Скрыть
И вы – тело Христово, а порознь – члены.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И вы - тело Христово, а порознь - члены

Чтобы кто-нибудь не сказал: какое имеет отношение к нам пример тела? ведь оно устроено так по природе, а наши совершенства зависят от воли, – (апостол) прилагает этот пример к нашим обстоятельствам и показывает, что мы тоже должны иметь такое же согласие, какое те (члены тела имеют) по природе: «и вы, – говорит, – тело Христово». Если в нашем теле не должно быть несогласия, то гораздо более в теле Христовом, и тем более, чем благодать сильнее природы. «А порознь – члены». Мы, говорит, не только тело, но и члены. О том и о другом он беседовал выше, совокупив многих во едино и показав, что все составляют нечто единое, по подобию тела, и что это единое слагается из многого и находится во многом, а многое в нем содержится и получает возможность быть многим. Что значит: «порознь»? Сколько это касается вас, и сколько от вас зависит составлять часть. Он сказал: тело; а так как все тело составляла не коринфская церковь, но вселенская, то и присовокупил: по частям; т. е. ваша церковь есть часть Церкви вселенской, тела составляемого всеми церквами, так что вы обязаны быть в мире не только друг с другом, но и со всей вселенской Церковью, если вы в самом деле члены целого тела.

Гомилия 32 на 1-е послание к Коринфянам

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

И вы - тело Христово, а порознь - члены

На слова: вы есте тело Христово.

Писал ты: что значит сказанное: вы есте тело Христово и уди отчасти? Посему думаю, что так как люди, составляющие повсюдную под солнцем Церковь, суть тело Христово, а Коринфяне были части сего тела, Апостол и сказал: отчасти. То есть Церковь, которая у вас, есть член повсюдной Церкви. А потому справедливость требует, чтобы вы были не только единомысленными между собою (у них же были разногласия), но и единоверными со всеми в целой вселенной и искореняли всякое разномыслие.

Письма. Книга III

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

И вы - тело Христово, а порознь - члены

При воскресении Христа все Его члены воскресли с необходимостью. Перейдя из преисподней на небеса, Он сделал так, чтобы мы переходили от смерти к жизни.

Собрание речей

Максим Исповедник, прп. (†662)

И вы - тело Христово, а порознь - члены

Поскольку я несовершенен и непослушен, не повинуюсь Богу через осуществление заповедей и не становлюсь в помыслах [своих] совершенным по ведению, то во мне и через меня считается несовершенным и непослушным Христос. Ибо я уничижаю и урезаю Его и, будучи членом и частью Тела Христова, не возрастаю вместе с Ним по духу.

…Мы говорим о теле Христовом, согласно сказанному: Мы — тело Христово, а порознь - члены. И мы становимся Телом Его не вследствие лишенности собственных тел и не потому, что Он ипостасным образом переселился в нас или разделился на члены [Свои], но потому, что, уподобляясь плоти Господа, отвергаем тление греха. Ибо как Христос по [человеческому] естеству, плотью и душой, благодаря которым Он постигается мыслью как человек, был безгрешен, так и мы, уверовавшие в Него и облачившиеся в Него через [Святой] Дух, можем быть безгрешными в Нем по [собственному] произволению.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И вы тело Христово, а порознь - члены

Дабы не сказали: «как относится к нам пример тела и членов?», говорит: и вы тело Христово и члены. Если же в теле человеческом не должно быть распри, то не тем ли более в теле Христовом? Поскольку же не они только одни составляли полноту тела Христова, но верующие, сущие по всей вселенной, то прибавил: а порознь - члены. Хотя они не составляли всего тела, однако были членами, и притом порознь. Ибо в отношении к вашей церкви вы тело Христово, как целая Церковь; а по отношению к Соборной Церкви, сущей по всему миру, тело которой состоит из повсеместных церквей и имеет главой Христа, вы члены, поскольку часть ее.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Вы же есте тело Христово, и уди от части

«Дабы кто не сказал: какое имеет отношение к нам пример тела? Оно устроено так по природе, а наши совершенства зависят от воли,– Апостол прилагает этот пример к нашим обстоятельствам и показывает, что мы по воле должны иметь такое же согласие, какое члены тела имеют по природе: вы же есте тело Христово, говорит. Если в нашем теле не должно быть несогласия, то гораздо более в теле Христовом, и тем более, чем благодать сильнее природы» (святой Златоуст).

Все вместе вы тело Христово, а каждый отдельно член сего тела. Но собственно тело Христово есть «вся вселенская Церковь, а не одна Коринфская. Присовокупляя: от части, он дает им разуметь: ваша церковь есть часть Церкви вселенской, сего таинственного тела Христова, составляемого всеми Церквами; так что вы обязаны быть в мире не только друг с другом, но и со всею вселенскою Церковью, если вы в самом деле члены целого тела» (святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

И вы - тело Христово, а порознь - члены

Апостол не сказал «члены из членов», но - многие члены из единого члена, так как этот член есть глава всего тела. Ибо единый член - это глава, которая есть Христос, глава Церкви.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И вы - тело Христово, а порознь - члены

Здесь Ап. указывает на основание того, почему он может сказанное выше о человеческом теле приложить к читателям послания. Они - тело Христово (σώμα Χριστού Ап. не ставит пред словом σώμα члена, но его нужно подразумевать в соответствии со смыслом контекста и образами, употребленными Апостолом в других местах, напр., Еф II:21; 2Кор. VI:18). Как тело Христово, все верующие должны представлять собою нечто единое и совершенное. - А порознь - члены, т. е. вы, коринфяне, - члены частной Церкви, которая есть часть Церкви вселенской.

См. также Толкование на 1Кор. 12:14

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?

Делая применение предыдущего указания различных даров и учения о единстве источника и цели их, Апостол говорить, что Коринфяне, хотя и не составляют из себя всего тела Христова – всей вселенской церкви, однако и они представляют из себя тело (поместную церковь), имеющее все органы, и потом указывает девять родов различных церковных служений, соответствующих девяти вышеуказанным дарам. Носители этих служений во 1-х Апостолы, во 2-х пророки, в 3-х учители, далее чудотворцы вообще и целебники в частности, милостивые заступники, пастыри, говорящие на разных языках и (по некоторым текстам) толковники оных (по латинскому переводу Вульгаты – interpretationes sermonum). Некоторые из сих носителей благодатных даров были прямо поставленными на свое служение, как определенное и всем известное в церкви (Ср. Еф. 4:11), а потому Апостол прямо и называет носителей их; другие же служения были менее определенны и потому они различаются только по различию даров. Нельзя также не заметить, что здесь носители даров указываются по различению высоты их даров. И «так как, по слову св. Иоанна Златоуста, перечислением даров Апостол опять показал великое различие между ними и возбудил болезнь тех, которые получили меньшие дары, то наконец, после того как представил множество доказательств на то, что они не слишком унижены, обращается к ним с весьма сильным обличением и говорит: еда вcu Апостоли? и проч.». «По мысли, что имеющий большее часто не имеет того, что ты имеешь, хотя бы это было меньшее. Как не всем Бог даровал великие дары, так Он поступил и с меньшими, даровав не всем все. А сделал Он это для того, чтобы внушить великое согласие и любовь, дабы каждый, имея нужду в ближнем, теснее соединялся с ним».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Церкви Христовой.

Ин.15:4-5. Пребывание во Христе достигается чрез таинство святого Причащения Тела и Крови Христовых: Ин.6:56; Христос не только есть Лоза, но и глава Церкви: Кол.1:18; Церковь же Христова, как тело Его, составляется не из 2 или 3 собравшихся хотя бы и во имя Христа, но из пастырей и пасомых: 1Кор.12:27-29; кто не в Церкви, тот и не на Лозе, тот даже и не христианин, а язычник: Мф.18:17-18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

И вы – тело Христово, а порознь – члены

Все вместе, говорит, вы – тело Христово, а каждый отдельно член этого тела. Если в нашем теле не должно быть несогласия, то гораздо более в теле Христовом, и тем больше, чем благодать сильнее природы (Златоуст). Как в органическом теле разные члены и разного достоинства, так и в Церкви Христовой.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Афанасьев, протопр. (†1966)

И вы - тело Христово, а порознь - члены

«Сие есть Тело Мое… τοΰτό μού έστιν τό σώμα» (1Кор. 11: 24). Здесь это совпадение в употреблении слова σώμα особенно значимо. Я вовсе не склонен строить теории исходя из употреблении того или другого слова – попытки этого рода всегда были слишком ненадежны. Однако в некоторых случаях употребление одного и того же слова может служить указателем на его содержание, особенно когда это слово употребляется одним и тем же автором в одном и том же труде. Основываясь на этом совпадении, не имеем ли мы право сделать вывод, что Церковь для апостола Павла есть σώμα, о котором Христос сказал: «сие есть Тело Мое»? Эти слова Христа были произнесены во время Тайной Вечери в момент раздачи хлеба. Тело Христово есть Тело евхаристическое, и тогда Церковь есть Тело Христа в его евхаристическом аспекте.

«И вы – тело Христово, а порознь – члены (μέλη έκ μέρους)». В первой части этого стиха мысль апостола Павла направлена к Евхаристии, во второй – ко крещению. Для него крещение и Евхаристия неразрывно связаны: одно не может быть без другого. Следовательно, крещение может быть понято только в свете учения о Теле Христовом. В Евхаристии верующие становятся Телом Христовым благодаря приобщению евхаристическому хлебу и вину, потому что в крещении они уже стали «новой тварью». Оставаясь в старом эоне, Церковь принадлежит новому эону. Все, что было старого, исчезло, и родился новый мир (2Кор. 5, 17). Это новое есть новая тварь Божия, первенец Которого – Христос в Духе и через Дух. Вот почему присоединение к Церкви есть творческий акт Бога. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5, 17). Творческим актом крещеный присоединяется к Телу Христову и становится членом этого Тела. Все те, кто введены в одно Тело, напоены одним Духом. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор. 12, 13). Крещение одним Духом в одно Тело Христово создает онтологическое единство всех членов Церкви через единство с Телом Христа. Члены Тела Христова едины между собой, потому что онтологически они одно с Христом в Его Теле. Апостол Павел утверждает и энергично настаивает на этом онтологическом единстве членов Тела Христова, единстве, которое уничтожает различие между иудеем и эллином, между свободным и рабом. Апостол Павел повторяет это в различных посланиях. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе – πάντες γάρ ύμεΐς εΤς έστε ένΧριστφ Ίησοΰ» (Гал. 3: 28). «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10: 12). «…Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11; ср.: Еф. 3: 6). Во всех этих отрывках о единстве всех в Теле Христовом апостол Павел исходит из крещения, но его мысль немедленно обращается к Евхаристии, где это единство актуализуется. Онтологическое единство членов Церкви, на котором настаивает апостол Павел (что доказывает, насколько он считал его важным для понимания природы Церкви), вытекает из онтологического единства Тела Христова, но с другой стороны, онтологическое единство членов Церкви есть начало того, что они в Теле Христовом.

Принадлежала ли самому апостолу Павлу мысль о единстве членов Церкви? Настойчивость апостола, о которой я только что говорил, скорее предполагает, что он излагал не свое собственное учение, но «предание», полученное от Господа. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (Svώσιν), как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино (Sv), как Мы едино (Sv). Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (ΐνα ώσιν τετελειωμένοι εις Sv), и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17: 20–23). Говорит ли евангелист Иоанн о мистическом единстве верующих с Христом? При данном параллелизме «да будут все едино, как Мы едино» мистическое единство верующих с Христом предполагало бы мистическое единство Сына с Отцом. Из того, что второе предположение неприемлемо, неприемлемо и первое. Единство Христа с верующими не мистическое, но онтологическое: они суть одно с Отцом и Сыном через Сына, как Сын – одно с Отцом. Мы сталкиваемся здесь не с совпадением учения апостола Павла с учением апостола Иоанна. Одно и другое восходит к аутентичной традиции, которая свою очередь происходит от Христа. Таким образом, евангелист Иоанн дает нам ключ для понимания мысли апостола Павла.

Полное и совершенное единство членов Церкви вытекает из их единства с Христом. Так же как у апостола Иоанна, у апостола Павла речь идет не о единстве мистическом, но о единстве природы. Это сверхэмпирическое единство, не упраздняющее эмпирических различий, которые апостол и не предполагал упразднять, особенно, разумеется, различий в поле. Это единство принадлежит будущему веку, но оно начинается здесь и реализуется каждый раз в Евхаристии. В Теле Христовом нет различий ни национальных, ни социальных, ни даже различий в поле, поскольку онтологическая природа всех членов та же для всех. Быть «одно во Христе Иисусе» благодаря единству хлеба (είς άρτος) значит быть в Его Теле. Церковь есть Христос в Своем Теле; те, кто в Церкви, суть один Христос, потому что нет другого Христа и нет другого Тела Христова, и тогда Христос – все и во всем. Употребляя в послании к Галатам (3: 28) слово «одно» – είς, апостол Павел хотел подчеркнуть онтологическую целостность Церкви, которая следует из онтологической целостности Тела Христова. Один Христос, и одно Его Тело, члены которого напоены одним Духом. Вот почему эмпирическое различие между членами Церкви продолжает существовать в нынешнем эоне, но оно уничтожено в сверхэмпирическом единстве природы Тела Христова, которое принадлежит уже новому эону. Один лишь творческий акт Бога, вводящего крещеного в Церковь, снимает эмпирические различия, поскольку он создает «новую тварь во Христе».

Церковь Божия во Христе

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible