Скрыть
И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Если же в сей только жизни, подверженной преследованиями, на Христа надеемся, то ведь жизнь наша несчастнее всех людей, какие когда-либо были в мире. И если здесь мы мучаемся постами и преследованиями, а там не получим воздаяния, - если это так будет, - то станем есть и пить (ниже ст.33), воспользовавшись, по крайней мере, настоящим, - если именно, по вашим словам, кроме того, что есть здесь, мы не имеем получить ничего другого.

На 1-е послание к Коринфянам

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Павел говорит так не потому, что надеяться на Христа - несчастье, а потому, что Христос уготовил надеющимся на Него другую жизнь. Ибо эта жизнь подвержена греху, а другая уготована как награда.

О кончине брата Сатира

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Что говоришь ты, Павел? Как «если мы в этой только жизни надеемся», если тело не воскреснет, когда душа остается и пребывает бессмертной? Так, хотя бы душа осталась и тысячу раз была бессмертна, – какова она и есть, – но без тела она не получит неизреченных благ, равно как и мучений. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Потому он и говорит: «и если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Если не воскреснет тело, то и душа останется неувенчанной, – вне блаженства небесного; если так, то мы тогда совершенно ничего не получим; если же тогда ничего не получим, то награды наши – в настоящей жизни.

Потому, говорит, может ли что быть несчастнее нас? Говорит это, как для того, чтобы утвердить (коринфян) в истине воскресения тел, так и для того, чтобы уверить их в бессмертной жизни, чтобы они не думали, будто все наши надежды ограничиваются настоящей жизнью. Достаточно доказав то, что хотел, вышесказанными словами: «если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес» (1Кор.15:16–17), то мы погибли и еще остаемся «во грехах», – он присовокупляет еще и это, с целью низложить их гордость. Когда он хочет предложить какой-либо необходимый догмат, то сначала страхом потрясает грубые сердца их.

Так он поступает и здесь. Посеяв выше такие же мысли и приведя их в сокрушение, как лишающихся всего, он теперь, чтобы они более почувствовали скорбь, иным образом делает то же самое и говорит: «мы несчастнее всех человеков», если, после таких браней, смертных опасностей и тысячи бедствий, лишимся таких благ и все наши (надежды) ограничатся только настоящим, потому что все зависит от воскресения. Таким образом и отсюда очевидно, что он говорит не о грехах, но о воскресении тел, о жизни настоящей и будущей.

Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Не только в этой жизни нужно надеяться на Христа - в ней плохие люди могут сделать больше хороших, в ней злые более счастливы, в ней совершающие преступления более успешны.

Собрание речей

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Если, говорит, все наше ограничивается здешней жизнью и мы, уповающие на Христа, то есть имеющие надежду на Христа, существуем только в ней, а там нет иной жизни, то мы несчастнее всех, так как ни здешними благами не наслаждались, как и выше сказано, ни будущих не получим, потому что и не воскреснем, как некоторые говорят. Быть может, скажет иной: одна душа будет наслаждаться. Почему же так? Трудилась не одна только она, но и тело. Где же справедливость, если тело, перенесшее большую часть трудностей, обратится в ничто, и не получит никакого блага, а увенчана будет одна только душа?

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы

Тут две мысли возможны. Или такая: если все наши надежды, какие питаем мы, прилепляясь верою ко Христу, ограничим только сею жизнию, только в сей жизни будем чаять получить от Него что-либо, то, сами видите, мы несчастнее всех людей; и образоваться невозможно такой надежде, ибо нас всех теснят, гонят, лишают всего, и мы сами себя подвергаем всякого рода лишениям в видах нравственного преспеяния. Как кто может прийти к мысли чаять чего-либо от Христа в сей жизни? И если бы кто стал ее питать, неразумнее и жалче такого человека и вообразить нельзя.– Или такая: если, живя здесь, в сей жизни, всю надежду нашу мы имеем во Христе,– εν Χριστω,– в том, что после сей скорбной жизни от Него получим утешение в будущей, а между тем и мы, как умершие уже, умрем во грехах и погибнем, по сказанному пред сим,– то есть если Христос не воста,– то мы самые несчастные из людей. Здесь всего лишаемся, и там ничего не получим, и это тем горше, что чаем там получить то, чего и вообразить невозможно. Не так горько не получить нечаемого, сколько горько не получить, что чаешь несомненно получить. Блаженный Феодорит пишет: «Мы проходим жизнь среди опасностей всякого рода: томимые голодом, терпя непрестанно обиды, переходя из темницы в темницу по вселенной, не имея приюта, скитаясь, борясь с непрестанными треволнениями. Нас поддерживает добрая надежда (на упокоение в будущем), и в воскресении Спасителя нашего имеем мы залог нашего воскресения (и будущего прославления)». А если Христос не воскрес,– дополним сию речь,– то и прославления в будущем не будет. И останемся мы ни при чем.– Что может быть горше такой участи?!

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Очевидно, что и в этой, и в будущей жизни мы надеемся на Христа, ибо Христос не покидает рабов Своих, но дает им Свою милость, и в грядущем - им быть в вечной славе.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-19 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

С отрицанием воскресения Христова падает и вера в искупление. Если Христос не воскрес, то Он - не Искупитель. - Вера ваша тщетна - точнее: бесполезна, ни к чему не ведет. - Вы еще в грехах ваших… Если бы Христос только умер и не воскрес, то и Сам Он остался бы под проклятием греха и человечество бы от Него не получило оправдания от грехов: и умершие в общении со Христом - должны сказать себе неверующие в воскресение Христа - не восстанут к лучшей жизни, и живые Его последователи, принявшие на себя в этой жизни тяжкий крест страданий, в виду [Некоторые видят здесь нечто унизительное для христианского общества, которое, по-видимому, руководится в своем стремлении к добродетели ожиданием награды, а не красотою добродетели самой по себе. Но критики христианства забывают, что здесь речь идет не об исполнении нравственного закона вообще, а о принятии на себя подвигов особенных, не обязательных для каждого человека. Кроме того, и награда, какая составляет предмет ожиданий христиан, состоит в удовлетворении высших, благороднейших стремлений души…] будущего прославления со Христом, оказываются самыми несчастными людьми!

См. также Толкование на 1Кор. 15:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых: то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. При том мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают. Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес: а если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших? поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Утвердив истину воскресения Христова, как несомненную, Апостол Павел смело приступает ко всякого рода выводам из нее, показывая с полною ясностию, что эта истина ведет к непререкаемому признанию другой истины, а именно: всеобщего воскресения. Всякие же противоположные сему выводы должны подрывать эту важнейшую из христианских истин, а вместе с тем ниспровергать и все христианство. Следовательно, кто христианин, тот непременно должен быть чужд всяких сомнений относительно будущего воскресения мертвых. Посему, если некоторые, как, напр., Именей и Филит (2Тим. 2:16-18), а равно и неверующие Еллины (Деян. 17:12) говорят, что воскресения мертвых нет, то они не веруют в воскресшего Христа; но кто верует в Его воскресение, тот не может не веровать и в воскресение всех; поэтому естественно спросить таковых: как же мог воскреснуть Иисус Христос, когда другие не могут воскреснуть никогда? И с другой стороны: для чего было воскресать Иисусу Христу, если Он не имел, по подобию Своему, возвести от смерти к жизни вечной и всех верующих в Него? В таком случае приходится отказаться от веры в воскресение Христово! Но это значит отказаться от всего христианства: это значит признать тщетною всю Евангельскую проповедь, все пережитое и перечувствованное, всю благодатную жизнь, явившуюся в Коринфянах в столь великом разнообразии духовных даров. Мало сего: отвергать воскресение Христово и всеобщее воскресение значит представлять Апостолов лжесвидетелями, возводить хулу на Самого Бога, воскресившего Христа и пославшего Апостолов благовествовать о сем, и наконец представлять, что и дело искупления от грехов не совершилось, так как главная победа над отцом зла – диаволом была явлена чрез сошествие Христа во ад и воскресение; а если победы сей не было, то и умершие христиане служат беззащитными жертвами ада. Остаются, может быть, какие-либо земные надежды христианские? Но Апостол раньше показал, что у христиан нет славных земных надежд, а только труды и подвиги, так что с этой стороны они самые несчастнейшие из всех людей  (ср. 1Кор.4:9-13). Таким образом неверие в воскресение Христово и всеобщее воскресение приводит к самым разрушительным, опасным и безотрадным выводам. К совершенно иному ведет вера в воскресение, как показывает Апостол далее.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Господь Иисус Христос свет миру всегда.

Ин.9:5. Господь и был и есть и будет всегда светом миру: Ин.1:4-5,9. Словом «доколе» Господь говорил в предведении Своей скорой смерти, после которой прекратилось видимое действие Его на земле, но не прекратилось и не прекратится никогда невидимое, таинственное, – действительное Его действие в мире: 1Кор.15:15-20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков

Без воскресения Христа умершие погибнут в вечных муках, а живые, верующие во Христа и надеющиеся на Него, самые несчастные из людей. Христиан теснят, гонят, лишают всего и даже жизни, да и сами они добровольно себя подвергают всевозможным лишениям ради нравственного усовершенствования. Очень много скорбей, а награды или утешения никакого, ни здесь, на земле, ни там, за гробом.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible