Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-12 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых

Итак, я ли, Апостолы ли, все мы так проповедуем о Христе… что воскрес из мертвых. Как же, поэтому, некоторые из вас говорят, что воскресения мертвых нет?

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали

Превознеся апостолов и уничижив себя, потом опять поставив себя выше их, чтобы доказать свое равенство с ними, – а он доказал равенство, сказав, что он и ниже и выше их, – и таким образом представив себя достоверным учителем, (Павел) и еще продолжает говорить (об апостолах) и опять поставляет себя наряду с ними, выражая единодушие о Христе. Впрочем делает это не так, как будто бы он присоединен к ним, но так, что он оказывается имеющим одинаковое с ними достоинство; этого и требовала польза проповеди. Он равно заботится как о том, чтобы не подумали, что он унижает (апостолов), так и о том, чтобы воздаваемой им честью не унизить себя перед подчиненными. Потому теперь он опять ставит себя наравне с ними: «итак я ли, – говорит, – они ли, мы так проповедуем»; у кого, говорит, хотите учиться, у того и учитесь; мы ничем не различаемся. Не сказал: если не хотите верить мне, то верьте им; но представляет и себя достойным веры и говорит, что как он сам по себе заслуживает этого, так и они сами по себе; различие лиц, при равных достоинствах, ничего не значило. Тоже он делает и в послании к Галатам, обращаясь (к апостолам) не потому, чтобы имел в них нужду, и утверждая, что он и сам по себе не имеет недостатка: «в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного», и однако я желаю быть в согласии с ними, «подали мне и Варнаве руку общения» (Гал.2:6, 9). Если бы достоверность Павла зависела от других и утверждалась на свидетельстве других, то отсюда произошел бы крайний вред для учеников. Следовательно, он превозносит себя не из тщеславия, но из опасения за проповедь. Потому и здесь ставит себя наравне (с апостолами): «я ли, они ли, мы так проповедуем». Хорошо сказал: «проповедуем», выражая великое дерзновение; мы, говорит, не тайно и не скрытно проповедуем, но вещаем громче трубы. Не сказал: проповедовали; но и теперь – «так проповедуем». «И вы так уверовали»; здесь не сказал: веруете, но: «уверовали». Так как (коринфяне) колебались, то он обращается к прежним временам и представляет свидетелями их самих.

Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Многими другими апостолами проповедано Евангелие, в нем проповедано Воскресение Бога и Спасителя нашего; это и вы усердно приняли.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали

Я ли более потрудился, они ли, но в проповеди, говорит, мы все согласны. И не сказал: если мне не верите, то им поверьте, ибо уничижил бы сам себя и оказался бы свидетелем истины, не стоящим веры: но говорит, что и он сам по себе достаточный свидетель, и они сами по себе достаточны. Словом проповедуем также подтверждает истину своих слов. Ибо мы говорим не скрытно, но явно, и не когда-нибудь, но и ныне. И вы так уверовали. Не сказал: ныне веруете, потому что они уже колебались. Но наряду с прочими и их веру называет свидетельницею истины. Вы, говорит, не поверили бы напрасно ложным и обманчивым речам, если бы не были убеждены в истине проповедуемого.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте

Сводит все сказанное. Припомните, говорит, каким словом благовестил я у вас Евангелие. Я говорил вам, что Христос Господь умер грех ради наших, потом погребен и воскрес в третий день, свидетели чему бесчисленны,– не одни Апостолы, но и множество верующих, которые доселе живы, наконец и я сам. И вот слово, которым мы оглашаем всех, которым оглашены и вы, и которому поверили. Это значило: если вы верующие, то несомненно стоите на твердом камне веры в воскресение Христа Господа. Апостолом очень достаточно сказано для того, чтобы возобновить в сознании коринфян истину воскресения Господня и оживить убеждение в ней. Экумений пишет: «аще аз, аще ли они, тако проповедуем. Мы согласны, говорит, в проповеди,– согласны все и проповедуем так не где-либо в углу, а открыто, всем всюду. Так и вы уверовали вместе со всеми. Эту самую веру их призывает теперь Апостол в свидетели истины (воскресения). Ибо говоря: веровасте, дает разуметь, что они не обманчивыми и лживыми словами были увлечены, а убеждены верными доказательствами в истине проповеди, и потому поверили».

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 8-11 а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Ст. 8-11 Последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне. Аз бо есть мний Апостолов: иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию. Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною. Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте.   Видите чудесную лествицу, по которой Павел премудро и вкупе полезно нисходит и восходит: и когда нисходит по оной, то смиряясь достигает до самого последнего состояния грешников: когда же восходит, то умеряет искусственно, и уменьшает смиренномудренно высоту своего восхождения: слышите слова глубочайшего его смирения: «последи же всех», говорит, «яко извергу явися и мне». Изверг есть несовершенный младенец, изверженный прежде времени своего рождения, и следственно есть существо низкое, бесполезное и ничтожное. И так Павел уподобляет себя извергу, говоря: после всех других Апостолов, Господь явился и мне, яко извергу, яко творению самому низкому и ничтожнейшему. Далее же приводит и причину на сие: понеже я, говорит, есмь последний из Апостолов, и «иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Божию». Гонитель Церкви и Апостол суть два слова, поистине одно другому противные, почему он здесь о гонениях, какие делал на Церковь прежде обращения своего, упоминает для того, дабы показав себя недостойным и самого имени Апостольского, тем смирить себя даже до последней степени смиренномудрия. Выслушайте и слова возвышения его, и заметьте, как он умеряет и сокрывает оное, дабы вам увериться, что он не говорит о самом себе ничего особенного и излишнего, и уразуметь, что и самое видимое его возвышение есть крайнее смирение. «Благодатию же Божиею», говорит, «есмь, еже есмь» : слышите, он все добродетели свои приписывает благодати Божией, а не самому себе. Не упоминает также и о том, что он такое есть, то есть не говорит: а благодатию Божиею есмь Апостол, учитель языков, проповедник Евангелия: но токмо говорит, «есмь, еже есмь». Не исчисляет поименно тех чудесных деяний, какие благодать Божия сотворила чрез него: но говорит токмо, что благодать данная ему не была бесплодна и недействительна: «и благодать Его, яже во мне, не тща бысть». Не дерзает описывать труды свои порознь, но возвеличивает оные вообще, говоря: «паче всех их потрудихся», то есть более Петра, более дванадесяти Апостолов, более пятисот братий, Иакова и всех учеников упомянутых им выше. А потом тотчас уменьшает силу возвышения своего, сказав во-первых, что не он потрудился, но благодать Божия, бывшая с ним: «не аз же», говорит, «но благодать Божия, яже со мною» : во-вторых, сказав как бы под сомнением и непрямо, что он более всех прочих потрудился: Ибо он как бы сомневаясь, сказал: «аще убо аз, аще ли они» : то есть, не знаю кто, я или они более потрудились. Но почему Павел возвысил себя до такой степени? Потому, что он имел нужду в похвалении себя: ибо свидетельствовал, что явился ему по воскресении своем из мертвых. А свидетельство тем более имеет силы, чем достовернее, чем известнее их добродетели, а хотя он и имел нужду возвышать и восхвалять самого себя, дабы свидетельство его имело всю силу и могущество: однако ж предложил то в виде удивительного смирения, как вы слышали. Таким образом представив свое свидетельство, заключает речь настоящим своим предметом, говоря: «аще убо аз, аще ли они паче потрудишася», но все тако проповедуем, то есть, все согласно учим о воскресении Иисуса Христа из мертвых. «И тако веровасте». Да и вы тому уверовали, что мы проповедали, то есть, что Иисус Христос воскрес из мертвых

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали

Это заключение предшествующих осьми стихов; девятый и десятый стихи составляют вводное объяснение на осьмой стих. Итак, я ли Павел, призванный к Апостольскому служению после других Апостолов, или они – другие Апостолы, Петр, Иаков и прочие, – все мы согласно проповедуем, что Иисус Христос, по человеческому естеству, как истинно умер, так истинно и воскрес. Это несомненно известно из писаний Пророков, и из многократных явлений Господа, по воскресении, Апостолам и многим ученикам Его, и из согласного учения Апостолов о том, что Христос истинно и действительно воскрес из мертвых. И вы, Коринфяне, так уверовали, или такую веру приняли, и она непоколебима, утверждаясь на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу.

Так Апостол утверждал истину воскресения Христова для того, чтобы обличить и вразумить отвергающих воскресение мертвых, и утвердить в вере ожидающих воскресения мертвых. Если о Христе проповедуется, что он воскрес из мертвых: то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? (1Кор. 15:12) Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (ст. 20-23).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали

Вы так уверовали, - т. е. Церковь согласно признала, что как Евангелие 12-ти Апостолов, так и Евангелие Ап. Павла покоится на одном и том же основании - именно на событиях смерти и воскресения Христа, чрез которые мы, согласно писанию, получили освобождение от грехов.

Толковая Библия

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

А после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то́, что́ есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали
 

Чтобы кто не подумал, что ап. Павел говорит о воскресшем Господе Спасителе с чужих только слов, он наконец говорит о явлении Христа ему, причем, выставляя свое отклонение от истинной церкви (чрез название себя извергом) и то, что он был гонителем первых последователей Христа, этим самым придает особенную силу своему свидетельству, как свидетельству лица, не только не близкого прежде ко Христу, но и враждебного Ему.
Умиляясь пред величием благодати Божией, проявленной на нем, он называет себя меньшим из всех Апостолов, но чтобы из-за сего кто не пренебрег его свидетельством, он обращает внимание читателей на присутствие и в нем благодати Божией, явно открывающейся во множестве успешных трудов его и в частности в тех плодах их, которые возрастали чрез веру самих Коринфян. И наконец убеждает их принимать предметы веры, не на лица зря, а по существу этих предметов и несомненной достоверности их.
Останавливаясь на словах Апостола, в которых он очень смиренно говорит о себе, преосвящ. Феофан говорит: «коснувшись себя и своего призвания, Апостол не мог удержаться, чтобы не остановиться на этом и по своему чувству смирения и благодарности и по цели, с какою приводил свидетельство воскресения. Гоних церковь, говорит, и потому Апостолом не стою именоваться. Сильное выражение смирения; но между тем, если прежде гнал церковь, а теперь стал проповедником веры, основанием которой служит воскресение Христово, то для всякого отсюда выходило наведение: верно этот гонитель имел поразительное удостоверение в воскресении, когда из гонителя сделался проповедником веры. Это наведение придавало свидетельству Павла о воскресении Христовом высшую цену пред всеми другими, оно и их возвышало и венчало собою».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Николай Рудинский, священник (†1937)

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали

Таким образом, истина воскресения Христа по телу несомненна. Она проповедуется всеми Апостолами, и сами коринфяне уверовали в нее. Следовательно, можно признать и воскресение наших тел.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka