Скрыть
и что явился Кифе, потом двенадцати;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

1-10 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо'льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною

Опять сказал о восстании воскресшего Господа нашего, Который явился Петру (Лк. 24:34.36) и Двенадцати (Ин. 20:19 сл. Мф. 28:17; Мк. 16:14); явился и свыше пятисот братиям зараз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того как явился Иакову и Апостолам всем, то есть семидесяти двум, - после всех явился и мне, как худшему между Апостолами (Деян. 9:4 сл.).

На 1-е послание к Коринфянам

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

и что явился Кифе, потом двенадцати

Явился Кифе; потом двенадцати. Если не веришь одному свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время. Если не верят двенадцати, то пусть примут свидетельство пятисот. Потом явился Иакову, Своему брату, первому епископу этой паствы. Итак, если этот епископ видел воскресшего Иисуса Христа в Его первом образе, то ты, его ученик, не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков был братом и засвидетельствовал из приязни? Затем же явился и мне, Павлу, Его врагу. А какое свидетельство, возвещаемое врагом, бывает сомнительно? Прежний гонитель, ныне я благовествую воскресение.

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и что явился Кифе, потом двенадцати

«и что явился Кифе» (1Кор.15:5): прежде всех указывает, на свидетеля самого достоверного. «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор.15:6–8). Приведя доказательства из Писаний, (апостол) присовокупляет доказательство от событий, после пророков приводит в свидетели воскресения апостолов и других верных людей. А если бы под воскресением он разумел освобождение от греха, то излишне было бы говорить: «явился» такому-то и такому-то; говорить так свойственно доказывающему телесное воскресение, а не беседующему об освобождении от греха.

Потому он не однажды сказал: «явился», хотя достаточно было употребить это выражение и однажды о всех вообще, но повторяет его два и три раза и почти о каждом из видевших: «явился, – говорит, – Кифе,… явился более нежели пятистам братий в одно время,… явился и мне». Как же в Евангелии напротив говорится, что (Христос) прежде всех явился Марии? Но из мужей – прежде всех (Петру), который особенно желал видеть Его. О каких одиннадцати апостолах говорит здесь (Павел), когда Матфий избран уже после вознесения Христова, а не тотчас после воскресения? Но, вероятно, Он являлся и после вознесения; следовательно этот самый апостол после вознесения и избран и видел Его. Павел не указывает времени, а просто и неопределенно исчисляет явления, которых, вероятно, было много; потому и Иоанн говорит: «уже в третий раз явился» (Ин.21:14).

Гомилия 38 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И что явился Кифе

В первых поставляет свидетеля, достовернейшего из всех. Хотя Евангелие говорит, что Господь явился прежде Марии (Мк. 16:9), но из мужей первому явился Петру, как лучшему из учеников. Ибо тому, кто первый исповедал Его Христом, следовало первому видеть и Воскресение; является ему прежде прочих и по причине отречения его, дабы показать ему, что он не отвергнут.

Потом двенадцати (τοις δώδεκα)

Матфий сопричислен вместо Иуды после вознесения Господня. Как же Павел говорит: потом двенадцати? Отвечаем: вероятно, Он явился Матфию после Вознесения, как явился и Павлу, призванному после Вознесения. Посему он и не указал времени, но выразился неопределенно. Некоторые же говорят, что здесь ошибка писца; или: Господь, вперед зная и презирая, что Матфий будет сопричислен к одиннадцати, явился и ему, чтобы он и в сем отношении не был ниже прочих апостолов. Нечто подобное выражает и Иоанн, когда говорит: Фома, один из двенадцати (Ин. 20:24). Ибо всякий скорее скажет, что Он сопричислил к прочим апостолам Матфия по предвидению, чем Иуду после его предательства и самоубийства.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И яко явися Кифе, таже единонадесятим

О явлении Господа святому Петру в Евангелии (Лк. 24, 34) упоминается; и нет сомнения, что оно было. Святой Павел мог слышать о том от самого Петра. Святой Златоуст говорит: «В Евангелии говорится, что Христос прежде всех явился Марии; но из мужей – прежде всех Петру, который особенно желал видеть Его. Кто первый сподобился видеть Господа, тому нужна была великая вера, чтобы не смутиться от необычного видения. Посему Христос явился прежде всех Петру. Кто первый исповедал его Христом, тот справедливо первый удостоился видеть и воскресение Его. И не поэтому только Христос явился прежде всех одному Петру, но и потому, что Петр отрекся Его; дабы совершенно утешить его и показать, что он не отвергнут, Христос удостоил его Своего явления прежде других».

«Кифа достаточное для свидетельства лицо, но оно одно. Посему Апостол прибавил: таже единонадесятим» (Феодорит). У святого Златоуста и всех других наших толковников стоит не одиннадцать, а двенадцать,– δωδεκα. Так обычно Писанию именовать все собрание Апостолов, по первоначальному числу их, хотя из числа их и пал Иуда; почему и Фома назван у Евангелиста Иоанна одним из обоюнадесяте (20, 24). Собранию Апостолов явился Господь вечером в самый день Воскресения и в осьмый день спустя после того, а может быть и еще когда, хотя не записано. Когда же явился Апостолу Петру? – Если принять, что святой Павел в перечислении явлений соблюдает порядок времени, то надо полагать, в самый день воскресения.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Экумений (†VIв.)

и что явился Кифе, потом двенадцати

Нечто подобное сообщает и Иоанн. Он нигде не говорит, что [Иисус] явился одиннадцати, но, говоря о Фоме, сказал: Фома же, один из двенадцати (Ин. 20:24). Ибо мы скорее сказали бы, что он по предведению сопричислил Матфия к остальным апостолам, нежели Иуду после предательства и повешения.

Фрагменты

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

и что явился Кифе, потом двенадцати

Апостол говорит не о всех явлениях Иисуса Христа по воскресении Его из мертвых: так, он не упоминает о явлениях Господа женам мироносицам, также о явлении двум ученикам, шедшим в Еммаус; но говорит о некоторых таких явлениях, которые не упоминаются у Евангелистов, как увидим ниже.

Явился Кифе, т.е. апостолу Петру. Об этом явлении упоминается у евангелиста Луки (24, 34), хотя и не раскрывается, как оно совершилось. Из повествования Луки можно только видеть, что это явление Господа апостолу Петру было в первый день по воскресении Его из мертвых.

Потом двенадцати. В славянском поставлено единонадесяти, или одиннадцати. Подобные чтения встречаются в некоторых греческих экземплярах; но большая часть греческих экземпляров имеет вместо единонадесяти дванадесяти, или двенадцати. Чтение вместо двенадцати одиннадцати принято некоторыми, конечно, по тому соображению, что, по отпадении Иуды, в лике избранных Апостолов оставалось только одиннадцать. Но число двенадцать употреблено Павлом, потому, что из такого числа, по воле Господа, состояло общество избранных Апостолов. В том же значении число двенадцать читаем у евангелиста Иоанна (20, 24). Явления Господа двенадцати были два раза в Иерусалиме: сперва, в первый день по воскресении Господа, когда апостол Фома был в отсутствии, а потому из числа двенадцати были свидетелями этого явления только десять Апостолов (Ин. 20:19); потом, чрез восемь дней, в другой раз явился Апостолам, когда был в собрании и апостол Фома, и, следовательно, в это время в апостольском собрании было одиннадцать избранных Апостолов из числа двенадцати (Ин. 20:26).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-5 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати

Ап. ранее (XI:2) хвалил коринфян за твердое хранение церковных установлений, им введенных, но теперь он, начиная речь о догматических преданиях, воздерживается от похвалы. Ясно, что в последнем отношении коринфяне похвалы не заслуживали. Напротив, он считает нужным снова предложить их вниманию все учение о воскресении, преподанное им раньше устно. При этом он прежде всего напоминает им целый ряд неопровержимых свидетельств, на которых основывается вера в воскресение Иисуса Христа, которое составляет ручательство в нашем будущем воскресении. - Ибо. Почему Ап. считает нужным раскрыть пред коринфянами значение воскресения Христова и всеобщего воскресения мертвых (ст. 1)? Потому, что это, при его выступлении в Коринфе, было важнейшим пунктом его проповеди, составляло, так сказать, фундамент его учения. - Принял. Ап. узнал о фактах (напр. о явлении Христа Петру и Иакову) от Апостолов, но что касается значения самого события смерти и воскресения, то оно выяснилось для него путем внутреннего просвещения, какое он получил от Самого Господа (Гал I:12). Так для него было выяснено, что Христос умер для искупления людей от грехов и что эта смерть Христа была вполне согласна с писаниями Ветхого Завета. - Погребен был. Этот факт погребения свидетельствует о том, что смерть для Христа действительно наступила, что Он умер на самом деле, а не казался только умершим. - По писанию. О воскресении Христа в третий день можно находить предуказание в судьбе пр. Ионы, а равно у пр. Осии (VI:2). - Явился Кифе, потом двенадцати. Об обоих этих явлениях, имевших место в первый день воскресения, упоминает ев. Лука (Лк XXIV:34, 36), и о втором только - ев. Иоанн (Ин XX:19 и сл.). Ап. очевидно говорит здесь о телесном явлении Воскресшего Христа. В самом деле, какую цель имел Апостол, перечисляя апостольские свидетельства? Он, конечно, хотел этим доказать истину нашего будущего телесного воскресения, а эта истина могла быть основана только на телесном явлении Воскресшего Господа. Заметить нужно, что западные кодексы читают не: двенадцати, а одиннадцати (как и наш слав. перевод). Какое чтение более правильное? Со стороны точного смысла, конечно, последнее, потому что, когда Христос воскрес, Иуды среди Апостолов уже не было, и их оставалось только одиннадцать. Но и первое чтение имеет право на признание, потому что двенадцать оставались двенадцатью даже и тогда, когда в этом кружке первых учеников Христовых недоставало одного или двоих (напр. Иуды и Фомы - при явлении Воскресшего Христа). Выражение 12 Апостолов было техническим термином для обозначения достоинства тех призванных Самим Христом первых учеников Его, подобно тому как в истории известен термин: Совет десяти и т. под. Кроме того, это чтение: 12-ти (Апостолам) подтверждается и древнейшими рукописями.

См. также Толкование на 1Кор. 15:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо я первоначально преподал вам, что́ и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати: потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили: потом явился Иакову, также всем Апостолам

О смерти Господней Апостол замечает, что она была за грехи наши и совершилась по Писанию, т. е. по предвечному совету Божию, открытому в пророчествах и прообразах ветхозаветных. Той язвен бысть за грехи наши и мучен за беззакония наша, предсказывал пр. Исаия (Ис.53:5). По Писанию совершилось также и погребение Христово (ср. Мф. 12:40; Ис. 53:8), а равно и воскресение Его (Пс. 15:10). Но так как сомневающиеся в воскресении были вероятно по преимуществу из Еллинов (ср. Деян. 17:322Тим. 2:17), то Апостол на ветхозаветных доказательствах не останавливается долго, но обращается к более близким свидетельствам о воскресении Христовом: он указывает пять явлений Христа воскресшего и шестое явление ему самому. Из сих явлений особенно достойно внимания явление Петру, о коем не упоминается в Евангелии, но которое существенно было необходимо для него прежде других. Св. Иоанн Златоуст замечает, что «кто первый исповедал Его Христом, тот справедливо первый удостоился видеть и воскресение Его. И не поэтому только Христос явился прежде всех одному Петру, но и потому, что Петр отрекся Его; дабы совершенно утешить Его». Ап. Павел мог слышать о явлении Господа воскресшего Петру от него самого. Замечательно также свидетельство о явлении Господа более чем 500, свидетельство коих могло быть важно в особенности потому, что большая часть из них были живы в то время, когда писал Апостол, сам, быть может, видевший их. Далее Апостол говорит о явлении одиннадцати, или по принятому счету двенадцати Апостолам (ср. Ин. 20:21), ап. Иакову (которого, по слову Иоанна Златоуста, Он Сам поставил Епископом Иерусалимским), всем прочим Апостолам (бывшим тогда в числе 70).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

и что явился Кифе, потом двенадцати

Так, видели Его воскресшим телесно святой Апостол Петр (см. Лк 24:34), потом одиннадцать учеников и в самый день воскресения, и в восьмой день (см. Мф. 28:17; Мк. 16:14), а может быть и еще когда, хотя не записано. Но этого мало.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible