Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

1-10 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо'льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

Опять сказал о восстании воскресшего Господа нашего, Который явился Петру (Лк. 24:34.36) и Двенадцати (Ин. 20:19 сл. Мф. 28:17; Мк. 16:14); явился и свыше пятисот братиям зараз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того как явился Иакову и Апостолам всем, то есть семидесяти двум, - после всех явился и мне, как худшему между Апостолами (Деян. 9:4 сл.).

На 1-е послание к Коринфянам

Василий Великий, свт. (†379)

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

А кто живет в роскоши и во всяком распутстве, по изнеженности одевается в порфиру и виссон, каждый день пиршествует блистательно (Лк. 16:19) и избегает трудов ради добродетели, тот не потрудился в этом веке и не будет жить в будущем, но издали станет смотреть на жизнь, мучимый в горящем пламени.

Гомилии на Псалмы (Пс. 61)


Ибо это - совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своей праведностью, но знает, что он не имеет истинной праведности и оправдан одною верою во Христа. И Павел хвалится тем, что презрел свою праведность и ищет праведности через Христа, ищет праведность от Бога по вере, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Флп. 3:9-10)… Бог дает и силу в трудах.

Беседа 20. О смиренномудрии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

Или ты не знаешь, что говорит Павел, который много потрудился, воздвиг тысячи победных трофеев над диаволом, пешком обошел вселенную, прошел землю, море, воздух, облетел, словно на крыльях, вселенную, был побиваем камнями, умерщвляем, избиваем, претерпел все ради имени Божия и был призван свыше небесным гласом… Мы знаем, говорит он, знаем величие благодати, которую получили, но Он не застал меня праздным, ибо совершенное мною известно.

Беседы о покаянии


Ты увидел, как, вкусив вышней щедрости, апостол с избытком принес дары и со своей стороны, я имею в виду рвение, пыл, веру, мужество, терпение, величие духа, несгибаемую волю? Потому-то он удостоился еще большей помощи свыше.

Огласительные гомилии


Сказав: «несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию», он присовокупил: «благодатию же Божиею есмь, еже есмь». То есть, хотя я с своей стороны выказал так много злости, но Его неизреченная благость и милосердие даровали мне прощение. Видишь душу, сокрушенную и постоянно памятующую о своих грехах, содеянных еще до крещения?

См. также Толкование на 1Кор. 15:6

Беседы на книгу Бытия. Беседа 31

Августин Аврелий, блж. (†430)

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь

Очами веры они с полным сочувствием взирают на этого превосходного и в высшей степени твердого мужа (нам, пришедшим в Церковь Христову из язычников, приличнее всего вспомнить о нем, учителе язычников в вере и истине), который хвалится о немощах своих, который и более всех апостолов потрудился, и очень многими посланиями наставил не только те народы Божии, которые видел перед собою, но и те, которые предвидел в будущем. Взирают, говорю, на этого мужа, борца Христова, от Него научившегося, Им помазанного, с Ним распявшегося, в Нем прославившегося; на театре этого мира, для которого он сделался зрелищем и ангелам, и человекам, законным образом состязающегося и стремящегося вперед к почести высшего звания (Флп. 3:13-14); учащего радоваться с радующимися и плакать с плачущими; имеющего отвне нападения, внутри - страхи (2Кор. 7:5); имеющего желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23); желающего видеть римлян, чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов (Рим. 1:13); ревнующего о коринфянах, и вследствие этой ревности боящегося, чтобы умы их не были посредством обольщения отвращены от чистоты Христовой; имеющего великую скорбь и непрестающую болезнь сердца об израильтянах, что, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим. 10:3); извещающего не только о скорби, но и о плаче своем о тех, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, которое делали (2Кор. 12:21).

О граде Божьем


Павел трудился не для того, чтобы обрести благодать, а обрел благодать для того, чтобы трудиться.

О делах Пелагия


Каким же образом то, что повелевает Бог, пусть и с трудом, исполняется без Его помощи, когда если Господь не созидает, то о созидающем говорят, что он трудился напрасно?

Послания

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст.9-10 Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 
 

И, чтобы повествованием о бывшем прежде не сделать свидетельства своего не имеющим силы, присовокупил:«Благодатию же Божиею есмь, еже есмь». Апостол пытается скрыть свое богатство и принужден обнаружить. Не сказал же ясно, что он такое, но говорит: «есмь, еже есмь».
«И благодать Его, яже во мне, не тща бысть»
. Не напрасно помиловал меня Бог, ибо предуведал, что творит. «Но паче всех их потрудихся». И принужденный обнаружить совершенное им, не исполнился Апостол высокого о себе мнения. Ибо скрывает чудеса и указывает на один труд, и о нем говорит, что это – дело Божией благодати. Ибо сие и присовокупил: «Не аз же, но благодать Божия, яже со мною». 

Толкование на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь

Недостатки приписывает самому себе, а совершенства относит к благодати Божией.

И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился

И это сказал со смирением, ибо не сказал: я сделал достойное благодати, но: благодать Божия, сущая во мне, оказалась не тщетной. Как? Потому что я потрудился более всех апостолов. И не сказал: я подвергался опасностям, но ограничил похвалу свою скромным именем труда. Говорит это сам о себе для того, чтобы явиться достойным веры. Ибо учитель должен быть достоин веры.

Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

И то самое, что я потрудился, не мое совершенство, но дело благодати Божией.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною

Узнав на опыте, что заповеди Божии исполняются только при обильном содействии Божией благодати, испрашивая себе непрестанно молитвою это содействие, христианин не может не приписывать всех добрых дел своих Божией благодати. Вместе с тем он не может не признавать себя и грешником. С одной стороны, он узнал опытно свои падение и неспособность к исполнению воли Божией одними собственными силами, с другой, он и в самом исполнении заповедей Божиих при помощи благодати видит непрестанные погрешности, вводимые немощью и падением человеческими. Это со всею ясностью усматривается из отзывов о себе святого апостола Павла. В одном из посланий говорит он: “Паче всех (апостолов) потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною”, а в другом: “Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз” (1Тим. 1.15).

Аскетическая проповедь

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною

Опять то же, и обнаружение смиренномудрия, и возвышение своего свидетельства до несомненности, заграждающей уста всякому пререканию. Благодатию Божиею есмь еже есмь, а он есть Апостол языков, огласивший до того времени всю Малую Азию, Македонию, Грецию и некоторые острова. После этого он мог сказать, что благодать Божия, избравшая его, не тща бысть в нем, что она не напрасно его избрала, что она чрез него успешно делает, что преднамерила сделать. Потому хотя и указывает на то, что потрудился больше всех Апостолов, но видит в этом не плод своего усердия, а тоже дело благодати. Ибо не достало бы у его собственного духа силы возгревать так напряженно это усердие, и у его воли энергии к продолжению таких неимоверных трудов. Это искреннее исповедание: не аз, но благодать яже со мною. Сведите теперь воедино: благодатию Божиею есмь, еже есмь,– благодать во мне не тща бысть, благодатию Божиею потрудихся, и вы должны убедиться, что это есть лицо, носящее благодать и носимое благодатию. Если так, то что есть в устах его свидетельство о воскресении, если не то же, что свидетельство свыше, от Самого Бога? Таким образом, обнаружение смирения стало непреоборимым удостоверением в несомненности свидетельства о воскресении Христа Господа.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

Павел воздает хвалу Богу, выбравшему его. Достоинство же свое на словах не защищает, а напротив, недостойным себя называет. Отчего заслуживает большего, памятуя о том, что сказал Господь: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11). И благодать его во мне не была тщетна. Говорит это, чтобы показать, что не меньшую благодать воспринял, оттого что был не первым, а лишь последователем в деле апостольском. Но я более всех их потрудился. Добавляет это, поскольку не только сам не мал, но еще более по причине своего деятельного постоянства, которым отличался во Христе, и в силу своего смирения сделался достойнее. Не я впрочем,, а благодать Божия, которая со мною. Дабы избежать подозрения в надменности апостол Павел постоянно себя умаляет, когда это не себе уже, а благодати Божией приписывает, дабы всегда всю славу приносить Богу, от которого по праву возвышен.

На Послания к Коринфянам

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Настаивают противники. Если жизнь вечная – это награда (плата, воздаяние – синонимы, Примеч.), то не по благодати, но по долгу, ибо говорит апостол: Воздаяние делающему вменяется не по милости (не вмѣнѧ́етсѧ по бл҃года́ти), но по долгу (Рим.4:4). Но кто дерзнет назвать жизнь вечную долгом, а не благодатью Божией?

Отвечаем. Мы уже говорили в первом преткновении, что жизнь вечная по здравому смыслу может назваться как воздаянием, так и благодатью; как долгом, так и даром. Смотри там сказанное. А что здесь апостол говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости (не вмѣнѧ́етсѧ по бл҃года́ти), но по долгу (Рим.4:4), это он говорит, отвергая тех, которые веровали, что добрые дела могут быть без благодати Божией, только от самих естественных сил и собственного произволения, и таковыми делами, веровали получить жизнь вечную. Таковых обличает апостол и говорит: Воздаяние делающему вменяется не по милости (не вмѣнѧ́етсѧ по бл҃года́ти), но по долгу (Рим.4:4). То есть, если кто делает своей естественной силой и его дела совсем ничего не имеют от благодати, для такового воздаяние, это не благодать, но долг. Нам же да не будет такого безумия и ереси проклятых пелагиан, учащих, что человек своими силами, без помогающей благодати Божией может спастись. Ибо мы веруем и твердо со всей Православной Кафолической Церковью исповедуем, что без благодати Божией ничего не можем творить доброго по неложному слову Христову: Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15,4-5). И апостол Павел явственно говорит: Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор.15,10). То же говорит и псалом: Ибо Господь дарует благо (бл҃гость), и земля наша даст плод свой (Пс.84,13).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Преткновение

Святой Василий Великий на псалом 114 говорит так: «Ждет вечное упокоение тех, которые в этой жизни законно подвизались, не за их дела, но за прещедрую благодать Божию, на которую они уповали».

Исправление претыкающимся

Святой учитель отвергает дела, совершаемые человеком от себя, но хвалит дела, совершаемые человеком по Божией благодати. Ибо когда он говорит, что покой вечный ждет законно подвизающихся, явно имеет в виду дела, так как законно подвизающимся должна быть слава и воздаяние. Когда же добавляет: «…не за их дела, но за прещедрую благодать Божию», – обозначает этим, что одними своими силами никто законно не подвизается, но только укрепляемый Божией благодатью по слову апостола: Все могу в укрепляющем меня Иисусе (Флп.4:13). И еще: не я… а благодать Божия, которая со мною (1Кор.15,10).

Прочие святые отцы, если кажутся где-то отвергающими добрые дела, знай, православный, говорят о делах, которые у нас совершаются от себя, то есть без Божией благодати или о делах иудейских обрядов, таких как обрезание, почитание суббот, новомесячий и прочих без числа.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 8-11 а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Ст. 8-11 Последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне. Аз бо есть мний Апостолов: иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию. Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною. Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте.   Видите чудесную лествицу, по которой Павел премудро и вкупе полезно нисходит и восходит: и когда нисходит по оной, то смиряясь достигает до самого последнего состояния грешников: когда же восходит, то умеряет искусственно, и уменьшает смиренномудренно высоту своего восхождения: слышите слова глубочайшего его смирения: «последи же всех», говорит, «яко извергу явися и мне». Изверг есть несовершенный младенец, изверженный прежде времени своего рождения, и следственно есть существо низкое, бесполезное и ничтожное. И так Павел уподобляет себя извергу, говоря: после всех других Апостолов, Господь явился и мне, яко извергу, яко творению самому низкому и ничтожнейшему. Далее же приводит и причину на сие: понеже я, говорит, есмь последний из Апостолов, и «иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Божию». Гонитель Церкви и Апостол суть два слова, поистине одно другому противные, почему он здесь о гонениях, какие делал на Церковь прежде обращения своего, упоминает для того, дабы показав себя недостойным и самого имени Апостольского, тем смирить себя даже до последней степени смиренномудрия. Выслушайте и слова возвышения его, и заметьте, как он умеряет и сокрывает оное, дабы вам увериться, что он не говорит о самом себе ничего особенного и излишнего, и уразуметь, что и самое видимое его возвышение есть крайнее смирение. «Благодатию же Божиею», говорит, «есмь, еже есмь» : слышите, он все добродетели свои приписывает благодати Божией, а не самому себе. Не упоминает также и о том, что он такое есть, то есть не говорит: а благодатию Божиею есмь Апостол, учитель языков, проповедник Евангелия: но токмо говорит, «есмь, еже есмь». Не исчисляет поименно тех чудесных деяний, какие благодать Божия сотворила чрез него: но говорит токмо, что благодать данная ему не была бесплодна и недействительна: «и благодать Его, яже во мне, не тща бысть». Не дерзает описывать труды свои порознь, но возвеличивает оные вообще, говоря: «паче всех их потрудихся», то есть более Петра, более дванадесяти Апостолов, более пятисот братий, Иакова и всех учеников упомянутых им выше. А потом тотчас уменьшает силу возвышения своего, сказав во-первых, что не он потрудился, но благодать Божия, бывшая с ним: «не аз же», говорит, «но благодать Божия, яже со мною» : во-вторых, сказав как бы под сомнением и непрямо, что он более всех прочих потрудился: Ибо он как бы сомневаясь, сказал: «аще убо аз, аще ли они» : то есть, не знаю кто, я или они более потрудились. Но почему Павел возвысил себя до такой степени? Потому, что он имел нужду в похвалении себя: ибо свидетельствовал, что явился ему по воскресении своем из мертвых. А свидетельство тем более имеет силы, чем достовернее, чем известнее их добродетели, а хотя он и имел нужду возвышать и восхвалять самого себя, дабы свидетельство его имело всю силу и могущество: однако ж предложил то в виде удивительного смирения, как вы слышали. Таким образом представив свое свидетельство, заключает речь настоящим своим предметом, говоря: «аще убо аз, аще ли они паче потрудишася», но все тако проповедуем, то есть, все согласно учим о воскресении Иисуса Христа из мертвых. «И тако веровасте». Да и вы тому уверовали, что мы проповедали, то есть, что Иисус Христос воскрес из мертвых

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

Но благодатью Божиею есмь то, что есмь. Приписывая себе только свои недостатки, все прочее Павел присвояет благодати Божией, Божескому благодатному содействию, ничем не заслуженному. По чувству глубокого смирения Апостол так говорит о себе: благодатью Божиею есмь то, что есмь, – не желая яснее говорить о своем высоком призвании и служении.

И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился. Благодать Божия, осенившая меня, не осталась без действия и без плодов: я потрудился более всех их, т.е. прочих Апостолов, или более, нежели каждый из них. Никто из прочих Апостолов не обошел с Евангельскою проповедью столько стран, сколько Павел, не перенес столько гонений и скорбей, сколько Павел. Один Павел, проповедуя Евангелие, собственными трудами снискивал себе пропитание.

Не я впрочем, но благодать Божия, которая со мною. Сказав: я потрудился более всех их, св. Павел, движимый чувством смирения, как бы поправляет или поясняет сказанное, как бы опасается, чтобы кто не подумал, что подъятые им великие труды себе приписывает, и потому спешит присовокупить: не я впрочем, но благодать Божия, которая со мною. Как бы так говорит: впрочем и эти труды я не приписываю себе, они принадлежат благодати; я не мог бы совершить их, если бы благодать Божия не содействовала мне: она руководила меня, помогала мне, укрепляла меня; она всегда со мною, и без нее ничего не мог бы я сделать из всего того, что сделала благодать, действующая во мне.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

Свою неподготовленность к апостольскому служению Ап. подтверждает указанием на то, что он был гонителем Церкви Христовой. Наименьший из Апостолов - это говорит о себе Ап. по чувству смирения. Мало того, в посл. к Еф он называет себя наименьшим из христиан (Еф III:8). - Что есмь, т. е. я стал христианином, Апостолом и, наконец, Апостолом целого языческого мира. - Более всех их - конечно, больше всех Апостолов, взятых вместе. Ср. Рим XV:19. - Потрудился. Это выражение обозначает не только самый процесс работы, а указывает и на ее результаты (ср. Ин IV:38). Ап. Павел уже тогда мог сказать о себе, что его проповедь имела большие результаты, чем проповедь всех Апостолов. - Благодать… со мною. Ап. однако не забывает, что во всех его делах ему помогала вседейственная благодать Божия.

См. также Толкование на 1Кор. 15:1

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

А после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то́, что́ есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали
 

Чтобы кто не подумал, что ап. Павел говорит о воскресшем Господе Спасителе с чужих только слов, он наконец говорит о явлении Христа ему, причем, выставляя свое отклонение от истинной церкви (чрез название себя извергом) и то, что он был гонителем первых последователей Христа, этим самым придает особенную силу своему свидетельству, как свидетельству лица, не только не близкого прежде ко Христу, но и враждебного Ему.
Умиляясь пред величием благодати Божией, проявленной на нем, он называет себя меньшим из всех Апостолов, но чтобы из-за сего кто не пренебрег его свидетельством, он обращает внимание читателей на присутствие и в нем благодати Божией, явно открывающейся во множестве успешных трудов его и в частности в тех плодах их, которые возрастали чрез веру самих Коринфян. И наконец убеждает их принимать предметы веры, не на лица зря, а по существу этих предметов и несомненной достоверности их.
Останавливаясь на словах Апостола, в которых он очень смиренно говорит о себе, преосвящ. Феофан говорит: «коснувшись себя и своего призвания, Апостол не мог удержаться, чтобы не остановиться на этом и по своему чувству смирения и благодарности и по цели, с какою приводил свидетельство воскресения. Гоних церковь, говорит, и потому Апостолом не стою именоваться. Сильное выражение смирения; но между тем, если прежде гнал церковь, а теперь стал проповедником веры, основанием которой служит воскресение Христово, то для всякого отсюда выходило наведение: верно этот гонитель имел поразительное удостоверение в воскресении, когда из гонителя сделался проповедником веры. Это наведение придавало свидетельству Павла о воскресении Христовом высшую цену пред всеми другими, оно и их возвышало и венчало собою».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 10. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

О благодати Божией.


Благодать Божия дается человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4-6, но этим не отрицается необходимость таинств, через которые преподается членам Церкви благодать Божия и самостоятельность человека: Еф.3:2-3; Ср. Евр.10:29. Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20, тогда только она начинает производить в нем свое благодатное действие: Ин.14:23; Евр.3:7-8. Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4; 65:2; 66:4.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Николай Рудинский, священник (†1937)

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

Став по благодати Божией Апостолом, он до того времени огласил учением веры Христовой всю Малую Азию, Македонию, Грецию и некоторые острова. После этого он мог сказать, что благодать Божия, избравшая его, не была тщетна в нем, что она не напрасно его избрала, что она через него успешно делает, что преднамеренна сделать. Потому хотя и указывает на то, что потрудился больше всех Апостолов, но видит в этом не плод своего усердия и сил, а тоже дело благодати. Потому что недостало бы его собственного духа – силы возгревать так напряженно это усердие, недостало бы воли, энергии к продолжению таких непомерных трудов. Если он есть такой носитель благодати Божией, то свидетельство его о воскресшем Христе есть свидетельство самого Бога.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Мы пришли ко Христу и обрели покой (Мф.11:28-30); добрые дела, милостыни, посты и пр. – излишние бремена.

 

Ответ:
Господь обещает успокоить «труждающихся (изнемогающих от суетного труда) и обремененных» (грехами и страстями), но наперед повелевает им взять «Его иго, Его бремя» (учение, повеления) на себя. Иго это благое, потому что возлагает всеблагой Бог для нашего же блага, а бремя Его легкое не потому, что Он требует малого (Мф.5:3-48,10:37-38 и др.), и не по отсутствию трудностей в несении его (Мф.11:12 и др.), как думают сектанты, но вследствие благодатных сил, подаваемых при несении его (1Кор.15:10).
Господом заповеданы добрые дела (Мф.5:16,19:17; Лк.17:10; Ин.13:34,14:21,23 и др.), милостыня (Мф.6:1-4), пост (Мф.6:16-18,9:15,17:21; Мф.4:2). Преподобный Исаак Сириянин так учит о необходимости исполнения заповедей и значении их для христианина: «Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать душу от страстей и грехопадений. Ты знаешь, что зло привзошло к нам от преступления заповедей. Итак, ясно, здравие возвращается снова их хранением. А без делания заповедей, пока прежде всего не пойдешь оным путем, ведущим к душевной чистоте, не должно нам и желать и ожидать очищения души... Если любишь чистоту сердца... прилепись к владычным заповедям, как сказал Владыка (Мф.19:17), из любви к Давшему их, а не из страха или воздаяния награды». Покой доброму и верному рабу Господнему предлежит в будущей жизни (Лк.17:7-8; Откр.7:16-17,21:4). «Совершенные, – говорит преподобный Макарий Египетский, – пока пребывают во плоти, не избавлены от забот по причине свободы и состоят под страхом, почему и попускаются на них искушения... Когда же душа войдет в оный град святых, тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений; потому что нет там заботы или скорби или труда или старости или сатаны или брани, а есть там покой, радость, мир и спасение».*
------------------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы. Беседа, 26. 1904 г., стр. 204.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Господь посылает нам благодать и без таинств (Деян.17:28)

Ответ:
Слова апостола: «мы Им живем, и движемся, и существуем», – показывают, что он говорит о промышлении Божием, о благодати промыслительной, сохраняющей жизнь тварей мира и управляющей ими (Мф.5:45,6:26-30,10:29-30; Деян.14:17; Пс.103:27-29 и др.), а не о благодати Христовой, спасающей человека (Тит.2:111Кор.15:10).

«Благодать спасительная», дарующая прощение человеку грехов, очищающая от них и освящающая его, подается только в Церкви Христовой через Святые Таинства (Деян.2:38,8:12,151Кор.6:11 и др.). Кто находится в живом союзе и единении с Церковью, тот и удостаивается от Господа Его благодати, через таинства, а отступник от Церкви лишен ее.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Мф.4:10).
 

Ответ:   Православные не воздают святым божеского поклонения, не обоготворяют их, а чествуют их (почитательным поклонением), как друзей Божиих, чтут их за, то, что они святостью приблизились к Нему (Евр.12:14), удостоились быть избранными сосудами благодати Божией (1Кор.15:10).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible