чаше говорит здесь апостол Павел. «Хлеб сей» и «чаша сия» – те, о которых он говорит в предыдущих стихах. «Сие есть Тело Мое» и «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови». «Хлеб сей» есть Тело Христово, и «чаша сия» есть чаша Его Крови. Все едят хлеб и пьют чашу во время евхаристического собрания, и через приобщение хлебу и вину Евхаристии они становятся «Телом Христовым». Вот почему апостол Павел им напоминает: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (11: 27). Церковь есть «Тело Христово», которому приобщаются верующие, объединенные все вместе в евхаристическое собрание. «Тело Христово» – не символ или образ для обозначения единства членов поместной церкви, объединенных в евхаристическом собрании, но подлинная и истинная реальность. Не мы образуем «тело-σώμα», вкушая хлеб, но мы в Теле Христовом, которому мы приобщаемся в евхаристическом собрании. Тело Христово есть данность, предшествующая вкушению хлеба. Во время иудейских трапез вкушение хлеба создавало определенное единство тех, кто ел этот хлеб, с тем, кто его преломлял и раздавал. Преломление хлеба там было средством создать единство, тогда как в евхаристическом собрании его участники становятся «телом», вкушая хлеб, который есть Тело Христово. Мысль о «теле», которое составляли участники трапезы, была совершенно неизвестной религиозному иудейскому сознанию. «Мы многие одно тело», потому что хлеб Евхаристии есть Тело Христово.

Церковь Божия во Христе

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible