Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Севериан Габальский, еп. (†431)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия
Ибо, кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческаго, сущаго в нем? Так и Божие (открывает) чрез Духа Божия, чрез Коего мы становимся способными понимать Его тайны.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 9-13 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным
Где это написано? Так говорится и тогда, когда что-нибудь изображено не словами, а самыми действиями, как например в повествованиях, или когда выражена та же мысль, хотя и не теми же словами, как здесь; например слова: «они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис.52:15) – означают то же, что и слова: «не видел того глаз, не слышало ухо». Таким образом апостол или это выражает, или, может быть, действительно было написано в книгах, но самые книги утратились. В самом деле, многие книги потеряны и только немногие сохранились, еще во время первого пленения. Это видно из книги Паралипоменон. Так апостол говорит, что «все пророки, от Самуила и после него,… предвозвестили» о Нем (Деян.3:24); но этого не видно, между тем Павел, как сведущий в законе и говоривший по внушению Духа, вероятно, знал все в точности. Но что я говорю о пленении? Многие книги были потеряны еще прежде пленения, когда иудеи впали в крайнее нечестие. Это видно из конца четвертой книги Царств, где говорится, что Второзаконие едва было найдено где-то в нечистом месте (4Цар.22:8). Притом есть много пророчеств различного значения, которые понятны только мудрейшим и в которых можно находить многое, неясное для других. Что же? Ужели глаз не видал того, что уготовал Бог? Точно не видал: кто из людей видел имевшее быть домостроительство Божие? Ужели и ухо не слыхало и на сердце человеку не входило? Так ли это? Если пророки предвозвестили, то как ухо не слыхало и на сердце человеку не входило? Точно не входило. Апостол говорит не о пророках только, но о всем естестве человеческом. Как? Ужели и пророки не слыхали? Они слышали, но пророческий слух их не был слухом человеческим; они слышали не как люди, но как пророки. Потому и говорит Исаия: «пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал» (Ис.50:4), разумея приложение, даруемое Духом. Отсюда видно, что прежде, нежели они услышали, человеку и на сердце не входило, так как после дарования Духа сердце пророков было не сердцем человеческим, но сердцем духовным, как и сам Павел говорит: «мы имеем ум Христов» (1Кор.2:16). Смысл слов его следующий: прежде, нежели нам дарован Дух и открыты недоведомые тайны, не разумел их никто ни из нас, ни из пророков. И могло ли быть иначе, если не знали их даже ангелы? Что же после этого говорить о князьях века сего, если никто из людей и даже горние силы не знали этого? Чего? Того, что кажущимся безумием проповеди будет побеждена вселенная, обращены народы, совершено примирение Бога с людьми и дарованы нам столь великие блага. Как же мы познали это? «А нам», говорит, «Бог открыл это Духом Своим» (1Кор.2:10). Не внешней мудростью, которой, как презренной рабе, не дозволено входить внутрь и проникать в тайны Господни.
Видишь ли, какое различие между той и другой мудростью? Одна научила нас тому, чего не знали ангелы; а внешняя сделала противное: не только не научила, но еще служила к тому препятствием и, когда уже все совершилось, затмевала события и уничижала крест. Таким образом Павел воздает нам честь, показывая, что мы не только научились, и притом вместе с ангелами, но и научились от самого Духа. Далее, показывая важность знания, говорит, что если бы нам не открыл этого Дух, знающий тайны Божии, то мы и не познали бы. Так Бог благоволил хранить это дело в тайне. Потому мы имели нужду в таком учителе, который бы знал это ясно. «Ибо Дух, – говорит, – все испытует, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:10–12). Здесь слово испытует означает не незнание, а точное знание; такое же выражение он употребляет и о Боге, когда говорит: «испытаяй же сердца весть, что есть мудрование Духа» (Рим.8:27). Сказав о совершенном знании Духа, показав, что оно равно знанию Божию, как знание человеческое равно самому себе, и доказав, что мы познали все от Него, и не иначе, как от Него, он продолжает: «что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:13). Видишь ли, как он возвеличил нас достоинством Учителя? Мы настолько мудрее язычников, насколько Платон отстоит от Святого Духа. Они имеют своими учителями риторов, а мы – Святого Духа. Что значит: «соображая духовное с духовным»? Если касательно духовного встречается какое-либо недоумение, то мы приводим и объяснения от предметов духовных; например: я говорю, что Христос воскрес, что Он родился от Девы, и для объяснения привожу свидетельства и прообразования, пребывание Ионы внутри кита и последующее освобождение, рождение бесплодными женами, Саррой, Ревеккой и другими, произрастение дерев в раю, тогда как еще не были брошены семена, не проливались дожди, не были проведены борозды. Будущие события были начертаны и прообразованы, как бы в тени, прежними, чтобы уверовали в них после их исполнения. Показываю и еще, как человек произошел из земли, как без всякого совокупления жена произошла от одного мужа, как самая земля произошла из ничего, как везде и во всем достаточно было могущества Создателя. Так я объясняю духовное духовным и нигде не прибегаю к внешней мудрости, к рассуждениям и умозаключениям. Языческие мудрецы напрягают и терзают слабый разум свой, и никак не могут объяснить того, о чем говорят, но еще делают противное, приводят в большее замешательство, увеличивают мрак и недоумение. Потому апостол и говорит: «соображая духовное с духовным». Видишь ли, как он доказывает, что внешняя мудрость излишня, и не только излишня, но даже враждебна и вредна? Это выразил он, когда сказал: «чтобы не упразднить креста Христова» (1Кор.1:17), и: «чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой» (1Кор.2:5). А теперь доказывает, что те, которые надеются и во всем полагаются на нее, не могут познать ничего полезного.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Апостол показал, что испытание – признак не неведения, ибо присовокупил, что Он также «весть Божия», как мы знаем собственные помыслы.
Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
Никтоже весть яже в человеце, точию дух человека: да постыдятся же и заградят уста свои покушающиеся хвалить нас в лицо.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
А нам Бог открыл это Духом Своим
Кто-нибудь мог спросить: если не приходило на сердце человеку, то как вы узнали об этом? Отвечает: Бог открыл нам Духом, а не человеческой мудростью. Ибо она и не достойна была, и не могла видеть тайн Божиих.
Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия
Таково, говорит, было это таинство и столь сокровенно что мы не могли бы познать его ни от кого, если бы не научил нас Дух, который знает и глубины Божии. Слово проницает показывает не неведение, но совершенное знание, подобно как и об Отце сказано: Ты испытуешь сердца (Пс. 7:10), вместо: знаешь глубину сердец. Можно и так понимать: говорится, что Дух проницает тайны Божии, в том смысле, что Он услаждается созерцанием их. Совершенное знание Духа показывает и в последующих словах. Ибо как человеческий дух знает, что в человеке, так, говорит, и Дух Божий; знает, что принадлежит Богу. Отсюда узнаем, между прочим, что Дух не иной сущности в сравнении с Отцом, подобно как и дух человека не иной в сравнении с человеком.
Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий
Объясняет Апостол, как Дух Божий ведает все глубины Божии, общепонятным сравнением сего с тем, что происходит в каждом человеке. Что ни происходит в духе человека, все то сокрыто от внешних чрез тело, сам же дух человека, себя сознающий, все то ведает и не может не ведать, хотя бы не хотел: ибо все то в нем самом происходит. Так Дух Божий в Боге все ведает, потому что все, что есть в Боге, в Нем есть, яко нераздельно с другими Лицами сущем Боге едином. А Сын Божий разве не ведает всего? – Ведает. И Бог Отец все ведает. Ведение нераздельно в Божестве и одинаково всем Лицам принадлежит. О Духе же поминает святой Павел потому, что речь о Нем, открывающем тайны Божии. Или может быть он указывает здесь на дух Божества, все ипостаси объединяющий в едином сознании единаго Божества, говоря по-человечески.
Впрочем, у Апостола Павла намерение не то, чтобы вводить нас в тайны Божества, а то, чтобы пояснить, что Божия никто не знает, кроме Духа Божия. Сокрыто то от всех тварей, и никто постигнуть того сам не может, на какой бы высокой ступени в лестнице творения ни стоял. Сказал он, что нам открыл Дух Святой. Теперь, как бы кто не подумал: вам Дух Святой открыл, а мы другою дорогою до того же дойдем, дополняет: Божия никто не знает, кроме Духа Божия. Иного пути, следовательно, к познанию премудрости Божией, в тайне сокровенной, нет и быть не может. Или у нас учитесь, или оставайтесь вне, в неведении и непонимании дела. И, нам последуя, не нами будете научены, а Духом Божиим, всех научающим и просвещающим, Которого подает Распятый Господь, веры ради.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Еще потому можно строить Церковь, что сам ап. Петр заповедал это: «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет.2:5).
Православный ответ: Христиане, действительно, должны созидать добрую христианскую жизнь, как «дом духовный», как «духовные жертвы, благоприятные Богу», но новые веры и церкви, противные основанной однажды на Христе, недопустимы, ибо они отвергают вместе с жидами камень, «Который сделался Главою угла» (Пс.117:22), забывши: 1Кор.2:11. Апостолы приносили «благоприятные Богу жертвы», но сект не создавали и им противились.
Амвросиаст (†IVв.)
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия
Ясно, что помыслы наши никто не знает, кроме как душа наша, которую духом назвал апостол. Так и в Евангелии среди прочего сказано: и возвратился дух ее (Лк 8:15). Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Так Дух Божий научил нас тому, что знает по природе Своей, а не от наукоучения. Научил нас свидетельству Христа, ибо Он есть не только Дух Бога, но также и Дух Христа.
Севериан Габальский, еп. (†431)
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия
Бог и Дух Святой - это два лица, а человек и дух, живущий в нем, не два лица, но один человек. Итак, апостол, показывая строгое тождество познания у Отца и Духа, сравнил [с этим] познание духа в нас.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия
Чтобы разъяснить своим читателям эту деятельность Духа Божия, совершающуюся, конечно, внутри Божественной сферы, Ап. говорит теперь о деятельности человеческого духа в сфере внутренней жизни человека. И в нашей душе есть настроения и стремления, какие доступны только нашему собственному духу и непонятны постороннему человеку.
Cм. также Толкование на 1Кор. 2:6
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божияго никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным
И Апостолы не сами дошли до учения о спасения людей. Им Бог открыл эту тайну чрез Св. Духа Своего, Которого послал Апостолам, а чрез них дарует откровение этой тайны и всем верующим посредством таинств и других священных способов. Производя, таким образом, и всю силу христианского учения от Духа Божия, Апостол показывает непреложную верность сего учения, его величие, полноту и глубину, так как Духу Божию, как Единосущному с Отцом и Сыном, все открыто также, как собственному человеческому духу открывается все то, что находится в душе самого человека. По слову св. И. Златоуста, здесь «Апостол Павел воздает нам честь, показывая, что мы не только научились, и притом вместе с Ангелами, но и научились от Самого Духа. Вместе с тем он показывает и важность знания, давая разуметь, что если бы нам не открыл это Дух, ведущий тайны Божии, то не познали бы и мы... Бог благоволил хранить это дело в тайне. Посему мы имели нужду в таком Учителе, который бы знал это дело ясно. Таков и есть Дух Божий. Дух бо испытует вся, и глубины Божия. Здесь слово испытует означает не неведение, а точное ведение. Такое же выражение он употребляет и о Боге, когда говорит: испытаяй же сердца весть, что есть мудрование Духа (Рим. 8:27)». «Сказав же о совершенном ведении Духа, показал, что оно равно ведению Божию, как ведение человеческое самому себе, и доказав, что мы познали все от Него, Апостол продолжает: яже глаголем»... Показывает, что «мы столько мудрее язычников, сколько Платон (философ) отстоит от Святого Духа. Они имеют своими учителями риторов, а мы – Святого Духа».
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия
Только посредством откровения Духом и становится известной людям тайна спасения нашего, потому что Он один знает, что есть в Боге, подобно тому как одному только духу человека известно, что сокрыто в душе человека.Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Если бы через таинства подавалась благодать Божия, то жизнь православных делалась бы лучше, а мы этого не видим.
Ответ:
Из притчи о сеятеле (Мф.13:3-8;18-24; Лк.8:5-15) видно, что различное возрастание и плодоношение семени зависят от различных качеств земли (сердца человека), а не семени. Так не все, принимающие таинства, обладают в одинаковой степени духовно-нравственной природой, почему одно и то же таинство сопровождается не одинаковыми последствиями для духовной их жизни. Господь каждому подает одинаково дар благодати («по одной мине» – Лк.19:12-27), и от получивших зависит возрастить его. Спасительное влияние таинств не всегда доступно внешнему наблюдению (1Кор.2:11) и затем может обнаруживаться не тотчас по принятии, а иногда спустя более или менее продолжительное время.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты, отвергая таинства православной Церкви, приводят следующий текст: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф.10:26; Мк.4:22; Лк.8:17,12:2).
Ответ:
«Речь Спасителя» (Мф.10:18-27), – говорит святой Иоанн Златоуст, – имеет такой смысл: «довольно для вашего утешения и того, что и Я, Учитель и Господь ваш, подвергаюсь одинаковой с вами укоризне (Мф.10:24-25). Если же вы, слыша это, не перестаете все же смущаться, то имейте в виду и то, что спустя немного времени вы избавитесь и от позорных нареканий. И о чем вы скорбите? О том ли, что вас называют обманщиками и льстецами? Но подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов и откроет вашу добродетель... и возвестит, кто вы таковы, прозвучит громче трубы, и сделает всех свидетелями вашей добродетели... Невозможно, чтобы дела ваши остались в неизвестности... Так как Он беседовал с учениками наедине и в маленьком уголке Палестины, то и сказал это «в темноте» и «на ухо», желая противопоставить образ настоящей беседы тому дерзновению в проповедании, которое Он имел в виду даровать им. Он сказал: «Говорите при свете», – «проповедуйте на кровлях», т.е. без всякой робости, со всей свободою и со всякою смелостью говорите все царям и народам во всей вселенной».(*)
Где же сектанты в приведенных словах Иисуса Христа усмотрели основания к отвержению таинств православной Церкви? Священнодействия, в которых Господь подает Свою благодать Духом Святым, называются таинствами, потому что благодать сообщается, хотя и через видимые посредства, но тайно, невидимо и непостижимо для человека: «ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11; Ин.3:8).
---------------------------------------------------------------------
(*) - Творения. Том. 7. Бесед. 34 на Еванг. от Матфея. 1911 г., стр. 376–377.
Православная Церковь и сектанты
Опровержение сектантских возражений о Церкви.
Сектанты говорят: Для чего молиться за тех умерших, которые перед смертью покаялись?
Ответ: «Но кто из человеков знает, что в человеке?» (1Кор.2:11). Каково было их предсмертное покаяние? Хотя умершие и принесли покаяние полное и глубокое, но не успели на деле совершить свое раскаяние (Мф.3:8); молитвы и благотворения в память усопших способствуют возрастанию зачатков добра, с коими они перешли в загробный мир.