Скрыть
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы

Но если бы мы разсуждали себя самих и (потом) приступали бы к Нему, то без сомнения не были бы судимы, не осуждались бы Им.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы

Не будем оставлять без внимания даже грехов, считающихся малыми, но будем каждый день требовать от самих себя отчета и в словах, и во взглядах, и подвергать себя наказанию, дабы избавиться от наказания в будущем веке. Поэтому и Павел говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Так что если мы здесь будем судить самих себя в наших повседневных прегрешениях, то избавимся от строгости будущего суда. Если же мы нерадивы, то, будучи судимы, говорит Павел, наказываемся от Господа. Итак, будем наперед судить сами себя с полною искренностью, войдем в судилище совести, когда никто не знает; так станем испытывать свои помыслы и выносить над собою правый суд, чтобы наш ум, страшась будущего суда, воздерживался от увлечений, обуздывал свои порывы и, предвидя то недремлющее око, преграждал диаволу вход к себе.

Гомилия 60 на Книгу Бытия.

См. также Толкование на 1Кор. 11:29

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 31-32 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром

Действительно, многие грехи, похоже, остаются незамеченными и не воздаются наказанием, но наказание за них переносится на будущее. Ведь недаром тот день, когда придет Судия всем живущим и умершим, называется «судным днем». Поскольку же за некоторые грехи мы получаем наказание здесь и они отпускаются, мы можем быть уверены, что они не принесут нам вреда в веке будущем. Потому в отношении некоторых временных наказаний, выпадающих грешникам в этой жизни, апостол, обращаясь к тем, чьи грехи смываются и не оставляются на конец, говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Энхиридион

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Ст. 31-32 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром

Воистину надлежит человеку надвое рассечь себя произволением, надобно ему разодрать себя мудрейшим помышлением, воистину врагом самому себе непримиримым подобает стать ему. Какое кто имеет расположение к человеку, крайне его оскорбившему и обидевшему, такое же, или еще худшее, должны мы иметь и к самим себе, если хотим исполнить величайшую и первейшую заповедь, т.е. блаженное смирение, – Христово жительство, воплощенную жизнь Бога. Посему Апостол говорит: «кто мя избавит от тела смерти сея» (Рим. 7:24)? «Закону бо Божию не покарается» (Рим. 8:7). Показывая же, что покорять тело под волю Божию есть одно из лежащих на нас дел, сказал: «аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся» (1Кор. 11:31-32).

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы

Не сказал: если б мы наказывали сами себя, но только: если бы мы судили и осуждали себя, то и здесь не были бы судимы Богом, и избегали бы наказаний и здешних и тамошних.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром

Не карал бы нас суд Божий, если б мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием. Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждена были. Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием святых тайн, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности. Судимы же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся. Исчисляя казни, которым коринфяне подвергались за недостойное причащение святых тайн при недостаточно богоугодной жизни, апостол говорит: сего ради, ради недовольно достойного причащения святым тайнам, в вас мнози немощни и недужни, и спят довольны, т.е. значительное число умирает (1Кор. 11.30).

Аскетическая проповедь

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были

Себе разсуждать здесь то же, что выше: да искушает себе кийждо. Это значит: если бы мы надлежащим образом себя испытывали пред причащением и достодолжно приготовлялись к нему, то не быхом осуждени были, то есть не ели и не пили бы мы себе суда, не был бы над нами произносим приговор: повинен Телу и Крови Господни. Осуждение, то есть суд и присуждение наказания, бывает за недостойное причащение, а недостойное причащение допускается оттого, что себя не рассуждаем, не испытываем и не очищаем от грехов покаянием, иное утаивая, иное сказывая в половину.

«Не сказал Апостол: если бы наказывали себя, или мучили себя, но: если бы только захотели сознать грехи свои сами и осудить себя и свои беззакония, то избавились бы от наказания и здесь, и там. Ибо осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога и сознанием грехов своих и готовностию не делать их на будущее время. Но мы не хотим делать, как должно, и этого легкого дела» (святой Златоуст).

По ходу речи это относится к причащению, но вне контекста это положение идет ко всякому греху. Всякий грех от нерассуждения себя, и всякому греху изрекается суд и наказание в самый акт греха. Исполнение приговора и отлагается иногда до времени, но самый приговор тотчас последует. Себя рассудить значит сознать, кто ты, дерзающий творить грех, прогневляющий Бога пред лицем Самого Бога, невидимо, но тем не менее действительно присущего тебе? Приняв эту непреложную истину сознанием, едва ли бы кто решился грешить. Но в деле греха враг ее затмевает и совсем изгоняет из сознания. Как ни нелепо слово грешника: не видит Бог, а оно всегда проходит в мыслях грешника грешащего.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь. Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:9-13). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята.

Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры (1Тим.1:19-20; 2Тим.2:16-18). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия (1Кор.11:21), а также грешили даже до незнания Бога (1Кор.15:34).

Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам (2Тим.2:16-18) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь, связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся (Тит.3:10), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:11).

Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5; 1Кор.11:31-32; 2Кор.10:7,17,18; Рим.14:2,10,12,13; Иак.4:12; Иак.2:13; Гал.6:1,2-5.

Оружие правды

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы

Поразмысли над тем, что я скажу тебе: если, однажды совершая далекий путь, ты захотел бы пить от жары и встретил случайно одного из братьев, говоря ему: «Дай мне в жажде покой от истощения», - а он сказал бы тебе: «Сейчас время молитвы, я помолюсь и затем приду к тебе», - но прежде, чем он, помолившись, пришел бы к тебе, ты бы умер от жажды, то что представляется тебе за лучшее: чтобы он пошел помолиться или чтобы успокоил тебя в истощении?

Тахвиты

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы

Здесь Павел говорит о том, что если мы сами заблуждения наши исправим, то не будем судимы Господом. И то, что мы судимы собой, нам на благо, ибо уже в самом страхе исправляемся. Ибо и в малом есть исправление целого. Не с миром сим означает, не с неверными быть осужденными. Ибо ничем не отличается от неверного тот, кто пришел на трапезу Господа без должной подготовки и разумения.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-32 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром

Сказанное в ст. 29-м Ап. подтверждает указанием на те случаи болезней и смерти среди коринфской христианской общины, которые участились в последнее время и которые свидетельствуют о гневе Божием против недостойно причащающихся. - Немощны (ασθενής) - правильнее: «больны». - Больны (άρρωστος) - правильнее: «потеряли силы». - Если бы судили сами себя, т. е. если бы внимательно испытали самих себя, осудили бы себя за то, что в нас есть дурного. - Будучи же судимы, наказываемся от Господа… Ап. возвращает коринфян к тем судам, какие их постигали. Эти суды хотя и строги, однако они являются в руках Господа средством избавить коринфян от еще более тяжкого, вечного, наказания, потому что, благодаря этим временным судам или наказаниям, коринфяне могут одуматься и исправить свое поведение (ср. 1Кор. V:5). - Ап. различает в этом отделении (31-32 ст. ) три суда:1) суд человека над самим собою (διακρίνεσθαι - ст. 31); 2) суд Божий временный, в этой жизни (krinesqai - ст. 32) и 3) суд на вечную гибель или окончательное осуждение (κατακρίνεσθαι - ст. 32), - это страшный последний суд. - Мир - это погибшее в грехах и развращении человечество (Экумений).

См. также Толкование на 1Кор. 11:17

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром

О достойном приступании к таинству Тела и Крови Господней Апостол говорит, имея ту же общую цель – упорядочение церковно-богослужебной жизни и отклонение Христиан от неблагопристойностей. Вот почему святой И. Златоуст, изъяснивши повинность недостойно причащающихся пред Телом и Кровию Господа, в том смысле, что они как бы закаляют Его и проливают кровь его, он прибавляет: «как тогда пронзавшие Господа пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить кровь Его; так поступает и тот, кто приобщается недостойно... И подлинно, не недостойно ли приступает тот, кто презирает алчущего и посрамляет его...» «Скушав за обедом что-нибудь приятное, ты остерегаешься, чтобы дурным кушаньем не испортить прежнего; а приняв Духа предаемся удовольствиям... Должно быть воздержным и до причащения и после... Главное же благо в том, чтобы приступать к тайнам с чистою совестию. Не довольствуясь сказанным прежде, он присовокупляет: да искушает себе человек, как он говорит и во 2 послании: себе искушайте (2Кор. 13:5). Если мы не приступаем к чувственной трапезе, страдая горячкою и приливом дурных соков, дабы не подвергнуться смерти, то тем более нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки». Эти слова служат прекрасным объяснением того, как вкушающие тайны, без понимания силы их, сами подвергают себя осуждению на смерть, которая, конечно, постигает не всех одинаково скоро; но во всяком случае недостойное причащение не может остаться без воздаяния, которое в Коринфе совершалось даже с очевидною ясностию в болезнях многих и в смерти некоторых. Но чтобы Христиане не вывели отсюда каких-либо совершенно превратных заключений, Апостол указывает средство к избежанию суда, а именно сознание своего ничтожества пред Богом и опасение прогневать чем-либо таким, что может нас сделать недостойными Его священнотайной вечери. Наконец, если и постигнут нас наказания, то мы не должны отчаиваться, так как наказания эти суть вразумления, посредством коих Бог хочет отвлечь нас от дел ведущих к осуждению на вечную муку, вместе с не познавшим Господа миром, страстями коего увлекались Коринфские Христиане, как ходившие на вкушение идоложертвенного, так и те, кои с жадностию вкушали свои приношения на вечери любви.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы

Если бы мы надлежащим образом испытывали себя пред причащением, и должным образом приготовлялись к нему, то не были бы судимы, не был бы над нами произнесен приговор – виновен против тела и крови Господних. Осуждение, то есть суд и присуждение наказания, бывает за недостойное причащение, а недостойное причащение допускается оттого, что себя не рассуждаем, не испытываем и не очищаем от грехов покаянием, иное утаивая, иное сказывая в половину.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible