Скрыть
Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом

Итак, хотя благодатные дары Духа излиты на Иудеев и язычников, на рабов и свободных, - однако, Единым Духом мы напоены, и Им и ради Него сделаны все мы членами Духа.

На 1-е послание к Коринфянам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом

Одна работа, потому что одно таинство; одно крещение, потому что одна смерть за мир. Итак, единство действия есть единство проповеди, и нельзя его разделить.

О Святом Духе. Книга 1

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-14 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих

Утешив (коринфян) тем, что всякое дарование есть дар благодати, что все подается одним и тем же Духом и подается на пользу, что (Дух) открывается и в меньших дарованиях, и вместе заградив им уста тем убеждением, что должно покоряться власти Духа, – «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11), и потому не должно быть слишком пытливым, – (апостол) утешает их еще иным общеизвестным сравнением, обращаясь к природе, как он обыкновенно делает. Так, беседуя о волосах мужей и жен, он между прочим употребил такой же способ учения и сказал: «не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь?» (1Кор.11:14–15). Рассуждая об идольских жертвах и запрещая касаться их, также употребил сравнение, заимствованное из языческих обычаев, напомнив об олимпийских играх и сказав: «бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду» (1Кор.9:24); кроме того указывал и на примеры пастырей, воинов и земледельцев. Точно так и здесь приводит общеизвестное сравнение, которым старается доказать, что никто (из христиан) не унижен пред другими, – как ни странно и ни трудно было доказывать это, – и которое могло убедить даже самых простых людей, то есть сравнение с телом. Человека малодушного и получившего меньше других ничто так не утешает и не располагает оставить скорбь, как убеждение, что он не унижен пред другими. Потому (апостол) и доказывает это: «ибо как, – говорит, – тело одно, но имеет многие члены». Видишь ли его глубокую мудрость? Он доказывает, что одно и то же есть единое и многое. Раскрывая еще более этот предмет, присовокупляет: «и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело». Не сказал: многие члены принадлежат одному телу, но: «составляют одно тело» многое, и многие члены его есть одно. Если же многое есть единое и единое многое, то где различие, где преимущество, где унижение? «И все, – говорит, – составляют одно»: не просто одно, но, будучи рассматриваемы собственно в отношении к составу тела, все они – одно; а когда они рассматриваются порознь, тогда – различие, и притом различие во всех их. Ни один из них не может сам по себе составить тела, и каждый одинаково недостаточен к тому, чтобы составить тело, а необходимо для этого их соединение; когда многие сделаются единым, тогда и составляется одно тело. Выражая это, он и говорит: «все члены тела, хотя их и много, составляют одно тело». Не сказал: высшие и низшие, но: «хотя их и много», что относится ко всем вообще. Как же они могут быть одно? Когда, оставив различие их, как членов, будешь рассматривать их по отношению к телу. Что глаз, то же и нога, в том отношении, что они – члены и составляют тело; в этом между ними нет никакого различия. Не можешь сказать, что один какой-нибудь член составляет тело сам по себе, а другой нет; в этом отношении они все равны, и все – одно тело.

Сказав и ясно доказав это по общему всем здравому смыслу, (апостол) присовокупляет: «так и Христос». Надлежало бы сказать: так и Церковь, – это именно следовало из предыдущего, – но он не сказал так, а вместо Церкви наименовал Христа, употребив выражение более возвышенное и более пристыдив слушателя. Смысл слов его следующий: так и тело Христово, которое есть Церковь. Как тело и голова составляют одного человека, так и Церковь и Христос, говорит, есть одно; потому и именует вместо Церкви Христа, разумея здесь тело Его. Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое; хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело. Таким образом, успокоив и ободрив общеизвестным примером того, кто считал себя униженным, (апостол) оставляет обыкновенные предметы и переходит к другому предмету – духовному, который мог доставить еще больше утешения и ясно показать равенство чести (у членов Церкви). Какому же? «Ибо все мы одним Духом, – говорит, – крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные» (1Кор.12:13). Смысл слов его следующий: один Дух составил из нас одно тело и возродил нас, потому что не иным Духом крещен один, а иным другой. И не только крестивший нас (Дух) есть един, но и то, во что Он крестил, то есть для чего крестил, есть едино, так как мы крестились не для того, чтобы составлять различные тела, но чтобы все мы в точности составляли одно тело в отношении друг к другу, то есть крестились для того, чтобы всем нам быть одним телом.

Таким образом и составивший нас един, и то, во что он составил нас, едино. И не сказал (апостол): чтобы мы принадлежали одному телу, но: «мы все в одно тело»: он всегда старается употреблять самые точные выражения. Хорошо также сказал: мы все, включив и себя самого. И я, апостол, не имею, говорит, пред тобой никакого преимущества в этом отношении; и ты тело так, как я, и я так, как ты, и все мы имеем одну и ту же Главу и родились одинаковым рождением, потому и составляем одно и то же тело. Но что я указываю, говорит, на иудеев? И язычников, которые были так далеки от нас, Бог привел в состав единого тела. Потому, сказав: «все мы», он не останавливается на этом, но прибавляет: «Иудеи или Еллины, рабы или свободные». Если же мы, бывшие прежде столь далекими друг от друга, соединились и стали едино, то тем более после соединения нам не следует скорбеть и унывать, так как уже нет места различию. Если Он удостоил одного и того же и язычников и иудеев, и рабов и свободных, то, удостоив, станет ли разделять нас, тогда как самое сообщение дарований служит к совершеннейшему единению? «И все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих» (1Кор.12:13–14). Т.е. все мы приступаем к одному и тому же таинству, вкушаем от одной и той же трапезы. Почему же он не сказал: мы питаемся одним и тем же телом и пьем одну и ту же кровь? Потому что, наименовав Духа, он означил то и другое, и кровь и плоть; чрез то и другое мы напояемся единым Духом. Впрочем, мне кажется, что он говорит здесь о том наитии Духа, которое совершается над нами при крещении, еще прежде таинства причащения. Напоены – сказал он потому, что это переносное выражение весьма прилично настоящему предмету, как будто бы он говорил о растениях и саде, что все дерева орошаются одним и тем же источником, одной и той же водой. Так точно и мы все, говорит, напояемся одним и тем же Духом, сподобляемся одной и той же благодати. Итак, если единый Дух составил нас, и в едино тело соединил всех нас, – а это означают слова: «крестились в одно тело», – и одну трапезу даровал, и одно и то же орошение сообщил всем, – а это означают слова: «напоены одним Духом», – а столь далеких между собой соединил вместе и многие только тогда составляют тело, когда становятся едино, то о каком твердишь ты различии? Если же скажешь, что членов много и они различны, то знай, что это самое и удивительно и составляет особенность тела, а именно, что в нем многое и различное составляет одно; а если бы не было множества, то не было бы так удивительно и чудно, что тело одно; или лучше, тогда не было бы и тела.

Гомилия 30 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или Еллины, рабы или свободные

Теперь показывает, как Церковь подобна примеру одного тела, и говорит: все мы, и я, Павел, одним и тем же Духом крестились в одно тело, то есть дабы быть одним телом. Ибо мы крестились не иным Духом - ты, а я - иным, но одним и тем же. Посему и я не имею ничего большего в сравнении с тобой. Ибо мы крестились в одно тело, то есть дабы быть одним телом иудеям и эллинам, и рабам, и свободным. Если же бывших столь далекими Дух соединил, тем более после того, как стали едино, мы не должны скорбеть, хотя и есть некоторое различие между нами.

И все напоены одним Духом

Кажется, он говорит о духовной трапезе, о хлебе и вине; ибо словами: Дух, напоивший нас, указал на то и другое: на Кровь и на Плоть. Впрочем, ближе к истине, он говорит здесь о пришествии к нам Духа, совершившемся во время крещения, прежде причащения Святых Тайн. Сказал напоены, заимствовав образ от деревьев, орошенных одним и тем же источником. Итак, один Дух напоил нас и оросил, и соделал единым телом.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ибо единем Духом мы вси во едино тело крестихомся, аще Иудеи, аще Еллини, или раби, или свободни; и вси единем Духом напоихомся

«Смысл слов его следующий: один Дух составил из нас одно тело и возродил нас, ибо не иным Духом крещен один, а иным другой. И не только крестивший нас Дух есть един, но и то, во что Он крестил, то есть для чего крестил, есть едино; ибо мы крестились не для того, чтобы составлять различные тела, но чтобы все мы в точности составляли одно тело, то есть крестились для того, чтобы всем нам быть одним телом. Таким образом, и составивший нас един, и то, во что Он составил нас,– едино. И не сказал Апостол: дабы мы принадлежали одному телу, но чтобы были едино тело: мы вси во едино тело крестихомся. Хорошо также сказал: мы вси, включив и себя самого. И я,– говорит Апостол,– не имею пред тобою никакого преимущества в этом отношении; и ты – тело так, как я, и я так, как ты, и все мы имеем одну и ту же Главу и родились одинаковым рождением, потому и составляем одно и то же тело.– Аще Иудеи. Но что я указываю на иудеев? И язычников, которые были так далеки от нас, Бог привел в состав единого тела. Аще Иудеи, аще Еллини, или раби, или свободни. Если же мы, бывшие прежде столь далекими друг от друга, соединились и стали едино, то тем более после соединения нам не следует скорбеть и унывать, ибо уже нет места различию. Если Он удостоил одного и того же и язычников, и иудеев, и рабов, и свободных, то, удостоив, станет ли разделять нас, тогда как самое сообщение дарований служит к совершеннейшему единению?» (святой Златоуст).

И вси единем Духом напоихомся. Это напоение отлично от возрождения в крещении. Там получается бытие духовное; здесь духовное существо напояется Духом. Когда это? – В таинстве миропомазания,– при Апостолах чрез возложение рук. В сем таинстве подаются дары Святого Духа, что и есть напоение Духом. Экумений пишет: «Чрез единого Духа имеем мы благодать дарований духовных». Феофилакт сказал было, что это напоение совершается в причащении, но потом прибавил: «Но истиннее здесь разуметь наитие на нас Святого Духа, которого сподобляемся мы после крещения и прежде причащения Святых Таин». Очевидно, он разумеет святое миропомазание. Такова мысль и святого Златоуста, от которого они оба заимствовали свое толкование. И он, помянув сначала о Святых Тайнах, потом прибавляет: «Впрочем, мне кажется, что он говорит здесь о том наитии Духа, которое совершается над нами при крещении (по крещении) еще прежде таинства причащения. Напоихомся, сказал он потому, что это переносное выражение весьма прилично настоящему предмету, как будто бы он говорил о растениях и саде, что все дерева орошаются одним и тем же источником, одною и тою же водою. Так точно и мы, говорит, напояемся одним и тем же Духом, сподобляемся одной и той же благодати. Итак, если единый Дух составил нас и в едино тело, соединил всех нас, ибо это означают слова: во едино тело крестихомся; если затем он одно и то же орошение сообщил всем нам, ибо это означают слова: единем Духом напоихомся, и столь далеких между собою соединил вместе, и если многие только тогда составляют тело, когда становятся едино, то о каком твердишь ты различии? Если же скажешь, что членов много и они различны, то знай, что это-то самое и удивительно, и составляет особенность тела, что в нем многое и различное составляет одно; а если бы не было множества, то не было бы так удивительно и чудно, что тело одно, или лучше, тогда не было бы и тела».

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: «Учение о том, что единство Церкви состоит в соединении многих отдельных собраний христиан в одно общее или вселенское собрание единой веры и порядка – Писание не учит так, и баптисты отвергают это учение» (Бапт. 1910 г., №24, 187).

Православный ответ: читайте: Мф.16:18; Еф.4:4-6; 1Кор.12:12-14,20; Ин.17:20,21.

Оружие правды


О единой истинной Церкви и о сектах


Сектанты говорят: Баптист 1910 г., 23, 178; «есть видимая местная церковь, и есть невидимая, вселенская церковь. В последнем смысле слово это означает лишь умственное представление, которое не имеет реального бытия во времени или пространстве, или исторического факта, но означает лишь идеальное общество без организации, без действия, и без корпоративного бытия. ... изречение Иисуса: «На сем камне создам Церковь Мою» (Мф.16:18). Также: «чтобы чрез Церковь создалась известною многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). «Он – глава Церкви, которая есть Тело Его» (Кол.1:18). «К торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах». (Евр.12:23). Эти и некоторые другие места, надо полагать, относятся не к какому либо местному собранию верующих, но к вселенскому обществу верующих»...

«Такой вещи, как вселенская Церковь на земле, заключающейся в одном большом обществе, вовсе не существует».

Православный ответ: У баптистов Церковь «умственное представление» – фантазия, выдумка, а у нас действительность со дня сошествия Святого Духа.

У баптистов она не имеет реального бытия, не действительна, у христиан – живые камни, возрастающее в дом духовный (1Пет.2:5) для созидания самих себя в любви (Еф.4:16).

У баптистов она без места, а у христиан – Иудея и Еллада (1Кор.12:13). Иерусалим и Македония, Россия и Япония исповедуют едиными устами Господа. У баптистов – нет ее во времени, а у христиан она приобретенная кровью страданий от сошествия Святого Духа «во все роды, от века и до века» (Еф.3:21) и «во вся дни до скончания века» (Мф.28:20).

У баптистов не имеет «исторического факта», а у нас, по книге Деяний Апостольских, Церковь со дня сошествия Святого Духа и проповеди Петра, приложившей около 3,000.

У баптистов без организации, а у христиан на основании Апостолов и пророков на краеугольном камне – Христе, Церковь стройно организована во святой Божий храм (Еф.2:20-21;4:11-16; 1Кор.12).

У баптистов – «без действия», т.е. без жизни благодатной, а у нас вся жизнь Церкви во Христе и со Христом, «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:16).

У баптистов, по их признанию, «без корпоративного бытия», т.е. без живых существ, а у нас со Христом, Богоматерью, Ангелами, угодниками и верующими, живущими здесь на земле и у Господа на небесах.

Оружие правды

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом

Ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:26-28). Следовательно, не так следует понимать, что одни в Логосе одарены познанием , а другие остаются душевными людьми, но так, что все мы, оставив плотские вожделения, равно духовны перед Господом.

Педагог

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом

Посредством этих слов апостол учит никого из человеков не презирать как презренного и никого не превозносить как совершенного.

На Послания к Коринфянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Но каждому дается проявление Духа на пользу. (1Кор.12:7-10)  Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. (1Кор.12:11-13)


«Каждому дается проявление Духа на пользу – все мы одним Духом крестились – и все напоены одним Духом». Этими словами апостола не устраняется та истина, что есть между христианами и пастыри, и пасомые, и начальствующие, и подчиненные, ибо, хотя все истинно верующие в Иисуса Христа, как в Господа, обнаруживают чрез это, что имеют Святого Духа (1Кор.12:3), однако действия Духа весьма различны, дарования Его разнообразны (1Кор.12:4-5), одни дарования свойственны пасомым и подначальным, а другие пастырям и начальникам.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,- так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом

Ап. переходит к сравнению между телом человеческим и Церковью. Тело с его членами служит здесь примером для раскрытия мысли о духовных отношениях, в которых должны находиться между собою члены Церкви, снабженные различными дарами. Именно все они должны пребывать в единении между собою, хотя их много и хотя дарования их различны. - Так и Христос. Здесь слово «Христос» поставлено вместо слова «Церковь» (Злат. ). По Апостолу (Еф I:23), Церковь есть тело Христово, и эту мысль он выражает и здесь, заменяя последнее выражение более кратким: «Христос». - Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Здесь несомненно Ап. указывает на крещение, которое, как можно заключать и на основании этого места, было первоначальным христианским установлением. Важно, что в крещении все верующие получили одного и того же Духа Святаго - это основание для их единения, побуждение к тому, чтобы они действительно держали себя как члены одного тела. - Иудеи или Еллины, рабы или свободные. Крещение уравнивает в Церкви даже всякие социальные различия и племенные особенности. Тем более крещенные не должны разъединяться из-за некоторого различия в духовных дарованиях. - И все напоены одним Духом. Здесь разумеется, по всей вероятности, таинство миропомазания. - Напоены - поставлено в греч. тексте аорист, что обозначает однократное действие, и притом прибавлено слово «все» указывающее, что речь идет не об особых благодатных духовных дарованиях, а о таких, какие сообщены каждому верующему, подобно тому, как каждому верующему сообщена и благодать крещения. Образ «напоения» духом встречается еще у пророков (Ис XLIV:3; Иоил II:29) и в речах Господа Иисуса Христа (Ин VII:37). Ясно, что Ап. упоминает об этом таинстве для того, чтобы опять побудить верующих поддерживать единение между собою, как получивших необходимые для христиан дары Духа - одинаковые.

См. также Толкование на 1Кор. 12:4

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом
 

Глубоко верное и обстоятельное сравнение устройства церкви, вмещающей разнообразные дары, с телом, составленным из разных членов, – поучительно во многих отношениях.

Что не случайно и не напрасно берется Апостолом сравнение церкви с телом, он доказывает это тем, что все Христиане по вере во Единого Христа крестятся единым крещением, в котором всем подается одинаковая оправдывающая от грехов сила Духа Святого и все также одинаково получают, после крещения, дар Духа Святого – укрепляющий в жизни духовной (1Кор.12:13), И различные чрезвычайные благодатные дары, подаваемые Духом Святым от Бога Отца, не нарушают этого единства, так как они все исходят из одного источника и сходятся в общей цели своего служения благу церкви Божией.

Достойно замечания, что сравнение членов церкви с членами тела проводится Апостолом всячески: и положительно (1Кор.12:12,18), и отрицательно (1Кор.12:15-16), и посредством показания разумности, красоты и полезности доказываемого (1Кор.12:22-26), и невозможности и даже нелепости противного (1Кор.12:17,19,21).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Об обетованиях Божиих.


Лк.3:1-6. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19-20; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3-9; к государству: 2Пар.7:17-22; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах; Мф.16:18;28:20; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4-51Кор.12:12-13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О разделениях.

Ин.11:51-53. Вот урок и обличение всем не созидателям, а раздирателям Тела Христова – Церкви: 1Кор.3:3-4;12:12-14,25, вопреки ясного учения о единстве ее: Ин.17:21; Еф.1:22-23;4:5. От производящих разделения предостерегают нас апостолы: Рим.16:17; 1Тим.6:5; Лк.11:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом

Ибо, хотя различные люди составляют Церковь Христову, иудеи и эллины, рабы и свободные, но все они получили одно крещение, возрождение в духовную жизнь от Духа Святого, все они напоены в миропомазании (возложении рук священника) благодатными дарами Святого Духа, таким образом, все составляют одно тело духовное, которое возможно только при составе из многих членов.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible