Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 15:53
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
Святые отцы
- Дионисий Ареопагит, сщмч. (†96)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Дионисий Ареопагит, сщмч. (†96)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
Бесстрастным и нематериальным умом причащаясь Его умственного светодаяния и превосходящего ум соединения, [мы окажемся] в неведомых и блаженных покровах пресветлых лучей.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
Ибо должно смертному сему телу облечься в жизнь безсмертия, и сему телу тленному облечься в славу нетления.
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
Ибо это тело восстанет не в том состоянии немощи. Оно восстанет тем же самым, но будучи облечено в нетление, изменится подобно тому, как железо от огня становится огненным, или, лучше, - как знает это воскрешающий Господь. Восстанет то же самое тело, но не в том состоянии - оно будет вечным. Уже не будет иметь нужды в нашей пище, чтобы жить, ни в лестницах для восхождения. Оно будет духовное, дивное, такое, о котором мы не можем рассказать по достоинству.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
Цветок воскресения - бессмертие, цветок воскресения - нетление. Что богаче вечного покоя, что щедрее непреходящей безмятежности? Вот он, превосходный плод, урожай которого обогащает человеческую природу после смерти.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
А после воскресения тел Господь обещает даровать нам наслаждение Царствия, общение со святыми, бесконечный покой и те неизреченные блага, которые не видел глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку (1Кор. 2:9).
Гомилия 36 на Книгу Бытия.
См. также Толкование на 1Кор. 15:52
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
Подобно тому, как еще до принятия страданий Господь, преображенный и прославленный на горе, имел то же тело, что и до того, хотя уже в иной славе, так и после воскресения Его тело имело ту же природу, что и до страданий, хотя уже и в большей славе и в более величественном обличии.
Трактат на Псалмы
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
Дабы кто-нибудь, услышав, что плоть и кровь не наследуют Царствия Божия и что мертвые воскреснут нетленными, не подумал, что тела не воскреснут, так как ныне они состоят из плоти и крови, прибавляет, что тела воскреснут, не такие, которые суть плоть и кровь, а преображенные в нетление. Заметь сии слова против тех, которые говорят, что воскреснут тела не те же самые, но иные; ибо тленному, говорит, сему и смертному сему; не иному, а указательно говорит: сему. Посему тело останется то же самое (ибо оно есть то, что облекается), но смертность и тленность уничтожается, так как оно облечется в нетление и бессмертие. Между смертью и тлением есть разность: слово «смерть» употребляется только о существах одушевленных, а «тление» и о неодушевленных. У нас же есть нечто подобное неодушевленному, например, волосы, ногти, но и эти предметы облекутся в нетление.
Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие
Подобает – неотложный закон. Как бы на тело свое указывая, говорит: это мертвенное, это тленное должно стать нетленным и бессмертным. «Тленное есть тело, и мертвенное есть тело. Тело остается телом, потому что оно есть то, что облекается; исчезают же смертность и тленность, когда оно облечется в бессмертие и нетление. Посему не сомневайся, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно» (святой Златоуст).
Вместе же тут и та мысль подтверждается, что восстанут именно эти тела, а не другие. «Апостол ясно дал знать, что воскреснет не другое что, но то самое, что истлевает, ибо как бы некиим перстом указал на то словом: сему, говоря: тленному сему, и мертвенному сему» (Феодорит).
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
Боже мой! Какое чудное превращение уготовляешь Ты нашим телам. Мое тело из тленного и преходящего обратится в нетленное и вечное, из смертного и удоборазрушимого – в бессмертное и никогда, во веки веков ничем не разрушимое. Итак, мне, земле и пеплу, предстоит вечное бытие? – Так, вечное; но оно может быть двоякое: блаженное или мучительное. Господи! Имиже веси судьбами спаси мя, недостойного раба Твоего!
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
Тленному сему надлежит облечься в нетление, если ненасытность вожделений, возросшая до распутства, укрощается тем воздержанием, которое не подвержено тлению, и таким образом подготавливает человека к вечному целомудрию.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 53-54 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою
Облечься. Это выражение указывает на то, что между настоящим и будущим, измененным, телом будет существовать связь. Тело наше не уничтожится, а только приметь новую форму существования, как бы оденется в новую одежду. - Сбудется слово… Пр. Исаия (XXV:8) говорит о том, что члены теократического общества, живые и умершие, будут в конце истории домостроительства Божия о спасении человека одарены бессмертием. Ап. это пророчество, как и многие другие, относящиеся, по-видимому, только к народу избранному, относит к будущему изменению тел всех людей. - Победою, т. е. полным раскрытием внутренних сил человеческого существа, когда становится уже невозможным никакое их ослабление. «Смерть будет поглощена вечной жизнью» (Godet).
См. также Толкование на 1Кор. 15:35
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие
Предсказывая будущее наше преображение, Апостол говорит, что оно коснется всех – живых и мертвых, совершится быстро, мгновенно, как только раздастся голос божественного вестника. Образ этого изменения есть великая тайна, но мы видим многие подобия ее в произрастании напр. растений, в видоизменениях насекомых (гусениц), в весеннем обновлении природы; пророку же Иезекиилю было показано особенное поразительное видение воскресения тел (Иез.37:1-12), и многие святые удостаивались представлять подобие будущего воскресения мертвых посредством созерцаний. Но мы грешные должны не о том заботиться, чтобы представить ясно сей образ будущего видоизменения, но молиться, чтобы Господь удостоил нас облещись в образ славы Его, а не совлещить его и видоизменившись сделаться жертвою вечных, нескончаемых мук. А для сего мы должны распинать тело свое с его страстями и похотями и тем уготовлять его к будущему бесстрастному, вообще духовному бытию, которому так противоречат многие попечения наши о теле и об удовольствиях его, тщетно нами искомых.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
Ибо таков неизбежный закон, чтобы это мертвенное – смертное, подверженное тлению, тело наше стало бессмертным и нетленным, тело останется тем же телом, но исчезнут его смертность и тленность, и оно получит нетление и бессмертие. «Посему, говорит святой Златоуст, не сомневайся, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно».