Скрыть
Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом

Вопрос. Как иной «всегда преуспевайте в деле Господнем»?

Ответ. Если он или преумножает данное ему дарование, содействуя пользе и преспеянию им облагодетельствованных, или оказывает в деле Господнем большее тщание в сравнении с предметами обыкновенного человеческого попечения.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 57-58 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом

«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор.15:57). Трофей воздвигнул сам (Христос), а венцов удостоил и нас, не по обязанности, а по одному человеколюбию. «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы» (1Кор.15:58). Справедливо и благовременно это увещание: ничто столько не колеблет, как мысль, что трудишься тщетно и напрасно. «Всегда преуспевайте в деле Господнем», т. е. в чистой жизни. Не сказал: делая добро, но: «преуспевайте», т. е. чтобы добро было совершаемо обильно и выше предписанных пределов. «Зная, что труд ваш не тщетен пред Господом». Что говоришь ты? Опять труд? Но этот труд удостаивается венцов и (совершается) для небес. Первый, после рая – наказание за грехи; а этот – основание будущих наград. Потому его можно бы и не называть трудом – как поэтому, так и потому, что он удостаивается великой помощи свыше. Потому (апостол) и присовокупляет: «пред Господом». Первый для того, чтобы нам понести наказание, а последний для того, чтобы получить будущие блага.

Гомилия 42 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем

Поскольку, говорит, вы узнали, что будет воскресение и воздаяние добрым и злым, то будьте тверды; ибо они колебались в учении о воскресении. Поскольку же они и не радели о жизни доброй, из-за того, что будто не будет воскресения; то говорит: всегда преуспевайте в деле Господнем; не только делайте оное, но и творите его во изобилие. Дело же Господне, то, которое любит Господь и которого Он требует от нас, есть добродетель.

Зная, что труд ваш не тщетен пред Господом

То есть надейтесь, что будет воскресение, И вы ничего не потеряете из ваших трудов. Ибо прежде вы не радели о добродетели потому, что верили воскресению и потому не хотели трудиться напрасно, но теперь вы знаете что никакой ваш труд не останется напрасным. Пред Господом (εν Κυρίω) значит или труд ваш, который «в Господе», то есть на который вы имели помощь свыше, так как он обращен на дела богоугодные; или «у Господа» не останется труд ваш напрасным, но вы получите от Него воздаяние.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Темже, братие моя возлюбленная, тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем

Темже, ωστε, так что, – поставляет сии уроки в прямой зависимости от непосредственно предшествующего. Там – торжество над смертию, и вместе – мимоходное внушение побеждать наперед грех, к чему и силы даны в Господе. С этим последним внушением прямо и состоит в связи, что говорит теперь Апостол.

Тверди бывайте, непоступни. Как Апостол не указывает предмета, то ограничивать твердость и непоступность только в отношении к вере в воскресение не будет справедливо. Скорее положить должно, что, как впереди благодарение возносилось к Богу за дарование победы и над грехом, а к этому ведет все домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе,– то здесь твердость и непоступность разумеется всесторонняя: и в вере, и в жизни по вере, и в принятии таинств, и в участии во всех освятительных чинах Церкви,– твердость и непоступность во всем этом не такая, что поревновал и бросил,– опять начал, но поревновал и опять бросил,– перемежающаяся, а постоянная, неизменная, ровная.

Избыточествующе в деле Господни всегда. Какое это дело Господне? – Дело спасения. А оно в чем? – Отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных… и облещися в новаго… созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Еф. 4, 22, 24). Это и есть то, что разумеет святой Златоуст под делом Господним. Он говорит, что избыточествование есть избыточествование «в чистой жизни». Та же мысль и у Феодорита: «Трудолюбно собирайте богатство благочестия». Дела Господня делание будет делание всякого добра. Надо делать добро не кое-как, не как случилось, а избыточествовать в делании его, «чтобы добро было совершенно обильно и выше предписанных пределов» (святой Златоуст).

Ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем. «Справедливо это увещание, ибо ничто столько не колеблет (твердости и непоступности), как мысль, что трудишься тщетно и напрасно» (святой Златоуст). Итак, говорит, не колеблите! Твердо стойте в вере, в доброделании и терпении на пути сем. Плод трудов ваших верен. «Судия правдив и подвижникам соплетает венцы (2Тим. 4, 8), делателям уготовал уже мзду (Мф. 20, 8)» (Феодорит). Откуда ведяще? – Из того, что сказал о воскресении и будущей жизни. Пред Господем – дает мысль, что, следовательно, весь труд свой так и надобно направлять, чтобы он был пред Господем,– Ему был посвящаем и совершаем так, как бы все, что ни делалось, делалось на глазах у Господа. Такой труд всегда свободен бывает от всякой примеси нечистых побуждений и всегда бывает приятен Господу. Он и не допустит, чтобы труд для Него и пред Ним был тощ и здесь, и тем паче там.

«Не будем же, возлюбленные, предаваться сну: невозможно, совершенно невозможно беспечным сподобиться царствия небесного, равно и преданным роскоши и невоздержанию. Скорее, изнуряя и измождая свое тело и перенося бесчисленные труды, мы можем получить небесные блага. Разве не видите, какое расстояние между небом и землею, какая предстоит нам брань, как склонен человек ко злу, как окружает нас грех и какие расставляет сети? Разве не знаете, что обещанное вам выше человеческого? Разве не знаете, какому предстанем мы судищу? Разве не помните, что нам должно будет дать отчет в словах и помышлениях? – Ведайте, что если мы будем беспечны, то нас не защитит никто, ни праведник, ни пророк, ни апостол; если же будем ревностны, то, имея достаточную защиту в собственных делах, с дерзновением удостоимся благ, уготованных любящим Бога» (святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом

Изложив все, что есть необходимого для устроения учения Церкви, и указав, чему следовать и чего избегать, апостол Павел призывает быть твердыми в хорошем и на дела, приносящие плод пред Господом, всегда быть скорыми и щедрыми. И да не будут отвращены от изложенного неправедными речами внявшие изложенному и справедливо уповающие на вознаграждение от Господа.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом

Здесь содержится нравоучительный вывод из сказанного о победе христиан над грехом и смертью. - В деле Господнем, т. е. в распространении Евангелия и в собственном самоусовершенствовании. - Труд ваш не тщетен, т. е. ваша работа имеет важное значение.

См. также Толкование на 1Кор. 15:35

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Когда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (Ис. 25:8). Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13:14) Жало же смерти грех; а сила греха закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом

Первым плодом будущего видоизменения тел будет уничтожение смерти, а вторым – победа над адом и диаволом. Вместе с тем уничтожится сила греха и все те орудия или средства к возбуждению или ограничению его, какие были, напр., закон совести и откровенный, ныне проходящий до разделения души и духа, членов же и мозгов и судящий мысли сердечные (Евр. 4:12). Тогда праведницы просветятся яко солнце, а грешники будут соблюдаться в муках (Мф. 13:43), – поэтому тогда будет царствовать один закон правды Божией, о чем предсказывал еще прор. Даниил, говоря: приведется правда вечная (Дан. 9:24). Мысль о законе Апостол, может быть присоединил отчасти и для того, чтобы низложить баснословные речи Иудеев о вечности закона (вошедшие потом в Талмуд и другие книги Евреев).
Победа над грехом, смертию и диаволом совершится вполне в конце времен, но она уже началась чрез Спасителя нашего и совершается нами по мере преуспевания в святости жизни, дарованной нам чрез Иисуса Христа, а потому мы должны всегда приносить за нее благодарение Богу и Христу Спасителю и жить, как подобает возлюбленным чадам Божиим, смело отражая все наветы и восстания вражеские (как напр., различные толки неверующих и заблуждающихся) и преуспевать в подвигах, заповеданных Господом, зная, сколь велика награда уготована нам от Господа в славной жизни будущей, которой и да сподобит всех нас Бог благодатию Своею.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом

В заключение этой главы Апостол увещевает верующих быть твердыми и непоколебимыми в вере и нравственной жизни, заповеданных Господом Христом, за что, несомненно, они получат в награду будущую блаженную жизнь от Бога.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible