Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 1:14
Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
- Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 14-17 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова
Благодарю Бога, что никого из вас я не крестил, - ибо двоих из вас я крестил, дабы вы знали, что я совершил крещение именем Христа.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия
Для чего вы гордитесь тем, что крестите, когда я благодарю Бога за то, что не совершал крещения? Этими словами он мудро низлагает такое их высокомерие; унижает не силу крещения, – да не будет, – но гордость превозносившихся совершением крещения, во-первых, показывая, что это не их дар, и во-вторых, за себя благодаря Бога. Крещение важно, но важность сообщает ему не крещающий, а Призываемый в крещении. Совершение крещения ничего не значит относительно труда человеческого, а даже гораздо менее благовествования. Крещение, повторю опять, есть дело важное, и без крещения невозможно получить царствия небесного; но совершить его может человек и не очень важный, а благовествование требует великого труда.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Апостол усиливает обвинение каждым присовокупленным словом, но не поражает сильно обвиняемых, собственное свое лицо выставляя вместо коринфских учителей. Дает же разуметь, что называли себя по именам не только учителей, но и крестивших. Представляет и причину, по которой не крестил многих.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Благодарю Бога, что Я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия
Для чего, говорят, гордитесь вы тем, что крестите, когда я благодарю Бога за то, что не крестил? Так говорит не для того, чтобы уменьшить важность крещения, но для того, чтобы обуздать коринфян, хваставшихся крещением. Ибо крещение есть дело важное, а крестить - неважное.
Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Благодарю Бога, яко ни единаго от вас крестих, точию Криспа и Гаиа
Благодарит Бога, что не крестил, не потому, чтобы совершать крещение не считал делом важным или бы унижал силу крещения, но потому, что чрез это избавился от невинного даже подаяния повода к разделению или усилению толков, кои разделяли там верующих. Надо положить, что в числе причин, почему кто избирал себе кого в головы предпочтительно пред другими, было и то, что крещен им. Если и при том, что Апостол никого почти не крестил, составилась часть, считавшая его своим главою, что было бы, если б он всех, им обращенных, крестил. Он и благодарит Бога, что не крестил, и чрез то не подал никому повода отклоняться вниманием от Христа Господа. Он всех к Господу приводил и радовался, когда кто подобно ему мог говорить: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Видя, что крещенные ближе к себе ставили крестивших, чем Господа, во имя Коего крещены, благодарит Бога,что никакого участия не имеет в этом неугодном Господу направлении умов. Если б было так, говорит как бы он, тогда моей скорби и болезням сердца моего не было бы конца, что хотя без вины, но был причиною того, что иной ближе бы имел во внимании его, нежели Господа. Языком Апостола движет его безмерная любовь к Господу. Этим он и всем дает такой урок: «Не говори мне, кто тебя крестил, но во чье имя? Важно не то, кто крестил, но кто призывается в крещении ибо Этот отпускает грехи. Крещение важно, но эту важность сообщает ему не крещающий, а Призываемый в крещении. Совершение крещения ничего не значит относительно труда человеческого; но само по себе столь важно, что без него невозможно получить Царствия Небесного. Но такова сила его не от того, кто крестит, а во имя Кого крещение совершается» (святой Златоуст).
Амвросиаст (†IVв.)
Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия
Благодарит Бога апостол за то, что не многих из коринфян окрестил, поскольку сам через это не впал в заблуждение, иначе от имени его заблуждение было бы во многих, спорящих через то о крестящих и окрещенных, которые во уничижение крещения Спасителя Его благодать приписывали бы человекам, им приписывая причину славы. Но так случалось, как и теперь новациане и донатисты, которые крещение себе приписывают, наших крещеных не признают, а своим крещеным передают славу в своей персоне. Отчего, от имени Христова отрекшиеся, они себя «новацианами» и «донатистами» называют и тем себя славят. Крисп же и Гаий суть коринфяне, которых Павел для свидетельства называет, поскольку так они окрещены апостолом, что никакой славы ему по этому поводу не приписывали.
Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
Ст. 14-16 (церк-сл.) Благодарю Бога, ни единаго от вас крестих, точию Криспа и Гаиа: Да не кто речет, яко в мое имя крестих. Крестих же и Стефанинов дом: прочее не вем, аще кого иного крестих.
Крисп был Архисинагог начальник собора в Коринфе, где Павел и крестил его со всем домом его. Гаиев трое находятся в Священном Писании: первый Македонянин сопутник Павлов в Ефесе (Деян.19:29), второй Солунянин, следовавший за ним даже до Азии (Деян.20:4), а третий странноприимец его и всея Церкви (Рим.16:23). Пoелику же он говорит «ни единаго от вас», то есть ни одного из вас, Коринфян, я не крестил, кроме Криспа и Гаиа: то отсюда следует, что Гаий также был Коринфянин, как и Крисп: а из сего можно заключить, что он здесь говорит не о Македонянине и Солунянине, но о том Гаие, которого назвал странноприимцем, потому что он принимал как его самого, когда он находился в Коринфе, так и всех верных, приходящих туда. Стефан же есть темничный страж, которого Павел крестил во граде Филиппах со всем домом его (Деян.16:33). Вот, каким образом Павел уверяет Коринфян, что они не крестились во имя его: он свидетельствует, что никого из них не крестил, кроме трех вышесказанных. Но для чего он приносит благодарение Богу за то, что никого не крестил, кроме Криспа, Гаиа и Стефанинова дома? Он сам даст на сие причину. Благодарю, говорит, Бога, что Он смотрительно устроил так, чтобы я никого не крестил, кроме сих, дабы никто из производящих распри не имел случая сказать, что я крестил его во свое имя. Пoелику же он еще сказал: «Не вем? аще кого иного крестих», то, дабы кто не подумал, что он, почитая крещение за малое дело, даже и не памятовал того, крестил ли еще кого-нибудь, далее объясняет причину, для чего он крестил.
Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами. Том II
Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)
Ст. 14-16 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю
Святой Павел благодарит Бога за то, что, по устроению промысла Его, он никого из Коринфян не крестил, кроме весьма немногих, им названных, и тем устранил от себя повод для других думать, будто сообщенное чрез Него крещение дает им право именоваться Павловыми. Видно, такие случаи были, что некоторые назывались именами своих крестителей, или приставали к стороне своих крестителей.
Яко ни единого от вас крестих. Пиша к Коринфянам, говорит Апостол, что он никого из них, Коринфян, не крестил, точию Криспа и Гайя. Крисп был начальник синагоги в Коринфе (Деян. 18:8), а Гай был коринфянин, странноприимец Павла и других верующих во Христа (Рим. 16:23).
Да не кто речет, яко в мое имя крестих. Чтобы не сказал кто, что я крестил в мое имя, и чтобы это не послужило для кого-либо поводом называться моим именем, и говорить: я Павлов.
Крестих же и Стефанинов дом. О Стефаниновом доме упомянул Апостол и под конец послания своего, как о доме, оказывающем благотворения святым, то есть верующим во Христа (1Кор. 16:15).
А крестил ли кого еще, не знаю. Апостол упомянул о тех немногих лицах, которых он крестил в Коринфе. Но могли быть в Коринфе крещенные им в других местах: об этих он не знал, когда писал это к Коринфянам.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-16 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю
Ап. благодарит Бога за то, что Он поручил ему другое, более важное, чем совершение крещения, дело - дело проповеди (ср. ст. 17). Если бы он совершал часто крещение над обращавшимися в христианство, то могли бы сказать, что он делает это для прославления своего имени или даже, что он крестит в свое имя. При тогдашнем религиозном брожении, когда повсюду появлялись новые системы и новые культы, такой выдающийся проповедник как Павел легко мог основать свою религию, заставить веровать в свое имя, а не во имя Христово… Из крещенных им самим Павел упоминает начальника иудейской синагоги в Коринфе - Криспа (Деян XVIII:8) и Гаия, у которого в доме жил одно время Апостол Павел (Рим XVI:23). Третье исключение представлял собою дом Стефаноса (Стефанов), который был в числе депутатов, явившихся к Павлу из Коринфа в Ефес.
См. также Толкование на 1Кор.1:10
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова
Переходя к себе и подобным лицам, Апостол возвещает, что не дает никакого повода к разделению и то обстоятельство, кем совершено крещение того, или другого лица, потому что в деле вступления в Христианство, с человеческой точки зрения, труднейшее дело не крещение, а благовестие, подготовление к нему. Таким образом Ап. Павел, воссылая Богу благодарение за то, что крестил не многих, не только не унижает этим крещения (и совершителей его), но даже возвышает, а вместе с тем устраняет и всякую возможность находить в нем самом повод к разделениям, так как разделение по крестителям в Христианстве, по-видимому, может представляться имеющим большее значение, нежели разделение по достоинству учителей, так ценившихся греками, искавшими мудрости в выражении ее словом, которое нередко подавляло мысль и внутреннее содержание (чего, конечно, не могло быть в Христианстве, сила коего не в слове, а в деле спасения).
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия
Вероятно, в числе причин, почему кто избрал себе учителя предпочтительно пред другими, было и то, что был крещен им. Таким образом, и крещение стало поводом к разделению. Имея это в виду святой Павел благодарит Бога, что в этом отношении он не дал повода к разделению, ибо он сам никого из них не крестил, кроме Криспа – начальника синагоги (см. Деян. 18:8) и Гаия – странноприимца всей Церкви (см. Рим. 16:23), в доме которого все верующие, из какой бы стороны ни были, прибывая в Коринф, находили себе приют, а быть может и трапезу.